Гироскоп на F4.

vovan1972

Я считаю, что это в курилке нужно обсуждать, тема засоряется. Потом читать будет невозможно.

Airliner-rc

А я считаю, что не в курилке 😃
Вы в этой теме о чем читать хотите? Тема создана не про девайсы как таковые, для размышлений на тему девайсов на копиях и полукопиях. Тут по определению никакой информации технической не предполагается, за этим в соответствующий раздел форума.

darkness:

Правильно. Там и так не продохнуть. От желающих поучавствовать отбоя нет.

Я вас умоляю 😃 Не стоит свою лень прикрывать массовостью соревнований. Мы говорим о Чемпионате России а не о “массовых забегах на день молодежи”. 😃
Тут уж надо выбирать между большим количеством участников с посредственными моделями (сиречь ленивых 😃 😃 😃 участников в большинстве своем) и не большим количеством участников, но с моделями более высокого уровня.
Да к тому же если, к примеру, с крайнего ЧР удалить все АРФы, то кворум все равно бы был 😃
Ещё раз отмечу, что я высказываю своё личное мнение и не говорю что только так и надо.
Ну и вообще ЧР это не для популяризации моделизма. Это спорт в первую очередь, спорт высших достижений. А для популяризации, привлечения молодежи и прочих общественно-социальных функций есть фестивали, кубки, клубные показательные выступления и прочее.

Alx1m1k
Airliner-rc:

Ну и чего я не приемлю на соревнованиях по F4… так это доделанных/переделанных АРФов. Вообще ни в каком виде ни в каких классах. ИМХО

Миш в полукопиях пойдёт,если очень хорошо распотрашить и грамотно(согласно чертежей прототипа) собрать.

flykoss

По приезду с ЧР заказал дешёвенькую стабилизацию “на попробовать”. Вчера успешно внедрил в пенолёт и отлетал 4 батарейки, и сегодня планирую продолжить поплотнее.
Первое впечатление неоднозначно: ветер выключили, кривость битой пенки тоже как-будто убрали, всё ровно, медленный роллинг - чисто как в роликах топ-пилотов (с фиксациями на ноже, что руками не умею), нож на большой альфе одной рукой по всей базе - легко. То есть, да, всё здорово и хорошо. Но, пожалуй, надо понимать, всё таки, где можно и где нет. Убрать ветер и болтанку для лайнера - наверно правильно, ставить на 3Д и просто пилотажку - себя обманывать, радуясь мнимым достижениям.
Итог (больше для себя): для F4C стабилизация крайне полезна.

Airliner-rc

А я бы расценивал полукопии как класс для дебютирования на ЧР. Делаешь копию, заявляеш ее в полукопиях (обкатываешь как бы). А на следующий год учитываешь замечания судей и уже в копии. Ну это я так вижу 😃

PDV

Давайте на путать причину и следствие. Класс F4H специально задумывался, как популяризирующий класс для моделей изготовленных на основе КИТ и АРФ наборов, а также для моделей заведомо не способных бороться за лидирующие позиции в F4C. Для этого он задумывался как “неудобный”, было два тура и оба в зачет, две минуты на взлет итд, чтобы участники попробовав “вкус соревнований” в этом классе переходили в полноценные копии. Класс полукопий - для ВСЕХ! Велкам!😃

Airliner-rc
PDV:

Давайте на путать причину и следствие.

давайте не будем навязывать свою точку зрения под предлогом: я все знаю лучше всех 😃

PDV:

Класс F4H специально задумывался

Вы так безапелляционно утверждаете, как будто лично Вы его задумывали 😃
Сдается мне, что от первоначальной задумки осталось не так уж и много, учитывая ежегодные изменения в правилах 😃
Так что давайте не будем рассуждать что и кем тут задумывалось в плане классов соревнований.
Лучше спуститься до уровня кто и что задумывает при создании/подготовке своей модели к соревнованиям: ушлепать год времени, чтобы “попробовать вкус” на модели, которая “заведомо не способна бороться за лидирующие позиции в F4C” (с) PDV, а потом начать все заново но уже с прицелом на копии 😃 или каким то другим путем идти, более рациональным.

flykoss:

По приезду с ЧР заказал дешёвенькую стабилизацию “на попробовать”.

а датчик GPS или скорости там был? Есть возможность менять чувствительность в зависимости от скорости?

flykoss
Airliner-rc:

а датчик GPS или скорости там был? Есть возможность менять чувствительность в зависимости от скорости?

Ну конечно же нет. Чуйку настроил на среднюю скорость или даже чуть ниже средней, для плавного 3д.

Дим_Димыч
Airliner-rc:

давайте не будем навязывать свою точку зрения под предлогом: я все знаю лучше всех

А Дмитрий и не путает, и ничего не навязывает, а констатирует факт! Как он написал, все так и было, он фактически процитировал высказывание Павла Лапшова четырех летней давности.
Хотя вам со стороны наверно виднее кто на чем и где должен лететь…

flykoss:

Чуйку настроил на среднюю скорость или даже чуть ниже средней, для плавного 3д.

Вот так всегда, берешь простую девайсину, ставишь и отлично летишь, а покупаешь дорогой бренд и мучаешься с настройками…

flykoss
Дим_Димыч:

покупаешь дорогой бренд и мучаешься с настройками…

Зато потом😒
Вообще датчика скорости конечно не хватает, даже в разрезе пенолёта. Ну либо выключать стабилизацию на быстрых проходах, что сегодня и проверю, насколько оно удобно.

Airliner-rc

Дмитрий, я где то написал кто и чего должен?
Я лишь высказал свою точку зрения не претендуя на истину в последней инстанции и никого не критикуя.

aircams

Начал читать тему пока для общего развития, просто из интереса. Сегодня показал ее нашим вертолетчикам и попросил прокомментировать. Народ поржал, а потом, просмеявшись, доходчиво рассказал следующее:

Ситуация очень сильно напоминает положение дел в вертолетах несколько лет назад, когда начали массово внедряться ФБЛ системы (трехосевой гироскоп по простому). Знаний и умений у большинства практически нет совсем, но эксперты все охеренные. С тех пор масса мифов уже умерли, но некоторые живут и поныне, особенно там, где нет толковых вертолетчиков.

Теперь ценная инфа по теме

  1. Модель с гироскопом управляется ПРИНЦИПИАЛЬНО иначе!!! Если без гироскопа отклонение стика приводит к пропорциональному отклонению руля и далее модель совершает эволюцию в соответствии с возникающими силами и моментами, то с гироскопом отклонение стика приводит к возникновению соответствующей скорости вращения модели по данной оси, причем величина этой скорости определяется настройками гироскопа, а величина отклонения руля никак не связана с отклонением стика, требуемое отклонение определяется самим гироскопом для достижения заданной скорости вращения. Отсюда следствие: при плавных и небольших отклонениях стиков модель ведет себя «как обычно», при резких и больших отклонениях – принципиально иначе! Если пилот к такому не готов – неприятные ощущения гарантированы. Со слов вертолетчиков, более менее нормально летающий пилот очень быстро привыкает к новому поведению модели и эта проблема перестает его беспокоить навсегда при условии правильно настроенного гироскопа.

  2. Грамотная настройка гироскопа – очень важный и необходимый момент! Только при правильной настройке летать с ним легко и приятно, если это условие не выполнено – в любой момент может произойти совершенно неожиданная и очень резкая эволюция модели, которую даже очень опытный пилот не всегда сможет парировать. Причем далеко не все гироскопы сохраняют управляемость при «сносе крыши», дешевые китайские поделки обычно в такой ситуации просто вообще перестают управляться. Отсюда второй вывод: не стоит экономить на гироскопе, если уж решили им пользоваться, хорошая гира не может быть дешевой, и дорогие бренды всегда стоят своих денег и полностью их оправдывают! Вертолетчиками этот вывод проверен многократно.

  3. При использовании гиры нужно особое внимание уделять уровню вибраций, ибо превышение допустимого порога вибраций гарантированно «сносит крышу» гироскопу, в результате чего модель начинает совершать очень резкие неожиданные эволюции. Дорогие брендовые гиры при этом позволяют управлять моделью и парировать такие «скачки» (если пилот на это способен), китайский хлам просто перестает управляться.

  4. Категорически не рекомендуется использовать миксы в передатчике при установке гироскопа! Прелесть гиры в том, что она отрабатывает полезные команды и практически полностью убирает «паразитные» воздействия. Когда мы создаем миксы в передатчике, мы сами сознательно создаем эти самые «паразитные» воздействия, но теперь они уже являются для гироскопа обязательными к исполнению, и рано или поздно наступит ситуация, когда гироскоп честно отработает этот микс, но совсем не так, как ожидал пилот. Со всеми вытекающими!

Вот наглядный пример

kirgintsev:

еще использование гиры на руле направления пагубно повлияло на выполнение виражей. Модель старается выкинуть нос наружу , если крен недостаточен то сильно поднимает нос и опускает хвост внутрь круга . Спасает еще более сильный микс элеронов на руль направления (микс был и до использования гиры) , ну или более активное подруливание “ногой” в вираже

Объяснение очень простое. Модель в состоянии крена на вираже имеет скольжение, опуская нос внутрь виража, и пилот к такому поведению привык. С гирой же при скольжении опускания носа не происходит (она, не получая должной команды по руддеру, отрабатывает курс в соответствии со стиками и имеющимися настройками), а пилот воспринимает это как стремление выкинуть нос наружу, он привык рулить только элеронами и элеватором (добавив микс на руддер в передатчике). Выход из такой ситуации не «еще более сильный микс», а «убрать все миксы и учиться летать без костылей», нормально используя руддер по прямому назначению!

Вот, собственно, пока и все, что удалось узнать у наших вертолетчиков по данной теме. Сами они, к сожалению, на данном форуме давно забанены.

kirgintsev

Да не управляется самолет ИНАЧЕ !!
это не вертолетная FBL система .Поменьше слушайте вертолетчиков и отличайте их системы от самолетных.
поэтому весь пункт 1 - полнейший бред касательно самолетов
2 и 3 да , все так
4 - опять ерунда . микс это не более чем программный заменитель ,который позволяет вместо руления двумя стиками рулить одним в определенные моменты
микс закрылков на рули высоты тоже запретите ?

aircams
kirgintsev:

полнейший бред касательно самолетов

Внимательно еще раз перечитайте п.1! Любой гироскоп - он и в африке гироскоп, даже на машинках.😃

kirgintsev:

4 - опять ерунда

Чтобы гироскоп помогал, а не мешал - миксы делаются внутри него! Это про закрылки на рули высоты. Любые миксы до гиры - только вред!

И насчет вертолетчиков - это на этом форуме толковых вертолетчиков совсем нет, а в жизни они вполне себе и грамотные есть. Над такими возражениями они ржать устали еще лет пять назад. Даже сценарий возражений на мой пост накидали. Пока не ошиблись.😁

Airliner-rc

Ну как то странно читать про поведение самолета на наличие гироскопа в тех или иных ситуациях, не говоря о каком режиме идет речь: Normal или Heading. А ведь поведение модели и рулежка ею в каждом их этих режимов очень сильно отличаются друг от друга.
Про миксы отчасти соглашусь, гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты. Но это частный случай. А миксов может быть море и даже те, которые будут гироскопу помогать как ни странно. Опять же микс AIL->RUDD. На некоторых моделях если такой микс не сделать, то гира загонит модель в планету в два счета создав перекрестные связи, выставив элероны в раскоряку.
Так что передавайте опытным забаненым вертолетчикам большой привет 😃

kirgintsev
Airliner-rc:

гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты.

тоже кстати зависит от режим ИМХО . в HeadingHold для ровного пролета по прямой или постоянной высоте с закрылками - пожалуй да , но при посадке на глиссаде этот режим в планету и загонит или сорвет . там уже в Normal надо . и опять же миксы придется включить . Опять же повторюсь , в моем девайсе есть даже FBL режим для вертолета , но как только выбрать типа модели “самолет” остаются только Нормалы ,

Airliner-rc

Ну у i-Gyro eсть и normal и heading по каждому из шести входов.

r-jet

Каждый делится только своим опытом и единого рецепта нет. Слава всем, кто набрался смелости и установил гироскоп… Это дает больше возможности не переживать за шалости погоды, кривости самолета и сложности аэродинамики, а просто пилотировать так, как хочется. Гироскопы действительно требуют особого внимания и подхода, но это прогресс. Никого ведь не смущают пропорциональные цифровые машинки с обратной связью, а раньше были дискретные и работали только в одну сторону… Вот тогда было настоящее пилотирование, а сейчас нет. 😃

Про нормалы и холды можно долго спорить. У нас на большинстве моделей установлен PowerBox I-gyro, все три канала работают, в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала. Удержания нет только на руле направления. Но в некоторых режимах есть:), правда это отдельная тема. А еще он имеет обратную связь по скорости GPS и по мере нарастания скорости подавляет чувствительность гироскопа. Таким образом он максимально эффективен на всех режимах, а не только на максимале, как большинство самолетных девайсов. На взлете и посадке все работает без изменений, никаких миксов нет ни на стойки, ни на закрылки, ни на сбросы, ни на отклонение руля направления ни на дрожь в коленках… Единственное, что нужно - это смелость и понимание процессов. Для управления гироскопом есть три канала и в зависимости от режима некоторые чувствительности меняются…

Дорогу осилит идущий. Мы сделали свой выбор три года назад и не пожалели, и результаты тоже подтверждают правильность выбора. У нас на соревнованиях большинство пилотов летают с этой системой и накал борьбы только выше становится.
А по поводу упрощенной версии этого девайся под названием 3е - испытываю некоторый скепсис, он очень неудобный в настройке, либо комп, либо телефон… Единственное его достоинство - то, что он принимает обычный PWM сигнал, но это тоже спорно, достоинство это или недостаток. Очень удобно вместо полного самолета проводов кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов…

Airliner-rc
r-jet:

кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов

вот на это пока смелости не набрался 😦

Rog
r-jet:

в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала.

Павел, если не секрет, какую задачу решили таких способом?

Ну, и про личный опыт. Пользую гироскопы уже несколько сезонов, вот некоторые мысли/впечатления, может кому интересно будет.

  1. Бренд vs Кэтай.
    История такова, чисто из-за любопытства, вскрывал Футабу ГУ401 и её аналог с Хоббикинга (под тем же брендом). Там две платы впаянные одна в другую под углом 90град. У Футабы всё “плоско-параллельно” относительно установочной плоскости гироскопа, с китаем, естессно всё не так, платы и спаяны криво и расположены криво (может быть у меня был такой экземпляр). Из этого следует, что китайский гироскоп будет реагировать на изменение положения в тех плоскостях “в которых не должон”. Но, в принципе, всё можно выровнять и на пенолет пойдет. И да, еще говорят, что у дешевых гироскопов больше температурный дрейф нуля.

  2. Гироскопы мне понравились.
    С целью изучения гироскопов, летал пару сезонов (пару сезонов именно с гироскопами) на небольшом электрическом пенопластовом Мустанге от Арт-Теч с Хоббикинга с трехосевым гироскопом интегрированными прямо в приемник от Оранжа. Гиро были самые простые, вкл/выкл и регулировка чувствительности, без режима удержания. Без гиро Мустанг летал только “на скорости” и был ну о-о-очень строг в управлении. Все его падения были из-за штопора на вираже, чуть перетянешь и лови его, если высота есть. После установки и настройки чувствительности, поведение изменилось кардинально. Мало того, что “выключили ветер” - он перестал валиться в штопор на виражах. В безветренную погоду полет был похож на анимацию: если дать крен и взять на себя - модель спиралью уходила либо вверх, либо снижалась (зависело от глубины крена), причем все витки одного радиуса и одинаковый шаг между витками, или можно залететь повыше взять на себя (без крена) и получить каскад ровных и в одной плоскости ниспадающих петель. Лепота короче.
    Сейчас Мустанга нет - задарил его хорошему человеку 😃

  3. ФПВ.
    На ФПВ без гиро - НИКАК. Особо рассказывать нечего. У меня на ФПВ стоит “автопилот” Акр Бёрд. Благодаря интеграции трехосевого гироскопа в автопилот, возможны те “вкусности” из-за которых и покупался этот автопилот.

  4. Модели с ДВС.
    Есть у меня полукопия Фоккера Д7 с метанольным движком и Футаба ГУ401 - пробую их комбинировать. 😃
    Когда ставишь гироскоп на РН особых проблем нет, летает ровненько - “хвостом не машет”. Как тут писалось, что при вираже “выворачивает мордой наружу” - такое наблюдается только в режиме удержания. Если поставить гироскоп на элероны, то на определенном диапазоне оборотов двигателя происходит “расколбас” этих самых элеронов, регулировка чувствительности не помогает. Закреплен гироскоп так же, как и для управления РН - на двух слоях толстого двухсторонненго скотча (но, естесственно в другой плоскости), грубо говоря, прямо на фюзеляже. Думаю, нужно применить крепление гироскопа с использованием демпфирующих элементов, дабы не просто “размазать по спектру” энергию колебаний, а загасить её.
    Парни, кто юзает гиро на ДВС, такие проблемы возникают и как решаете?
    Да, заказал себе Игиро 1е, когда приедет, попробую как она ведет себя в условиях вибрации на модели с ДВС.

r-jet

Игорь, такой алгоритм уже заложен в гироскоп и является одной из основных фишек Igyro. В результате имеем удержание при отсутствии упраляющих пожеланий от пилота и возможность активного пилотирования без появления “резиновости” в управлении, чем грешат многие гироскопы. Второе принципиальное отличие - автоматическое изменение чувствительности по скорости. Но маленькое замечание, все это работает в умелых руках при грамотной настройке и сборке модели.

По поводу опыта на други моделях - все логично, множество мелких причин для сбоев часто сходятся в отказы… К примеру вибрации, нежеские приводы, дохлые сервы, мягкие рули, избыточная чувствительность и главное, говорить про 401 гиру в самолетной теме про кипии - это просто кащунство… Это гироскопу уже полтора десятилетия, подделок море, гироскоп вертолетный и в самолете только в нормале можно его юзать… Так что все логично.

Еще раз повторюсь, путь освоения гироскопов тернистый, но результат очень заманчивый. Кто-то вообще не решается по разным причинам, кто-то ставит все на минимумы и летает с мизерным участием гиры, а некоторые, которые посмелеее и не ленятся, доводят настройку до близких к маскимуму значений и получают удовольствие от полета.