Новый проект для соревнований - Як-130

Concord
pilot43:

В этом году большой набор будет

Так где ж его взять? Это раньше пацаны местали о небе и по всему Союзу от одного ВВАУЛ к другому курсировали и при наличии здоровья находили себе место в учебной системе ВВС. Сколько таких училищ было, сколько учебных полков, полевых аэродромов! В одном Бэбске было 4 полка в 4 областях. И это всего на пару сотен курсантов. Где ж теперь те полки по 6 эскадр по два-три десятка самолетов?
Тогда ходила байка, что на обучение одного курсанта страна тратила столько в золотом эквиваленте, сколько весит сам курсант. А они эти самолеты били нещадно… За мою службу (2 года) только в нашей эскадрильи 4 самолета списали вчистую. Из двух катапультировались, два других борта разложили на полосе.

Артемка

Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?

RedSun
КА-04:

PS: Очень интересно, как реализована система имитации динамики другого прототипа. Вообще теоретически это достигается релейной системой управления, но во всяком случае в 1997г, такой системы не было ни у нас ни у американцев. Что-то сомневаюсь, что яковлевцы ее воплотили. Скорее всего переходные процессы оставили от Як-130, а подмена идет коррекцией входных управляющих сигналов. И создается иллюзия, что отклик самолета другой. Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.

Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально. Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги. Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь. С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…

VTR
Артемка:

Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?

Борт 134 - первый самолет с иркутского завода. Он былпредвестником двенадцати самолетов для Алжира, соответственно кабина полностьюанглийская. На нем было проведено много тестовых и ознакомительных полетов.Теперь самолет естественно переделывать никто не будет. Вот так и летают.Сейчас активно используется в летных испытаниях проводимых КБ Яковлева.

КА-04
RedSun:

Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально…

КАК?! ;)Что должна делать САУ, чтобы заставить вертлявый самолет на высоте Н и при махе М совершать такой же переходный процесс (например, апериодический) пускай хотя бы в одном канале (пускай продольном), как у тяжелого самолета совершенно с другой собственной частотой, моментами инерции и массой. А релейная система решает эту проблему, она может “загнать” ЛА в тот переходный процесс, который у нее заложен в данной точке высот-скоростей, с правильной перегрузкой, периодом колебаний, и т. д. Разумеется с определенной степенью точности. Полностью смоделировать динамику одного объекта на другом (с другими массово-инерционными характеристиками и другими собственными частотами) - НЕЛЬЗЯ! По определению. Но у релейной системы свои проблемы, связанные в первую очередь с ресурсом и надежностью приводов, вибрацией и сложностью моделирования перекрестных связей, когда задействованы все 12 уравнений. Поэтому ее до сих пор и не сделали. Знаю только, что 2 человека над ней работали, один в ЦАГИ, один на МиГе. Это только те, о ком я знал, про супостатов ничего не могу сказать…

RedSun:

Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги.

Не понятно, о чем написано… что и где надо замедлять и как ограничение хода рулей повлияет на собственную частоту и период колебаний ЛА и заставит совершать апериодический переходной процесс, который нужен “по программе” вместо того, котрый заложен по природе или по физике, как больше нравится.

RedSun:

С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…

А это в корне заблуждение. Весь смысл моделирования динамики другого Ла на УТС именно в том, чтобы курсант оказался “в кабине” более сложного боевого самолета раньше, чем окажется в ней на самом деле, чтобы быть уже подготовленным. Это попытка перенести тренажер-симулятор в небо. Вот тут и начинаются основные трудности, т. к. твердый опоры нет, а объект управления подсунули “не тот”.

Guennady

“И он прав… И он прав… И ты правы, дорогая…”(с)

Не знаю, под “релейной системой” предполагается система из электрических реле или обладающая релейной характеристикой 😃 но и то и другое - имеет место быть…

Имея электродистанционную систему управления самолетом с соответствущей САУ - сейчас нет ничего невозможного. Если раньше то же самое мастерили на релюшках (а еще раньше - на кулачковых механизмах, читайте Б.Е.Чертока), которые решали дифференциальные уравнения в реальном масштабе времени, то на современном этапе развития компьютерной техники нет ничего сложного в том, чтобы посчитать необходимые отклонения управляющих плоскостей в соответствии с реальной динамикой имеющегося самолета и требуемой динамикой моделируемого (в разумных границах, есс-но). И переходные режимы - в определенных границах - тоже реализовать можно. Только не требуйте тогда, чтобы управляющие плоскости отклонялись пропорционально отклонению РУС - самолет будет жить “своей жизнью”, подстраиваясь под жизнь моделируемого самолета. Пример - поведение ПГО Су-47 при больших углах атаки - оно меняет положение несколько раз в секунду, постоянно в движении. Установи необходимый алгоритм, и такая САУ проведет самолет по траектории, характерной для летательного аппарата заданного, моделируемого типа в соответствии с имеющимся управляющим воздействием пилота.

www.youtube.com/watch?v=7R9A_q8PMdM

время между 1.20 и 1.40.

Высказывание о том, что “обратная стреловидность была реализована только в России” оставим на совести диктора.

Palar
RedSun:

Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь.

На Як 130 моделируются до критические режимы другого самолёта. С этим нет особых проблем. За критические срывные режимы не моделируются в принципе, но это не тема для курсантов.

8 days later
akirill

Арфы нет, возьмите бубен (с) В бой идут одни старики

Konst27

Приветсктвую! Виталий, расскажи про фольгу для обшивы. ОООЧень интересно. И так же интересно чем вы делаете имитацию расшивы. Интересно.

Sukhoi26

Ктрил, ГРОМАДНОЕ СПАСИБО !!! Не фильм ,-чудо !!! Жду очередных серий…

akirill
Sukhoi26:

Ктрил, ГРОМАДНОЕ СПАСИБО !!! Не фильм ,-чудо !!! Жду очередных серий…

А мне то за что? Это Антону Войцеховскому спасибо, он сделал эту передачу.

Sukhoi26
akirill:

А мне то за что? Это Антону Войцеховскому спасибо, он сделал эту передачу.

Тебе,за то что выложил такой материал на общее обозрение…

VTR
Konst27:

расскажи про фольгу для обшивы

Честно говоря, вопрос про фольгу уже несколько разподнимался в этой теме. И ответ на него с тех пор не изменился. Покупаетеалюминиевую фольгу типа как для утепления. В нашем случае толщина 0.1 была.Покупаете резиновый контактный клей в баллоне и всё. Распыляете клей нафольгу и на болван и прикатываете деревяшкой. Обрезаете границы листа и давитезаклёпки различными самодельными приспособами. Единственная сложность во всёмэтом процессе - он очень трудоёмкий…

Konst27

Спасибо Виталий. Я читал всю ветку, и не одну. сдесь упоминалась фольга для бань. думаю прикупить её. есть даже 0,03. в питере торгуют 😃 а вот давилки под имитацию можно где купить или только самопал?

Sukhoi26

У меня фольга алюминевая типографская , производства Китай. Толщина 0,135 мм. Я её термически обработал. Выдержал в печи при температуре 310 град. в течении одного часа. Чеканица великолепно !!! Без термообработки упруговатая…Когда чеканиш, сильно много фольги “тянется” за давилкой ,или чеканом. Хотя резина на подложке довольно жосткая. А термически обработаная, просто песня. Заклёпка как настоящая получается, что выпуклая, что в потай ,очень классно смотрится. Хочу ещё жалюзи попробовать сделать, как на копоте у Су-26М.

ДедЮз
Sukhoi26:

Хотя резина на подложке довольно жосткая.

Четкая чеканка получается на свинцовой подложке или из смеси асфальта (гудрона) с мелкой пылью до констинтеции плотного пластилина. Чтобы не прилипало прокладывается оберточная полиэтиленовая пленка.

Sukhoi26

Спасибо бьолшое Josef, обязательно попробцю Ваш “рецепт”… Попробцю и на свинце, и на гудроне с пылью…

ДедЮз
Sukhoi26:

Ваш “рецепт”…

Пожалуйста, но рецепт не мой, а тысячелетней давности. Имел грех состоять в гильдии чеканщиков. За одно раскажу на чем лучше вытягивать поверхности двойной кривизны (вогнутые или “зазеркаленные”). В брезентовый мешочек набиваете сухой мелкий кварцевый или подобный песок и сферическими полированными молотками или киянками с сответствующими формами бойков не спеша выколачиваете, можно и вытягивать давильниками из твердой древесины, рогов или полированного металла. Зная поведение металла (расплющивание, раскатка и нагортовка при наклепе) можно с мромежуточными отжигами из двух половинок сваять “тенисный мяч”, а менее кривые формы и подавну. Такие подложки как свинец, асфальт или песок практически исключают ГОФРООБРАЗОВАНИЕ. Успеха