Гироскоп на F4.

flykoss
Дим_Димыч:

покупаешь дорогой бренд и мучаешься с настройками…

Зато потом😒
Вообще датчика скорости конечно не хватает, даже в разрезе пенолёта. Ну либо выключать стабилизацию на быстрых проходах, что сегодня и проверю, насколько оно удобно.

Airliner-rc

Дмитрий, я где то написал кто и чего должен?
Я лишь высказал свою точку зрения не претендуя на истину в последней инстанции и никого не критикуя.

aircams

Начал читать тему пока для общего развития, просто из интереса. Сегодня показал ее нашим вертолетчикам и попросил прокомментировать. Народ поржал, а потом, просмеявшись, доходчиво рассказал следующее:

Ситуация очень сильно напоминает положение дел в вертолетах несколько лет назад, когда начали массово внедряться ФБЛ системы (трехосевой гироскоп по простому). Знаний и умений у большинства практически нет совсем, но эксперты все охеренные. С тех пор масса мифов уже умерли, но некоторые живут и поныне, особенно там, где нет толковых вертолетчиков.

Теперь ценная инфа по теме

  1. Модель с гироскопом управляется ПРИНЦИПИАЛЬНО иначе!!! Если без гироскопа отклонение стика приводит к пропорциональному отклонению руля и далее модель совершает эволюцию в соответствии с возникающими силами и моментами, то с гироскопом отклонение стика приводит к возникновению соответствующей скорости вращения модели по данной оси, причем величина этой скорости определяется настройками гироскопа, а величина отклонения руля никак не связана с отклонением стика, требуемое отклонение определяется самим гироскопом для достижения заданной скорости вращения. Отсюда следствие: при плавных и небольших отклонениях стиков модель ведет себя «как обычно», при резких и больших отклонениях – принципиально иначе! Если пилот к такому не готов – неприятные ощущения гарантированы. Со слов вертолетчиков, более менее нормально летающий пилот очень быстро привыкает к новому поведению модели и эта проблема перестает его беспокоить навсегда при условии правильно настроенного гироскопа.

  2. Грамотная настройка гироскопа – очень важный и необходимый момент! Только при правильной настройке летать с ним легко и приятно, если это условие не выполнено – в любой момент может произойти совершенно неожиданная и очень резкая эволюция модели, которую даже очень опытный пилот не всегда сможет парировать. Причем далеко не все гироскопы сохраняют управляемость при «сносе крыши», дешевые китайские поделки обычно в такой ситуации просто вообще перестают управляться. Отсюда второй вывод: не стоит экономить на гироскопе, если уж решили им пользоваться, хорошая гира не может быть дешевой, и дорогие бренды всегда стоят своих денег и полностью их оправдывают! Вертолетчиками этот вывод проверен многократно.

  3. При использовании гиры нужно особое внимание уделять уровню вибраций, ибо превышение допустимого порога вибраций гарантированно «сносит крышу» гироскопу, в результате чего модель начинает совершать очень резкие неожиданные эволюции. Дорогие брендовые гиры при этом позволяют управлять моделью и парировать такие «скачки» (если пилот на это способен), китайский хлам просто перестает управляться.

  4. Категорически не рекомендуется использовать миксы в передатчике при установке гироскопа! Прелесть гиры в том, что она отрабатывает полезные команды и практически полностью убирает «паразитные» воздействия. Когда мы создаем миксы в передатчике, мы сами сознательно создаем эти самые «паразитные» воздействия, но теперь они уже являются для гироскопа обязательными к исполнению, и рано или поздно наступит ситуация, когда гироскоп честно отработает этот микс, но совсем не так, как ожидал пилот. Со всеми вытекающими!

Вот наглядный пример

kirgintsev:

еще использование гиры на руле направления пагубно повлияло на выполнение виражей. Модель старается выкинуть нос наружу , если крен недостаточен то сильно поднимает нос и опускает хвост внутрь круга . Спасает еще более сильный микс элеронов на руль направления (микс был и до использования гиры) , ну или более активное подруливание “ногой” в вираже

Объяснение очень простое. Модель в состоянии крена на вираже имеет скольжение, опуская нос внутрь виража, и пилот к такому поведению привык. С гирой же при скольжении опускания носа не происходит (она, не получая должной команды по руддеру, отрабатывает курс в соответствии со стиками и имеющимися настройками), а пилот воспринимает это как стремление выкинуть нос наружу, он привык рулить только элеронами и элеватором (добавив микс на руддер в передатчике). Выход из такой ситуации не «еще более сильный микс», а «убрать все миксы и учиться летать без костылей», нормально используя руддер по прямому назначению!

Вот, собственно, пока и все, что удалось узнать у наших вертолетчиков по данной теме. Сами они, к сожалению, на данном форуме давно забанены.

kirgintsev

Да не управляется самолет ИНАЧЕ !!
это не вертолетная FBL система .Поменьше слушайте вертолетчиков и отличайте их системы от самолетных.
поэтому весь пункт 1 - полнейший бред касательно самолетов
2 и 3 да , все так
4 - опять ерунда . микс это не более чем программный заменитель ,который позволяет вместо руления двумя стиками рулить одним в определенные моменты
микс закрылков на рули высоты тоже запретите ?

aircams
kirgintsev:

полнейший бред касательно самолетов

Внимательно еще раз перечитайте п.1! Любой гироскоп - он и в африке гироскоп, даже на машинках.😃

kirgintsev:

4 - опять ерунда

Чтобы гироскоп помогал, а не мешал - миксы делаются внутри него! Это про закрылки на рули высоты. Любые миксы до гиры - только вред!

И насчет вертолетчиков - это на этом форуме толковых вертолетчиков совсем нет, а в жизни они вполне себе и грамотные есть. Над такими возражениями они ржать устали еще лет пять назад. Даже сценарий возражений на мой пост накидали. Пока не ошиблись.😁

Airliner-rc

Ну как то странно читать про поведение самолета на наличие гироскопа в тех или иных ситуациях, не говоря о каком режиме идет речь: Normal или Heading. А ведь поведение модели и рулежка ею в каждом их этих режимов очень сильно отличаются друг от друга.
Про миксы отчасти соглашусь, гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты. Но это частный случай. А миксов может быть море и даже те, которые будут гироскопу помогать как ни странно. Опять же микс AIL->RUDD. На некоторых моделях если такой микс не сделать, то гира загонит модель в планету в два счета создав перекрестные связи, выставив элероны в раскоряку.
Так что передавайте опытным забаненым вертолетчикам большой привет 😃

kirgintsev
Airliner-rc:

гироскоп фактически может выполнять роль того же микса FLAP->ELEV, отрабатывая рулями высоты.

тоже кстати зависит от режим ИМХО . в HeadingHold для ровного пролета по прямой или постоянной высоте с закрылками - пожалуй да , но при посадке на глиссаде этот режим в планету и загонит или сорвет . там уже в Normal надо . и опять же миксы придется включить . Опять же повторюсь , в моем девайсе есть даже FBL режим для вертолета , но как только выбрать типа модели “самолет” остаются только Нормалы ,

Airliner-rc

Ну у i-Gyro eсть и normal и heading по каждому из шести входов.

r-jet

Каждый делится только своим опытом и единого рецепта нет. Слава всем, кто набрался смелости и установил гироскоп… Это дает больше возможности не переживать за шалости погоды, кривости самолета и сложности аэродинамики, а просто пилотировать так, как хочется. Гироскопы действительно требуют особого внимания и подхода, но это прогресс. Никого ведь не смущают пропорциональные цифровые машинки с обратной связью, а раньше были дискретные и работали только в одну сторону… Вот тогда было настоящее пилотирование, а сейчас нет. 😃

Про нормалы и холды можно долго спорить. У нас на большинстве моделей установлен PowerBox I-gyro, все три канала работают, в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала. Удержания нет только на руле направления. Но в некоторых режимах есть:), правда это отдельная тема. А еще он имеет обратную связь по скорости GPS и по мере нарастания скорости подавляет чувствительность гироскопа. Таким образом он максимально эффективен на всех режимах, а не только на максимале, как большинство самолетных девайсов. На взлете и посадке все работает без изменений, никаких миксов нет ни на стойки, ни на закрылки, ни на сбросы, ни на отклонение руля направления ни на дрожь в коленках… Единственное, что нужно - это смелость и понимание процессов. Для управления гироскопом есть три канала и в зависимости от режима некоторые чувствительности меняются…

Дорогу осилит идущий. Мы сделали свой выбор три года назад и не пожалели, и результаты тоже подтверждают правильность выбора. У нас на соревнованиях большинство пилотов летают с этой системой и накал борьбы только выше становится.
А по поводу упрощенной версии этого девайся под названием 3е - испытываю некоторый скепсис, он очень неудобный в настройке, либо комп, либо телефон… Единственное его достоинство - то, что он принимает обычный PWM сигнал, но это тоже спорно, достоинство это или недостаток. Очень удобно вместо полного самолета проводов кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов…

Airliner-rc
r-jet:

кинуть один S-bus и иметь в нем все 18 каналов

вот на это пока смелости не набрался 😦

Rog
r-jet:

в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала.

Павел, если не секрет, какую задачу решили таких способом?

Ну, и про личный опыт. Пользую гироскопы уже несколько сезонов, вот некоторые мысли/впечатления, может кому интересно будет.

  1. Бренд vs Кэтай.
    История такова, чисто из-за любопытства, вскрывал Футабу ГУ401 и её аналог с Хоббикинга (под тем же брендом). Там две платы впаянные одна в другую под углом 90град. У Футабы всё “плоско-параллельно” относительно установочной плоскости гироскопа, с китаем, естессно всё не так, платы и спаяны криво и расположены криво (может быть у меня был такой экземпляр). Из этого следует, что китайский гироскоп будет реагировать на изменение положения в тех плоскостях “в которых не должон”. Но, в принципе, всё можно выровнять и на пенолет пойдет. И да, еще говорят, что у дешевых гироскопов больше температурный дрейф нуля.

  2. Гироскопы мне понравились.
    С целью изучения гироскопов, летал пару сезонов (пару сезонов именно с гироскопами) на небольшом электрическом пенопластовом Мустанге от Арт-Теч с Хоббикинга с трехосевым гироскопом интегрированными прямо в приемник от Оранжа. Гиро были самые простые, вкл/выкл и регулировка чувствительности, без режима удержания. Без гиро Мустанг летал только “на скорости” и был ну о-о-очень строг в управлении. Все его падения были из-за штопора на вираже, чуть перетянешь и лови его, если высота есть. После установки и настройки чувствительности, поведение изменилось кардинально. Мало того, что “выключили ветер” - он перестал валиться в штопор на виражах. В безветренную погоду полет был похож на анимацию: если дать крен и взять на себя - модель спиралью уходила либо вверх, либо снижалась (зависело от глубины крена), причем все витки одного радиуса и одинаковый шаг между витками, или можно залететь повыше взять на себя (без крена) и получить каскад ровных и в одной плоскости ниспадающих петель. Лепота короче.
    Сейчас Мустанга нет - задарил его хорошему человеку 😃

  3. ФПВ.
    На ФПВ без гиро - НИКАК. Особо рассказывать нечего. У меня на ФПВ стоит “автопилот” Акр Бёрд. Благодаря интеграции трехосевого гироскопа в автопилот, возможны те “вкусности” из-за которых и покупался этот автопилот.

  4. Модели с ДВС.
    Есть у меня полукопия Фоккера Д7 с метанольным движком и Футаба ГУ401 - пробую их комбинировать. 😃
    Когда ставишь гироскоп на РН особых проблем нет, летает ровненько - “хвостом не машет”. Как тут писалось, что при вираже “выворачивает мордой наружу” - такое наблюдается только в режиме удержания. Если поставить гироскоп на элероны, то на определенном диапазоне оборотов двигателя происходит “расколбас” этих самых элеронов, регулировка чувствительности не помогает. Закреплен гироскоп так же, как и для управления РН - на двух слоях толстого двухсторонненго скотча (но, естесственно в другой плоскости), грубо говоря, прямо на фюзеляже. Думаю, нужно применить крепление гироскопа с использованием демпфирующих элементов, дабы не просто “размазать по спектру” энергию колебаний, а загасить её.
    Парни, кто юзает гиро на ДВС, такие проблемы возникают и как решаете?
    Да, заказал себе Игиро 1е, когда приедет, попробую как она ведет себя в условиях вибрации на модели с ДВС.

r-jet

Игорь, такой алгоритм уже заложен в гироскоп и является одной из основных фишек Igyro. В результате имеем удержание при отсутствии упраляющих пожеланий от пилота и возможность активного пилотирования без появления “резиновости” в управлении, чем грешат многие гироскопы. Второе принципиальное отличие - автоматическое изменение чувствительности по скорости. Но маленькое замечание, все это работает в умелых руках при грамотной настройке и сборке модели.

По поводу опыта на други моделях - все логично, множество мелких причин для сбоев часто сходятся в отказы… К примеру вибрации, нежеские приводы, дохлые сервы, мягкие рули, избыточная чувствительность и главное, говорить про 401 гиру в самолетной теме про кипии - это просто кащунство… Это гироскопу уже полтора десятилетия, подделок море, гироскоп вертолетный и в самолете только в нормале можно его юзать… Так что все логично.

Еще раз повторюсь, путь освоения гироскопов тернистый, но результат очень заманчивый. Кто-то вообще не решается по разным причинам, кто-то ставит все на минимумы и летает с мизерным участием гиры, а некоторые, которые посмелеее и не ленятся, доводят настройку до близких к маскимуму значений и получают удовольствие от полета.

kazakov_98

Вопросы к Павлу Михайловичу:
Сейчас договариваюсь с ЖАБОЙ, хочу взять I-Gyro, потом РоwerBox Mеrcuy, посмотрел ролики по настройке гироскопа, есть несколько вопросов:

  1. Установка гироскопа: можно ли ставить датчик GPS внутри пенопластового, а потом стеклопластикого фюзеляжа, или он должен торчать наружу?
  2. После каждого включения, гироскоп нужно обнулять. То есть, выключатель должен “летать на модели”, или я неправильно понял?
  3. В примере настройки 3 канала управления: элерон А, элеватор, рудер. У меня 2 элерона раздельные. Я облетываю модель, триммирую, выставляю экспоненты и т.п., потом ставлю I-Gyro.
    Нужно ли мне настраивать элерон А и элерон В отдельно, или можно повесить их чувствительность на одну крутилку и настраивать за один полет сразу?
    Да, 2:1 в мою пользу, ЖАБА сдается.
r-jet

Александр, приветсвую. По порядку:

  1. Датчик оптимально в верхней части фюза ставить там, где минимум металлов, проводов и угля, пена и стекло - не проблема.
  2. Если самолет при включении неподвижен и не вносились никакие изменения в прогу и конструкцию, то можно не обнулять. Выключатель можно не возить.
  3. Гироскоп можно изначально ставить в модель и облетывать в первом режиме, когда все выключено. Самый верный способ - в случае с Меркури или в связке с другими SRS повербоксами, оба элерона иметь на одном канале, сведенными внутренним синхронизатором. Это позволит настраивать только один канал, если такой возможности нет, то оба выхода элеронов настраиваются одновременно и одними органами управления.
    А ЖАБА слабенька оказалась… Ждем в гости. 😃
14 days later
vovan1972

Чего то я призадумался…
Или PowerBox iGyro™SRS или PowerBox iGyro™3e
Не хочу я бегать с бубном и настраивать первый вариант( ЖПС, и прочая муть, чувствительность от скорости…) Дело не в разнице в 100 евро . Второй вроде простой как обычный стабилизатор, но кто знает как он с вибрациями дружит???

helifox

Нормально они дружат.
А вот про GPS Вы это зря, на 3е (к стати сейчас уже можно его датчиком GPS укомплектовать) настройка только через комп, Т.е идеально настроить проблематичнее чем SRS с экраном. А вот без GPS Вы теряете главную фишку этого гироскопа- авторегулировку коэффициента усиления в зависимости от скорости (а самолетка у Вас далеко не небесный тихоход). В итоге, дабы избежать перекомпинсации на большой скорости Вы сильно загрубите усиление на максимальной скорости (где самолёт и так стабилен), а вот на маленькой скорости из за этого толку от гироскопа будет чуть.
Гироскоп (усиление) как раз настраивается на небольшой скорости, доводится до перекомпинсации и немного уменьшается усиление (в ручную), а вот на максимальной скорости уже вступает в работу GPS датчик- загрубляет чувствительность и уменьшает усиление.
Таким образом гироподдержка работает на 100% во всем диапазоне скоростей.
Так что мой Вам совет, попляшите лучше с бубном вокруг SRS iGyro и получите полный конфэт (если проблема с чужеземным языком, могу скинуть мануал на русском. Сам предпочитаю изучать в оригинале)
Как то так…

kazakov_98

Владимир, в разделе Реактивных есть тема “Школа реактивщика”. Там Павел Лапшов дает 2 видеоурока по настройке iGyro SRS. Все очень доходчиво и по-русски. Да и Павел охотно отвечает на возникающие вопросы. Я жабу задушил, взял iGyro SRS, теперь разбираюсь по мере времени. Вначале буду настраивать на пене, потом на полукопии. Тебе решать.

75777
helifox:

а вот на максимальной скорости уже вступает в работу GPS

Давно зрел вопрос. А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS? Тут , кажется , должна наступить перекомпенсация управления, вводимая в контур управления гирой?

Airliner-rc

Видимо эти вертикальные эволюции не такие продолжительные, что перекомпенсация не успевает себя проявить, либо есть какой то алгоритм просчета этой ситуации.

helifox
75777:

Давно зрел вопрос. А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS? Тут , кажется , должна наступить перекомпенсация управления, вводимая в контур управления гирой?

Все очень просто, покрытие спутников на небе очень большое, и для определения местоположения необходимо наличие минимально 3-х спутников, для высоты и скорости минимум 5, для повышенной точности и исключения неточности показаний при затенении одного из них минимум 7, а их на много больше (включите обычный GPS навигатор и зайдите на страницу “покрытие” и убедитесь). Так что если Ваш самолёт будет пикировать отвесно, датчик определит изменение координат и высоты, и как следствие пересчитает путевую скорость и введёт компенсацию.

PDV
75777:

А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS?

В GPS данные по высоте всегда были, как иначе строители бы мосты с обеих берегов одновременно стоили и другие сложные сооружения… Вопрос в том как эти данные датчик обрабатывает. Павел говорил, что в первых датчика была эта проблема, теперь вроде ее устранили.