Гордость русской авиации
Вот не знаю, где скорее схватишь инфаркт: при просмотре видео или при чтении подробностей полета.
А что если применить микс РН-обороты внешних? Не сильно жесткий такой и с порогом срабатывания при уже некотором отклонении РН. Просто для безопасности дальнейших полетов. Несимметричная обдувка крыла помогла бы и с неуправляемым креном бороться. Смысл - не потерять управление без скорости. И летать методом подлетов и небольших подруливаний с посадкой по прямой на первых порах? Мысли вслух.
Первый полёт
Огромное спасибо за полное видео первого полета! Это очень ценная информация для меня! Оказывается всего два срыва было! Надо же! А мне казалось, что только и делал, что выводил!😃😃😃
Итак, что делать? извечный вопрос…😁
Будем делать глобальную модернизацию корабля.
“Муромец” - это связная аэродинамическая система (как впрочем и любой летательный аппарат. соответственно и рецепт лечения может быть комплексный по всем направлениям, если немного понимать, как именно, работает эта система. Невозможно одной таблеткой вылечить болезнь - должна быть комплексная процедура…😁
Что надо сделать:
-
Самое главное - сдвинуть центровку до 95%САХ, а еще лучше до 90%САХ.
-
Нужно перейти на копийные винты с диаметром 22’ и “конячим” шагом типа 20’ - 22, на оборотах в районе 2500-3000об/мин. Нужно обдуть, как следует, рули высоты и направления, чтобы получить управляемость на малых скоростях. Кстати бипланы (особенно старинные) в основном рулятся наиболее эффективно как раз в основном рулем направления и РВ. Много у меня было всяких разных бипланов, в том числе и триплан, так что есть опыт в этом вопросе.
Это можно сделать, применив понижающие редукторы. Самодельные с зубчатым ремнем или планетарные (типа F3A).
Но можно поступить и по другому. У меня есть мощные движки EMAX GT5345, c kv 170. Они позиционируются для 8 - 12s c винтами 22 - 24 дюйма, на которых должны давать 13 кг тяги. весит движок 850гр. (у меня сейчас GT4030, kv353 5 - 6банок на винтах 16 - 18 дюймов с заявленной тягой 5кг, которая подтверждена на стенде, с весом 380гр.)
Но мне 13кг тяги не надо, а вот их вес на самом большом плече от ц.т.- это то что нужно!. Если им дать 6 банок на копийных винтах 21х20 или 21х22, то уверен, я легко получу те же 5-6кг тяги с каждого мотора. Но при этом я получаю дополнительно 2кг (500 х 4) на максимальном плече от ц.т.
-
Убрать массу аккумуляторов с крыла, тем самым уменьшить моменты инерции на посадке - разгрузить шасси. И перенести их в самый нос, удлинив секцию фюзеляжа Ф-1 на 50мм, что будет практически не критично и практически не заметно, с точки зрения копийности. А аккумуляторы дадут дополнительный положительный момент для центровки. Возможно, я увеличу их емкость до 10000 мА на каждый, а это тот самый дополнительный балансирный груз, который нужен для сдвига центровки.
-
РМ рулей высоты и направления также будут сдвинуты в нос и задублированы. т.е. по две машинки (20кг) на каждый руль. Это увеличит жесткость и надежность управления с положительным сдвигом центровки.
-
Элеронные машинки также удвоятся и повысится жесткость тяг, так как жесткость управления на элеронах мне не понравилась. (существующие тяги (3мм) прогибались немного от порывов ветра на элерон.
-
Расчалки выдержали все перегрузки, но две крыльевые расчалки лопнули в узлах заделки (разогнулась 1.2мм проволока). Видимо это было в момент второй посадки, когда крылья немного прогнулись вниз. Все расчалки планируется усилить.
-
В целом прочность и жесткость корабля полностью себя оправдала. Пока не обнаружил слабых или не жестких мест.
-
Сборка оставляет желать лучшего. 11 часов без перерывов!
Но определились критичные точки сборки, на которые бестолково тратилось много времени (неудобно, трудно держать несколько инструментов, не видно и пр.) Это все нужно будет переделать. Так что время надеюсь сократить.
В общем, корабль надо перевести на другие летные углы, как летает маленький Муромец. И тогда появится скорость и управляемость по всем осям. Это - центровка!
Это , в принципе, было понятно с самого начала, но все же летный эксперимент был нужен и была маленькая надежда, что Муромец сможет лететь и на 100% САХ. И он , в принципе, летит и балансируется по тангажу! Но режим полета оставляет желать лучшего. Значит будем все менять!
Вес меня теперь вообще никак не волнует. При желании его можно грузить основательно до 25 - 30 кг легко!
Муромец БУДЕТ летать в любой ветер! причем без дополнительной загрузки!
Планирую, кстати, в ближайшее время осуществить тестовые полеты “маленького” Муромца для проверки некоторых режимов и особенностей управления.
Андрей, это просто ФЕНОМЕНАЛЬНО !!!
Поздравляю с невероятно Удачным облетом !
Мы с женой аплодируем СТОЯ !!!
Нужно перейти на копийные винты с диаметром 22’ и “конячим” шагом типа 20’ - 22, на оборотах в районе 2500-3000об/мин.
Андрей, я тут прикинул в калькуляторе моторы и винты - 21х20. Еще и провода вставил по метру от аккумулятора до регулятора. тягу в 5,6 кг получить можно при оборотах 3350. Кальк сильно ругается (цитата):
С лишком длинные провода между батарей и регулятором ведут к скачкам напряжения.
Рекомендация: не увеличивайте длину проводов к регулятору или ставьте дополнительные конденсаторы с низким ЭДС для защиты.
Срыв потока на лопостях пропеллера. Тяга в статике и максимум тока нагрузки недостижимы. Замер тяги будет недостоверным из-за срыва потока.
60.0км/ч / 37.3миль/ч - выше этой скорости срыв потока на лопастях пропадет.
Может быть лучше поставить винты 22х16 . там скорость потока 82 км/ч еще будет при тяге в 5,1 кг, а срыв на лопастях прекращается на 29 км/ч.
Муромец БУДЕТ летать в любой ветер! причем без дополнительной загрузки!
Андрей, а яб догрузил до практически возможного по правилам соревнований… у тебя воздушный змей получился…
Андрей, а яб догрузил до практически возможного по правилам соревнований… у тебя воздушный змей получился…
ну уж к вам,Виталий,Андрей должен прислушаться. надеюсь.
Самое главное - сдвинуть центровку до 95%САХ, а еще лучше до 90%САХ.
Нужно перейти на копийные винты с диаметром 22’ и “конячим” шагом типа 20’ - 22,
Может, ему моторы в 2 раза тяжелее и соответствующие батареи?
А зачем вообще такой большой шаг? Чтобы лучше обдувало на малых скоростях? Так, вроде, уменьшать шаг надо бы, не более половины диаметра винта чтоб был, не?😃
Может, ему моторы в 2 раза тяжелее и соответствующие батареи?
Так об этом и речь.😇
Но можно поступить и по другому. У меня есть мощные движки EMAX GT5345, c kv 170. Они позиционируются для 8 - 12s c винтами 22 - 24 дюйма, на которых должны давать 13 кг тяги. весит движок 850гр. (у меня сейчас GT4030, kv353 5 - 6банок на винтах 16 - 18 дюймов с заявленной тягой 5кг, которая подтверждена на стенде, с весом 380гр.) Но мне 13кг тяги не надо, а вот их вес на самом большом плече от ц.т.- это то что нужно!. Если им дать 6 банок на копийных винтах 21х20 или 21х22, то уверен, я легко получу те же 5-6кг тяги с каждого мотора. Но при этом я получаю дополнительно 2кг (500 х 4) на максимальном плече от ц.т.
Речь идет, исключительно, об устойчивости курсовой
И она окажется в норме (иначе и быть не может у копий!) если согласовать скорость с нагрузкой. Такие испытания не проводятся при неустойчивой ветренной погоде. Андрей трижды молодец, что рискнул и полетел. Главное достигнуто, остальное разгребется…
Я попробовал посчитать ваше крыло
Бипланная коробка должна пересчитываться на условное монопланное крыло. Эта задача не так тривиальна! Это весьма сложная процедура с учетом множества факторов.
Плюс огромное лобовое сопротивление. плюс разные углы атаки верхнего и нижнего крыла. Более менее реальную картину можно получить только при продувке самолета. Да и то реальные полеты будут давать свою картину.
Поэтому будем идти к цели через летные эксперименты. Первые полеты дали много ценнейшей информации.
Абсолютно ясно, что надо делать.
Сейчас уточняю геометрию переделок, пересчитываю центровку с учетом новых тяжелых и мощных моторов и новых плеч на аккумуляторах.
Виталий прав, насчет увеличения веса. Возможно перейду на 10000А аккумуляторы. Это будет вес, вложенный в емкость! А грузить такой корабль можно и до 30кг 40кг. но там уже вопросы прочности начнут вылазить.
Еще раз хочу выразить уверенность, что применив более тяжелые моторы (это +2кг) и сдвинув ц.т. до 90%САХ, я получу корабль, который будет очень надежно летать в любой ветер! (до 10 - 12 м/с)
В ближайшее время на стенде посмотрю тягу на копийном винте 21х20, токи, определюсь с количеством банок… и тогда вперед - к новой конфигурации корабля.
А зачем вообще такой большой шаг?
Резиномоторные модели имеют винты, с шагом примерно 1.5хдиаметр. Летают на сверхмалых скоростях. Обороты на винте небольшие.
У настоящего Муромца винты были огромны, и шаг их тоже был больше единицы по отношению к диаметру. Обороты порядка 2000 - 2500об/мин.
По формуле Жуковского, тяга зависит от диаметра пропорционально, в третей степени (или даже в большей, точно не помню).
Так что нужно повышать диаметр и снижать обороты на винте!!!
Моя модель Муромца по своей сути ближе к огромной свободнолетающей модели, чем к современному самолету, и уже достаточно подобна при таком масштабе настоящему Муромцу.
Поэтому и подходы должны быть соответствующие - максимальное соответствие относительных параметров винтов - реальному самолету. И учитывать огромнейший опыт свободников. Я ведь тоже лет 40 занимался резиномоторными копиями свободнолетающими, а там ньюансов настройки и регулировки очень много, думаю, что этот опыт мне поможет правильно настроить Муромца. В принципе, я могу его правильно настроить вообще на свободный лет по кругу без управления. А тут еще управление есть, так что вообще все без проблем!😁
у тебя воздушный змей получился
Виталь, кто ж спорит? Мне нравятся воздушные змеи! Они, кстати, редко разбиваются!😁
Вообще обожаю сверхмедленные скорости полета! К ним всю свою модельную жизнь стремлюсь! И цель практически достигнута!
Осталось сделать полет надежным по управлению. И абсолютно не факт, что в ветер летают только бетонные блоки:)😁😛 свободники летают в любой ветер! Все дело в правильной настройке и нужной тяге!
Кстати я летал на своих бипланах (с нагрузкой до 30г/дм2) в шквальный ветер, и ничего! Все летало и управлялось! Это просто уже ближе к 3D пилотажу, но зато интересно! Так что ветра я не боюсь!
вес около 20 кг(было упоминание).Сергей расшифруйте,пожалуйста, вышеуказанную таблицу для этой массы(20 кг) ?
Так что нужно повышать диаметр и снижать обороты на винте!!..
Здравствуйте, Андрей! Извините, что опять лезу со своим дилетантским опытом, но вдруг он вам поможет сэкономить время и деньги. Для своих поликарповых я тоже недавно решал задачу добиться максимума/оптимума тяги для пары тыщ оборотов, на низких скоростях и при умеренной мощности (с максимумом КПД двигателя), имея изначально крайне смутное представление о том, какой же шаг винта окажется наилучшим.
Первое, естественно, что приходит в голову - максимально возможный диаметр винта. Второе – его профиль должен быть максимально тонкий, выпукло-вогнутый, максимально глубокий.
Строгать самому такой винт – поленился. Искать винт готовый, сомневаясь что он вообще существует, тоже не стал. Сделал третье – простое и бюджетное - взял лопасти вертолётные, профиль у которых уже какой надо и материал, думаю, наилучший, неубиваемый. Отсёк им лишнее, сделал крутку в кипятке. Потом ещё, прямо в поле, на ступице, немного менял угол установки пробуя так и сяк. В результате, чисто по качеству полётов, остановился на двух вариантах. Один - для скорости на И16 (но на это винте нельзя, если что, повиснуть - мотор перегружается). А второй винт с меньшим шагом – который вытягивает вверх с места и пока больше подходит для И153 rcopen.com/forum/f91/topic543364 (но около 20 км/час для него уже предел, месит воздух впустую).
У Муромца, правда, винт имеет саблевидную форму передней кромки, и если строго следовать прототипу – не факт что найдётся подходящая заготовка. Но если можно саблевидностью пожертвовать – я бы рекомендовал попробовать на стенде лопасти вертолётные.
По формуле Жуковского, тяга зависит от диаметра пропорционально
Андрей, зачем “гнаться” за статической тягой. Ведь важнее динамическая тяга, а она зависит и от скоростного напора. Немного добавив скоростного напора, можно улучшить обдув поверхностей и повысить управляемость.
Немного добавив скоростного напора, можно улучшить обдув поверхностей и повысить управляемость.
Андрей же хочет летать как можно медленнее,на копийных винтах с меншими оборотами и заменить двигатели на более тяжёлые.Центровочка конечно сдвинется вперед(Андрей,делай винты более тяжёлыми по массе),а вот управляемость,особенно по крену,не улучшится.Нууу мож быть по тангажу и по курсу чЮть чЮть.Так что полёты в ветер более 5-7мэ\сэ - табу!
Андрей же хочет
То, что Андрей хочет, он получит, но через более предсказуемые реакции. При такой парусности и нагрузках имеют значение деградации в доли градуса и запас по скорости для упреждения нежелательных эволюций. Для данной конструкции центровка не главная причина устойчивости. Правильное сочетание скорости, удельной нагрузки и эффективности поверхностей ключ к стабильным полетам, как точно заметил Андрей, сдесь больше общего с настройками свободнолетающих моделей (планера или резинки), причем в режиме планирования. На практике, можно без изощрений с ВМГ, просто прибавить скорость и более тонко настроить реакции плоскостей и органов управления, тогда станут боле понятными взаимодействия разных факторов с учетом достижения желаемой (копийной) скорости. Ведь планер или резинку мы начинаем “обучать полету” при больших скоростях запуская с рук.
Правильное сочетание скорости, удельной нагрузки и эффективности поверхностей ключ к стабильным полетам, как точно заметил Андрей, сдесь больше общего с настройками свободнолетающих моделей
Вот посмотрите на меня-😃-я пьян и критически не согласен!Свободнолетающие не бипланы-Раз! также с центровкой у них всё в порядке-(немного задняя - ну немного 30-40%)Два!-тяговооружённость гораздо выше-Три!(а мож быть и така же–уж эксьюзми)И ваааще-другая геометрия и соотв. аэродинамика.Так что то,что Андрей говорит о будущих полётах при ветре в 10-11мэсэ-…както сказать,чтоб не обидеть Мастера…Во шо яВам расскажу–у меня Ан-2-весом 5кг и с точно таким же двигом ка у Андрея на ИМ -тяга 4кг на винте 16на 8 д.тоесть тяговооружённость гдето 08-так вот-при ветре 10-12 я еду летать,а полоса у меня-дорога шириной в два размаха-т.е 4метра и насыпь 70см–это неприятно в сущности при посадке-,ветер к полосе под 30 градусов с югозападу.Короче-приехал,собрал модель,постоял подумал-ветерок!но решил лететь-чё пёрся то!Взлетаю и хоть предполагал(поверте моему опыту)но нас просто закинуло!Нос вверх-я даю полный газ и ручку от себя-модель по инерции набирает высоту метров 30 и начинает медленно падать хвостом вниз-полный газ и РВ вниз не помогают—решение приходит на автомате–ручка НА СЕБЯ!-- делаем петлю и на высоте пяти метров выходим мордой строго против ветра и приземляемся по вертолётному,далее,со спокойной душой иду в поле искать свою кепку,сдутую ветром в процессе взлёта.Класс!Опыт есть–не хочешь разбить модель над которой корпел ночами-не чё летать без ограничений.Вспомнилось–взлетели с аэродрома базирования-утро,10ч,метео-ветер 6м\с,до нашего клубовского аэродрома 25км–Ан-2 в наборе,подлетаем на высоте 1000м ,Вася,инструктор и зам нача аэроклуба подозревая что то неладное,зовёт меня–Толян,сиганёшь на “мясо”?Я глянув вниз,сразу понял–ветерок!Я сам в то время был инструктором и служил в ВВС в ПДС,но жажда воздуха победила и сиганул!Пять сек падения и крыло моего парашюта звенит надо мной,но нас несёт,несёт назад.Я приземлился на чьюто бахчу с недоспелыми дынями и штук пять их раздавил своим задом:)Аннушка,пока я чесал полтора км приземлилась и мы торчали на земле ещё два часа,пока ветер не стих.А ветер был 21 м\с, у Ана, как известно,ограничения по курсу 18 -боковой 6м\с.Эт я всё про ограничения по метео–полезная вещь,робяты!😃
с центровкой у них всё в порядке-(немного задняя - ну немного 30-40%)Два!-тяговооружённость гораздо выше-Три!
Вероятно, вы прогуляли времена, когда центровка была 60…70% САХ и до 90%. Насчет тяговоруженности мог бы согласиться, если она была бы в режиме планирования (планера, резинки). Что касается бипланной коробки, то она кроме положения фокуса ни на что не влияет. Ну и относительно полетов при 10…11м/с, ничего креминального, если взлет и посадка не с боковиком. Относительная скорость может пугать только зрителей, для настроенного ЛА ветер не помеха. По совокупности, для достижения желанной цели с минимальными трудозатратами, видется вариант отработки регулировок в режиме “подскоков”, но для этого нужна большая качественная ВПП и возможность мобильного управления.