"Тэха" Як-18Т

ALEX_S1

Доброго времени суток! Не знаю, почему, перелопатил весь форум, и не нашел ни одной доведенной до логического завершения темы о Як-18Т. Может мне просто не повезло, или я плохо искал, но тем не менее факт налицо. Хороший самолет, а все темы заглохли. Решил исправить этот пробел. Короче. Решил, с Вашего позволения, осуществить, наконец, мечту своего детства и построить копию Як-18Т. Масштаб: 1х4.1, т.е. размах крыла 2720 мм, длина 2046 мм. Планируемый вес 17-18 кг. Для F4-C - много, значит F4-G. Двигатель: ДВС, “оппозитник” 70-80СС. Конструкция классическая, т.е. “деревянная”, с некоторыми элементами современных технологий. В близкой доступности имеются два летающих прототипа Як-18Т, так что проблем с фотоматериалами не ожидаю. Чертежи, различной точности, накопал на просторах инета. На что опереться есть. Конечно, одному потянуть такой проект сложно, но есть группа друзей - единомышленников, с ЧПУ-фрезерованием, лазерной и пено - резкой. Сразу скажу, строительство начато не сегодня, а некоторое время назад. Кое-что уже сделано, кое-что даже переделано. В общем проект живет потихоньку. К сожалению, некоторые материалы о самом начале строительства отсутствуют, по разным причинам, но кое-что есть. Буду выкладывать постепенно, если, конечно, будет интерес к данному проекту.

MWS

Господа моделисты, занимайте места в первом ряду!!! Александр скромничает, Як-18Т в его исполнении не просто модель-гигант- это гигантски профессиональный подход к изготовлению копии. P.S. Я знаю, что говорю, я видел эту модель… 😃

ALEX_S1

Добрый день. Итак. Подготовка чертежей худо – бедно завершена, 3D модель не делал. Всё чертилось в 2D и потом по эскизам рисовались детали. Но с чего начинается копия? Конечно же с шасси (на мой взгляд). Готовых вариантов ретрактов множество, от Китая и до, ну хотя бы Electron. Но ведь хочется сделать максимально копийно. Решил делать конструкцию полностью идентичную прототипу. Была, даже, шальная мысль изготовить в гидравлическом исполнении, благо что в Китае всё можно найти для этого. Но вовремя одумался и остановился на электроприводе. В качестве оного решил использовать линейные актуаторы от того же Electron. Прикинул, усилия вроде как должно хватить… Передняя стойка на прототипе неуправляемая, свободно ориентирующаяся, с демпфером по курсу. Меня это, как-бы, не очень устраивает. Надо делать сугубо управляемую, а тут свои заморочки. Надо вращать не саму стойку, а только шток с вилкой. Думал – думал, что-то придумал, конструкция получилась не простая, но вроде должно работать. Ну а дальше Солид в помощь и вперед, в смысле рисовать. Получилось вроде бы не плохо, по крайней мере на мониторе. Хорошо нынче, самое главное — это правильно нарисовать, а там 3D- фрезер изваяет всё, что угодно…

pavel_dobriy

А как вы стойку на замок в убранном положении ставите?

ALEX_S1

В убранном положении замок, по сути, не нужен. У актуатора винт с ленточной резьбой, он держит надежно. Хотя, если возникнет необходимость (в чем я сомневаюсь), можно сделать и замок, как на прототипе. Для этого на стойке всё есть. Ну а замок будет управляться мелкой сервой. Придется использовать дополнительный канал. Но, еще раз говорю, и без замка держится - будь здоров.

serж

И что ты мог видеть? Модели-то еще нет. Не вводи народ в заблуждение. Говорю, как непосредственный участник этого проекта. Если, конечно, автор не возражает.

ALEX_S1

Как я понял, предыдущее сообщение было обращено к пользователю MWS 😧

ALEX_S1

Идем дальше. Было решено создать единый каркас из: центроплана, ниши передней ноги, и силового шпангоута. И на его базе уже строить весь остальной самолет.

вместе со стойками это должно выглядеть как-то так:

ALEX_S1

Доброго времени суток.

Продолжим. Фотографий сборки каркаса, описанного выше, не сохранилось. Скажу лишь, что на тот момент, близкой доступности лазерной резки не было. Поэтому были два варианта: либо ЧПУ-фрезеровка, либо пилить лобзиком. Короче выфрезеровали детали. После фрезеровки пришлось дорабатывать вручную, шкурить, убирать радиусы на углах и т.п. Посему, когда пришла пора резать шпангоуты, решил не заморачиваться с фрезеровкой (я по натуре человек ленивый) и распечатал все шпангоуты на 3D принтере, для эксперимента. Получилось вполне приемлемо, и по весу, и по качеству. Собирался остов фюзеляжа на двух трубах, для соблюдения параллельности и соосности. Получилось как-то так:

ALEX_S1

Между тем пошел процесс фрезеровки стоек шасси…

ALEX_S1

Добрый день.

Потихоньку движемся дальше… . Были собраны: киль, руль направления, руль высоты…

Конструкция бальзовая, с окантовкой задних кромок “углём”.

ALEX_S1

Добрый день.

“Прилепил” хвостовое оперение к фюзеляжу…

ALEX_S1

Добрый день.

Настало время зашивать фюзеляж. Для обшивки выбрана бальза, толщиной 4мм. Толщина выбрана с учетом дальнейшей обработки до нужной конфигурации обводов. На изгибах бальзу размачивал и загибал на трубах, а также при помощи других подручных средств.

vlad_den
ALEX_S1:

Толщина выбрана с учетом дальнейшей обработки до нужной конфигурации обводов.

И сколько будет окончательно?

ALEX_S1

В основном останется 4 мм. Вышкуриваться будет только там, где получатся небольшие нестыковки по уровню или при корректировке радиусов изгибов.

ALEX_S1

Как позже выяснилось, особо корректировать и не пришлось. Так, по мелочам.

vlad_den

Не будет слишком тяжело? Для меня такая “броня” немного непривычна. 😳

ALEX_S1

Ну пока, по расчетам, в вес вкладываюсь. Может быть немного и толстовато, но не переделывать же? А там, как говорится “бой покажет”. Посмотрим.

helifox

А в чем сакральный смысл 4мм? Володя правильно сказал- вес будет аднака неподьемный. По мне лучше 2 мм под шкурку и стеклом сверху- и броня, и легко.
А в идеале сендвич с айрексом

ALEX_S1

Ну в самом идеале - это матрицы и пластик.

В чем же неподъемность веса? Это же не фанера березовая, а всё-таки бальза. По мне, так 2 мм для такого размера маловато. А разница в весе 3мм и 4мм не такая уж критичная. Сакральный смысл 4мм - в том, что он был в наличии.