Фоккер (попытка №2)

В_В_Д
vlad_den:

Точно по хорде нервюры? У многих плоско-выпуклых профилей легко обмануться.

С этого места поподробнее пожалуйста…

kiselev_sergei

Дело не в углах установки крыла. Дело в том, что это - парасоль. Основное сопротивление даёт крыло, а вектор тяги находится далеко внизу и это даёт большой момент на таком плече. Отсюда и сильный кабрирующий момент при даче газа, отсюда и опущенный после тримирования РВ. Лечится изменением угла стабилизатора, ну или можно просто не обращать на это внимания. Летать и с таким положением РВ должен нормально.

vlad_den

Хорда нервюры - прямая между крайними точками профиля. Часто не паралельна нижней плоскости крыла. То есть, ты считаешь, что крыло в нуле, а оно на самом деле в приличном плюсе.

В_В_Д
vlad_den:

То есть, ты считаешь, что крыло в нуле, а оно на самом деле в приличном плюсе.

Вполне возможно, тем более что профиль очень толстый. Нужно смотреть в чертежах, а это завтра. Спасибо.

kiselev_sergei:

Лечится изменением угла стабилизатора, ну или можно просто не обращать на это внимания. Летать и с таким положением РВ должен нормально.

Спасибо Сергей за внимание, летит нормально конечно и так, но как то не по фен шую))) Думаю нужно в комплексе решать проблему, проверить угол установки крыла и потом изменять угол установки стаба.

Видео не очень, но внятно что и как.

ANT53

Володя поздравляю!Самолёт летит как и все не настроенные парасоли.Сразу ясно,что надо увеличить выкос двига на 2-3 градусов вниз и вправо на 1-2гр.,а для этого нужно будет заднее крепление двига поднять,что бы валом винта попасть в центр отв.капота.Ну это ясно.Центровка явно задняя,двигать вперёд до 18-20%.К кабрированию при даче газа нужно просто привыкнуть,это же парасоль,да ещё и с толстенным профилем крыла,плюс центр масс выше оси двига.Газ можно замикшировать с РВ,что мне не нравится(чувство,будто второй пилот вмешивается в управление),а просто сам реагирую стиком.И будет всё О.К. А почему взлеталось против ветра,а посадка по ветру?По дыму из трубы завода(?) видно,что ветер был боковой,с углом к полосе градусов 30,но и это надо было использовать для уменшения посадочной. Самолёт в воздухе смотрится классно и летит отлично,а боевые раны и царапины залечатся!

fed

Приветствую, Володя!
Поздравляю с великолепной копией и облетом Фоккера!!! Есть пища для размышлений и дальнейшей настройки!

В_В_Д:

да ещё углы установки крыла и стабилизатора в ноле.

А вот это, на мой взгляд, в корне неверно для истребителя первой мировой! Оттримированный руль высоты говорит о многом!

Я имею очень небольшой опыт проектирования и постройки и успешной эксплуатации некоторых бипланов первой мировой, не самых простых с точки зрения аэродинамической компоновки и балансировки.
Но полетели с первого полета как надо!(Илья Муромец 1/10, Ньюпор 24 1/8, Fokker Dr1 триплан 1/8)

Действительно там все не просто с углами крыльев, мотора и ГО. Но я очень строго соблюдал те углы установки, что и на прототипе! Это сработало безотказно!

Итак, смотрим углы Fokker триплана:

Видим, что стабилизатор под огромным положительным углом 5,3град к строительной оси самолета, при этом мотор в нулях, а крылья в положительных углах. (угол атаки крыла меряется от точки на передней кромке, где воздушный поток разделяется на верхний и нижний - к точке на задней кромке, где потоки условно смыкаются. Не путать с нижней поверхностью крыла!!!)
Т.е. мотор фактически выкошен вниз относительно крыла и стабилизатора!!!
В полете строительная ось самолета - по барабану для полета. Важны относительные углы крыла , мотора и ГО! Самолет всегда балансируется относительно своей аэродинамической нейтрали и совсем не факт, что это строительная горизонталь!

Именно так в точности эти углы были сделаны и на моей модели. Триплан полетел идеально по продольной балансировке с первого полета!
Самый первый полет Триплана:

И еще несколько первых полетов. С посадкой тоже были проблемы на первых порах

Специально отрабатывал технику посадки на триплане:

Теперь смотрим на чертеж прототипа Фоккера D8:

Видим примерно аналогичную картину.
Крыло стоит под весьма приличным углом атаки 3,7град по отношению к мотору. Т.е. мотор не нужно больше выкашивать вниз! А стабилизатор стоит под положительным 2,7град. , т.е. есть продольное V углов между крылом и ГО! Что и нужно для правильной продольной балансировки.
Очень рекомендую сделать такие же углы и на модели!
Все полетит как надо! Весь стабилизатор в хороший положительный угол!!!

В_В_Д
fed:

Все полетит как надо! Весь стабилизатор в хороший положительный угол!!!

Андрей! Спасибо Вам большое!

fed

Еще пару замечаний по Фоккеру высокоплану.

  1. Для такой аэродинамической схемы типа высокоплан и тем более “парасоль”, комфортная центровка может быть весьма задней. 30%САХ - вполне нормальная может быть и еще более задней, в отличие от низкопланов, где желательно летать на 20 - 25% САХ
  2. Стабилизатор на Фоккерах первой мировой Dr1, DVII, DVIII ставился под очень большим положительным углом. Так как он очень стреловидный по передней кромке, то , думаю, есть эффект затягивания срыва потока при больших углах атаки, как и на стреловидных крыльях. И очень большая корневая хорда стабилизатора. Т.е. оперение на Фоккерах очень эффективно на большом диапазоне углов атаки. Фактически, мы имеем дело с аэродинамической схемой “с несущим стабилизатором” , как на свободнолетающих моделях. А это тоже означает, что может быть достаточно задняя центровка, при хорошей продольной балансировке.
    Следует стремится, чтобы работала плоскость всего стабилизатора. Иными словами, при первом полете, на модели рули высоты были затриммированы значительно вниз, для балансировки. А это дает очень большое, так называемое “балансировочное сопротивление ГО”, что значительно тормозит самолет и ухудшает аэродинамическое качество, что в свою очередь требует большей мощности ДУ, в общем самолет летит “неправильно”. Стоит изменить угол всего стабилизатора, и самолет “оживет”, сразу появится “летучесть”

Не исключено, что на Фоккерах, намеренно делался такой положительный угол стабилизатора, чтобы наклонить ось самолета вниз, при аэродинамической нейтрали, тем самым улучшить обзор из кабины.

В_В_Д
fed:

Еще пару замечаний по Фоккеру высокоплану.

Андрей спасибо! Вот сейчас пазлы сложились, возможно это избавит меня ещё и от балласта в носу самолёта, всё таки чуть больше 30% это -200гр. Ваши рекомендации очень понятны и доходчивы для таких “чайников” как я)))

75777

Владимир, поздравляю с облетом! Все будет нормально

fed:

Не исключено, что на Фоккерах, намеренно делался такой положительный угол стабилизатора, чтобы наклонить ось самолета вниз, при аэродинамической нейтрали,

Это совершенно точно! Где-то в монографиях я про это конструктивное свойство самолетов первой мировой читал! Как тогда боролись с плохим обзором на бипланах во время боя ! Чего только не делали! И это тоже!

75777

Кстати, тут еще одна мысля по триммированию пришла. Проверить установочный угол “лопаты” обтекателя оси шасси. Если его угол не нулевой относительно

fed:

аэродинамической нейтрали

, то ,как минимум, это будет создавать пикирующий момент (за счет увеличенного от этого угла лобового сопротивления) , и дололнительный прирост ( со знаком + или - - в зависимости от знака этого угла) подъемной силы. Площадь этой “лопаты” ведь достаточно существенная.

yablokov

Сколько я перестроил этих моделей и осмелюсь доложить ни на одной выкос двигателя не делал…Ставил тупо по нулям как на прототипе и летали они я Вам доложу как по рельсам.Единственное при резкой даче РУДа приходилось немного парировать момент рулем направления.Поэтому мой совет поставьте двигатель ровно и проверте установочные углы крыла и стабилизатора.
Также можно замикшировать газ с рулем направления.Лишним не будет.А вообще самолет такой схемы как Ваш должен летать как тренер.

ANT53
В_В_Д:

это избавит меня ещё и от балласта в носу самолёта, всё таки чуть больше 30% это -200гр.

Акк в капот над двигом не влезет?Вместо балласта.Конечно неудобно,но можно пожертвовать ради веса.Всё таки 4500гр. можно сказать максимум для комфортного полёта при таком масштабе самолёта.

В_В_Д
ANT53:

Акк в капот над двигом не влезет?Вместо балласта.

Он там уже стоит)))

yablokov:

Поэтому мой совет поставьте двигатель ровно и проверте установочные углы крыла и стабилизатора.

Уже сделано, все как советовал Андрей выше, точим обода для новых колес, скоро полетим снова.

75777:

Площадь этой “лопаты” ведь достаточно существенная.

Да, обратил внимание на это, теперь сверю угол установки с основными плоскостями, как раз сегодня закончил их выставлять.

yablokov:

А вообще самолет такой схемы как Ваш должен летать как тренер.

Полетит))) куда ему уже деваться, только нагрузка на крыло великовата конечно…85 гр. на дцм где то.

yablokov
В_В_Д:

Полетит))) куда ему уже деваться, только нагрузка на крыло великовата конечно…85 гр. на дцм где то.

Для копии это нормальная абсолютно нагрузка.У пилотажек нагрузка 55-70 грамм.

13 days later
Horizont

Володя, как дела ! Что удалось сделать, исправить ?

75777
Horizont:

Володя, как дела ! Что удалось сделать, исправить ?

Да, автор, наверное уже на чемпионате летает. Вроде , он писал в этих выходных где-то. Вот и молчит пока. Не до форума.

maxpov

Автор, Чемпион Казахстана по моделям копиям!!! УРА!!! Ждём когда доберётся до интернета и Всё подробно расскажет!

Horizont

Ну тогда, ура ! Ура, победителю ! Свершилось !

БОГДАН

у меня первый взлёт Фоккера тоже такой был ,резкий крен влево и сломанная левая консоль крыла

после починки ,поставил двигатель КМД 6.5 с винтом от КМД 10 ,диаметр 295 ,шаг не помню и при взлёте был готов парировать левый крен

посадки как правило были с выключеным двигателем ,но модель пролетала недолго ,полётов 5-6 примерно ,расколотил при взлёте

углов на крыле ,стабилизаторе ,двигателе не делал ,наверно так само по себе всё удачно получилось при изготовлении ,вобщем никаких эффектов вспухивания не было при полёте ,только ужасный левый крен при взлёте

В_В_Д

Добры день коллеги! Вчера ночью вернулся с чемпионата Казахстана, эмоций конечно через край😁. Сделать ещё один полёт после ремонта дома не удалось из за погоды, решено было облетать в Алмате. По приезду собрал модель, руки трясутся, ноги ватные…взлет с травы…летит просто песня! Чуть триммернул, посадил…двигатель горячий, сказывается очень “жиденький” воздух (всё таки горы)и температура +30, проп 18*12 тянет хорошо,но батарею высадил за три минуты. Поменял 17*10 и сразу в первый тур. Отлетал не помню как, как в тумане, очнулся после посадки😒. Взлет длинный с пробегом, подниманием хвоста и плавным набором высоты, планировал пролеты между фигурами но с перепугу связал все в единый комплекс, летал средненько ( в смысле мастерства) ,но довольно уверенно. Потом стенд. Что могу сказать, судьи на высоте! Все точно, четко, справедливо, объективно. Все мои косяки в постройке увидели, оценки выставили справедливые. На следующий день во втором туре я не взлетел…при отрыве на маленькой скорости боковым ветром модель перевернуло:), у моего основного соперника не завелся двигатель, а у меня гнутые стойки шасси, ось выгнуло и киль напополам, растяжки шасси порвало ну и т.д. Вот и все думаю, приехали…Мы оба заявили повторный полет в конце тура, не знаю насколько это по правилам, но нам разрешили, наверное пожалели наш труд и упорство. За двадцать минут все выгнули, вклеили, натянули, воткнули бамбуковый штырь в ось шасси(поломали когда выгибали), геометрия конечно плачевная, но тут уже спортивная злость, как так, год готовится и сдаться? Взлететь главное, а там лишь бы не “баранка” за полет. Взлет пошел очень прилично, летал низко, посадил плохо, скапотировал. Третий тур тоже самое…Да мастерство пилотирования нужно подтягивать. Модель летит очень красиво, уверенно, плавно, копийно, а вот фигуры пилот делал не чисто😒. Мой основной соперник отлетал лучше. Перевесил стенд с разницей в 13 очков(такая малость:)) в сумме баллов я победил😁. Цель поставлена и достигнута! Подходили бывалые копиисты, жали руку и говорили чтобы на следующий год я боялся, так как у них появился конкурент и они теперь снова в “теме”. А я то думал завязать с копиями😂. Спасибо вам всем за советы и поддержку, терпение и внимание, это наша с вами, пусть маленькая, но победа! Спасибо! Моим друзьям, которые меня поддержали на стартах, Евгению, Мадияру, Виталию отдельно😁