Гироскоп на F4.
Я считаю, что это в курилке нужно обсуждать, тема засоряется. Потом читать будет невозможно.
А я считаю, что не в курилке 😃
Вы в этой теме о чем читать хотите? Тема создана не про девайсы как таковые, для размышлений на тему девайсов на копиях и полукопиях. Тут по определению никакой информации технической не предполагается, за этим в соответствующий раздел форума.
Правильно. Там и так не продохнуть. От желающих поучавствовать отбоя нет.
Я вас умоляю 😃 Не стоит свою лень прикрывать массовостью соревнований. Мы говорим о Чемпионате России а не о “массовых забегах на день молодежи”. 😃
Тут уж надо выбирать между большим количеством участников с посредственными моделями (сиречь ленивых 😃 😃 😃 участников в большинстве своем) и не большим количеством участников, но с моделями более высокого уровня.
Да к тому же если, к примеру, с крайнего ЧР удалить все АРФы, то кворум все равно бы был 😃
Ещё раз отмечу, что я высказываю своё личное мнение и не говорю что только так и надо.
Ну и вообще ЧР это не для популяризации моделизма. Это спорт в первую очередь, спорт высших достижений. А для популяризации, привлечения молодежи и прочих общественно-социальных функций есть фестивали, кубки, клубные показательные выступления и прочее.
Ну и чего я не приемлю на соревнованиях по F4… так это доделанных/переделанных АРФов. Вообще ни в каком виде ни в каких классах. ИМХО
Миш в полукопиях пойдёт,если очень хорошо распотрашить и грамотно(согласно чертежей прототипа) собрать.
По приезду с ЧР заказал дешёвенькую стабилизацию “на попробовать”. Вчера успешно внедрил в пенолёт и отлетал 4 батарейки, и сегодня планирую продолжить поплотнее.
Первое впечатление неоднозначно: ветер выключили, кривость битой пенки тоже как-будто убрали, всё ровно, медленный роллинг - чисто как в роликах топ-пилотов (с фиксациями на ноже, что руками не умею), нож на большой альфе одной рукой по всей базе - легко. То есть, да, всё здорово и хорошо. Но, пожалуй, надо понимать, всё таки, где можно и где нет. Убрать ветер и болтанку для лайнера - наверно правильно, ставить на 3Д и просто пилотажку - себя обманывать, радуясь мнимым достижениям.
Итог (больше для себя): для F4C стабилизация крайне полезна.
А я бы расценивал полукопии как класс для дебютирования на ЧР. Делаешь копию, заявляеш ее в полукопиях (обкатываешь как бы). А на следующий год учитываешь замечания судей и уже в копии. Ну это я так вижу 😃
Давайте на путать причину и следствие. Класс F4H специально задумывался, как популяризирующий класс для моделей изготовленных на основе КИТ и АРФ наборов, а также для моделей заведомо не способных бороться за лидирующие позиции в F4C. Для этого он задумывался как “неудобный”, было два тура и оба в зачет, две минуты на взлет итд, чтобы участники попробовав “вкус соревнований” в этом классе переходили в полноценные копии. Класс полукопий - для ВСЕХ! Велкам!😃
Давайте на путать причину и следствие.
давайте не будем навязывать свою точку зрения под предлогом: я все знаю лучше всех 😃
Класс F4H специально задумывался
Вы так безапелляционно утверждаете, как будто лично Вы его задумывали 😃
Сдается мне, что от первоначальной задумки осталось не так уж и много, учитывая ежегодные изменения в правилах 😃
Так что давайте не будем рассуждать что и кем тут задумывалось в плане классов соревнований.
Лучше спуститься до уровня кто и что задумывает при создании/подготовке своей модели к соревнованиям: ушлепать год времени, чтобы “попробовать вкус” на модели, которая “заведомо не способна бороться за лидирующие позиции в F4C” (с) PDV, а потом начать все заново но уже с прицелом на копии 😃 или каким то другим путем идти, более рациональным.
По приезду с ЧР заказал дешёвенькую стабилизацию “на попробовать”.
а датчик GPS или скорости там был? Есть возможность менять чувствительность в зависимости от скорости?
а датчик GPS или скорости там был? Есть возможность менять чувствительность в зависимости от скорости?
Ну конечно же нет. Чуйку настроил на среднюю скорость или даже чуть ниже средней, для плавного 3д.
давайте не будем навязывать свою точку зрения под предлогом: я все знаю лучше всех
А Дмитрий и не путает, и ничего не навязывает, а констатирует факт! Как он написал, все так и было, он фактически процитировал высказывание Павла Лапшова четырех летней давности.
Хотя вам со стороны наверно виднее кто на чем и где должен лететь…
Чуйку настроил на среднюю скорость или даже чуть ниже средней, для плавного 3д.
Вот так всегда, берешь простую девайсину, ставишь и отлично летишь, а покупаешь дорогой бренд и мучаешься с настройками…
покупаешь дорогой бренд и мучаешься с настройками…
Зато потом😒
Вообще датчика скорости конечно не хватает, даже в разрезе пенолёта. Ну либо выключать стабилизацию на быстрых проходах, что сегодня и проверю, насколько оно удобно.
Дмитрий, я где то написал кто и чего должен?
Я лишь высказал свою точку зрения не претендуя на истину в последней инстанции и никого не критикуя.
Начал читать тему пока для общего развития, просто из интереса. Сегодня показал ее нашим вертолетчикам и попросил прокомментировать. Народ поржал, а потом, просмеявшись, доходчиво рассказал следующее:
Ситуация очень сильно напоминает положение дел в вертолетах несколько лет назад, когда начали массово внедряться ФБЛ системы (трехосевой гироскоп по простому). Знаний и умений у большинства практически нет совсем, но эксперты все охеренные. С тех пор масса мифов уже умерли, но некоторые живут и поныне, особенно там, где нет толковых вертолетчиков.
Теперь ценная инфа по теме
-
Модель с гироскопом управляется ПРИНЦИПИАЛЬНО иначе!!! Если без гироскопа отклонение стика приводит к пропорциональному отклонению руля и далее модель совершает эволюцию в соответствии с возникающими силами и моментами, то с гироскопом отклонение стика приводит к возникновению соответствующей скорости вращения модели по данной оси, причем величина этой скорости определяется настройками гироскопа, а величина отклонения руля никак не связана с отклонением стика, требуемое отклонение определяется самим гироскопом для достижения заданной скорости вращения. Отсюда следствие: при плавных и небольших отклонениях стиков модель ведет себя «как обычно», при резких и больших отклонениях – принципиально иначе! Если пилот к такому не готов – неприятные ощущения гарантированы. Со слов вертолетчиков, более менее нормально летающий пилот очень быстро привыкает к новому поведению модели и эта проблема перестает его беспокоить навсегда при условии правильно настроенного гироскопа.
-
Грамотная настройка гироскопа – очень важный и необходимый момент! Только при правильной настройке летать с ним легко и приятно, если это условие не выполнено – в любой момент может произойти совершенно неожиданная и очень резкая эволюция модели, которую даже очень опытный пилот не всегда сможет парировать. Причем далеко не все гироскопы сохраняют управляемость при «сносе крыши», дешевые китайские поделки обычно в такой ситуации просто вообще перестают управляться. Отсюда второй вывод: не стоит экономить на гироскопе, если уж решили им пользоваться, хорошая гира не может быть дешевой, и дорогие бренды всегда стоят своих денег и полностью их оправдывают! Вертолетчиками этот вывод проверен многократно.
-
При использовании гиры нужно особое внимание уделять уровню вибраций, ибо превышение допустимого порога вибраций гарантированно «сносит крышу» гироскопу, в результате чего модель начинает совершать очень резкие неожиданные эволюции. Дорогие брендовые гиры при этом позволяют управлять моделью и парировать такие «скачки» (если пилот на это способен), китайский хлам просто перестает управляться.
-
Категорически не рекомендуется использовать миксы в передатчике при установке гироскопа! Прелесть гиры в том, что она отрабатывает полезные команды и практически полностью убирает «паразитные» воздействия. Когда мы создаем миксы в передатчике, мы сами сознательно создаем эти самые «паразитные» воздействия, но теперь они уже являются для гироскопа обязательными к исполнению, и рано или поздно наступит ситуация, когда гироскоп честно отработает этот микс, но совсем не так, как ожидал пилот. Со всеми вытекающими!
Вот наглядный пример
еще использование гиры на руле направления пагубно повлияло на выполнение виражей. Модель старается выкинуть нос наружу , если крен недостаточен то сильно поднимает нос и опускает хвост внутрь круга . Спасает еще более сильный микс элеронов на руль направления (микс был и до использования гиры) , ну или более активное подруливание “ногой” в вираже
Объяснение очень простое. Модель в состоянии крена на вираже имеет скольжение, опуская нос внутрь виража, и пилот к такому поведению привык. С гирой же при скольжении опускания носа не происходит (она, не получая должной команды по руддеру, отрабатывает курс в соответствии со стиками и имеющимися настройками), а пилот воспринимает это как стремление выкинуть нос наружу, он привык рулить только элеронами и элеватором (добавив микс на руддер в передатчике). Выход из такой ситуации не «еще более сильный микс», а «убрать все миксы и учиться летать без костылей», нормально используя руддер по прямому назначению!
Вот, собственно, пока и все, что удалось узнать у наших вертолетчиков по данной теме. Сами они, к сожалению, на данном форуме давно забанены.
Да не управляется самолет ИНАЧЕ !!
это не вертолетная FBL система .Поменьше слушайте вертолетчиков и отличайте их системы от самолетных.
поэтому весь пункт 1 - полнейший бред касательно самолетов
2 и 3 да , все так
4 - опять ерунда . микс это не более чем программный заменитель ,который позволяет вместо руления двумя стиками рулить одним в определенные моменты
микс закрылков на рули высоты тоже запретите ?
полнейший бред касательно самолетов
Внимательно еще раз перечитайте п.1! Любой гироскоп - он и в африке гироскоп, даже на машинках.😃
4 - опять ерунда
Чтобы гироскоп помогал, а не мешал - миксы делаются внутри него! Это про закрылки на рули высоты. Любые миксы до гиры - только вред!
И насчет вертолетчиков - это на этом форуме толковых вертолетчиков совсем нет, а в жизни они вполне себе и грамотные есть. Над такими возражениями они ржать устали еще лет пять назад. Даже сценарий возражений на мой пост накидали. Пока не ошиблись.😁
Ну как то странно читать про поведение самолета на наличие гироскопа в тех или иных ситуациях, не говоря о каком режиме идет речь: Normal или Heading. А ведь поведение модели и рулежка ею в каждом их этих режимов очень сильно отличаются друг от друга.
Про миксы отчасти соглашусь, гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты. Но это частный случай. А миксов может быть море и даже те, которые будут гироскопу помогать как ни странно. Опять же микс AIL->RUDD. На некоторых моделях если такой микс не сделать, то гира загонит модель в планету в два счета создав перекрестные связи, выставив элероны в раскоряку.
Так что передавайте опытным забаненым вертолетчикам большой привет 😃
гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты.
тоже кстати зависит от режим ИМХО . в HeadingHold для ровного пролета по прямой или постоянной высоте с закрылками - пожалуй да , но при посадке на глиссаде этот режим в планету и загонит или сорвет . там уже в Normal надо . и опять же миксы придется включить . Опять же повторюсь , в моем девайсе есть даже FBL режим для вертолета , но как только выбрать типа модели “самолет” остаются только Нормалы ,
Ну у i-Gyro eсть и normal и heading по каждому из шести входов.
Каждый делится только своим опытом и единого рецепта нет. Слава всем, кто набрался смелости и установил гироскоп… Это дает больше возможности не переживать за шалости погоды, кривости самолета и сложности аэродинамики, а просто пилотировать так, как хочется. Гироскопы действительно требуют особого внимания и подхода, но это прогресс. Никого ведь не смущают пропорциональные цифровые машинки с обратной связью, а раньше были дискретные и работали только в одну сторону… Вот тогда было настоящее пилотирование, а сейчас нет. 😃
Про нормалы и холды можно долго спорить. У нас на большинстве моделей установлен PowerBox I-gyro, все три канала работают, в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала. Удержания нет только на руле направления. Но в некоторых режимах есть:), правда это отдельная тема. А еще он имеет обратную связь по скорости GPS и по мере нарастания скорости подавляет чувствительность гироскопа. Таким образом он максимально эффективен на всех режимах, а не только на максимале, как большинство самолетных девайсов. На взлете и посадке все работает без изменений, никаких миксов нет ни на стойки, ни на закрылки, ни на сбросы, ни на отклонение руля направления ни на дрожь в коленках… Единственное, что нужно - это смелость и понимание процессов. Для управления гироскопом есть три канала и в зависимости от режима некоторые чувствительности меняются…
Дорогу осилит идущий. Мы сделали свой выбор три года назад и не пожалели, и результаты тоже подтверждают правильность выбора. У нас на соревнованиях большинство пилотов летают с этой системой и накал борьбы только выше становится.
А по поводу упрощенной версии этого девайся под названием 3е - испытываю некоторый скепсис, он очень неудобный в настройке, либо комп, либо телефон… Единственное его достоинство - то, что он принимает обычный PWM сигнал, но это тоже спорно, достоинство это или недостаток. Очень удобно вместо полного самолета проводов кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов…
кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов
вот на это пока смелости не набрался 😦
в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала.
Павел, если не секрет, какую задачу решили таких способом?
Ну, и про личный опыт. Пользую гироскопы уже несколько сезонов, вот некоторые мысли/впечатления, может кому интересно будет.
-
Бренд vs Кэтай.
История такова, чисто из-за любопытства, вскрывал Футабу ГУ401 и её аналог с Хоббикинга (под тем же брендом). Там две платы впаянные одна в другую под углом 90град. У Футабы всё “плоско-параллельно” относительно установочной плоскости гироскопа, с китаем, естессно всё не так, платы и спаяны криво и расположены криво (может быть у меня был такой экземпляр). Из этого следует, что китайский гироскоп будет реагировать на изменение положения в тех плоскостях “в которых не должон”. Но, в принципе, всё можно выровнять и на пенолет пойдет. И да, еще говорят, что у дешевых гироскопов больше температурный дрейф нуля. -
Гироскопы мне понравились.
С целью изучения гироскопов, летал пару сезонов (пару сезонов именно с гироскопами) на небольшом электрическом пенопластовом Мустанге от Арт-Теч с Хоббикинга с трехосевым гироскопом интегрированными прямо в приемник от Оранжа. Гиро были самые простые, вкл/выкл и регулировка чувствительности, без режима удержания. Без гиро Мустанг летал только “на скорости” и был ну о-о-очень строг в управлении. Все его падения были из-за штопора на вираже, чуть перетянешь и лови его, если высота есть. После установки и настройки чувствительности, поведение изменилось кардинально. Мало того, что “выключили ветер” - он перестал валиться в штопор на виражах. В безветренную погоду полет был похож на анимацию: если дать крен и взять на себя - модель спиралью уходила либо вверх, либо снижалась (зависело от глубины крена), причем все витки одного радиуса и одинаковый шаг между витками, или можно залететь повыше взять на себя (без крена) и получить каскад ровных и в одной плоскости ниспадающих петель. Лепота короче.
Сейчас Мустанга нет - задарил его хорошему человеку 😃 -
ФПВ.
На ФПВ без гиро - НИКАК. Особо рассказывать нечего. У меня на ФПВ стоит “автопилот” Акр Бёрд. Благодаря интеграции трехосевого гироскопа в автопилот, возможны те “вкусности” из-за которых и покупался этот автопилот. -
Модели с ДВС.
Есть у меня полукопия Фоккера Д7 с метанольным движком и Футаба ГУ401 - пробую их комбинировать. 😃
Когда ставишь гироскоп на РН особых проблем нет, летает ровненько - “хвостом не машет”. Как тут писалось, что при вираже “выворачивает мордой наружу” - такое наблюдается только в режиме удержания. Если поставить гироскоп на элероны, то на определенном диапазоне оборотов двигателя происходит “расколбас” этих самых элеронов, регулировка чувствительности не помогает. Закреплен гироскоп так же, как и для управления РН - на двух слоях толстого двухсторонненго скотча (но, естесственно в другой плоскости), грубо говоря, прямо на фюзеляже. Думаю, нужно применить крепление гироскопа с использованием демпфирующих элементов, дабы не просто “размазать по спектру” энергию колебаний, а загасить её.
Парни, кто юзает гиро на ДВС, такие проблемы возникают и как решаете?
Да, заказал себе Игиро 1е, когда приедет, попробую как она ведет себя в условиях вибрации на модели с ДВС.
Игорь, такой алгоритм уже заложен в гироскоп и является одной из основных фишек Igyro. В результате имеем удержание при отсутствии упраляющих пожеланий от пилота и возможность активного пилотирования без появления “резиновости” в управлении, чем грешат многие гироскопы. Второе принципиальное отличие - автоматическое изменение чувствительности по скорости. Но маленькое замечание, все это работает в умелых руках при грамотной настройке и сборке модели.
По поводу опыта на други моделях - все логично, множество мелких причин для сбоев часто сходятся в отказы… К примеру вибрации, нежеские приводы, дохлые сервы, мягкие рули, избыточная чувствительность и главное, говорить про 401 гиру в самолетной теме про кипии - это просто кащунство… Это гироскопу уже полтора десятилетия, подделок море, гироскоп вертолетный и в самолете только в нормале можно его юзать… Так что все логично.
Еще раз повторюсь, путь освоения гироскопов тернистый, но результат очень заманчивый. Кто-то вообще не решается по разным причинам, кто-то ставит все на минимумы и летает с мизерным участием гиры, а некоторые, которые посмелеее и не ленятся, доводят настройку до близких к маскимуму значений и получают удовольствие от полета.