Ask-13, просто планер
Великие Луки 2017:
эх, на фестивале планер “долетался”, будем строить новый с учетом косяков.
Непременно, успехов.
Что это было?
флатер
Жаль модель… А крутка была на крыле?
Похоже, все таки профиль тонковат, а лонжерона не хватило.
была, -1.5 градуса на законцовке
Для пораждения флатера жесткость роли не играет. Жесткость “продлевает” жизнь флатерящему крылу. Крутка помогает и может “отменить” флатер. Для этого достаточно, чтобы 10% полуразмаха имели геометрическую крутку оканчивающуюся крайним профилем находящимся по хорде к направлеию движения под отрицательным углом НУЛЕВОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ДЛЯ ДАННОГО ПРОФИЛЯ. Это более эффективно, чем применение аэродинамической крутки. “Более”, т.к. работает и при гор. полете снижая индуктивное сопротивление.
Для пораждения флатера жесткость роли не играет. Жесткость “продлевает” жизнь флатерящему крылу. Крутка помогает и может “отменить” флатер. Для этого достаточно, чтобы 10% полуразмаха имели геометрическую крутку оканчивающуюся крайним профилем находящимся по хорде к направлеию движения под отрицательным углом НУЛЕВОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ДЛЯ ДАННОГО ПРОФИЛЯ. Это более эффективно, чем применение аэродинамической крутки. “Более”, т.к. работает и при гор. полете снижая индуктивное сопротивление.
пардонте, не так выразился. -1,5 градуса относительно корневой нервюры. а корневая была в +2 градуса
пардонте, не так выразился. -1,5 градуса относительно корневой нервюры. а корневая была в +2 градуса
Так и понял, что общая крутка относительно корневой хорды. Значит у вас в условно горизонтальном полете оконечность работает под +0,5 градуса. Какой профиль оконечности, что с Су, при этом? (Су должно быть=0 или чуть меньше). Наверняка подъемная сила есть. С увеличением скорости она возрастает вместе с индуктивными явлениями вызывая автоколебания консоли. На тренировочных (детских планерах) с профилем Кларк-У 11%, у нас крутка 3,5 градуса на ушках. Модели умеют пикировать без последствий, флатеры иногда наблюжаем на стабилизаторах (рулях).
Так и понял, что общая крутка относительно корневой хорды. Значит у вас в условно горизонтальном полете оконечность работает под +0,5 градуса. Какой профиль оконечности, что с Су, при этом? (Су должно быть=0 или чуть меньше). Наверняка подъемная сила есть. С увеличением скорости она возрастает вместе с индуктивными явлениями вызывая автоколебания консоли. На тренировочных (детских планерах) с профилем Кларк-У 11%, у нас крутка 3,5 градуса на ушках. Модели умеют пикировать без последствий, флатеры иногда наблюжаем на стабилизаторах (рулях).
еще пара нюансов, флатер случился на затяжке, на развороте. до этого делал и петли, и повороты на горке, но осторожные. хочу новые крылья зашивать фанерой 1 мм, для жесткости.
При любых превышениях “норм” перетекания появляется кабрирующая сила на поверхности ведущая к изгибу плоскости и крутке (из за смещенного центра жесткости), в силу прочностных хар-к, конструкция противодействующая излому возвращает поверхность обратно, но инерция преодолевает нейтраль и начинается процесс автоколебаний при определенных скоростях полета. Крутка нейтрализует очаг перетекания, даже на закритических углах атаки, т.к. снижает вероятность концевых противотоков. Сделайте крутку, не боясь отрицательного влияния, а работающая обшивка только на пользу. Удачи!
Почему выбрали относительно тонкий профиль? Для планеров с таким удлинением, обычно применяют более толстые 18…15%, отлично работают
Всего 10,5% относит. толщины! Для композитов это нормально, в наборе даст жару лонжерону и жесткости на кручение…
Верояtная прiчiна–лонжерон не справiлся с нагрузкой.
Верояtная прiчiна–лонжерон не справiлся с нагрузкой.
Там и конструкция наборная с кессоном до лонжерона, дает слабину на кручение.
Плюс обраtная сtреловiднось.
Плюс обраtная сtреловiднось.
Обратная стреловидность, частично способствует гашению флатера, тонкости в конструкции, а аэродинамика полезная. Акробатический планер МАК-15 имел бОльшую обратную стреловидность и наборное крыло.
Там и конструкция наборная с кессоном до лонжерона, дает слабину на кручение.
поэтому и хочу зашить не бальзой, а фанерой
а вот так работало крыло
Никаких особых деформаций не заметил. В начале резко проступили нервюры, вероятно от прогиба крыла. Видел работу интерцептора и элерона. На последнем, показалось(?) отсутствие дифференциала.