Bicyclette de Pischof (Avionette) - пионер авиации 1920 г.
Вчера, как и планировалось, день был посвящён рулям поворота. Обычная сборка - гнутые части, которые были заготовлены зарнее, бальзовые реёки, клей и ножовка с острым ножём. На импровизированном “чертеже-стапеле”, точнее на листе ватмана, по форме повторяющим будущий руль поворота и произвоилась вся сборка. Алгоритм такой сборки всем известен -отмеряем, отрезаем, вклеиваем. Так, шаг за шагом исклеились все наши рули. Ну, как-же не примерить их…
Немного позже на полученные рули будут установлены кабанчики для тросов управления и петли.
Черт возьми - до чего же, все таки, аккуратная и красивая работа с деревом, просто загляденье.
Ну, вот и дошло время до крыльев. Работу начата с верхнего крыла. Размах одной плоскости 1950мм при хорде 710мм. Высота профиля CLARK-Y 100мм. Вобщем-то крыло очень простой конструкции - две пары силовых лонжеронов 10х10мм их сосны, основных невюр 24шт. из бальзы 2,5мм, 48 полунервюр, вставки между нервюрами из бальзы 3мм, передняя крока состовная -из бальзы, задняя из тополевой фанеры, стыковочная труба 26х1,5мм, метр длиной. Вся работа выпонялась ножём, лобюзиком, шкуркой на бруске и надфилем. Вот что получилось…
Теперь осталось изготовить нервюры стыка, они фанерные, и заднюю кромку. Потом быстренько всё собрать…
Да уж… Красиво… Даже в моей мастерской, последнее время пропахшей металлом, повеяло клеем и деревом от этих фотографий!
А бальзовой пылью , случайно ещё не повеяло?? Шутка, конечно…
А между тем рейки напилены и сборка крыльев идёт полным ходом…
Почему-то на фотках оригинала и уже построенных копий и на видео полета, по крайней мере здесь выложенного, не видно растяжек для придания жесткости плоской хвостовой балка на изгиб вправо-влево, если смотреть сверху или снизу , да и на кручение тоже… Но в видео не видно также, чтобы хвост деформировался. Выше написано, что в киле будут вклеены петли для растяжек…
Подробнее будет потом это все показано?
Сергей! Тросов на этом самолёте хватает. И балка, в том числе, растянута парой тросов, идущих от стойки колеса к килю. Я пробовал на жёсткость эту модель с разрешения хозяина. Всё очень прочно. От себя могу сказать, что при воздухоплавании этих моделей, хватило-бы и прочности самой балки и без тросов. Вот несколько фоток, на которых видно троса растяжек и рулевого управления.
Я уверен, что мои три самолёта будут уж никак не худшего качества, к тому-же кое-что и я меняю по ходу работ.
Проушины для растяжек ещё не изготовлены. Я попытаюсь найти подходящие по размеру… Пока не до них! Надо закончить “деревянные” работы.
Как оказалось на практике, самолёты эти очень материалоёмкие. Вот , к примеру, объём бальзы только на шесть консолей верхнего крыла.
Для ускорения работ по сборке консолей было решено предсобрать полунервюры в сборочные узлы. Во-первых это упростило и ускорило в значительной степени сборку и во-вторых позволило очень аккуратно произвести склейку полунервюр с пластинами усиления из бальзы 3мм.
Стык крыла - это пара алюминевых трубок в пенале из плотного картона. Первая или носовая, имеет диаметр 25мм с толщиной стенки 1,5мм и вторая, задняя 20мм и стенка трубки 1мм. В узле стыка 4 нервюры. Крайние из фанеры лёгкой 3мм, средние из плотной бальзы 5мм.
Сборка крыла производится на ровном столе. На выставленные по размеру рейки 10х10мм из сосны шаг за шагом устанавливаем нервюр и пресобранные детали, которые являют собой кондуктор для правильной и точной сборки.
На сборку крыла потребовалось примерно 2 часа времени… Но, ещё нужно установить накладки и кучу всякой мелочи. Кстати, те уголочки из бальзы 10мм, которые держат хвостовую часть нервюры - это обрезки от реек, которые склеивались “на ус” для передней кромки. Рекомендую, очень удобно, да и материал не прападает…
А каким образом удается точно приклеить 2 носика, на пластинку без перекосов и смещений , да еще и одинаково на всех заготовках? Ведь на них нет ни шипов, ни пазов и пр. , что гарантировало бы однозначность и простоту сборки
Спасибо, Володя, за идею!
Мне очень понравилась технологичность!
Фото выложенное через Радикал не увеличивается если на нем кликать и поэтому сразу трудно обратить внимание на тонкости и секреты технологии.
Но увеличив масштаб всей страницы смог рассмотреть, что оказывается два носика приклеиваются не на целую пластину (стенку лонжерона), а вклеены между отдельными тремя одинаковыми пластинками.
Так что вопрос отпал сам по себе. Действительно - оказывается все просто …
Вы совершенно правы. Шаг нервюр 180мм, толщина 2,5мм. Исходя из этого совсем нетрудно высчитать нужную ширину пластин. Затем на стол приклеиваются несколько полосок скотча, по три на каждый собираемый узел, чтоб не приклеились к столу. Берём одну пластину и иголками прикрепляем к столешнице. Смазываем клеем носик и по габариту пластины также закрепляем, затем вторая пластина и т.д. Этот способ ещё удобен тем, что после склейки можно абсолютно без проблем прошкурить клеевой шов. В случае, когда вклейка пластин и носиков производится сразу при сборке, полученный шов практически очень сложно вышкурить.
В продолжение темы… На первом крыле отрабатывалась непосредственно сборка и уточнялись размеры вставок, накладок и т.д.
Задняя кромка из фанеры тополя 3мм. Её ширина 45мм. Окончание сделано немного профильным, чтобы хоть как-то показать контур реальной обшивки. Получилось легко и прочно.
Далее сформировано место крепления элерона, вставлены пеналы для трубок крепления, зашит кусок центроплана и установлены накладки из бальзы 2,5мм по верхней части крыла.
Законцовки пока подсыхают, завтра будут установлены на место. Потом собирутся все плоскости и в них будут оформлены места крепления машинок и распорок бипланной коробки.
Работа продолжается… На первом крыле были отработаны приёмы и уточнены буквально все размеры. Вставки между нервюрамиявляются кондукторами при сборке. К ним особое внимание. Т.к. моя циркулярочка не может отпиливать 175мм по ширине ,то мне пришлось сделать импровизированный стапель для изготовления вставок для крыльев по заднему лонжерону. Пустяк вроде, а работу ускорил в разы.
В остальном всё по порядку, шаг за шагом.
Задняя кромка из фанеры тополя. Они обрабатывались попарно, так удобней. Наша комната по-тихоньку начинает напоминать китайское производство. Однотипные дктали пачками, однотипные крылья и стабилизаторы и.т.д. всё пачками…
Да, обьем хороший!
Элероны ты будешь делать отдельно. Не боишься потом трудностей с совмещением? Я всегда делаю за цело, потом отделяю.
Приветствую, Максим! Ты знаешь, совершенно не боюсь. Собирутся как и крылья, без проблем. Единственное, что я всегда делаю в таких случаях, так приклеиваю концевые нервюры или точнее хвостики, прямо по месту. В начале ставлю 2мм бальзовую прокладку - это гарантия ровного зазора, а затем приклеиваю эти хвостики справа и слева. И, ещё к тому-же, у меня ведь в начале работ с элероном, его передняя кромка ровная. Она точно ложится на своё место в крыле. А по сему, надо очень постараться, чтоб что сделать криво.
Мажем, клеем, мажем,клеем… Так, по-тихонечку собираются самолёты. Так-как работа с крыльями однотипная, то все операции повторяются с завидной последовательностью.
Много времени ушло на приклеивание накладок на нервюры, их ужасно много!!
Некоторые из этих накладок напрочь отказывались ложиться на профиль нервюры. Пришлось их сначала приклеивать к передней кромке, а потом , после высыхания клея смачивать кисточкой с водой. по истечении нескольких минут бальза легко укладывалась.
В целом крылья собираются без видимых проблем. Хватает иголок, прищепок и клеящей ленты.
К корневой нервюре были приклеены фанерные вставки 6мм с грибком на М6 для фиксации крыльев к фюзеляжу. После этой операции, верх и низ между первой парой нервюр полностью был зашит бальзой. Ну, и как финал этой работы - протянут кабель для машинки.
Наша маленькая мастерская всё больше и больше заполняется “готовой продукцией”. Уже сейчас решается вопрос о возможной транспортировке в наших Пассатах… Придётся самолёт разбирать на узлы. Если это повлечёт за собой большое увеличение веса из-за соединительных элементов, то будет выбран самый простой способ - покупка прицепа.😁😁
Сегодня попробовал собрать первый элерон, чтобы убедиться, что всё сходится. Убедился… Склеилось всё быстро и точно. Конечно пошкурить ещё придётся чуток. Кабанчик всё-же установили текстолитовый, вопреки первому варианту из фанеры 5мм. Установили его прямо на бальзовую нервюру, сделв в ней соответствующий паз, правда предварвательно усилили её накладками из 2мм берёзовой фанеры с одной стороны и фанерной накладкой 3мм из тополевой фанеры с другой. При склейке на смоле получится очень прочный узел.
Володя, а зазор между элероном и крылом позволит отклоняться на нужные углы? Или тут достаточно совсем небольшого перемещения
Максим, угол отклонения элерона примерно 40 градусов в каждую сторону. Это ведь не пилотажный самолёт, поэтому вполне хватит. Плоский вираж этой модели, повторяя полёты оригина в то время, выполняется в основном рулём поворота, а у него площаль очень большая. Элероны будут компенсировать только крен, в данном случае действуя по схеме - элероны влево, руль вправо и наоборот. Это, кстати, очень хорошо видно на видео, которые присвуют в теме. Я покажу сегодня углы отклонения на фото.
Привет!
Этот алгоритм отклонений будет сразу заложен в виде миксов на передатчике или в ручную справляться надо будет?