Bf-109G6 - долгострой в масштабе 1:5

lyoha

Юрий, отличный проект!
И ваще, С Днем Рождения!

Wit

Присоединяюсь! Братуха! Будь!
За тебя! 😃

Pumper
Борисов:

Ощутимый результат ваще не понять, мне кацца, без пробы с простым, а потом с пральным… делай пару съемных, тогда все точно узнаем 😁

Пару съемных 😁 Смеесси ? Я “как было” уже сделал. Замуровано там усе.

Сразу маленький совет - на таком диаметре кока при банальном капотировании, если будет иметь место поломка винта, пострадает в первую очередь бэкплэйт! Вощем, надо их про запас…

У меня люминевый будет. Хотя “про запас” при капотировании - там много чего надо будет, будь оно…

Упс. Опять запарил про направление спирали 😵 Ленту из оракала надо вырезать в зеркальном отражении!

Да вроде с направлением все у тебя в порядке, вот с “белий-черный” местами поменяться и чуток подправить - наверное правильно будет.

В хронологическом порядке появления (слева-направо) на фото представлены спецгайки крепления винта/кока.
Первая- классическая.

Ндя… Немалую работу ты проделал на одном только коке. Внушает. Снимка собранного кока с торца близко нету ?

P.S. Все забываю спросить, стекло на пенопласт накатывал на смоле, иль на лаке каком?

Смола.

Wit & lyoha
Ну да, есть такое дело седня 😊 Спасибо !!!

Борисов

Вот, как удачно то! С Днем Варенья 😁 Желаю до следующего варенья уже облетать данный прожект!

Pumper:

Да вроде с направлением все у тебя в порядке, вот с “белий-черный” местами поменяться и чуток подправить - наверное правильно будет.

Точна… парю я уже с направлением 😃 … Мне кааца, фашики здесь не только путаницу произвели, но и простор дали большой для “додумывания”. Проснулся поутру механик немчужный с бодунища, и левой пяткой крендель на носу нарисовал… Вариантов их тыща, но вида спереди именно такой полоски у меня нету 😃 поэтому именно так я “додумал” центровочку 😃

Pumper:

Ндя… Немалую работу ты проделал на одном только коке. Внушает. Снимка собранного кока с торца близко нету ?

Все буит.

Продолжаю. Испытания такой конструкции показали полный ее провал. На оборотах кок распирало центробежной силой, он выходил из зацепления с шайбой, начинались жуткие вибрации и разрушение. Проблема оказалась как раз в опорной шайбе - в погоне за весом я не обеспечил ей необходимую жесткость, она прогибалась и ненадежно держала кок. Усиление шайбы не принесло желаемых результатов, нужно было хотя бы сделать ее сплошной, без облегчений. На енто я пойтить не мох…
А также не покидала идея максимально упростить замену винта. И тут меня осенило - кок должен быть нераъемным!

Вобщем, склеил я по уже отлаженной технологии кок и бэкплэйт. Зараннее, есссна, в вершине сделал дырку Ф9мм и прямоугольные отверстия для винта. Получилось вот так:
Терь “секрет лака”: пропеллер я вставляю сбоку в кок. Для этого пришлось опилить комли винтов до габаритов, не превышаюших лопасти. А спецгайку(одну из двух справа) я вставляю изнутри в кок, проводя ее в отверстие, затем все это хозяйство насаживаю на вал и закручиваю гайку. Таким образом, кок у меня снимается вместе с винтом поворотом одной гайки на 8 мм, под которую подходит свечной ключ! Т.е. на старте я из инструмента могу иметь только его. Чтобы было понятно, я снял коротенький ролик - установка пропеллера. До кучи - выход спецгайки напоминает осевую пушку. Также был разработан и произведен вариант без спецгаек, используя только штатные.

Pumper
Борисов:

Вот, как удачно то! С Днем Варенья 😁 Желаю до следующего варенья уже облетать данный прожект!

Благодарствую ! Хотя дату вылета не регламентирую - нуйгонафик, как получится - так получится.

Мне кааца, фашики здесь не только путаницу произвели, но и простор дали большой для “додумывания”. Проснулся поутру механик немчужный с бодунища, и левой пяткой крендель на носу нарисовал… Вариантов их тыща,

Так есть - стандартов на спираль я не нашел. Судя по их разнообразию, регламентирующий документ на их изготовление назывался “От балды”.
Но что касаемо твоего, тюльпаноносого, то у тебя белая полоска пожиже была:

Терь “секрет лака”: пропеллер я вставляю сбоку в кок.

Лихо. Как собратья-бойцы оценили сию задуму ? Пионер, или такое уже где-то когда-то было ?

Переходим к хвостовому оперению.
Начинаем с вертикального. Как уже говорил, оно выполнено асимметричным, как на прототипе. Аэродинамическая компенсация момента винта.
Киль бальзовый, без пеновыпендрежа:

Зашился бальзой 1,5мм:

Руль направления - таксамо:

Навес РН - пальчиковые петли Robart 3/16" Super Hinge Point :

Примерится - святое дело:

pentajazz

мне очень про кок понравилось, такая мысля меня посещала неоднократно, но как то все не доходила до дела - не было “к чему”.

а что за белый гель-коут???

Борисов
Pumper:

Лихо. Как собратья-бойцы оценили сию задуму ? Пионер, или такое уже где-то когда-то было ?

😃 Не, никак не оценили. Они и не знают, как-там-чего. Но просто коллеги припухли от наглости такой, неожиданно все так разбирается… Был прикол, когда я испытывал “систему охлаждения через кок”. На моем мерине башка несильно торчит из фюза, переживал я по поводу перегрева. Поэтому надежды определенные возлагал на обдув комлевой частью винта сквозь кок 😉 . Для чистоты эксперимента я прикрутил винт, не превышающий диаметром кок, т.е. 92 мм - подрезанный сломанный винт… Были опасения “чтоб пара не посинела”, поэтому убрал газ до минимального. Завели. Не дует он… может, в полете задует?.. Я даж для этой цели дырки сделал в одной из втулок… Вощем, все ржали.
Конструкций таких не видел. Моё.

По поводу геля - это по сути, смола, видимо, с добавками какими-то мелкодисперсионными, придающими густоту сметаны, одновременно гель обладает свойством исключительно точно копировать поверхность, на которой лежит. При нанесении образует слой от 0,1 до 0,5 мм. Можно и толще, но тогда возможны искажения. При полимеризации образует очень твердую поверхность, особенно матричные гелькоуты. Цвета разные бывают, красители есть. Повторюсь, я использовал все на полиэфирной основе.

Pumper:

Переходим к хвостовому оперению.

Суш-ка, а как поверхность получилась после “остекления” ? Было-б интересно узнать разницу в весе после штукатурки…

Pumper
Борисов:

Был прикол, когда я испытывал “систему охлаждения через кок”. На моем мерине башка несильно торчит из фюза, переживал я по поводу перегрева. Поэтому надежды определенные возлагал на обдув комлевой частью винта сквозь кок 😉 . Для чистоты эксперимента я прикрутил винт, не превышающий диаметром кок, т.е. 92 мм - подрезанный сломанный винт… Были опасения “чтоб пара не посинела”, поэтому убрал газ до минимального. Завели. Не дует он… может, в полете задует?.. Я даж для этой цели дырки сделал в одной из втулок… Вощем, все ржали.

Если спиннер - закрытая система, то дырки, щели и проч. в бэкплате работать не будут.
www.rcuniverse.com/forum/m_6457420/…/tm.htm#645893…
Если башка торчит не сильно - ей помогают торчать, увы, вот тока так :

Суш-ка, а как поверхность получилась после “остекления” ? Было-б интересно узнать разницу в весе после штукатурки…

Сразу после остекления - обычная поверхность клееного стекла, естессно, со структурой ткани. Поры ткани закрывал праймером (серая автомобильная грунтовка в аэрозоли):

Потом нудная песнь-песней - шкурка, шпаклевка, шкурка, грунтовка, шкурка…
При желании можно и в зеркало вывести, но мне не надо.
Развесовку “до и после” дам завтра - точные данные дома. Но в данной стадии фуз еще не вышел за пределы кило. Имеем пока 900 с чем-то грамм.

ostin
Борисов:

надежды определенные возлагал на обдув комлевой частью винта сквозь кок 😉 . Для чистоты эксперимента я прикрутил винт, не превышающий диаметром кок, т.е. 92 мм - подрезанный сломанный винт… Были опасения “чтоб пара не посинела”, поэтому убрал газ до минимального. Завели. Не дует он… может, в полете задует?.. Я даж для этой цели дырки сделал в одной из втулок…

Так на скорости-то воздушный поток будет проходить через центр. отверстие в коке, дальше через втулку, через бекплейт и уже к самому двиглу. Только необходимо предусмотреть отвод воздуха после двигателя
набросал схемку (черный - кок, синий - фюз, зеленый - двиг, красный - поток воздуха)

только надо увиличивать диаметр отверстия в коке, трубки-гайки. А за двигателем организовать “жабры” или какой-либо воздухоотвод.
Подуйте феном в отверстие для проверки. Правда не думаю, что поток будет достаточен для эффективного охлаждения двигателя 😃 Это все-равно, что радиатор в авто накрыть одеялом с дыркой посредине…

Pumper

Монтаж киля на место и сочленение его асимметричности с фузом с помощью зализа:

Ну и примериться естессно с РН:

Тайм аут с самолеткой - надо занятся оборудованием для дальнейшего продвижения.
Нужен был терморезак для пенопласта.
В основе - инфа с этого ресурса :
aeropic.free.fr/pages/…/decoupeenglish.htm
Решения по направляющим и роликам у меня немного другие, но это не суть.
Направляющие - фурнитура от встроенной мебели ( валялись бесхозные остатки, специально покупать не нать - дорого ! ) Ролики - из занавесочной фурнитуры. Болты и барашки - из обычного метизного магаза.

Проба пера - рез удовлетворительный:

Борисов
ostin:

Так на скорости-то воздушный поток будет проходить через центр. отверстие в коке, дальше через втулку, через бекплейт и уже к самому двиглу. Только необходимо предусмотреть отвод воздуха после двигателя
набросал схемку (черный - кок, синий - фюз, зеленый - двиг, красный - поток воздуха)

только надо увиличивать диаметр отверстия в коке, трубки-гайки. А за двигателем организовать “жабры” или какой-либо воздухоотвод.

Что-то мне это все напоминает… после аварийной посадки…
А выход воздуха - из родной дырки за масляным радиатором… Только такое ощущение, что воздух, заходя через ось, выкидывает ценробежной силой через дырки для лопастей 😃
Юр, мне че-та покоя не дает удлиненный руддер. Или так надо? 😃
А сам я намеренно сделал сужение киля по толщине не очень сильным… сделал потолще в месте стаба. Уж больно тонкО там как-то…

pentajazz

в коке можно центробежный вентилятор устроить, а там, где винт проходит - отгородиться…
так, в порядке бреда на тему… уж если очень хочется так заморочиться 😃

Pumper
Борисов:

Юр, мне че-та покоя не дает удлиненный руддер. Или так надо? 😃

Ты ап чем ?
Если об этом

то обретай покой - на этой фотке РН еще в виде полуфабриката - нижняя кромка там не профилирована. 😃 Скоро кину в приличном виде.

А сам я намеренно сделал сужение киля по толщине не очень сильным… сделал потолще в месте стаба. Уж больно тонкО там как-то…

Ты интуитивно(?) пра-ально абсолютно шел, вот только там сужение не совсем равномерное, а легкой ступенькой

Я на своем этот момент тютелька-в-тютельку не стал обыгрывать по некоторым соображениям - ступеньку размыл малеха. Но толщины боле-мене соблюдены. Скоро покажу.

Pumper
Pumper:

Развесовку “до и после” дам завтра - точные данные дома. Но в данной стадии фуз еще не вышел за пределы кило. Имеем пока 900 с чем-то грамм.

Соврамши я про 900 на этом этапе.
Итак, по весу фюзеляжа в порядке возрастания :

  • необшитый каркас фуза ( каркас, два боудена, тяга хвостовой стойки, сама стойка без колеса ) - 360гр.
  • обшито потолочкой + шкурено + шпаклевано - 570гр.
  • обтянут стеклом + вышкурен - 700гр.
  • повторно шпаклеван+первый прайминг+вклеен и ошпаклеван киль - 740гр.

Еще один момент упустил - профиль на вертикальном хвостовом оперении - NACA 2410.

Далее - стабилизатор и РВ - пенопластовое ядро зашитое бальзой. Профиль NACA 0011.
Пена - пенополистирол марки Tenapors SF-15 (она же ESP-50), макс.плотность 12 кг/м3.
Бальза - 1,5мм.
Первые экзерсисы пенорЕзания, кроим стоковую плиту под размеры изделия:

“Кубики” готовы. Из текстолита режем граничные шаблоны для реза верхней плоскости и контршаблоны для нижней:

Крепим шаблоны к “кубикам” регипсовыми шурупами с большим шагом, выдыхаем…

…и режем :

переставляем контршаблоны, режем…:

…курим и смотрим на бигмак :

Борисов

Тож торчит чутка… нрна просто провис на петлях 😃 Вощем, можно не подрезать 😁

Pumper:

…ступеньку размыл малеха. Но толщины боле-мене соблюдены. Скоро покажу.

Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким

Pumper:

Соврамши я про 900 на этом этапе

Уфф… а я уж думаю, чивой-то, бальза, чтоль тяжелая такая, китайская, на шпангоутах, иль потолочка не потолочная… 😃

Pumper
Борисов:

Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким

Да у меня - слезы. Так, надергал с миру по нитке.
Во где чертежное сопровождение на максимуме :
www.mfca.de/htm/190mod3.htm

boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃

boroda_de
Pumper:

boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃

Да что там рассказывать, там всё написано.
Копия 1:3 с соблюдением материалов и внутренней структуры оригинала (шпангоуты и стрингеры и т.п.)
Пока исключения сделаны для двигателя, винта (карбоновый вместо запрещённого металлического) и электромеханический ретракт (на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был)
В проекте используются документация оригинала (по слухам у Штефана в подвале несколько кубометров планов с завода в Аугсбурге)
Дедушка на фото служил в люфтваффе лётчиком-испытателем, летал на многих самолётах стран оси и союзников, но он уже помер

Pumper
boroda_de:

Да что там рассказывать, там всё написано.

Дык с немецким не все так просто 😊

на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был

На первом серийном - “B”, Berta - была гидравлика. Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃

Идем дальше.
Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:

…и после :

Наклеена передняя кромка и предпрофилирована, половинки склеены воедино :

Отсекаем полуфабрикат рулей высоты от стабилизатора :

Вклеиваем бальзовые бобышки для петель в стабилизатор и ответные части РВ :

Окантовка РВ :

Законцовки стабилизатора. Подобным же образом формировались и аэродинамические компенсаторы на кончиках РВ :

Промежуточный результат:

Pumper

После профилирования кромок рулей высоты, вешаем их на тех-же Robart’ах 3/16" на стабилизатор.
И начинаем закрывать щели между управляющими поверхностями и килем&стабилизатором :

Щели закрывал с помощью фанерных полосок 0.5мм и бальзовых реечек треугольного сечения.
Ну вот, что выросло:

Все висит и шевелится. Забава :

Да, Паш ! Вот тут от РН ужо все лишнее снизу утОчето, без выступов он таперича:

Старая любимая песня - кроемся органзой на аквалаке:

Соединительная скоба двух половинок руля высоты и качалка РВ. Секонд эдишн.

Сначала хотел с резьбой по люминию не заморачиваться, а примитивный метал.кабанчик припаять к скобе, но… Пайка чего-то не прошла ОТК - то-ли контроль был слишком “душевный”, то-ли еще чего - но порвал я эту пайку руками, как старые трусы. Как тогда показалось - поддалась слишком легко для спокойной установки узла на эту модель.
Достал брусок люминия, окинул грустным взором, вздохнул и сел поточАть.
На скобе - шлиц, в кабанчике - фартовый потайной болтик.

Ну вот, примерно так ( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):

Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?

NailMan
Pumper:

Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?

Я пользую 1/8" такие же петельки. на бензиныча фанфлая ставлю три петли на половинку с шагом 90мм. Но у меня площадь половинки РВ = 4.2дм2 так что теоретически двух петель 3/16 хватить за глаза должно.

lyoha

( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):

Локтайта хватит. И под кабанчик и в резьбу капнуть.

Pumper
NailMan:

3/16 хватить за глаза должно.

Бальзам на душу !

NailMan:

Локтайта хватит

Принято. С бакситкой и заливанием я явно вспылил 😃

Совсем забыл про ма-а-асенькие, но важные деталюшки - триммера на рулевых поверхностях:

Фота так себе. Шибко высокохудожественная, с тенями.
Но они - триммера - там есть ! 😁 И цоколь под “фонарь заднего хода” тож.

Aviator73
Pumper:

Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:

Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?
Спасибо!

boroda_de
Pumper:

Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃

Если Штефан говорит, то значит пахло 😃 (Самый первый V-1)

Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь 😒

Pumper
Aviator73:

Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?

Бакситка. Куплена на разлив у человека, привезшего ее из Германии. 24-х часовая. Я подозреваю, что это нечто из ряда Ларита. После бытовых смол, которыми я раньше пользовался - афигительнейший продукт. Слеза. Жиденькая-жиденькая. Я бы сказал, что она без запаха даже в смеси с отвердителем, но меня щаз раздавят за это. 😃 Мож нос у меня такой - нечувствительный. 😁

Aviator73:

Если Штефан говорит, то значит пахло (Самый первый V-1)

А он точно не о сАмом наипрототипейшем прототипе глаголит - Bf-108 ? Там да, червяк был элкетромеханический.
base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
Юр, если не сильно нагружаю - спроси у Штефана, действительно-ли на 109V-1 привод основных стоек тупо переполз со 108-го и почему (и когда, на каком V) его поменяли на гидравлику. Интересно, аж зудит.

Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь

Не пережОвывай - моя нонышняя форумная производительность - всего лишь выкладывание архивных фоток - дело не хитрое. Скоро упрусь. Твой псиц уже шибко дальше шагнул. 😃

Сейчас хочу начать немного муторное повествование о вхождении в мир композитов. Сразу обозначу свой “богатый” обыт работы со стеклом+бакситкой на момент начала стеклоэпопеи - один капот на Темпест, снятый с позитивного болвана. Все.
Возможно кому-то эта бодяга будет полезна с точки зрения не повторения моих ошибок.

Итак - пристегните ремни - “Сага о капоте”.
Теперь это уже вспоминается с улыбкой, но не будем стыдиться своего прошлого.
Сначала я сделал вот такой капот:

Потом подумал ( хотя надо было сразу придерживаться последовательности не “сделал-подумал” , а “подумал-сделал”) и сделал из этого капота болван :

На тот момент подумал все-таки не достаточно, поэтому решил обойтись по-легкому гипсовой матрицей:

“Матрица” вышла так себе - с кавернами (хотя это поправимо) :

Поелозил по поверхности матрицы пальцем. Да, гладенько все, но… Какая-то неправда за всем этим ощущалась. Что-то шло не так, как мне хотелось.
Пришлось думать снова. Сразу сделать все по правилам композитной игры опять, увы, не додумалось - искалось как проще.
Благо, болван был цел. Соорудил опалубку:

Взял “разделитель” - жидковатая мастика для паркета. Зато дорогая ! Дело было на мази.
Намазал “целых” 4 слоя с межслойной располировкой :

Намазал болван самодельным “гелькоутом” - смола с тальком (детская присыпка от Джонсон"а)

Скажем прямо - гелькоут был приготовлен поганенько - консистенция была зело жидковата.
Полимеризации гелькоута “на отлип” ждать не стал - куда там ! “Товарищ Бендер ! Хочется ведь скорее”(с)
Положил пару слоев стекла:

И гипсом его, гипсом :

Результат вскрытия саркофага ввел в глубокий депрессняк :

Болвана больше не было. Веры в свои способности тоже.
Жизнь кончилась…