Гироскоп на F4.
в центре ручки режим удержания, по мере отклонения от центра переходит в нормал и чем больше отклоняешь, тем меньше чувствительность нормала.
Павел, если не секрет, какую задачу решили таких способом?
Ну, и про личный опыт. Пользую гироскопы уже несколько сезонов, вот некоторые мысли/впечатления, может кому интересно будет.
-
Бренд vs Кэтай.
История такова, чисто из-за любопытства, вскрывал Футабу ГУ401 и её аналог с Хоббикинга (под тем же брендом). Там две платы впаянные одна в другую под углом 90град. У Футабы всё “плоско-параллельно” относительно установочной плоскости гироскопа, с китаем, естессно всё не так, платы и спаяны криво и расположены криво (может быть у меня был такой экземпляр). Из этого следует, что китайский гироскоп будет реагировать на изменение положения в тех плоскостях “в которых не должон”. Но, в принципе, всё можно выровнять и на пенолет пойдет. И да, еще говорят, что у дешевых гироскопов больше температурный дрейф нуля. -
Гироскопы мне понравились.
С целью изучения гироскопов, летал пару сезонов (пару сезонов именно с гироскопами) на небольшом электрическом пенопластовом Мустанге от Арт-Теч с Хоббикинга с трехосевым гироскопом интегрированными прямо в приемник от Оранжа. Гиро были самые простые, вкл/выкл и регулировка чувствительности, без режима удержания. Без гиро Мустанг летал только “на скорости” и был ну о-о-очень строг в управлении. Все его падения были из-за штопора на вираже, чуть перетянешь и лови его, если высота есть. После установки и настройки чувствительности, поведение изменилось кардинально. Мало того, что “выключили ветер” - он перестал валиться в штопор на виражах. В безветренную погоду полет был похож на анимацию: если дать крен и взять на себя - модель спиралью уходила либо вверх, либо снижалась (зависело от глубины крена), причем все витки одного радиуса и одинаковый шаг между витками, или можно залететь повыше взять на себя (без крена) и получить каскад ровных и в одной плоскости ниспадающих петель. Лепота короче.
Сейчас Мустанга нет - задарил его хорошему человеку 😃 -
ФПВ.
На ФПВ без гиро - НИКАК. Особо рассказывать нечего. У меня на ФПВ стоит “автопилот” Акр Бёрд. Благодаря интеграции трехосевого гироскопа в автопилот, возможны те “вкусности” из-за которых и покупался этот автопилот. -
Модели с ДВС.
Есть у меня полукопия Фоккера Д7 с метанольным движком и Футаба ГУ401 - пробую их комбинировать. 😃
Когда ставишь гироскоп на РН особых проблем нет, летает ровненько - “хвостом не машет”. Как тут писалось, что при вираже “выворачивает мордой наружу” - такое наблюдается только в режиме удержания. Если поставить гироскоп на элероны, то на определенном диапазоне оборотов двигателя происходит “расколбас” этих самых элеронов, регулировка чувствительности не помогает. Закреплен гироскоп так же, как и для управления РН - на двух слоях толстого двухсторонненго скотча (но, естесственно в другой плоскости), грубо говоря, прямо на фюзеляже. Думаю, нужно применить крепление гироскопа с использованием демпфирующих элементов, дабы не просто “размазать по спектру” энергию колебаний, а загасить её.
Парни, кто юзает гиро на ДВС, такие проблемы возникают и как решаете?
Да, заказал себе Игиро 1е, когда приедет, попробую как она ведет себя в условиях вибрации на модели с ДВС.
Игорь, такой алгоритм уже заложен в гироскоп и является одной из основных фишек Igyro. В результате имеем удержание при отсутствии упраляющих пожеланий от пилота и возможность активного пилотирования без появления “резиновости” в управлении, чем грешат многие гироскопы. Второе принципиальное отличие - автоматическое изменение чувствительности по скорости. Но маленькое замечание, все это работает в умелых руках при грамотной настройке и сборке модели.
По поводу опыта на други моделях - все логично, множество мелких причин для сбоев часто сходятся в отказы… К примеру вибрации, нежеские приводы, дохлые сервы, мягкие рули, избыточная чувствительность и главное, говорить про 401 гиру в самолетной теме про кипии - это просто кащунство… Это гироскопу уже полтора десятилетия, подделок море, гироскоп вертолетный и в самолете только в нормале можно его юзать… Так что все логично.
Еще раз повторюсь, путь освоения гироскопов тернистый, но результат очень заманчивый. Кто-то вообще не решается по разным причинам, кто-то ставит все на минимумы и летает с мизерным участием гиры, а некоторые, которые посмелеее и не ленятся, доводят настройку до близких к маскимуму значений и получают удовольствие от полета.
Вопросы к Павлу Михайловичу:
Сейчас договариваюсь с ЖАБОЙ, хочу взять I-Gyro, потом РоwerBox Mеrcuy, посмотрел ролики по настройке гироскопа, есть несколько вопросов:
- Установка гироскопа: можно ли ставить датчик GPS внутри пенопластового, а потом стеклопластикого фюзеляжа, или он должен торчать наружу?
- После каждого включения, гироскоп нужно обнулять. То есть, выключатель должен “летать на модели”, или я неправильно понял?
- В примере настройки 3 канала управления: элерон А, элеватор, рудер. У меня 2 элерона раздельные. Я облетываю модель, триммирую, выставляю экспоненты и т.п., потом ставлю I-Gyro.
Нужно ли мне настраивать элерон А и элерон В отдельно, или можно повесить их чувствительность на одну крутилку и настраивать за один полет сразу?
Да, 2:1 в мою пользу, ЖАБА сдается.
Александр, приветсвую. По порядку:
- Датчик оптимально в верхней части фюза ставить там, где минимум металлов, проводов и угля, пена и стекло - не проблема.
- Если самолет при включении неподвижен и не вносились никакие изменения в прогу и конструкцию, то можно не обнулять. Выключатель можно не возить.
- Гироскоп можно изначально ставить в модель и облетывать в первом режиме, когда все выключено. Самый верный способ - в случае с Меркури или в связке с другими SRS повербоксами, оба элерона иметь на одном канале, сведенными внутренним синхронизатором. Это позволит настраивать только один канал, если такой возможности нет, то оба выхода элеронов настраиваются одновременно и одними органами управления.
А ЖАБА слабенька оказалась… Ждем в гости. 😃
Чего то я призадумался…
Или PowerBox iGyro™SRS или PowerBox iGyro™3e
Не хочу я бегать с бубном и настраивать первый вариант( ЖПС, и прочая муть, чувствительность от скорости…) Дело не в разнице в 100 евро . Второй вроде простой как обычный стабилизатор, но кто знает как он с вибрациями дружит???
Нормально они дружат.
А вот про GPS Вы это зря, на 3е (к стати сейчас уже можно его датчиком GPS укомплектовать) настройка только через комп, Т.е идеально настроить проблематичнее чем SRS с экраном. А вот без GPS Вы теряете главную фишку этого гироскопа- авторегулировку коэффициента усиления в зависимости от скорости (а самолетка у Вас далеко не небесный тихоход). В итоге, дабы избежать перекомпинсации на большой скорости Вы сильно загрубите усиление на максимальной скорости (где самолёт и так стабилен), а вот на маленькой скорости из за этого толку от гироскопа будет чуть.
Гироскоп (усиление) как раз настраивается на небольшой скорости, доводится до перекомпинсации и немного уменьшается усиление (в ручную), а вот на максимальной скорости уже вступает в работу GPS датчик- загрубляет чувствительность и уменьшает усиление.
Таким образом гироподдержка работает на 100% во всем диапазоне скоростей.
Так что мой Вам совет, попляшите лучше с бубном вокруг SRS iGyro и получите полный конфэт (если проблема с чужеземным языком, могу скинуть мануал на русском. Сам предпочитаю изучать в оригинале)
Как то так…
Владимир, в разделе Реактивных есть тема “Школа реактивщика”. Там Павел Лапшов дает 2 видеоурока по настройке iGyro SRS. Все очень доходчиво и по-русски. Да и Павел охотно отвечает на возникающие вопросы. Я жабу задушил, взял iGyro SRS, теперь разбираюсь по мере времени. Вначале буду настраивать на пене, потом на полукопии. Тебе решать.
а вот на максимальной скорости уже вступает в работу GPS
Давно зрел вопрос. А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS? Тут , кажется , должна наступить перекомпенсация управления, вводимая в контур управления гирой?
Видимо эти вертикальные эволюции не такие продолжительные, что перекомпенсация не успевает себя проявить, либо есть какой то алгоритм просчета этой ситуации.
Давно зрел вопрос. А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS? Тут , кажется , должна наступить перекомпенсация управления, вводимая в контур управления гирой?
Все очень просто, покрытие спутников на небе очень большое, и для определения местоположения необходимо наличие минимально 3-х спутников, для высоты и скорости минимум 5, для повышенной точности и исключения неточности показаний при затенении одного из них минимум 7, а их на много больше (включите обычный GPS навигатор и зайдите на страницу “покрытие” и убедитесь). Так что если Ваш самолёт будет пикировать отвесно, датчик определит изменение координат и высоты, и как следствие пересчитает путевую скорость и введёт компенсацию.
А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование, когда воздушная скорость модели сильно отличается от той, что меряется GPS?
В GPS данные по высоте всегда были, как иначе строители бы мосты с обеих берегов одновременно стоили и другие сложные сооружения… Вопрос в том как эти данные датчик обрабатывает. Павел говорил, что в первых датчика была эта проблема, теперь вроде ее устранили.
А как работает коррекция . вводимая GPS на больших скоростях, при траектории полета, таких, как пикирование,
Вопрос был не просто праздно-теоретический, уже известен случай, когда разбили модель (с гирой) в такой ситуации. Именно на пикировании пилотом были замечена фигня с управлением, с которой он не справился…
Пётр, а Вы уверены, что модель разбили именно по причине перекомпинсации на пикировании? Может просто не настроен был нормально гироскоп (если точно определили, что именно причина в нем)?
В РусДжете проблем нет, летают, пикируют…
Сам пока пробовал только на пеныче, дабы алгоритм настройки уяснить.
когда разбили модель (с гирой) в такой ситуации
А можно уточнить какая была гира (с GPSом или без), по какому каналу управления возникла перекомпенсация и какие настройки чувствительности были установлены по этому каналу гироскопа? Может и не в GPSе дело то?
Датчик уже примерно два года как сделали новой серии, называется GPS2, не знаю, как это работает, но в пространстве скорость он тоже хорошо считает, на первом квадратном датчике была такая проблема и немного приходилось загрублять чувствительность. Сейчас никаких проблем, как было подмечено, пикируем и много другого делаем, есть свидетели. 😃
Можно здесь почитать:
www.powerbox-systems.com/en/…/gps-ii.html
Все Igyro им комплектуются последние годы.
Очень интересная для меня тема. Давно хотел стабилизацию на гидросамолёты.
В этом сезоне установил ОупенПилот СС3D (первая стабилизация которая подвернулась). Настраваю на электро модели летающей лодки BV138, размах 1.9, вес 5.1 кг. Конечно с ней лучше, чем без неё, прямолинейный разбег на волнении, ненавязчивое удержание горизонта. Хочу задать вопрос тем, кто давно летает со стабилизациями. По крену вопросов нет, а по тангажу при разворотах существенная просадка по высоте, при выходе на прямую - ровный полёт, на затяжной прямой - будет набирать высоту, небольшое увеличение коэф. стабилизации не влияет на полёт. Разворот только на элеронах увеличивает крен, а значительное подключение РН увеличивае проседание. Потихоньку двигаю назад центровку. Никто с таким не сталкивался?
И ещё как ведут себя акселерометры при касании (у меня воды)? Редко получаются идеальные посадки и конвееры, могут они раскачивать по тангажу?
Кто обьяснит на пальцах, 3D режим для копии вообще нужен???
3D режим на гире FY, аналог режима удержания на других гирах и он постоянно используется в том числе и на копиях.
Кто обьяснит на пальцах, 3D режим для копии вообще нужен???
На пальцах:если ваша модель передвигается в трёхмерной системе координат(х,у,z)-то пригодится.а если в одной плоскости(х,у)-то нет.
Возник вопрос. Если самолет летает блинчиком. и для плавного полета, плечо сервы и руля высоты к примеру, сделать так что бы отклонения былиминимальные, а ход сервы стандартный. То АЙГИРО 3Е умная штука или нет? Она это в полете сможет понять. Просто такой тест: на земле если менять плечо сервы и тем самым изменять отклонение руля высоты, то и стабилизация на земле пропорционально отклоняет руль если модель наклонять. Я вот о чем… Я плечо сервы уменьшаю, самолет плавнее управляется, как бы влиянии стабилизации не уменьшилось ( при учете что чувствительность на максимуме.)
Володя, в инструкции ведь написано, что при инициализации нужно подвигать стиками по крайним точкам, т.е. дать понять iGyro расходы рулей (на какой угол повернётся вал сервопривода). При работе именно на эти величины будут максимально отклоняться рули по сигналу гироскопа. (простым языком: если РВ отклоняется +/- 20мм (задано конечными точками с передатчика) и Вы это прописали в iGyro отклонением стиков по крайним точкам (но серво способно отклонить РВ +/- 40мм), то гироскоп будет максимально отклонять РВ на +/- 20мм, а не 40).
Надеюсь понятно написал.
В кино от РусДжет о гироскопах об этом говориться + мануал.
И небольшой совет, если позволите, длины качалок на серве и рулевой поверхности желательно делать одинаковыми, так как при большего размера на руле чем на серво - большие ударные нагрузки на шестерни, может сорвать зубья, наоборот - уменьшается усилие удержания.
Ещё, данные в спецификации по серво указаны из расчета длины качалки 2см (при увеличении на 1 см к примеру 10 кг серво будет иметь показатель около 7-7,5 кг).
В сети есть прекрасная таблица по расчёту моментов рулевых машинок.