Ликбез по турбо...

serj

Дроссельных характеристик на малые ТВД у производителей не нашел, поэтому и спрашиваю.
Ситуация удручающая получается…
У больших турбовинтовых самолетов взлетный режим по крайней мере втрое примерно превосходит крейсерский (по мощности)…
Получается оптимальный вариант с точки зрения расхода топлива-включение/выключение дополнительных двигателей, а не дросселирование…

Жорж

Втрое - что-то многовато.
Обычно двигатель проектируется на обеспечение минимального УДЕЛЬНОГО расхода топлива именно на крейсерских, длительных режимах полета. Взлет - это минуты и экономичностью можно в какой-то мере поступиться. Возить же “болванку” слишком накладно и проблематично. Как-то себя поведет двигатель после длительной авторотации в условиях низких/высоких температур… (особенно система смазки и опоры роторов)?

serj

Странное получается дело. Вы говорите, что удельный расход минимален на максимальной мощности. ( на 25% мощности он растет вдвое). Из этого я сделал вывод что с точки зрения экономичности ( остальные проблемы пока не рассматриваю, может они и перевесят) выгоднее отключать часть двигателей у многомоторных самолетов. Оставшиеся будут молотить на максимальном = наиболее выгодном по расходу топлива режиме…

Или у больших двигателей все не так, и существует минимум удельного расхода где-то посередине дроссельной характеристики?

По удельному расходу от размеров турбины- для малых двигателей видна зависимость уменьшения удельного расхода при увеличении диаметра и мощности. У того же Якадовски для 10квт турбины удельный расход самый маленький… 😃

Жорж:

Втрое - что-то многовато.

Я исходил из того, что на крейсерских скоростях достаточно высокое качество - около 15 , а тяговооруженность на взлете большинства самолетов в районе 20%

Жорж

В #43 я привел максимальный режим для иллюстрации зависимости и тенденции. Зависимости тяги (мощности) и удельного расхода топлива по частоте вращения ротора не линейные, большей частью разнонаправленные. Расход же топлива - результат их перемножения. Зависимость удельного расхода топлива от размерности двигателя Вы подметили правильно.Увы, многое геометрические характеристики проточной части двигателя, отрицательно влияющие на процессы, в нем происходящие, увеличиваются при уменьшении размеров (относительные толщины лопаток, относительные зазоры и т.п.).
По поводу отключения части двигателей на многомоторном самолете при переводе оставшихся на более высокий режим: время непрерывной работы двигателя на взлетном режиме ограничивается минутами непрерывно и малым процентом наработки за весь ресурс. Работа же на крейсерском (промежуточном) режиме возможна часами и составляет основную часть ресурса двигателя.
Пример: межремонтный ресурс двигателя составляет несколько сотен или тысяч часов. Чтобы его подтвердить, а это прописано АП, ОТУ, необходимо ОООчень много керосина и времени. Сокращают испытания в разы за счет перевода на эквивалентно-циклические испытания, где основная часть работы двигателя приходится на максимальные режимы и переходы “Вэлет -МГ- Взлет”

1 month later
Алексей_000

Планирую построить из турбины JJ1200 турбопроп (точнее турбоверт) .
Диаметр колеса турбины 55мм. макс обороты 160000 об.мин
Мощность снимается со свободной турбины диаметром 68мм.
В общем и целом схему представляю, нужно подобрать передаточное число редуктора. На выходе необходимо получить 10000-15000 об.мин.
Может у кого есть каки-нить наработки в этом направлении или какая инфа где глянуть ?

1 month later
El_Chupacabra

Подскажите пожалуйста, чем можно заменить масло Aeroshell 500? Приобрел себе AMT 180 и надеюсь в скором будущем запустить на стенде…

Борода_Кр
El_Chupacabra:

Подскажите пожалуйста, чем можно заменить масло Aeroshell 500? Приобрел себе AMT 180 и надеюсь в скором будущем запустить на стенде…

Если не найдете турбинного масла, используйте Синтетическое Двухтактное масло для фирменных подвесных моторов лодок и катеров.
Это масло выпускают разные фирмы, имеет спецификацию TCW-3 (указывается на этикетке).

El_Chupacabra

Спасибо. Прочитав описание BP-2380 пришел к выводу, что в принципе для наших двигателей пригодно масло, используемое в больших турбинах с замкнутой системой смазки. Сейчас обзвонил знакомых из взрослой авиации, предложили масло для турбин Айрбасов и Су-27 😃. Не имей сто рублей а имей сто друзей 😃.

11 days later
El_Chupacabra

Раздобыл масло, синтетика что используется в полноразмерных ТРД и сегодня смешал его с керосином. Масло какое то необычно жидкое. Я имею в виду, что оно по консистенции существенно жиже привычных моторных масел для поршневых ДВС. Фирменные масла, что используют уважаемые коллеги тоже такое невязкое?

gab_arm75

все турбинные масла имеют низкую вязкость чем поршневые. так что не волнуйтесь:)
не важно фирменные или нет:) Aeroshell 500 тоже жиденькое масло

avtandil

Oil: Exxon #2380,
Mobil Jet #2,
or BP2380 turbine oils
Вот перечень масел которые рекомендуют в мануале производители моей турбины

Wit

Николай, берите хорошее масло для двухтактников, есть отличные масла для лодочных моторов, у Вас во Владике с этом проблем не холжно быть и не морочте себе больше яйца, двухтактное масло расчитано на сжигание в камере сгорания, почти не образует остатков сгорания и мажет естественно так же как и турбинные масла.

avtandil
Wit:

Николай, берите хорошее масло для двухтактников,

Все так! я катал на двухтактном масле а потом знакомые дали 2380 вот тем ипользуюсь.

El_Chupacabra

Да, с хорошим маслом для двухтактников, что для моторов с жидкостным охлаждением что с воздушным проблем нет. Но я уже приготовил топливо- 95% керосин ТС-1 и 5% масло для системы смазки двигателей Су-27 (марку подзабыл, какая то синтетика). Моя турбина с воздушным запуском, осталось решить где найти систему с давлением 10-12 кг и производительностью 50 л за 15 сек и я заведу двигатель. Не найду воздух- попробую раскрутить электромотором.

Жорж

На соседней ветке (Строим ТРД) в посте #846 показан пример запуска ТРД от пылесоса.

El_Chupacabra

ТРД (турбо-реактивное движение) шагает по стране и подобралось уже близко к окраинам 😃. Сегодня впервые воздух Приморья огласил свист модельной турбины. Хожу, улыбаюсь сам себе на уме, как блаженный 😒. Для запуска использовал самодельный стартер, ну… как бы стартер 😃. К 600-му коллекторному моторчегу выточил втулку из алюминия и вставил во втулку кусочек резинового шланга. Для разгона ротора прислонял вручную эту втулочку к гайке компрессора и этого мотора+ 3S LiPo вполне хватало для легкого и уверенного запуска и охлаждения после остановки. Я и мои коллеги, присутствовавшие при запуске турбины оказались под очень глубоким впечатлением от созерцания и слушания этой невероятной энергии.😃😃😃 Так же очень понравилась четкая работа “мозгов” турбины. После проведения калибровки по ширине импульса Футабы и настройки расходов канала газа для запуска турбины от меня требовалось только разогнать ротор до поджига керосина и все. Работает как часики, просто прелесть, даже нешутейный в сравнении с поршневыми моторами расход топлива у меня вызывает только умиление.

Wit

Николай поздравляем! 😃
теперь что бы “без бою взять Приморье” надо из лежачего, летучего Голландца сделать 😁