Новый проект для соревнований - Як-130
у прототипа 0.7…
у модели - пустой 20 кг - тяга 19 кг, взлетный 25 кг
Новости о прототипе - www.lenta.ru/news/2013/03/14/planes/
А тем временем, официально заявлено об участии швейцарской национальной пилотажной группы РС-7 в церемонии открытия JWM 2013. Ниже очень красивый и трогательный ролик-интро к готовящемуся ДВД об этой группе.
Завязка такая - парнишка, у которого нет прав, просит свою старшую сестру отвезти его на тренировку пилотажной группы РС-7. Сестра весьма скептически относится к этой затее, но…
Канал “Россия 2” анонсировал передачу о Як-130 russia2.tv/anons/show/video_id/311176/…/23245/
хорошие новости из Борисоглебска…
armsofwar.ru/…/871-kursanty-vvs-nachali-polety-na-…
Вот она
Очень познавательный ролик !!!😃
Очень познавательный ролик !!!😃
Огромный респект создателям фильма. На удивление содержательный, профессиональный фильм и практически без косяков. Очень непривычно и приятно слышать в фильме, рассчитанном на широкую аудиторию грамотную техническую речь.
PS: Очень интересно, как реализована система имитации динамики другого прототипа. Вообще теоретически это достигается релейной системой управления, но во всяком случае в 1997г, такой системы не было ни у нас ни у американцев. Что-то сомневаюсь, что яковлевцы ее воплотили. Скорее всего переходные процессы оставили от Як-130, а подмена идет коррекцией входных управляющих сигналов. И создается иллюзия, что отклик самолета другой. Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
хорошие новости из Борисоглебска…
А у Борисоглебска есть теперь свои курсаны???
Я читал, что Бэбск теперь всего лишь филиал Кранодарского училища. А в Краснодаре пару лет назад была всего одна или две группы курсантов- истребителей. И это на все ВВС РФ! А как сейчас?
Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
Это точно. Пипл не отличает реальный полет и боевые возможности от их имитации…
В этом году большой набор будет.
В этом году большой набор будет
Так где ж его взять? Это раньше пацаны местали о небе и по всему Союзу от одного ВВАУЛ к другому курсировали и при наличии здоровья находили себе место в учебной системе ВВС. Сколько таких училищ было, сколько учебных полков, полевых аэродромов! В одном Бэбске было 4 полка в 4 областях. И это всего на пару сотен курсантов. Где ж теперь те полки по 6 эскадр по два-три десятка самолетов?
Тогда ходила байка, что на обучение одного курсанта страна тратила столько в золотом эквиваленте, сколько весит сам курсант. А они эти самолеты били нещадно… За мою службу (2 года) только в нашей эскадрильи 4 самолета списали вчистую. Из двух катапультировались, два других борта разложили на полосе.
Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?
PS: Очень интересно, как реализована система имитации динамики другого прототипа. Вообще теоретически это достигается релейной системой управления, но во всяком случае в 1997г, такой системы не было ни у нас ни у американцев. Что-то сомневаюсь, что яковлевцы ее воплотили. Скорее всего переходные процессы оставили от Як-130, а подмена идет коррекцией входных управляющих сигналов. И создается иллюзия, что отклик самолета другой. Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально. Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги. Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь. С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…
Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?
Борт 134 - первый самолет с иркутского завода. Он былпредвестником двенадцати самолетов для Алжира, соответственно кабина полностьюанглийская. На нем было проведено много тестовых и ознакомительных полетов.Теперь самолет естественно переделывать никто не будет. Вот так и летают.Сейчас активно используется в летных испытаниях проводимых КБ Яковлева.
Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально…
КАК?! ;)Что должна делать САУ, чтобы заставить вертлявый самолет на высоте Н и при махе М совершать такой же переходный процесс (например, апериодический) пускай хотя бы в одном канале (пускай продольном), как у тяжелого самолета совершенно с другой собственной частотой, моментами инерции и массой. А релейная система решает эту проблему, она может “загнать” ЛА в тот переходный процесс, который у нее заложен в данной точке высот-скоростей, с правильной перегрузкой, периодом колебаний, и т. д. Разумеется с определенной степенью точности. Полностью смоделировать динамику одного объекта на другом (с другими массово-инерционными характеристиками и другими собственными частотами) - НЕЛЬЗЯ! По определению. Но у релейной системы свои проблемы, связанные в первую очередь с ресурсом и надежностью приводов, вибрацией и сложностью моделирования перекрестных связей, когда задействованы все 12 уравнений. Поэтому ее до сих пор и не сделали. Знаю только, что 2 человека над ней работали, один в ЦАГИ, один на МиГе. Это только те, о ком я знал, про супостатов ничего не могу сказать…
Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги.
Не понятно, о чем написано… что и где надо замедлять и как ограничение хода рулей повлияет на собственную частоту и период колебаний ЛА и заставит совершать апериодический переходной процесс, который нужен “по программе” вместо того, котрый заложен по природе или по физике, как больше нравится.
С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…
А это в корне заблуждение. Весь смысл моделирования динамики другого Ла на УТС именно в том, чтобы курсант оказался “в кабине” более сложного боевого самолета раньше, чем окажется в ней на самом деле, чтобы быть уже подготовленным. Это попытка перенести тренажер-симулятор в небо. Вот тут и начинаются основные трудности, т. к. твердый опоры нет, а объект управления подсунули “не тот”.
“И он прав… И он прав… И ты правы, дорогая…”(с)
Не знаю, под “релейной системой” предполагается система из электрических реле или обладающая релейной характеристикой 😃 но и то и другое - имеет место быть…
Имея электродистанционную систему управления самолетом с соответствущей САУ - сейчас нет ничего невозможного. Если раньше то же самое мастерили на релюшках (а еще раньше - на кулачковых механизмах, читайте Б.Е.Чертока), которые решали дифференциальные уравнения в реальном масштабе времени, то на современном этапе развития компьютерной техники нет ничего сложного в том, чтобы посчитать необходимые отклонения управляющих плоскостей в соответствии с реальной динамикой имеющегося самолета и требуемой динамикой моделируемого (в разумных границах, есс-но). И переходные режимы - в определенных границах - тоже реализовать можно. Только не требуйте тогда, чтобы управляющие плоскости отклонялись пропорционально отклонению РУС - самолет будет жить “своей жизнью”, подстраиваясь под жизнь моделируемого самолета. Пример - поведение ПГО Су-47 при больших углах атаки - оно меняет положение несколько раз в секунду, постоянно в движении. Установи необходимый алгоритм, и такая САУ проведет самолет по траектории, характерной для летательного аппарата заданного, моделируемого типа в соответствии с имеющимся управляющим воздействием пилота.
www.youtube.com/watch?v=7R9A_q8PMdM
время между 1.20 и 1.40.
Высказывание о том, что “обратная стреловидность была реализована только в России” оставим на совести диктора.
Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь.
На Як 130 моделируются до критические режимы другого самолёта. С этим нет особых проблем. За критические срывные режимы не моделируются в принципе, но это не тема для курсантов.
Арфы нет, возьмите бубен (с) В бой идут одни старики
Павел на старика не сильно тянет😁😁😁 Респект РУСДЖЕТУ!
Вот, чистовой вариант передачи Наука 2.0
Приветсктвую! Виталий, расскажи про фольгу для обшивы. ОООЧень интересно. И так же интересно чем вы делаете имитацию расшивы. Интересно.