Турбореактивный микродвигатель

avtandil

привет.стати аск подсказал на ссылку на русджете она вполне сойдет для орриентировки а по поводу крыльчатки я в тбилиси консультировался со спецами и могу порекомендовать автомобильные(да простит меня токсик) я их еще раз пересмотрел благо выбор был большей и не увидел причин их не использовать. хорош кстати фольксвагеновский. и еще для начала не имея подшипники керамические можно попробовать как на автомобилях алюминевую втулку с принудительной масленной смазкой. удачи.

Evsey
avtandil:

привет.стати аск подсказал на ссылку на русджете она вполне сойдет для орриентировки а по поводу крыльчатки я в тбилиси консультировался со спецами и могу порекомендовать автомобильные(да простит меня токсик) я их еще раз пересмотрел благо выбор был большей и не увидел причин их не  использовать. хорош кстати фольксвагеновский. и еще для начала не имея подшипники керамические можно попробовать как на автомобилях алюминевую втулку с принудительной масленной смазкой. удачи.

Но у автомобилей турбины стоят радиальные. А это какие ж потери будут. И разве для такой турбины не придется изобретать сопловой аппарат изощренный- улитку-то не поставишь. Поглядим. Я отправил запрос в фирму, которая производит турбины. Правда для авто, но… как знать, как знать.
А по поводу гидродинамической смазки действительно была идея. Но что легче?
Пойду ка напрягу мозги. Тут еще надо один картоныч склеить. Э-эхххх. На мою голову… Кто-нибудь знает, где инструкцию достать на AirCore 40 Trainer? Все кроме инструкции:) есть. Правда кассета помогла. Извиняюсь за оффтоп, но новую тему создавать для одного вопроса…
Кстати, в субботу должна прийти посылка с компрессором!

anders
Evsey:

Но у автомобилей турбины стоят радиальные. А это какие ж потери будут. И разве для такой турбины не придется изобретать сопловой аппарат изощренный- улитку-то не поставишь.

Насчет огромных потерь не уверен. А направляющий агрегат все равно нужен, хоть с какой турбиной, с радиальной он даже проще. (ИМХО)

юзеф
юзеф:

А что скажите на это. Центростремительная турбина - необходимая простота или давно забытый отстой?

А, что за проблема - радиальная турбина и сопловой аппарат. Все уже изобретено - копируй. Я же это уже показывал.
Это фото в разрезе одного самодельного модельного ТРД из одного чешского или польского журнала 10-15 летней давности.

13 days later
paradox

Что-то тихо стало в зале… Аллё, миг-29! Ты ещё жив? Не взорвался? нам без новостей скушшшно!

Токсик
Evsey:

Я не пропал!!! Я здесссссьььь! Были небольшие трудности с компом…
Дайте профиль лопатки СА! Эти лопатки по чертежу. Внешнее кольцо СА еще сделаю. Где взять компрессор? Мне кой-че обещали прислать.

Привет всем!

Я отправил, получил ли бандерольку с турбоколесом?

Всем пока, пока, пока.

BABYLON
paradox:

Что-то тихо стало в зале… Аллё, миг-29! Ты ещё жив? Не взорвался? нам без новостей скушшшно!

Вторая неделя ОФФ уже на исходе, жду тоже новостей.

Доктор_Классик

😛 и вправду, тишина,и мертвые с косами стоять:)
МИГ, ты там подоравался? 😲 Говорили ж не нана пропан жечь:) 😅

8 days later
Evsey

Я ВЕРНУЛСЯ!!!
Нет, не подорвался (не дождетесь 😃))))Хе-хе! )
Тут были Мега-проблемы некоторого специфического рода, не относящиеся к моей Мега-идее… 😁
Мне пришла посылка! Я очень доволен и рад, что все теперь получится.
(Блажен, кто верует!)
Мне уже четвертую неделю делают вал и втулку…
Свою почту пока не проверял, поэтому больше пока ничего нового сообщить не могу.
По поводу газа: газ не может пролиться на пол, а керосин в состоянии горения мотжет, вот тогда может быть пшик… Именно поэтому я и использую газ. Да и насосов не надо.

Flywind

Ура!!! И воще че за шутки такие плоские, подорвался, не жги газ и т.д. Человек делом занят.

Wit

Привет всем!
Сегодня только нашёл эту ветку и читаю с интересом.
Я занимаюсь турбинами с 1989 года, в том числе активно в германии с 94.
Хочу не много поуменьшить страхов и вселить по больше надежды тем, кого заразил вирус “бацилус-турбиниус”!
Отцом так сказать всех сегодняшних турбин для моделизма был Курт Шреклинг, единственное отличие его турбин было в том, что крыльчатка компрессора была сделана из фанеры и укреплена жгутами из углепрастиковых шнуров, выглядела она как крыльчатка пылесоса.
После выхода в свет книги Томаса Кампса, на рынке появилось множество турбин, но все они работают и сделаны именно по этому принципу!
Наши первые “летающие” турбины были тоже сделаны на основе чертежей этой книги. Летали мы без электроники! Прцесс запуска очень простой:
сжатым воздухом разгоняется турбина
подаётся газ в камеру сгорания
со стороны сопла зажигалкой поджигалась смесь воздуха с газом, поторая “простреливала” пламя в камеру сгорания
когда турбина набирала рабочие обороты и выходила на устойчивый уровень работу, в камеру сгорания подавалось жидкое топливо, а газ перекрывался.
Управление турбиной выполнялось исключительно насосом подачи топлива, летали мы и на керосине, и на солярке, и на ламповом масле.
Добросовестно сделанная турбина работает очень надёжно и безопасно, хотя огнетушитель при себе надо иметь всегда!
очень рекомендую книгу Томаса Кампса, она есть и на английском, со всеми выкладками, расчётами, чертежами и фотографиями.

Добавлено

ещё не много информации, для простоты первые модели мы делали так, что бы турбина была полностью доступна для обслуживания

Wit

от 6 до 8,9 кг тяга, при весе 1100/1500 гр, всё зависит от того, какие материалы и каких размеров используются для турбин. Расчёт обычно начинался с размеров компрессора, как стандарт была как правило взята крыльчатка от турбонагнетателя диаметром 66 мм МАН, Вольво или Сканья.
Чем меньше зазоры крыльчатки турбины и направляющей системы и чем лучше работает камера сгорания, тем лучше температурные характеристики и больше тяга, это же относится и к ступени компрессора, чем точнее и аккуратней, тем больше степень сжатия и прогона воздуха.

Vax

Всем привет.

Как удачно я разыскал этот форум.
Я работаю инженером-конструктором на заводе им. В.Я.Климова ( www.klimov.ru дизайнеру руки давно надо оторвать) и сейчас я как раз разрабатываю двигатель с тягой 10 кгс. У нас был когда то создан двигатель с тягой 30 кгс, но все расчёты и чертежи были отданы заказчику, а большинство людей, который тогда занимались проектом ушли на пенсию. Так что начинаем считать с нуля. Хотел бя задать пару вопросов людям, которые этим занимаются давно:

1 Сколько получился масса двигателя?
2 Сколько весят основные узлы двигателя (цб компрессор и диск с лопатками)
3 Какие удельные параметры получаются у двигателя (удельный расход и тяга), а так же интересно сколько кпд компрессора, кс и турбины а так же частота вращения?
4 Какое повышения давления в компрессоре?
5 Из каких материалов отливается диск турбины и компрессора?
6 Где заказываете шарикоподшипники (в 99м керамические подшипники заказывали в италии, сейчас есть где нить в России?)
7 И самое главное во сколько вы оцениваете своё изделие? (я хочу уложиться примерно в 1500 уе)

На данный момент я сделал ТД расчёт двигателя, нарисовал примерную кампоновку двигателя и приступил к проектированию ЦБ ступени. В понедельник получу методику расчета КС (хотим сделать на подобии ГТД-117, турбостартёра, который раскручивает РД-33).
Кстати планируем использовать для запуска электрогенератор, который в полёте можно будет использовать как датчик частоты вращения, а так же для запитки насоса для падачи топлива, кто какие мнения выскажет по этому поводу?

Готов к сотруднечеству и обмену опытом (в пределах того что первый отдел позволит 😇 ) пишите на vax@au.ru (в теме укажите “ТРД”, а то много спама сыпется в ящик)

Добавлено

Хочу ещё поделиться мыслями после прочтения всего топика:

  1. ГТД-117 использовать нельзя, если ты его изучал, то наверно и брал в руки, какой планер сможет выдержать 17 (кажется) кг веса одной СУ?

  2. Чем больше размерность двигателя тем КПД (точнее уделяный расход топлива) его возврастает, это объясняется тем, что утечки и др. потери становятся меньше.

  3. Про КС хочу сказать что она должна быть очень тщательно посчитана, должен соблюдаться главный параметр отношения расхода топлива и воздуха иначе у тебя будет или недогар топлива, либо воздуха (ведёт к понижению КПД, воздух в компрессоре сжал впустую)

  4. Про фарсажную камеру, что б её сделать нужно делать второй контур, как раз воздух, который там проходит и даёт возможность сжигать дополнительное топливо в ФК, данную тему мы рассматривали - разделение потоков сразу за крыльчаткой компрессора, но пока решили делать обычный ТРД, т.к. на данный момент стремимс именно создать конкурентноспособный товар.

  5. 2 МиГ-29К - могу тебе рассказать про РД-33, спрашивай, лучше на мыло вопросы задавай. (в пределах разумного естественно).

  6. Посмотрел твою турбину, кпд у неё где то 10-30%, впринципе можно на нашем заводе сделать хороший узел, если будет чертёж, даже на чпу (тока естественно неофициально). Сейчас вот меня больше всего расстраивает то, что никак не сделать диск по технологии блиск (лопатки с турбиной льются вместе и с достаточно высокой точностью обрабатываются 😦 )

ну вроде всё.
кстати если у кого вопросы/предложения есть мона и в аську стукнуться 6595903

Evsey

Я кстати под стол стек медленно, когда прочел причину моего пропадания 😂 😂
Одного не понял: разработка двигателя в промышленногм масштабе или, так сказать, для “личного пользования”?
Теперь у меня есть колесико такое хорошее, которое можно немножко раскрутить и оно начнет подавать газовую смесь, называемую воздухом, в самое нутро дрыгателя. НО! Все упирается в турбину… Правда, если мои глаза мне не врут, а они кажется не врут, на фотке, кде ТРД изображен в комплекте с несколькими турбинами, одна из них сделана из листа…
А что обозначает поз. 9.3?
Ни ответа, ни привета от предприятия, производящего турбоагрегаты.
Кстати, мне одна вещь очччень понравилась: движок 33-й заменили минут за 20! О как!
Простите меня все за все! (день прощения сегодня, кажется)…)) 😃

Wit

@Vax
Зачем изобретать велосипед по новой? Все турбины находящиеся сегодня на рынке сделаны по одному принципу! Разница действительно в маленьких детальлях!

  1. масса двигателя для 10 кг двигателя лежит в пределах 1200-1500 гр.
  2. для этого надо разобрать турбину, извените, помочь не могу.
  3. основные параметры
    общая длиннна 270мм
    диаметр 108 мм
    диаметр Крыльчатки компрессора 66 мм/ 12 лопаток (турбонагнетатель автомоб)
    Растпеделительнонаправляющая система компрессора радиальная, 15 клиновидных лопаток, 36 пластинчатых топаток (коронально) материал Алюминий
    Колесо турбины 67 мм 23 лопатки, материал Инконель (жаропрочная сталь)
    Направляющая система турбины аксиальная, из нержавейки V2A, внутренний диаметр 67,4 мм
    Наружная рубашка двигателя и сопло из жести V2A 0,5 мм
    6 трубок “Стикс” для подачи топлива
    Подшипники 22/8/7 безклеточные

туннель вала алюминий
Степень сжатия в компрессоре 2,2
Рабочие температуры 580-630 С°
Минимальная тяга 35 N / 5.000,00 об/мин
Максимальная тяга 98 N / 123.000,00 об/мин
Не могу к сожалению прилепить ПДФ- Файл, если есть интерес, дайте мыло
картинки 1) направляющая система компрессора
2) 3) направляющая система турбины
4) камера сгорания старого типа
5) камера сгорания нового типа
6) улучшенный вариант распределительной системы турбины

Vax

мыло vax@au.ru

за материалы отдельное спасибо 😃)))
я не изобретаю велосипед, я хочу взять не компрессор от авто, а спроектировать крыльчатку сам, при этом можно будет в некоторых местах избавиться от лишней массы… или наоборот прибавить ей 😕

ещё такой вопрос, почему такой маленький ресурс у двигателя всего 25 часов? это исходит из того, что невозможно “выжать” из материалов большее или просто двигатель “бьётся” вместе с самолётом?

Wit
Vax:

мыло vax@au.ru

ещё такой вопрос, почему такой маленький ресурс у двигателя всего 25 часов? это исходит из того, что невозможно “выжать” из материалов большее или просто двигатель “бьётся” вместе с самолётом?

😂 откуда появились 25 часов???
раньше, в 93-94-ом, когда мы брали подшитники от инляйнеров, ресурс составлял минимум 30 часов! Теперь на керамических подшипниках он лежит в пределах 100! рабочих часов, попом переборка и проверка двигателя чисто для очистки совести!
простой пример, берётся копшипник от Инляйнера 22/8/7, с семью шариками, клетка шариков выкидывается, на внутреннем кольце стачивается одна бардюра канавки шариков до высоты 0,05/0,07 выше самой канавки шариков, вместо 7, вкладываются 11 шариков размером 3,969 мм из Нитрида силиция (Si3N4), всё запресовывается на горячую, в дальнейшем подшипник смазывается топливом. Такие подшипники ходят уже по 50 часов!
Второй уровень ресурса- камеры сгорания! старые держали не больше 50 часов, с новыми, гже сверление другое и загнуты завехрители, камеры держат уже более 100 часов и выглядят как новые!
К стати, для форсажной камеры совсем не нужно создавать второй контур воздуха! Для этого вполне хватает того, что уходит на охлаждение КС! Топливо подаётся подобно как в КС по кольцу, единственное, воспламенение в ФК происходит отдельно и в самой камере нужны пламядержатели. Совсем утрированно, это просто вздутая труба с завехрителями в нутри и калийной свечёй!

Evsey

Все это конечно замечательно, но где взять Инконель и где сделать из него колесо преткновения? Какой состав у этого сплава? И почему СА из нержавейки, а не из Инконеля?
На фотографиях представлены самодельные детали.
А не сделать ли компрессор осевым? Ступеней так на пять. Конечно, учитывая то, что при таком расходе воздуха осевуха не так хороша, то тне поставить ли за ним еще и ц/б колесо? Ну, шоб степень сжатия повысить. Или направляющий аппарат перед компрессором поставить? Изготовить все енто дело из стеклопластика или типа того, как в импеллерах. Окружная скорость бутет что-то около 300-350 м/с, а это ли не аргумент в пользу осевого компрессора, да еще плюс радиальное колесико. Я искренне надеюсь, что воротить перепуск воздуха, поворот лопаток направляющего аппарата не придется.
Че-то после 😃 😃 идеи полезли хорошие, но очень трудно осуществимые.
А лопаточки можно изготовить и из алюма при помощи как-то раз упомянутого мной электроэррозионного лобзика.
Где-то я ссылку увидел (кажется на форуме в Курилке в теме в мою честь и еще одного пассажира 😃 ) на то как “надо делать”. Мне понравились 3D иллюстрации.
Но, пораскинув мозгами (в хорошем смысле), вспомнил, что на сайте AGTB кажется есть замечательная картинка. Кидаю. Кстати, он мне гораздобольше нравится. И еще: турбовентиляторный. Тоже кидаю. (Мне показалось, что диаметр, в смысле внутренний, меньше, чем обычно (110мм)).
Вот подумал я: а ведь Идея меня гложет уже четыре(!) года…
Спасибо.