Гордость русской авиации
Обтяжка секции Ф-1 полиэстером на аквалаке.
Андрей приветствую. Не понятна роль эмалита в технологии с применением аквалака. На аквалаке только приклейка и предварительная пропитка, а эмалитом финишная обработка для натягивания ткани ? Аквалака без эмалита не достаточно?
Да, вопрос не такой простой. Я произвел большое количество экспериментов с покрытиями, пока не пришел к этому варианту.
Тут несколько факторов являются ключевыми.
- Планировалось отработать полиэстерную обтяжку на безэмалитной технологии, в связи с его дифицитом и большими планами по каркасным самолетам с мягкой обшивкой.
- Каркасы всех плоскостей сделаны с пенопластовыми нервюрами и полками из шпона. Поэтому были опасения о разъедании пенопласта парами эмалита.
- Эксперименты по тонированию дали наилучшие результаты с использованием аквалака “под сосну”.
Но все же покрытие эмалитом по предварительной пропитке аквалаком дало отличные результаты по исключительному натягиванию обшивки с отличным ее упрочнением, при минимальном расходовании эмалита.
В результате родилась определенная технологическая последовательность пропиток обшивки.
Приклейка полиэстера аквалаком на предварительно загрунтованный каркас аквалаком.
Термонатяжение и пропитка 2-мя слоями безцветного аквалака. Первые слои наиболее расходные по лаку, (что также экономит эмалит)
Потом тонирование аквалаком “под сосну” 1 или 2 слоя. Потом еще прозрачный аквалак с вышкуриванием поверхности.
И потом 2 -3 слоя эмалита с феном, для удаления белесости.
Вышкуривание и финишные покрытия яхтенным лаком в 1 - 2 слоя с вышкуриванием.
… а секции фюзеляжа как раз и получили уже тонирование 1-м слоем:
Весовую сводку одного квадратного дециметра обшивки в законченном виде сможете дать?
Привет, Андрей!
Не понимаю как тебе удалось подружить аквалак с эмалитом, пропиткой и яхтенный лаком! Это просто чудеса какие-то! Но результат налицо и это радует. Твоя тема мне очень нравится, продолжай в том же духе. И черкни хоть пару строк про АИРы. Хоть что то ты же делаешь по ним?
Весовую сводку одного квадратного дециметра обшивки в законченном виде сможете дать?
Да, конечно, есть все промежуточные весовые сводки. Так что не трудно, достаточно точно, иметь вес обшивки на каждом этапе.
Чуть попозже, с очередной весовой сводкой, дам полный анализ по обшивке.
Это просто чудеса какие-то! Но результат налицо и это радует
Все в принципе просто. На водную основу ложится любая другая нитро или глифталевая. На нитрооснову ложится великолепно глифталевая, но водная плохо! Но положить нитро на глифталевую - будет “капец”!
Так что моя последовательность водная - нитро - глифталевая вообще без проблем, но никак не наоборот!
Интересно, что я тоже сомневался, сможет ли эмалит по аквалаку совершить свое благородное дело - натянуть до барабана обшивку? Оказывается - “со свистом”! Видимо поры ткани еще не до конца закрыты аквалаком после 2 - 3-х покрытий, и эмалит “работает”. Этот результат меня вообще в восторг привел неописуемый! Открываются широчайшие перспективы по работе с мягкими обшивками, с минимальным расходованием эмалита.
___________________________________
Сегодня вытащил секции фюзеляжа на дневной свет, чтобы посмотреть реальный тон фюзеляжа, так как в “моделке”, при искусственном освещении, совсем не так смотрится цвет.
А заодно и сделал подсборку фюзеляжа в единый агрегат, чтобы посмотреть удобство сборки и сделать небольшой промежуточный итог работам по фюзеляжу.
Ну что-же, тон меня порадовал. Сравнил с цветной иллюстрацией из “КР”. Весьма близко. Еще будет эмалитные покрытия и яхтенный лак. Это даст еще процент “желтизны”. Будут еще специфичные отмывки для старения. Очень боюсь перетемнить цвет. Но вроде пока попадаю в желаемый оттенок.
Впереди все плоскости, так что права на ошибку просто нет!
В “контровом” освещении против солнца. Вполне просматривается каркас и растяжки! На прототипе такой прозрачности обшивки не было, хотя каркас и просматривался на многих снимках.
Но здесь уже просто хочется!😛 Мне очень нравятся полупрозрачные каркасы первых самолетов. Так что могу себе позволить!😃
Киль (или он же руль направления) для меня сейчас боевой полигон для отработки технологий по плоскостям. Уже один раза сделал переделку накладок на нервюры.
Сейчас начат второй вариант (виден снизу). Решено делать накладки из натурального дерева, как и на прототипе. На полки нервюр предварительно клеятся ленты ткани для усиления. Киперная лента с зубчатым краем тогда еще не применялась на русских самолетах. А обшивка по полкам нервюр закреплялась деревянной накладкой (по всей видимости из фанеры). По снимкам, я определил ее сечение - примерно 15 х 5мм. Так что в моем масштабе - это 3х1мм.
Это большой технологический люк для сборки секций Ф-1/Ф-2 на нижней поверхности фюзеляжа. Собирать очень удобно. Люк закроется каркасной крышкой с мягкой обшивкой.
Такой же люк и на стыке секций Ф-2 / Ф-3
И напоследок, вид правого борта в стиле “сепия”…
сделал подсборку фюзеляжа в единый агрегат, чтобы посмотреть удобство сборки и сделать небольшой промежуточный итог работам по фюзеляжу.
Здоровенный он, однако! Андрей, пару слов о процессе нанесения различных лаков, не кисточкой же?
не кисточкой же?
Володя, почему нет? в том числе и кисточкой, где удобно.
Аквалак приклеивается кисточкой с жесткой щетиной по полиэстеру (как эмалитом) Жесткая кисть хорошо приформовывает ткань. Потом утюгом по всем краям.
Первое покрытие аквалаком, разведенным на 1/3 с водкой (желательно дорогой подарочной😁, так как это единственное ее применение у меня).
Жидкий аквалак великолепно и равномерно наносится паралоновым тампоном. Тонирование тоже жидким аквалаком на 1/2 с водкой и тоже тампоном. Вполне равномерно. Некоторые следы мазков меня абсолютно не смущают - наоборот дают более реалистичный вид - ведь в те времена эмалит наносили кистью. Да и я эмаличу мягкой большой кистью - следов практически не заметно. Яхтенный лак тоже наношу жидкий (развожу на 1/3 уайт-спиритом) и тоже тампоном. Он великолепно растекается, не оставляя следов мазков. Так было на “маленьком” 1/10 Муромце.
На этом Муромце, возможно, тонирование плоскостей буду делать пульверизатором (посмотрю, как аквалак пойдет), но не факт. Для таких самолетов, без покраски, на мой взгляд ручное нанесение покрытий дает более реалистический эффект. Да и к тому же еще планируются так называемые “отмывки” очень жидким “грязным” тонером , чтобы оставить грязь во всех микронеровностях, с последующим смытием. Так что обшивка будет много раз покрываться разными способами…
Приветствую коллеги!
Решено производить дальнейшие испытательные и отладочные полеты Воздушного корабля “Илья Муромец” тип В-9, №150 масштаба 1/10 в рамках: 3-й слет двухмоторных, многомоторных авиамоделей, лайнеров, транспортных и просто больших авиамоделей, 18-19 августа 2018 года, Аэродром Старица
В предполетную подготовку модели воздушного корабля были включены ряд работ, ранее анонсированных.
Сделана первая серия копийных полетных винтов левого и правого вращения, примерно 11х5 (из липы):
Сняты характеристики серии по тяге, потребляемому току в статике. (для левых и правых) Характеристики сходимы! И это радует.
Сравнил с покупными вариантами винтов аналогичных по диаметру/шагу.
По тяге/току не хуже. По звуку однозначно ВАУ! Все таки деревянный винт звучит!😛
Тяга в районе 1300 - 1400гр. при 28 - 30А на 3s и в районе 1900гр. на 4s при 38-40А (здесь винты немного тяжеловаты по току)
Бомба 400килоТонн , извините… 25 пудов (400кг) , в смысле 1/10, но без тротилового эквивалента, готова к прицельному бомбометанию
Вот так она и подвешивалась под “Муромцем”, в районе Ц.Т.
Мелкие (пудовые) полетят из бомболюка, но это чуть попозже будет реализовано.
Наконец-то обшивка в районе носа прибита гвоздями… Это все жена своими пальчиками помогла … 😃
Натянул еще около 40 растяжек, не столь значимых для летной годности … (непосвященному взгляду они не видны…) Но они есть. Еще осталось примерно столько же ) Когда же они все положенные натянутся? 😃😃
Идет окончательная проверка нивелировки и всех узлов корабля к полетам в Старице.
Андрей,это будет БОМБА!И если вместо маленьких (пудовых) полетят конфеты-это будет уже не война,а чистой воды МИР!Всё к тому,что видно я не дождусь,что в этом сезоне полетит Большой.Но я не изволю тебя торопить,-наслаждайся конструкцией,строй!Ириша тебе в помощь!!!
видно я не дождусь,что в этом сезоне полетит Большой.
А я ничего не знаю, но в этом сезоне Большой Муромец ДОЛЖЕН полететь!!!
😃
А я ничего не знаю, но в этом сезоне Большой Муромец ДОЛЖЕН полететь!!!
Лучшим женщинам, модели заменят и коней и горящий дом!!!
А я ничего не знаю, но в этом сезоне Большой Муромец ДОЛЖЕН полететь!!!
😃
Знацца знаешь,красивая,что полетит!!!😃
ДОЛЖЕН полететь!
Кому? Ни в коем?😃
☕ Наберитесь терпения, все. Мастера не трогать!
Вы там чё? Совсем с юмором, плохо, а?
Приветствую, коллеги!
Декабрь - знаменательный месяц в истории воздушных кораблей типа “Илья Муромец”
10 декабря 1913г. совершил первый полет прототип “Ильи Муромца”
В декабре 1914г. была сформирована Эскадра Воздушных Кораблей. Начальником ЭВК стал М.В.Шидловский с присвоением званием генерал-майора. По штату Эскадре полагалось 10 боевых и два учебных корабля. По сути, это было первое в мире соединение тяжелых самолетов - прообраз стратегической дальней авиации.
И в честь этого события, 23 декабря учрежден Днем дальней авиации России.
В декабре 1914г. в Эскадру прибыли III-й, V-й, VI-й(№149), VII-й корабли(№150). Два последних №149 и №150 были новой третьей серии В. Это уже были по настоящему боевые корабли, немного уменьшенные по сравнению с первыми сериями, облегченные, оборудованные огневыми точками, окнами для фотографирования в полу салона и внутренней подвеской бомб с бомболюком. Это также было впервые в мировой практике. Они имели характерный острый нос кабины, за что серия получила название “остроносая”.
Как раз VII-й корабль, по заводской нумерации №150 (В-9), тип В “Киевский” и является прототипом, по которому была сделана модель в масштабе 1/10 и делается настоящий проект корабля в масштабе 1/5.
_________________________________
Работы по проекту были возобновлены с новой силой после окончания летного сезона, в конце октября.
Каркасные работы и обшивка к этому времени уже были практически закончены, и наступил этап окончательной отделки всех несущих плоскостей и деталировки.
В Муромце отделка и деталировка - это пожалуй самая трудоемкая и гигантская по своим масштабам работа, превосходящая трудоемкость каркасов в разы. Но именно она дает “исторический” образ корабля.
По отделке уже было сделано много экспериментов, и был опыт отделки Муромца в масштабе 1/10.
Но много и новых моментов, которые предстояло воплотить.
Так, решено было сделать деревянные накладки на нервюры из бальзы 3х1мм , которые соответствуют накладкам прототипа 15х5мм. На прототипе они крепились на клею и гвоздях к полкам нервюр, а это значит , что нужно будет тоже “забить” примерно 3500 - 4000 миниатюрных гвоздиков.
Эту титаническую работу взяла на себя моя жена! А это 19 плоскостей , но первые плоскости уже полностью готовы к пропиткам эмалитом и лаком.
Технологический цикл по работе над обшивкой я уже неоднократно описывал раннее. Он единообразен для всех плоскостей и требует просто очень много человеко-часов. Эта работа началась в октябре и вот уже два месяца успешно идет , параллельно с другими процессами над кораблем. Обозримого конца еще не видно , но он безусловно когда-то наступит!
___________________________________
Теперь по деталировке. Эти работы можно разбить на отдельные разделы и этапы:
1.Мотоустановки . Моторы, моторамы, обстановка, макеты моторов и всей обвязки. Мотоустановки все , как на ладони, практически без капотирования. Очень видимая, ключевая тема, без которой корабль не будет Муромцом.
2.Расчалки, обвязка, фурнитура. Все должно быть функционально, надежно и удобно для сборки в полевых условиях, с разумной достоверностью.
-
Бензобаки и трубопроводы. Также все на виду.
-
Шасси . Должно быть функционально и максимально достоверно
-
Стрелковое вооружение. 3 пулемета “Мадсен”, “Льюис”, “Максим”, карабин, практически все на виду
-
Бомбовое вооружение. Также необходим функционал сброса, бомболюк и внутренняя подвеска бомб.
-
Интерьер салона. Не так видно снаружи , но достаточно просматриваемо через люки, окна и открытую дверь.
-
Остекление фюзеляжа. Рамы окон все на виду.
-
Экипаж. Естественно, есть желание передать дух, людей и летную форму того времени!
ЭХ!!! ЖАЛЬ, СИКОРСКИЙ НЕ ВИДЕТ ЭТУ КРАСОТУ!!!
а это значит , что нужно будет тоже “забить” примерно 3500 - 4000 миниатюрных гвоздиков.
Эту титаническую работу взяла на себя моя жена! А это 19 плоскостей , но первые плоскости уже полностью готовы к пропиткам эмалитом и лаком.
Как говорил Станиславский: “Не верю!” Прошу доказательства в виде фото, желательно, с выражением счастья на лице!😉😁
МОТОУСТАНОВКИ
Фактически, это “проект в проекте”, так как это действительно глобальная часть общего проекта и включает в себя самые разные фазы работ, начиная от исторических исследований, до проектирования, технологий и непосредственной реализации мотоустановок.
Немного по истории.
Муромцы имели самые разнообразные двигательные установки, но одним из самых удачных считался вариант с “Аргусами” 125 и 140л.с.
Эти моторы были установлены на втором экземпляре Муромца, который совершил перелет из Петербурга в Киев в июне 1914г., за что был назван “Киевским”. И потом, один корабль новой серии получал эти моторы и соответственно именовался “Киевским”. Таким был и №150., который имел моторы “Аргус” 125 и 140л.с.
Поиск документации по этим двигателям я начал еще в 2008г. , но до сих пор имею очень скудные чертежи и фотографии этих моторов. Есть чертежи и фотографии других “Аргусов” в 120л.с. и 180л.с., но они отличаются компоновкой агрегатов и картером от требуемых.
_____________________________________________________
На “Русский витязь” и первый “Муромец” устанавливались 4-х цилиндровые “Аргусы” в 100л.с. 1912 года.
Эту титаническую работу взяла на себя моя жена!
А у нее был выбор?! 😢
Более поздние 120л.с. “Аргусы” имели уже 6 цилиндров и картер с характерным нижним конусом.
Но это не мой вариант, хотя многие узлы и агрегаты у фирмы “Аргус” повторялись на разных моторах
_____________________________________
Еще более поздний вариант “Аргуса III” имел уже 180л.с. и более совершенную конструкцию.
На него также есть и фотографии и чертежи:
==========================================================
…но, увы, “мои” “Аргусы” 125 / 140л.с. , по всей видимости, были созданы в 1913г подобно по конструкции с 100-сильным и имели картер с цилиндрической нижней половиной.
На них есть всего пару схем и одна фотография. Ну и есть небольшое количество исторических фотографий этих двигателей на “Муромце” №150
Эта неплохая схема нужного мне АРГУСА была любезно предоставлена Константином Скачинским мне еще в 2007г. и она является основным документом для моделирования мотоустановки!
И в заключение этого небольшого исторического экскурса по мотоустановкам АРГУС, пару фоток “АРГУСА” 140л.с. на Муромце №150:
Информации, конечно, очень мало, но по ней уже можно попытаться воссоздать эти мотоустановки…
p.s. Да, чуть не забыл… Есть еще в “монинском Муромце” загадочная мотоустановка, правда очень далекая от исторического прототипа. Похоже, внизу настоящий “Вальтер-минор”, а сверху некое подобие “Аргуса”. Но это, конечно, не серьезно😁
Привет, Андрей!
Работа по твоему списку просто гигантская! Не представляю как ты всё это осилишь! Можно только пожелать тебе и твоей жене терпения!