Легкие самолеты А.С.Яковлева, М 1:12
Скорее всего капот буду формавать по позитивной технологии из тонкой стеклоткани. Так же хотел и обтекатели шасси делать.
Что случилось с нелюбовью к композитам? Я думал подобные вещи будут из папе-маше, или вытянутые из “вивака”? 😃.
Композиты не люблю!😃 Липкое и противное занятие. Фу-ууу!!!
То ли дело - БЛАГОРОДНАЯ БАЛЬЗА!
Но иногда все же приходится ими заниматься… Хоть я всячески и стараюсь от этого дела отлинять😁
Немножко удалось поработать в “кроватной мастерской”…
Сделал две формовки в подготовленные матрицы с разными параметрами выкладки.
формуем под вакуумом .
Первая формовка из трех слоев тонкой (не знаю, какая толщина) стеклоткани на ЭД-20. Использовал пластификатор. Корочки получились очень пластичные, но через пару дней на батарее приобрели неплохую жесткость.
Потом стал использовать 2 слоя чуть более толстой стеклоткани и фильтрующую жертвенную ткань для уменьшения количества связующего. Без пластификатора. Получил значительно более жесткую “сухую корочку” с таким же весом.
слева - первая формовка Справа - вторая.
Вес одной корочки обтекателя - 3.8гр. Капот - 9 гр. и 11гр.
Гипсовые матрицы не дали поверхность супер качества, более менее приемлимо, хотя я и не уверен, что мне это нравится.
Решил попробовать несколько необычный способ изготовления копийного стабилизатора…
Формируем такую структуру, толщиной 0.8 мм из средней бальзы (в двух экземплярах) на два АИРа:
Слегка смачиваем одну сторону и в перчатках формуем профиль по горячей трубе отопления
Вклеиваем лонжероны и кромки из бальзы, и собираем из двух половинок стабилизатор с рулями, от которого потом отрезаем и обрабатываем рули высоты.
Это ГО на АИР-7: вес стабилизатора - примерно 3.8гр., рули - по 1гр. (потом взвешу на более точных весах), и еще окончательно не зачищен.
Не могу рекомендовать эту технологию, хотя вроде получилось. Жесткость очень высокая, вес мне не нравится. Надо было более легкую бальзу брать😈
может и другой вариант еще попробую…
Вес отличный, Андрей! А как с прочностью нервюр? Ещё на F1F пытался сделать такие. Нервюры оказались неприятно- слабыми. Одно неосторожное нажатие и пролом обеспечен. А как твои?
Приветствую, Константин! Тонкие полочки из жесткой бальзы, и стоят достаточно часто, так что вполне устойчивы на слом.
Процесс оптимизации каркасов еще далеко не закончен. Хочется копийного внешнего вида, и минимально возможного веса при достаточной прочности.
Надо работать с плотностью бальзы для получения оптимума.
Есть еще другие идеи всякие. Постепенно буду их опробовать на других АИР-ах😁 Так что, я рассматриваю этот проект “Легких самолетов”, в том числе и как полигон для отработки технологий для мини-авиации. Есть резервы для уменьшения веса. А планов много…
Ещё расстраивало то, что хорошая натяжка плёнки мнёт такие нервюры( у меня) и делает это разнородно. Профиль гуляет.
В таком типе нервюр есть свои достоинства и недостатки, с которыми можно бороться.
Для полок нельзя использовать мягкую бальзу.
Главными достоинствами я вижу возможность делать копийное количество нервюр, при минимально возможном весе.
Ведь у стандартной нервюры работает периферийная часть, полка, а то что в середине - просто вес с минимальной функциональностью поддержания формы профиля,
У полочных нервюр нет бестолкового веса! Весь материал работает.
Со стабильностью поддержания обвода можно сотрудничать при помощи ламнированных полок - это будут арки между лонжеронами.
И можно подкрепить в середине одной - двумя стойками нервюру.
Над технологичностью изготовления надо думать… Буду экспериментировать дальше с таким типом нервюр…
Нравятся они мне…
Андрей, приветствую ! Не пробовал такие нервюры с внутренней стороны проходить полоской циакрина, или с клеем проложить тонкую нить ? Вес прибавит комариный !
А что за вакуумник в “кроватной мастерской”?
А что за вакуумник в “кроватной мастерской”?
Небыло в кроватной мастерской никаких вакуумников.Просто Андрей опередил время!😁
Чего то как то скучно без главврача ! Одиноко !
А что за вакуумник в “кроватной мастерской”?
Компрессор от холодильника. Замечательно сосет! Использую подобные с начала 80-х годов
___________________
Эх, Александр! Как хочется иметь побольше времени свободного! … работаю, не покладая рук. 😍 Следующая неделя, похоже, тоже пропадет для создания летающей коллекции.
Процесс создания элементов планеров АИР-ов идет, конечно не так быстро, как хочется, но это уж сколько удается выделить времени, правда в основном по ночам…
Удалось сделать консоли для мини АИР-7.
Немножко изменил технологию. Добавил среднюю стоечку на этапе сборки, что существенно упрочнило нервюры и дало большую стабильность обводу.
У прототипа 8% профиль. Но я не люблю тонкие крылья. Всю жизнь модельную стараюсь уменьшать скорости моделей всеми способами!
поэтому решил немножко увеличить относительную толщину до 10%, что должно позитивно повлиять на летные характеристики
Консоли собираются сразу с каркасами элеронов
… Которые потом отделяются и профилируются по передней кромке.
Итоговый вес одной консоли габаритом 360 х 152 мм х 10%профиля - 9,5гр. (с элероном)
Консоли решил таки делать съемными для фундаментальных выездов на полеты, когда будет летать вся эскадрилья …
Решения созрели, осталось осуществить…
ГО на АИР-5 тоже готово
АИР-5 - 6гр
АИР-7 - 5гр
С огромным интересом перечитываю строки книги “Цель жизни” А.С. Яковлева про период начала 30-х годов. Поразительно, как создавались первые АИРы. Полулегально, на авиационном заводе группой антузиастов, на средства Осовиахима, в нерабочее время… А потом АИР-6 производился серийно.
Потрясающе, что за сравнительно короткий промежуток времени, очень небольшим коллективом, практически вручную, с минимальным станочным парком, когда у группы появились свои помещения, было создано столько типов легких самолетов! Вот что значит энтузиазм, и желание развивать авиацию страны! А сколько перелетов было ! Между строк можно только представить, сколько было сложностей и препятствий в этом деле.
Галерея легких самолетов Яковлева представляет, практически все возможные классические аэродинамические компоновки для легких самолетов -
• лаконичные планера АВФ-10, АВФ-20
• бипланы АИР-1, АИР-2,
• парасоли АИР-3, АИР4, АИР-8
• подкосные высокопланы АИР-5, АИР-6
• подкосный, расчалочный моноплан - АИР-7
• монопланы АИР9, АИР10, АИР11, УТ-1, УТ-2, АИРы- 12, 14,18
• поплавковые гидросамолеты - АИР-2, АИР-6, УТ-1 и другие, поставленные на поплавки.
От машины к машине совершенствовалась, оптимизировалась, вылизывалась компоновочная, конструкционная схема, ставшая классикой для легких Яковлевских самолетов. А потом в суровые годы войны, она легла в основу замечательной серии легких истребителей Як-1,3,7,9, успешно громивших фашистов.
А послевоенная серия легких самолетов, - Як-10, Як-12, Як-12Р,М,А, Як-20, Як 18, Як-18А,П,ПМ, ПС,Т, Як-50,52,55… И все выдающиеся самолеты, наша драгоценная история… Сколько пилотов подготовлено, сколько спортивных побед одержано на этих машинах!
Большинства прототипов уже не сохранилось, нет даже чертежей хороших… Обидно!
Как же интересно и важно создать летающую коллекцию классики отечественного авиастроительства!
Андрей, ты как планируешь подкосы делать? Я сначала думал - бамбуковые шпажки, но они круглые в сечении. Хочется чечевичные. Может - в бальзу вклеить угольную палочку 1 мм?
Я подкосы планирую делать из бамбука. Всегда его очень любил, как материал.
У меня есть очень толстый бамбук. Из него часто всякие силовые вещи делаю.
Можно из колен от удочек. Хотя у вас вряд ли есть такие раритеты.
Он есть в кухонных досках, тоже неплохой. Тоже часто такой использую.
Можно из бука. Тоже вариант отличный. Здорово полируется и сопрягается с деревом.
пенопласт не простой
очень похож на ПВХ пенопласт, он же airex, herex. твердый, тяжелый, не боиться расстворителей… он?
очень похож на ПВХ пенопласт, он же airex, herex. твердый, тяжелый, не боиться расстворителей… он?
Белый - полиакрилатный (вспененный плекс, разной плотности), коричниевый - бакелитовый, огнеупорный.
Приветствую, коллеги!
Консоли решил сделать таки съемными из соображений транспортировки на полеты всей эскадрильи…
тонкие угольные трубочки обматываются кевларом и приматываются к лонжеронам центроплана/консоли. Жесткая ОВС проволока диам. 1.2 мм дает возможность установить консоли с любым поперечным V. Расчалки дадут окончательную жесткость всей системе.
ГО установил в отрицательный угол порядка 0.5 - 1 град относительно строительной горизонтали.
Каркас мини АИР-7-го в первом приближении вроде собрался.
Вес бальзового каркаса в данном состоянии -84 гр. Но еще будет зашивка некоторых зон.
Красотища!!!
Каркас мини АИР-7-го в первом приближении вроде собрался.
Вес бальзового каркаса в данном состоянии -84 гр.
😍😍Ннн-дааа. 😍😍
:oВ свое оправдание могу сказать, что моделями начал заниматься только в 2009 году. (до этого мечтал издали;))
Очень рационально.Учтены подкосы и расчалки прототипа во избежание переусиления и как следствие,утяжеления самолёта.Идёт борьба за вес не на шутку!😃 😈 Жалко будет обшивать такую красоту!Вспомнил эпизод из книги “Дымное небо войны” Речкалова,там он описывает,как учлёты тренировались на И-15 с наполовину ободранной обшивкой на крыльях пробежкам по аэродрому.Учлёт Речкалов парень горячий,дал полный газ и…взлетел!!На аэродроме переполох!Топлива в обрез.У Речкалова опыта полётов нет.Я представляю,как у него очко зажалось!Он же и сам не ожидал этого.Но всё обошлось–взлетел инструктор на другом И-15 и показал как приземлиться.
моделями начал заниматься только в 2009 году.
Если это учесть,то вы прекрасно справились со своим АИР-7.Подтверждение–отличный полёт вашей модели.
Каркас мини АИР-7-го в первом приближении вроде собрался.
Ух, как хитрО ты там мотораму связал!