Турбореактивный микродвигатель

санчес
Kadavr:
  1. Взять старый CD-ROM 52х который не читает диски, но еще работает.
  2. Слегка разбалансировать его двигатель (шпиндель), чтобы центровка нарушилась.
  3. Поставить его в металлическую коробку (системный блок компьютера, например), но так, чтобы его лицевая панель была утоплена внутрь корпуса.
  4. Вставить НЕНУЖНЫЙ CD диск.
  5. Вставить стандартную заглушку 5.25 дюйма, так, чтобы она закрывала собой лицевую панель CD-ROM-а (утопленного в системный блок).
  6. Запустить принудительно при помощи какой-либо программы скорость 52х (думаю не понадобится, так как все произойдет гораздо раньше).
  7. Собрать обломки CD-диска, CD-ROM-а и, возможно, системного блока.

разрушители легенд(что по дискавери) проводили такой “эксперимент”.
системный блок и панель сидишника обломки не прорвут, а в человеческое мясо на пару сантиметров вонзятся.

Потом сесть и подумать, ведь это всего-лишь была легкая пластиковая болванка (CD-диск) и обычный CD-ROM, который до 10000 оборотов в минуту и то не разгоняется. А что будет с неправильно отцентрованной турбиной? С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ лопатками (а они тяжеленькие!!!)? При неправильной обработке, кстати, лопатки тоже может поотрывать, мало не покажется, а ведь это будет гораздо быстрее чем 10000 оборотов в минуту, а там ведь в формуле квадрат скорости.

опятьже по той черной коробке недавно показывали “краш” тест турбинки что на пасажирских самолётах стоят:
довели обороты до того момента как лопатки оторвались а потом как е…
за пределы внешнего кожуха ничего не вылетело.

Yury_Nosov
санчес:

опятьже по той черной коробке недавно показывали “краш” тест турбинки что на пасажирских самолётах стоят:
довели обороты до того момента как лопатки оторвались а потом как е…
за пределы внешнего кожуха ничего не вылетело.

Позвольте не поверить.
При разрушении турбины лопатки обычно пробивают все насквозь. Не хуже снарядных осколков.

санчес

не спорю.
просто производителю турбинки для ПАССАЖИРОВ выгодно дать лишнюю гарантию.
типа краши автомобилям проходить вовсе не обязательно, только при продажах лишний плюс не помешает

NailMan

Немного офтопа:

Yury_Nosov

При разрушении турбины лопатки обычно пробивают все насквозь. Не хуже снарядных осколков.

Я однажды видел сам взрыв и последствия турбины, правда не двигателя, а молекулярного турбонасоса высокого вакуума. Можно считать аналогом ТРД.

60000 оборотов, масса ротора порядка 4 кило, 5 рядов лопаток из титана и один стальных(первый ряд).

Корпус турбика из алюминия толщиной 2 мм(в части расположения турбины).

Когда атмосферное давление попало в турбик(где давление порядка 10^-6 мм р.ст.) то лопатки просто срезало. Точнее оторвало пласт стальных лопаток и они срезали все титановые за собой. Получился компактный “брикет” из спресованных лопаток на донышке турбика(он вертикально стоит). 😲

Собственно корпус даже толком не был поцарапан. Так, мелкая косметика. Даже сам двигатель не помер, который находится внизу.

Турбик при вызрыве правда с постамента сорвало и он по комнате летал - инерция очень большая и момент.

Wit

На тему производительности, окупаемости, фрезерного станка с 5 осями и прочего: турбинки ни кто не фрезерует, иначе бы цены на готовые микротурбины были бы на порядок выше! Для микротурбин крыльчатки льют под давлением! Потом сверлят и балансируют!
Что касается центровки, после 30000 оборотов нецентрованная турбина начинает самоуничтожаться 😲
Превышение допустимых оборотов может так же привести к полному разрушению двигтеля! турбинка диаметром 66 мм, срываясь с вала разрывает кожух из нержавейки 0,8мм и следом пробивает 15мм фанеру, в дополнение ко всему улетает потом на приличное расстояние! 😲
Эксперименты с этим типом двигателя могут привести к очень тяжолым последствиям! Если же придерживаться элементарных правил безопасности, то микротурбины на много безопасней двс с пропеллером 😉

Yury_Nosov
NailMan:

Немного офтопа:

Yury_Nosov

Я однажды видел сам взрыв и последствия турбины, правда не двигателя, а молекулярного турбонасоса высокого вакуума. Можно считать аналогом ТРД.

60000 оборотов, масса ротора порядка 4 кило, 5 рядов лопаток из титана и один стальных(первый ряд).

Корпус турбика из алюминия толщиной 2 мм(в части расположения турбины).

Когда атмосферное давление попало в турбик(где давление порядка 10^-6 мм р.ст.) то лопатки просто срезало. Точнее оторвало пласт стальных лопаток и они срезали все титановые за собой. Получился компактный “брикет” из спресованных лопаток на донышке турбика(он вертикально стоит).  😲

Собственно корпус даже толком не был поцарапан. Так, мелкая косметика. Даже сам двигатель не помер, который находится внизу.
Турбик при вызрыве правда с постамента сорвало и он по комнате летал - инерция очень большая и момент.

Может, я не так считаю, но у меня получается при 60000 об/мин = 1000 об/сек даже при диаметре ротора 100 мм окружная скорость равна скорости звука.
Энергию считать лениво, но и так ясно, что много получается. Почему же кожух только поцарапался? Не понимаю…

NailMan

Yury_Nosov

Может, я не так считаю, но у меня получается при 60000 об/мин = 1000 об/сек даже при диаметре ротора 100 мм окружная скорость равна скорости звука.
Энергию считать лениво, но и так ясно, что много получается. Почему же кожух только поцарапался? Не понимаю…

Диаметр ротора был 200мм, длина лопаток 30мм. Только скорость скоростью, но в турбике высокий вакуум. А такие скромные повреждения я полагаю из-за конструкции этой многоступенчатой турбины(ротора), которая позволяет лопаткам свободно срезаться с ротора или загибаться.

IgorG
Yury_Nosov:

Позвольте не поверить.
При разрушении турбины лопатки обычно пробивают все насквозь. Не хуже снарядных осколков.

Одно из требований при сертификации двигателя гражданского применения - локализация разрушений внутри корпуса. Проводятся специальные испытания, подтверждающие это. В том числе и на обрыв лопаток.

кузьмич

Два раза видел своими глазами двигатели, разрушившиеся на взлётном режиме. Разрушения конечно не очень большие,но многие лопатки повылетали через корпус на волю.А ещё был случай,когда вылетела турбина стартёра,и порезала всё что попалось ей на пути,в том числе и фёзеляж,а у неё диаметр всего то около 200мм.Так что лучше быть осторожным.К тому же данный двигатель не проходил сертификации.И как там пойдёт процесс внутри, не знает никто.Он может очень сильно отличаться от расчётного.

Марат
Kadavr:

Разговаривал с преподавателем, он сказал, что такие вещи лучше на 5-мерном фрезере делать.

А ну-ка Камерад, Расскажи неграмотному, что это за ещё две оси. Трёхмерное пространство вроде всем известно, а вот с пятимерным …
Как они в пространстве распологаются?
С уажением

Wit
Марат:

А ну-ка Камерад, Расскажи неграмотному, что это за ещё две оси. Трёхмерное пространство вроде всем известно, а вот с пятимерным …
Как они в пространстве распологаются?
С уажением

Первые три это общепринятые X, Y, Z, длина, ширина, высота, привод инструмента сидит как правило на оси Z, на этой же оси может быть расположена ещё одна ось, управляющая наклоном инструмента право/лево, вперёд/назад. Пятая ось как правило поворотный стол с обрабатываемой деталью. Исполнение точности на 5-ти осных станках очень высокое, так как учитывается диаметр инструмента и скривление поверхности детали. Т.е. деталь можно получить практически без ступеней и точно соответствующую трёхмерной модели 😃

Добавлено

как пояснение, с лева 3-х осный станок, с права 4-х осный, при повороте инструментра учитывается кривизна поверхности.

Марат
Wit:

Первые три это общепринятые X, Y, Z, длина, ширина, высота, привод инструмента сидит как правило на оси Z, на этой же оси может быть расположена ещё одна ось, управляющая наклоном инструмента  право/лево, вперёд/назад. Пятая ось как правило поворотный стол с обрабатываемой деталью. Исполнение точности на 5-ти осных станках очень высокое, так как учитывается диаметр инструмента и скривление поверхности детали. Т.е. деталь можно получить практически без ступеней и точно соответствующую трёхмерной модели  😃

Добавлено

как пояснение, с лева 3-х осный станок, с права 4-х осный, при повороте инструментра учитывается кривизна поверхности.

Спасибо Виталий!
Только вопрос был не к тебе 😛 Вообще-то я в курсе 😁
Хотелось бы ответ услышать от Azubi - т.е чему их тут в бурсе учат.
С уважением.
ЗЫ Смотрю тоже не спиться - в час ночи посты пишешь 😁
Кинь в личку номер дом. тел. - пообщаемся 😃

Kadavr

Это экзамен?
Впрочем, уже ответили…
Уместны ли комментарии, что стол может быть поворотным (“качающимся” с интерполируемым управлением), тогда фрезер будет с так называемыми 4+ осями (зато дешевле), если сам привод инструмента отклоняться может, то полноценные 5 осей (опять же можно это утверждать только с оговорками).

См. например Ирлен, станки ФИДИА

Wit
Kadavr

Это экзамен?

Да ладно, ни кто тебя за ацуби не принимал, это же шутка была 😉

11 days later
юзеф

4-оси, 5- осей - это все интересно, но где ТРД???
Главный вопрос в том, где хозяин темы? Тема была поднята аж 23 ноября 2004 года в 01.14 мин.
Ничего не имею против ни хозяина, ни темы, просто интересно - как дела с ТРД? Сколько советов и т.д…
А толку - маловато! Хочется понять - куда уходит тема, с кем пообщаться по этому вопросу?
Миг - 29, я думаю, Тебе нужно дать ответ, хотя это необязательно, просто интересно.
Пригодилось Тебе что-то или нет?

Wit
юзеф:

4-оси, 5- осей - это все интересно, но где ТРД???
Главный вопрос в том, где хозяин темы? Тема была поднята аж 23 ноября 2004 года в 01.14 мин.
Ничего не имею против ни хозяина, ни темы, просто интересно - как дела с ТРД? Сколько советов и т.д…
А толку - маловато! Хочется понять - куда уходит тема, с кем пообщаться по этому вопросу?
Миг - 29, я думаю, Тебе нужно дать ответ, хотя это необязательно, просто интересно.
Пригодилось Тебе что-то или нет?

Юра! Весь смысл этой темы- траляля-траляля 😁
На рынке достаточно и готовых турбин и китов для их изготовления! Делать всё самому, даже в россии, даже за жидкую валюту выйдет примерно столькоже, сколько будет стоить заказ одного набора для самопальной сборки! Весь вопрос сегодня в россии относительно реактивных моделей- это цена привода, то биш турбины!

юзеф
Wit:

Юра! Весь смысл этой темы- траляля-траляля  😁
На рынке достаточно и готовых турбин и китов для их изготовления! Делать всё самому, даже в россии, даже за жидкую валюту выйдет примерно столькоже, сколько будет стоить заказ одного набора для самопальной сборки! Весь вопрос сегодня в россии относительно реактивных моделей- это цена привода, то биш турбины!

Не, Виталий, Ты не понял, вся эта тема зародилась человеком в 18 лет без опыта теории и практики, тем более. Я знал конечно, что из этого ничего не получится. Но мне хотелось, что бы Человек (Миг-29К), из этой темы почерпнет для себя много нового и интересного, а далее - главное - станет будущим инженером и проектировщиком.
А то, что готово - это бабки, а в Руси - это не для всех!!! Не забывай!
А эта, “гребаная” (поймите меня правильно все) Русь очень долго не даст своим жителям жить достойно - жить в удовольствие! И для себя! А не на этот монстр - государство!!!
В этой проворовавшейся стране делается только для конктретных людей, а не для простого люда - эта все суть РУСИ!!! (Эмоции, простите, кому не по нутру!)

Evsey

Доброго всем времени суток!
Извиняюсь за столь длительный перерыв: были проблемы…
Отвечу:
Пригодилось. Многое! За что весьма всем благодарен- и тем, кто реально помогал, за то, что помогали, и тем, кто отговаривал- за то, что я все же не “отговорился”.
Да! Было много обломов, каких большинство. Но суть не в том, как “собрать двигатель своими руками ради дешевизны”, как многие полагают, а “собрать двигатель своими руками, чтобы собрать его таким, каким я хочу его собрать”. Я в самых хороших смыслах.
Но на сегодняшний день все не так уж и плохо:
-Все чертежи в наличии
-Колесико компрессора в наличии
-Информации много (конечно, больше- лучше!)
-Есть где производить детали. Почти все…
-Голова варящая
-Руки, откуда надобно
-И еще много чего.
Да! А еще я оптимист! 😃
Да, сейчас поутихли амбиции, и начался здравый смысл, а значит дело стало ближе. Правда вал и втулку мне до сих пор вытачивают… Зато КС почти готова, прототип диффузора, почти СА.
А сколько, кстати, градусов на выходе из компрессора? Че-то я не видел. Или просмотрел просто… Просто есть у меня некоторые идеи, напрямую зависящие от температуры воздуха. Вряд ли 550 градусов. Это уж точно.
Кстати, пытался сделать водухозаборник методом заливки стаклоткани в поастилиновую форму эпоксидкой. Получилось. Только эту штуковину я потерял где-то, а скорее всего кто-нибудь выкинул по незнанию, поэтому осталась деталька только на основе ПВА- так сказать, прототип.
Где начинается сгорание топлива, в трубах испарительных или на их выходе?
Спасибо.

Wit
Evsey:

Где начинается сгорание топлива, в трубах испарительных или на их выходе?
Спасибо.

в испарительных трубках топливо испаряется! А для сгорания придумали камеру сгорания 😁

юзеф
Evsey:

А сколько, кстати, градусов на выходе из компрессора? Че-то я не видел. Или просмотрел просто… Просто есть у меня некоторые идеи, напрямую зависящие от температуры воздуха. Вряд ли 550 градусов. Это уж точно.

Интересный вопрос, конечно Т поднимается, но довольно незначительно.
Я не думаю, что Тебе стоит брать это в расчет.
Если нужно, то было бы очень здорово провести расчет компрессора - для получения значений Т и степени повышения давления - величины довольно важные!
Кстати на Твоей теме появились серьезные “участники” с конкретными расчетами - можно что- то почерпнуть.

Александр_А_Н
Evsey:

А сколько, кстати, градусов на выходе из компрессора? Че-то я не видел. Или просмотрел просто… Просто есть у меня некоторые идеи, напрямую зависящие от температуры воздуха. Вряд ли 550 градусов. Это уж точно.

Да вопрос интересный. Только вот надо уточнить сколько градусов на выходе из колеса, которое уже имеется в наличии или какое должно быть?
Для воздуха наиболее выгодным считатется угол 90 градусов. Он позволяет получить большую степень повышения давления, приемлемый КПД и что не маловажно высокая прочность на разрушение колеса, т.к. лопатки работают только на растяжение.
Но в большинстве турбокомпрессоров применяют загнутые лопатки направленные в сторону противоположную вращению колеса. Такие колеса имеют меньшую степень сжатия и прочность, но выигрывают за счет повышенного КПД.

На счет температуры: у нас есть электрокомпрессор центробежный, который крутит 100 тыс. об/мин. Колесо с углом выхода 60 градусов. Так вот температура воздуха на выходе получается около 130 градуса Цельсия. Степень повышения давления 2.