Bf-109G6 - долгострой в масштабе 1:5

Pumper
Борисов:

Юр, мне че-та покоя не дает удлиненный руддер. Или так надо? 😃

Ты ап чем ?
Если об этом

то обретай покой - на этой фотке РН еще в виде полуфабриката - нижняя кромка там не профилирована. 😃 Скоро кину в приличном виде.

А сам я намеренно сделал сужение киля по толщине не очень сильным… сделал потолще в месте стаба. Уж больно тонкО там как-то…

Ты интуитивно(?) пра-ально абсолютно шел, вот только там сужение не совсем равномерное, а легкой ступенькой

Я на своем этот момент тютелька-в-тютельку не стал обыгрывать по некоторым соображениям - ступеньку размыл малеха. Но толщины боле-мене соблюдены. Скоро покажу.

Pumper
Pumper:

Развесовку “до и после” дам завтра - точные данные дома. Но в данной стадии фуз еще не вышел за пределы кило. Имеем пока 900 с чем-то грамм.

Соврамши я про 900 на этом этапе.
Итак, по весу фюзеляжа в порядке возрастания :

  • необшитый каркас фуза ( каркас, два боудена, тяга хвостовой стойки, сама стойка без колеса ) - 360гр.
  • обшито потолочкой + шкурено + шпаклевано - 570гр.
  • обтянут стеклом + вышкурен - 700гр.
  • повторно шпаклеван+первый прайминг+вклеен и ошпаклеван киль - 740гр.

Еще один момент упустил - профиль на вертикальном хвостовом оперении - NACA 2410.

Далее - стабилизатор и РВ - пенопластовое ядро зашитое бальзой. Профиль NACA 0011.
Пена - пенополистирол марки Tenapors SF-15 (она же ESP-50), макс.плотность 12 кг/м3.
Бальза - 1,5мм.
Первые экзерсисы пенорЕзания, кроим стоковую плиту под размеры изделия:

“Кубики” готовы. Из текстолита режем граничные шаблоны для реза верхней плоскости и контршаблоны для нижней:

Крепим шаблоны к “кубикам” регипсовыми шурупами с большим шагом, выдыхаем…

…и режем :

переставляем контршаблоны, режем…:

…курим и смотрим на бигмак :

Борисов

Тож торчит чутка… нрна просто провис на петлях 😃 Вощем, можно не подрезать 😁

Pumper:

…ступеньку размыл малеха. Но толщины боле-мене соблюдены. Скоро покажу.

Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким

Pumper:

Соврамши я про 900 на этом этапе

Уфф… а я уж думаю, чивой-то, бальза, чтоль тяжелая такая, китайская, на шпангоутах, иль потолочка не потолочная… 😃

Pumper
Борисов:

Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким

Да у меня - слезы. Так, надергал с миру по нитке.
Во где чертежное сопровождение на максимуме :
www.mfca.de/htm/190mod3.htm

boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃

boroda_de
Pumper:

boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃

Да что там рассказывать, там всё написано.
Копия 1:3 с соблюдением материалов и внутренней структуры оригинала (шпангоуты и стрингеры и т.п.)
Пока исключения сделаны для двигателя, винта (карбоновый вместо запрещённого металлического) и электромеханический ретракт (на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был)
В проекте используются документация оригинала (по слухам у Штефана в подвале несколько кубометров планов с завода в Аугсбурге)
Дедушка на фото служил в люфтваффе лётчиком-испытателем, летал на многих самолётах стран оси и союзников, но он уже помер

Pumper
boroda_de:

Да что там рассказывать, там всё написано.

Дык с немецким не все так просто 😊

на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был

На первом серийном - “B”, Berta - была гидравлика. Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃

Идем дальше.
Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:

…и после :

Наклеена передняя кромка и предпрофилирована, половинки склеены воедино :

Отсекаем полуфабрикат рулей высоты от стабилизатора :

Вклеиваем бальзовые бобышки для петель в стабилизатор и ответные части РВ :

Окантовка РВ :

Законцовки стабилизатора. Подобным же образом формировались и аэродинамические компенсаторы на кончиках РВ :

Промежуточный результат:

Pumper

После профилирования кромок рулей высоты, вешаем их на тех-же Robart’ах 3/16" на стабилизатор.
И начинаем закрывать щели между управляющими поверхностями и килем&стабилизатором :

Щели закрывал с помощью фанерных полосок 0.5мм и бальзовых реечек треугольного сечения.
Ну вот, что выросло:

Все висит и шевелится. Забава :

Да, Паш ! Вот тут от РН ужо все лишнее снизу утОчето, без выступов он таперича:

Старая любимая песня - кроемся органзой на аквалаке:

Соединительная скоба двух половинок руля высоты и качалка РВ. Секонд эдишн.

Сначала хотел с резьбой по люминию не заморачиваться, а примитивный метал.кабанчик припаять к скобе, но… Пайка чего-то не прошла ОТК - то-ли контроль был слишком “душевный”, то-ли еще чего - но порвал я эту пайку руками, как старые трусы. Как тогда показалось - поддалась слишком легко для спокойной установки узла на эту модель.
Достал брусок люминия, окинул грустным взором, вздохнул и сел поточАть.
На скобе - шлиц, в кабанчике - фартовый потайной болтик.

Ну вот, примерно так ( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):

Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?

NailMan
Pumper:

Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?

Я пользую 1/8" такие же петельки. на бензиныча фанфлая ставлю три петли на половинку с шагом 90мм. Но у меня площадь половинки РВ = 4.2дм2 так что теоретически двух петель 3/16 хватить за глаза должно.

lyoha

( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):

Локтайта хватит. И под кабанчик и в резьбу капнуть.

Pumper
NailMan:

3/16 хватить за глаза должно.

Бальзам на душу !

NailMan:

Локтайта хватит

Принято. С бакситкой и заливанием я явно вспылил 😃

Совсем забыл про ма-а-асенькие, но важные деталюшки - триммера на рулевых поверхностях:

Фота так себе. Шибко высокохудожественная, с тенями.
Но они - триммера - там есть ! 😁 И цоколь под “фонарь заднего хода” тож.

Aviator73
Pumper:

Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:

Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?
Спасибо!

boroda_de
Pumper:

Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃

Если Штефан говорит, то значит пахло 😃 (Самый первый V-1)

Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь 😒

Pumper
Aviator73:

Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?

Бакситка. Куплена на разлив у человека, привезшего ее из Германии. 24-х часовая. Я подозреваю, что это нечто из ряда Ларита. После бытовых смол, которыми я раньше пользовался - афигительнейший продукт. Слеза. Жиденькая-жиденькая. Я бы сказал, что она без запаха даже в смеси с отвердителем, но меня щаз раздавят за это. 😃 Мож нос у меня такой - нечувствительный. 😁

Aviator73:

Если Штефан говорит, то значит пахло (Самый первый V-1)

А он точно не о сАмом наипрототипейшем прототипе глаголит - Bf-108 ? Там да, червяк был элкетромеханический.
base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
Юр, если не сильно нагружаю - спроси у Штефана, действительно-ли на 109V-1 привод основных стоек тупо переполз со 108-го и почему (и когда, на каком V) его поменяли на гидравлику. Интересно, аж зудит.

Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь

Не пережОвывай - моя нонышняя форумная производительность - всего лишь выкладывание архивных фоток - дело не хитрое. Скоро упрусь. Твой псиц уже шибко дальше шагнул. 😃

Сейчас хочу начать немного муторное повествование о вхождении в мир композитов. Сразу обозначу свой “богатый” обыт работы со стеклом+бакситкой на момент начала стеклоэпопеи - один капот на Темпест, снятый с позитивного болвана. Все.
Возможно кому-то эта бодяга будет полезна с точки зрения не повторения моих ошибок.

Итак - пристегните ремни - “Сага о капоте”.
Теперь это уже вспоминается с улыбкой, но не будем стыдиться своего прошлого.
Сначала я сделал вот такой капот:

Потом подумал ( хотя надо было сразу придерживаться последовательности не “сделал-подумал” , а “подумал-сделал”) и сделал из этого капота болван :

На тот момент подумал все-таки не достаточно, поэтому решил обойтись по-легкому гипсовой матрицей:

“Матрица” вышла так себе - с кавернами (хотя это поправимо) :

Поелозил по поверхности матрицы пальцем. Да, гладенько все, но… Какая-то неправда за всем этим ощущалась. Что-то шло не так, как мне хотелось.
Пришлось думать снова. Сразу сделать все по правилам композитной игры опять, увы, не додумалось - искалось как проще.
Благо, болван был цел. Соорудил опалубку:

Взял “разделитель” - жидковатая мастика для паркета. Зато дорогая ! Дело было на мази.
Намазал “целых” 4 слоя с межслойной располировкой :

Намазал болван самодельным “гелькоутом” - смола с тальком (детская присыпка от Джонсон"а)

Скажем прямо - гелькоут был приготовлен поганенько - консистенция была зело жидковата.
Полимеризации гелькоута “на отлип” ждать не стал - куда там ! “Товарищ Бендер ! Хочется ведь скорее”(с)
Положил пару слоев стекла:

И гипсом его, гипсом :

Результат вскрытия саркофага ввел в глубокий депрессняк :

Болвана больше не было. Веры в свои способности тоже.
Жизнь кончилась…

Aviator73
Pumper:

Бакситка.

А можно в двух словах процесс приклейки - что покрывалось клеем, как и каким количеством? 😊
На разных ресурсах в инете встречал использование полиуретанового клея, активатором для схватывания которого служит обычная вода из пульверизатора.
Спасибо!
ЗЫ. Внимательно слежу за проектом, проект - супер! Жаль что фотки в каждом посте именованы одинаково - не удобно сохранять все в одну кучу 😃

boroda_de
Pumper:

А он точно не о сАмом наипрототипейшем прототипе глаголит - Bf-108 ? Там да, червяк был элкетромеханический.
base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm

Червяк на Тайфуне есть, но имхо с ручным приводом, не электро.

Юр, если не сильно нагружаю - спроси у Штефана, действительно-ли на 109V-1 привод основных стоек тупо переполз со 108-го и почему (и когда, на каком V) его поменяли на гидравлику. Интересно, аж зудит.

Спросил у всех прихожан на варбирде…

Болвана больше не было.

Сильно ты его.
Но всё закончилось вроде хорошо 😃

Борисов
Pumper:

Ну вот, что выросло:

Вот это я увидел, и опять у меня екнуло (где-то это было 😃 )
С позволения автора, поделюсь опять своим бредом 😉
Так я организовал РВ у себя. А РН мне без надобности.


Насчет петель - они отличные, сам пару раз ставил, супер. Вот только по заделке - на снимке не видна глубина бобышек. Если не менее 10 мм, то все намана буит.
А кабан алюминиевый нрна по стабилю стучит при отклонении вниз, если я правильно конструкцию понял? Иль там пазик под него…

Pumper:

Итак - пристегните ремни - “Сага о капоте”.
Теперь это уже вспоминается с улыбкой, но не будем стыдиться своего прошлого.

😁 Вся эта тема мне с самого начала сильно импонирует, т.к., помимо самой темы, мне нравится, что автор хоть и стремится к лучшему, но довольно четко понимает “рамки своей копии”. Не понтуется и фоне “сверхтехнологий” спокойно рассказывает о том, о чем, наверняка сейчас у него самого волосы встают дыбом 😁 . Считаю это верхом самодостаточности и незакомплексованности 😉

Pumper:

Болвана больше не было. Веры в свои способности тоже.
Жизнь кончилась…

😃 Я думаю, такие мысли посещали каждого, кто в принципе ЧТО-ТО делает. Ручками.
И я многожды через это проходил. Но, наступало утро и жизнь возобновлялась, к тому же, как грицца, “если биться лбом о стену, лоб становится железным”.
Ну, как же капот ожил? 😁

Pumper
boroda_de:

А можно в двух словах процесс приклейки - что покрывалось клеем, как и каким количеством?

Клеем покрывалась бальза. Клей - бакситка. Она была хороша в этом месте - жидка и, посему, удобна. Нанесение - куском пластика, нечто типа кредитки. Кол-во - минимально, но до полного “отжатия белья” не доводил.

Жаль что фотки в каждом посте именованы одинаково - не удобно сохранять все в одну кучу

Пардон. Я понимаю, но прошу снисхождения - мне так удобней (по времени) дергать их из своего архива на работе.

boroda_de:

Червяк на Тайфуне есть, но имхо с ручным приводом, не электро.
Спросил у всех прихожан на варбирде…

Позор моим сединам.
Жду новостей от варбирдовского прихода 😃

boroda_de:

Вот это я увидел, и опять у меня екнуло (где-то это было )

У определенной категории людей мысли сходятся 😁

boroda_de:

Вот только по заделке - на снимке не видна глубина бобышек. Если не менее 10 мм, то все намана буит.
А кабан алюминиевый нрна по стабилю стучит при отклонении вниз, если я правильно конструкцию понял? Иль там пазик под него…

С бобышками порядок - глубина на всю длину погружаемой половинки пальчика.
Люминевый кабан не стучит, а легко постукивает по рулю направления ( со стабилем ты видать попутал ). Стучать он будет не при отклонении вниз, а вверх - у меня геометрия механики такая-же, как на твоем. Просто снимок тот сделан вверх ногами для наглядности. А само постукивание минимально, поэтому выемка на РН конечно будет, но из-за ее малости и щечек, закрывающих щель между РН и килем ее видно сильно не будет.

boroda_de:

Ну, как же капот ожил?

Нашлись добрые люди - подобрали, обогрели 😁
Ирония судьбы - Вит, к которому я обратился за помощью, тоже когда-то открывал двери моей рижской альмаматери - РКИИГА. Земля - город маленький 😃
Однако “все и вдруг” хорошо с ходу не стало - издержки виртуального общения. Ну и мои торопыжечные рефлексы умирали очч долго, даже под напором грамотных рекомендаций. 😊

В общем так.
Моральный дух был приподнят.
Из многослойного переклея потолочки начал появляться новый болван:

Покрылся 125-м стеклом в один слой и пошкурился:

Поры ткани закрылись универсальной мелко(очень!)зернистой шпаклевкой + шкурка:

Потом праймером - автомобильный грунт в аэрозоли + шкурка “ноль”:

и финально аквалаком 2 раза + шкурка “ноль”:

“Наносим” 100% гарантированный разделитель - мусорный мешок малого объема ( ибо тоненький ):

Эвакуатор пузырьков из бакситки ( ужос, что было с пылесосом при первой попытке 😲 ):

Опять хэндмэйд “гелькоут” ( смола+тальк ), в моем раннем понимании “густоты сметаны”:

Че-й-та за фигня ??? А-а-а… Хрен с ним :

Ай-да разделитель ! Легким движением руки снимаем пленку…

…и уходим из каморы, ненормативно сопровождая пинок ногой в дверь:

fokke

Очен хорошой метод ,супер получается 😃 какая смола тьй ползуеш ?

boroda_de
Pumper:

У определенной категории людей мысли сходятся 😁

Мне оно тоже сильно знакомым показалось 😁

Опять хэндмэйд “гелькоут” ( смола+тальк ), в моем раннем понимании “густоты сметаны”:

Юра, тебя обманули: сметана такой жидкой не бывает.
Болван получился отменный, красота 😃

Pumper
fokke:

какая смола тьй ползуеш ?

Узнал про смолу - она Штуттгартская, вот из этой конторы www.r-g.de , Epoxydharz L.

fokke:

Юра, тебя обманули: сметана такой жидкой не бывает.

Ну ты-то должОн отче-о-отливо помнить, что именно такой она была в нашей светлой юности 😉
А то и жиже 😁

Pumper

«Осмотрелись они, оклемались. Похмелились, потом протрезвели.»
Разбор полетов принес следующие результаты:

  • очень жидкий матричный гелькоут;
  • не дождался отверждения гелькоута;
  • слишком тонкий соединительный слой;
    Еще одним фактором могла являться плохо натянутая разделительная пленка, но к моему случаю это не относилось, хотя все первые три пункта имели место быть.

Повторяем все по-новой. Гелькоут замешиваем гуще, курим дольше, в ожидании его частичной полимеризации “на отлип”. Потом кладем соединительный слой, в который добавляем кусочки стеклоткани, накромсанные ножницами вручную:

Не спешим. Курим вдумчиво - соединительный слой тоже должен подвстать. На него кладем два слоя 125-го стекла:

Затем два куска многократно сложеной марли, вымоченной в гипсе. Можно любое нетканое полотно, у меня просто марли - завались :

Вот оно. Наконец-то. Выдыхаем :