Bf-109G6 - долгострой в масштабе 1:5
Развесовку “до и после” дам завтра - точные данные дома. Но в данной стадии фуз еще не вышел за пределы кило. Имеем пока 900 с чем-то грамм.
Соврамши я про 900 на этом этапе.
Итак, по весу фюзеляжа в порядке возрастания :
- необшитый каркас фуза ( каркас, два боудена, тяга хвостовой стойки, сама стойка без колеса ) - 360гр.
- обшито потолочкой + шкурено + шпаклевано - 570гр.
- обтянут стеклом + вышкурен - 700гр.
- повторно шпаклеван+первый прайминг+вклеен и ошпаклеван киль - 740гр.
Еще один момент упустил - профиль на вертикальном хвостовом оперении - NACA 2410.
Далее - стабилизатор и РВ - пенопластовое ядро зашитое бальзой. Профиль NACA 0011.
Пена - пенополистирол марки Tenapors SF-15 (она же ESP-50), макс.плотность 12 кг/м3.
Бальза - 1,5мм.
Первые экзерсисы пенорЕзания, кроим стоковую плиту под размеры изделия:
“Кубики” готовы. Из текстолита режем граничные шаблоны для реза верхней плоскости и контршаблоны для нижней:
Крепим шаблоны к “кубикам” регипсовыми шурупами с большим шагом, выдыхаем…
…и режем :
переставляем контршаблоны, режем…:
…курим и смотрим на бигмак :
Тож торчит чутка… нрна просто провис на петлях 😃 Вощем, можно не подрезать 😁
…ступеньку размыл малеха. Но толщины боле-мене соблюдены. Скоро покажу.
Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким ☕
Соврамши я про 900 на этом этапе
Уфф… а я уж думаю, чивой-то, бальза, чтоль тяжелая такая, китайская, на шпангоутах, иль потолочка не потолочная… 😃
Хорошие, блин, у тя картинки-чертежи… скучал я по таким ☕
Да у меня - слезы. Так, надергал с миру по нитке.
Во где чертежное сопровождение на максимуме :
www.mfca.de/htm/190mod3.htm
boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃
boroda_de про чертежики тамошние чуть подробнее может рассказать. Юра ! А-у ! 😃
Да что там рассказывать, там всё написано.
Копия 1:3 с соблюдением материалов и внутренней структуры оригинала (шпангоуты и стрингеры и т.п.)
Пока исключения сделаны для двигателя, винта (карбоновый вместо запрещённого металлического) и электромеханический ретракт (на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был)
В проекте используются документация оригинала (по слухам у Штефана в подвале несколько кубометров планов с завода в Аугсбурге)
Дедушка на фото служил в люфтваффе лётчиком-испытателем, летал на многих самолётах стран оси и союзников, но он уже помер
Да что там рассказывать, там всё написано.
Дык с немецким не все так просто 😊
на прототипах мессера однако ретракт тоже электрический был
На первом серийном - “B”, Berta - была гидравлика. Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃
Идем дальше.
Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:
…и после :
Наклеена передняя кромка и предпрофилирована, половинки склеены воедино :
Отсекаем полуфабрикат рулей высоты от стабилизатора :
Вклеиваем бальзовые бобышки для петель в стабилизатор и ответные части РВ :
Окантовка РВ :
Законцовки стабилизатора. Подобным же образом формировались и аэродинамические компенсаторы на кончиках РВ :
Промежуточный результат:
После профилирования кромок рулей высоты, вешаем их на тех-же Robart’ах 3/16" на стабилизатор.
И начинаем закрывать щели между управляющими поверхностями и килем&стабилизатором :
Щели закрывал с помощью фанерных полосок 0.5мм и бальзовых реечек треугольного сечения.
Ну вот, что выросло:
Все висит и шевелится. Забава :
Да, Паш ! Вот тут от РН ужо все лишнее снизу утОчето, без выступов он таперича:
Старая любимая песня - кроемся органзой на аквалаке:
Соединительная скоба двух половинок руля высоты и качалка РВ. Секонд эдишн.
Сначала хотел с резьбой по люминию не заморачиваться, а примитивный метал.кабанчик припаять к скобе, но… Пайка чего-то не прошла ОТК - то-ли контроль был слишком “душевный”, то-ли еще чего - но порвал я эту пайку руками, как старые трусы. Как тогда показалось - поддалась слишком легко для спокойной установки узла на эту модель.
Достал брусок люминия, окинул грустным взором, вздохнул и сел поточАть.
На скобе - шлиц, в кабанчике - фартовый потайной болтик.
Ну вот, примерно так ( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):
Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?
Был-бы рад услышать мнения насчет одного момента - кол-во Робартовских пальчиков на каждую половинку руля высоты. У меня их по 2 шт на половинку.
Эти 3/16" Робартовские пальчики ( www.robart.com/Hinge.aspx ) очч не слабые механизЪмы ( позиционированы робартом для моделей от 1.20 и выше).
Площадь одной половинки РВ ( грубо ) - 1,46 дм2. ( эквивалент прямоугольника со сторонами 225мм х 65мм )
Дистанция между петлями - 160мм.
И стаб, и сами рули высоты - дубовые ( в хорошем смысле этого слова - на изгиб только с треском и сразу в ведро, технологию вы видели ).
Что скажет купечество ?
Я пользую 1/8" такие же петельки. на бензиныча фанфлая ставлю три петли на половинку с шагом 90мм. Но у меня площадь половинки РВ = 4.2дм2 так что теоретически двух петель 3/16 хватить за глаза должно.
( при финальном монтаже прольюсь бакситкой после затяжки):
Локтайта хватит. И под кабанчик и в резьбу капнуть.
3/16 хватить за глаза должно.
Бальзам на душу !
Локтайта хватит
Принято. С бакситкой и заливанием я явно вспылил 😃
Совсем забыл про ма-а-асенькие, но важные деталюшки - триммера на рулевых поверхностях:
Фота так себе. Шибко высокохудожественная, с тенями.
Но они - триммера - там есть ! 😁 И цоколь под “фонарь заднего хода” тож.
Оклейка ядра бальзой - сэндвич под прессом:
Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?
Спасибо!
Ты про самый-самый прототип - “V”? Там электричеством тож вроде не пахло. 😃
Если Штефан говорит, то значит пахло 😃 (Самый первый V-1)
Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь 😒
Юрий, скажите пожалуйста, каким клеем Вы приклеивали шпон к пене?
Бакситка. Куплена на разлив у человека, привезшего ее из Германии. 24-х часовая. Я подозреваю, что это нечто из ряда Ларита. После бытовых смол, которыми я раньше пользовался - афигительнейший продукт. Слеза. Жиденькая-жиденькая. Я бы сказал, что она без запаха даже в смеси с отвердителем, но меня щаз раздавят за это. 😃 Мож нос у меня такой - нечувствительный. 😁
Если Штефан говорит, то значит пахло (Самый первый V-1)
А он точно не о сАмом наипрототипейшем прототипе глаголит - Bf-108 ? Там да, червяк был элкетромеханический.
base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
Юр, если не сильно нагружаю - спроси у Штефана, действительно-ли на 109V-1 привод основных стоек тупо переполз со 108-го и почему (и когда, на каком V) его поменяли на гидравлику. Интересно, аж зудит.
Пойду я в подвал, а то такими темпами ты меня перегонишь
Не пережОвывай - моя нонышняя форумная производительность - всего лишь выкладывание архивных фоток - дело не хитрое. Скоро упрусь. Твой псиц уже шибко дальше шагнул. 😃
Сейчас хочу начать немного муторное повествование о вхождении в мир композитов. Сразу обозначу свой “богатый” обыт работы со стеклом+бакситкой на момент начала стеклоэпопеи - один капот на Темпест, снятый с позитивного болвана. Все.
Возможно кому-то эта бодяга будет полезна с точки зрения не повторения моих ошибок.
Итак - пристегните ремни - “Сага о капоте”.
Теперь это уже вспоминается с улыбкой, но не будем стыдиться своего прошлого.
Сначала я сделал вот такой капот:
Потом подумал ( хотя надо было сразу придерживаться последовательности не “сделал-подумал” , а “подумал-сделал”) и сделал из этого капота болван :
На тот момент подумал все-таки не достаточно, поэтому решил обойтись по-легкому гипсовой матрицей:
“Матрица” вышла так себе - с кавернами (хотя это поправимо) :
Поелозил по поверхности матрицы пальцем. Да, гладенько все, но… Какая-то неправда за всем этим ощущалась. Что-то шло не так, как мне хотелось.
Пришлось думать снова. Сразу сделать все по правилам композитной игры опять, увы, не додумалось - искалось как проще.
Благо, болван был цел. Соорудил опалубку:
Взял “разделитель” - жидковатая мастика для паркета. Зато дорогая ! Дело было на мази.
Намазал “целых” 4 слоя с межслойной располировкой :
Намазал болван самодельным “гелькоутом” - смола с тальком (детская присыпка от Джонсон"а)
Скажем прямо - гелькоут был приготовлен поганенько - консистенция была зело жидковата.
Полимеризации гелькоута “на отлип” ждать не стал - куда там ! “Товарищ Бендер ! Хочется ведь скорее”(с)
Положил пару слоев стекла:
И гипсом его, гипсом :
Результат вскрытия саркофага ввел в глубокий депрессняк :
Болвана больше не было. Веры в свои способности тоже.
Жизнь кончилась…
Бакситка.
А можно в двух словах процесс приклейки - что покрывалось клеем, как и каким количеством? 😊
На разных ресурсах в инете встречал использование полиуретанового клея, активатором для схватывания которого служит обычная вода из пульверизатора.
Спасибо!
ЗЫ. Внимательно слежу за проектом, проект - супер! Жаль что фотки в каждом посте именованы одинаково - не удобно сохранять все в одну кучу 😃
А он точно не о сАмом наипрототипейшем прототипе глаголит - Bf-108 ? Там да, червяк был элкетромеханический.
base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
Червяк на Тайфуне есть, но имхо с ручным приводом, не электро.
Юр, если не сильно нагружаю - спроси у Штефана, действительно-ли на 109V-1 привод основных стоек тупо переполз со 108-го и почему (и когда, на каком V) его поменяли на гидравлику. Интересно, аж зудит.
Спросил у всех прихожан на варбирде…
Болвана больше не было.
Сильно ты его.
Но всё закончилось вроде хорошо 😃
Вот это я увидел, и опять у меня екнуло (где-то это было 😃 )
С позволения автора, поделюсь опять своим бредом 😉
Так я организовал РВ у себя. А РН мне без надобности.
Насчет петель - они отличные, сам пару раз ставил, супер. Вот только по заделке - на снимке не видна глубина бобышек. Если не менее 10 мм, то все намана буит.
А кабан алюминиевый нрна по стабилю стучит при отклонении вниз, если я правильно конструкцию понял? Иль там пазик под него…
Итак - пристегните ремни - “Сага о капоте”.
Теперь это уже вспоминается с улыбкой, но не будем стыдиться своего прошлого.
😁 Вся эта тема мне с самого начала сильно импонирует, т.к., помимо самой темы, мне нравится, что автор хоть и стремится к лучшему, но довольно четко понимает “рамки своей копии”. Не понтуется и фоне “сверхтехнологий” спокойно рассказывает о том, о чем, наверняка сейчас у него самого волосы встают дыбом 😁 . Считаю это верхом самодостаточности и незакомплексованности 😉
Болвана больше не было. Веры в свои способности тоже.
Жизнь кончилась…
😃 Я думаю, такие мысли посещали каждого, кто в принципе ЧТО-ТО делает. Ручками.
И я многожды через это проходил. Но, наступало утро и жизнь возобновлялась, к тому же, как грицца, “если биться лбом о стену, лоб становится железным”.
Ну, как же капот ожил? 😁
А можно в двух словах процесс приклейки - что покрывалось клеем, как и каким количеством?
Клеем покрывалась бальза. Клей - бакситка. Она была хороша в этом месте - жидка и, посему, удобна. Нанесение - куском пластика, нечто типа кредитки. Кол-во - минимально, но до полного “отжатия белья” не доводил.
Жаль что фотки в каждом посте именованы одинаково - не удобно сохранять все в одну кучу
Пардон. Я понимаю, но прошу снисхождения - мне так удобней (по времени) дергать их из своего архива на работе.
Червяк на Тайфуне есть, но имхо с ручным приводом, не электро.
Спросил у всех прихожан на варбирде…
Позор моим сединам.
Жду новостей от варбирдовского прихода 😃
Вот это я увидел, и опять у меня екнуло (где-то это было )
У определенной категории людей мысли сходятся 😁
Вот только по заделке - на снимке не видна глубина бобышек. Если не менее 10 мм, то все намана буит.
А кабан алюминиевый нрна по стабилю стучит при отклонении вниз, если я правильно конструкцию понял? Иль там пазик под него…
С бобышками порядок - глубина на всю длину погружаемой половинки пальчика.
Люминевый кабан не стучит, а легко постукивает по рулю направления ( со стабилем ты видать попутал ). Стучать он будет не при отклонении вниз, а вверх - у меня геометрия механики такая-же, как на твоем. Просто снимок тот сделан вверх ногами для наглядности. А само постукивание минимально, поэтому выемка на РН конечно будет, но из-за ее малости и щечек, закрывающих щель между РН и килем ее видно сильно не будет.
Ну, как же капот ожил?
Нашлись добрые люди - подобрали, обогрели 😁
Ирония судьбы - Вит, к которому я обратился за помощью, тоже когда-то открывал двери моей рижской альмаматери - РКИИГА. Земля - город маленький 😃
Однако “все и вдруг” хорошо с ходу не стало - издержки виртуального общения. Ну и мои торопыжечные рефлексы умирали очч долго, даже под напором грамотных рекомендаций. 😊
В общем так.
Моральный дух был приподнят.
Из многослойного переклея потолочки начал появляться новый болван:
Покрылся 125-м стеклом в один слой и пошкурился:
Поры ткани закрылись универсальной мелко(очень!)зернистой шпаклевкой + шкурка:
Потом праймером - автомобильный грунт в аэрозоли + шкурка “ноль”:
и финально аквалаком 2 раза + шкурка “ноль”:
“Наносим” 100% гарантированный разделитель - мусорный мешок малого объема ( ибо тоненький ):
Эвакуатор пузырьков из бакситки ( ужос, что было с пылесосом при первой попытке 😲 ):
Опять хэндмэйд “гелькоут” ( смола+тальк ), в моем раннем понимании “густоты сметаны”:
Че-й-та за фигня ??? А-а-а… Хрен с ним :
Ай-да разделитель ! Легким движением руки снимаем пленку…
…и уходим из каморы, ненормативно сопровождая пинок ногой в дверь:
Очен хорошой метод ,супер получается 😃 какая смола тьй ползуеш ?
У определенной категории людей мысли сходятся 😁
Мне оно тоже сильно знакомым показалось 😁
Опять хэндмэйд “гелькоут” ( смола+тальк ), в моем раннем понимании “густоты сметаны”:
Юра, тебя обманули: сметана такой жидкой не бывает.
Болван получился отменный, красота 😃
какая смола тьй ползуеш ?
Узнал про смолу - она Штуттгартская, вот из этой конторы www.r-g.de , Epoxydharz L.
Юра, тебя обманули: сметана такой жидкой не бывает.
Ну ты-то должОн отче-о-отливо помнить, что именно такой она была в нашей светлой юности 😉
А то и жиже 😁
«Осмотрелись они, оклемались. Похмелились, потом протрезвели.»
Разбор полетов принес следующие результаты:
- очень жидкий матричный гелькоут;
- не дождался отверждения гелькоута;
- слишком тонкий соединительный слой;
Еще одним фактором могла являться плохо натянутая разделительная пленка, но к моему случаю это не относилось, хотя все первые три пункта имели место быть.
Повторяем все по-новой. Гелькоут замешиваем гуще, курим дольше, в ожидании его частичной полимеризации “на отлип”. Потом кладем соединительный слой, в который добавляем кусочки стеклоткани, накромсанные ножницами вручную:
Не спешим. Курим вдумчиво - соединительный слой тоже должен подвстать. На него кладем два слоя 125-го стекла:
Затем два куска многократно сложеной марли, вымоченной в гипсе. Можно любое нетканое полотно, у меня просто марли - завались :
Вот оно. Наконец-то. Выдыхаем :
А буквально в этот-же вечер пришло извещение на почту.
Сразу не въехал - какая посылка, из какой , нафик, Германии ?
Потом вспомнил крайнюю переписку с Мюнстером. Там неоднократно намекалось, что надо-бы найти х/б и стекло-муку для наполнителей. Хотя-бы. Рыл я Ригу, рыл , как мог - не нарыл тогда ни-че-го. Отсюда и тальк, и муторная ручная нарезка стеклоткани в крошку.
Отбрыкивался я сначала от предложений. Потом в шутку отписал - шли, мол, только рехнунг не забудь прислать.
Ну и получил :
Доволен был, как паровоз.
Рехнунг, как и обещалось, был. Раскрыл его, дабы позырить на свои убытки.
Сначала долго ржал :
Потом всю ночь ворочался. В наше время "баш-на-баш"а, возведенного в ранг нормы, сталкиваться с подобным приходится не часто.
Вит ! Рехнунг на стенке. Баланс не закрыт ! ❗ Получить по счету можешь в любое время ! 😃
ЗЫ Хочется надеятся, что этот мой счастливый случай не будет трактован читателями в извратной форме, и Виталий не поимеет лишник нагрузок ни в каком виде. Это - кусочек личного, осторожно вынутый на всеобщее обозрение.