Новый проект для соревнований - Як-130
Очень познавательный ролик !!!😃
Огромный респект создателям фильма. На удивление содержательный, профессиональный фильм и практически без косяков. Очень непривычно и приятно слышать в фильме, рассчитанном на широкую аудиторию грамотную техническую речь.
PS: Очень интересно, как реализована система имитации динамики другого прототипа. Вообще теоретически это достигается релейной системой управления, но во всяком случае в 1997г, такой системы не было ни у нас ни у американцев. Что-то сомневаюсь, что яковлевцы ее воплотили. Скорее всего переходные процессы оставили от Як-130, а подмена идет коррекцией входных управляющих сигналов. И создается иллюзия, что отклик самолета другой. Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
хорошие новости из Борисоглебска…
А у Борисоглебска есть теперь свои курсаны???
Я читал, что Бэбск теперь всего лишь филиал Кранодарского училища. А в Краснодаре пару лет назад была всего одна или две группы курсантов- истребителей. И это на все ВВС РФ! А как сейчас?
Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
Это точно. Пипл не отличает реальный полет и боевые возможности от их имитации…
В этом году большой набор будет.
В этом году большой набор будет
Так где ж его взять? Это раньше пацаны местали о небе и по всему Союзу от одного ВВАУЛ к другому курсировали и при наличии здоровья находили себе место в учебной системе ВВС. Сколько таких училищ было, сколько учебных полков, полевых аэродромов! В одном Бэбске было 4 полка в 4 областях. И это всего на пару сотен курсантов. Где ж теперь те полки по 6 эскадр по два-три десятка самолетов?
Тогда ходила байка, что на обучение одного курсанта страна тратила столько в золотом эквиваленте, сколько весит сам курсант. А они эти самолеты били нещадно… За мою службу (2 года) только в нашей эскадрильи 4 самолета списали вчистую. Из двух катапультировались, два других борта разложили на полосе.
Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?
PS: Очень интересно, как реализована система имитации динамики другого прототипа. Вообще теоретически это достигается релейной системой управления, но во всяком случае в 1997г, такой системы не было ни у нас ни у американцев. Что-то сомневаюсь, что яковлевцы ее воплотили. Скорее всего переходные процессы оставили от Як-130, а подмена идет коррекцией входных управляющих сигналов. И создается иллюзия, что отклик самолета другой. Хотя, для 99% зрителей фраза, что самолет Як-130 может лететь как Су-24 под управлением соответствующей компьютерной программы не вызовет сомнения.
Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально. Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги. Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь. С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…
Может кто-то подскажет на ЯК-130 бортовой 134, который показан в передаче, речевой информатор на английском языке. Это борт предназначен для демонстрации (поставки) зарубежным заказчикам или так на всех самолетах Як-130?
Борт 134 - первый самолет с иркутского завода. Он былпредвестником двенадцати самолетов для Алжира, соответственно кабина полностьюанглийская. На нем было проведено много тестовых и ознакомительных полетов.Теперь самолет естественно переделывать никто не будет. Вот так и летают.Сейчас активно используется в летных испытаниях проводимых КБ Яковлева.
Причем тут релейная система управления ? Динамика системы в сборе определяется не только собственной динамикой объекта управления, но и работой САУ. Як-130 сам по себе достаточно вертлявый, и смоделировать на нем динамику более инертных аппаратов вполне реально…
КАК?! ;)Что должна делать САУ, чтобы заставить вертлявый самолет на высоте Н и при махе М совершать такой же переходный процесс (например, апериодический) пускай хотя бы в одном канале (пускай продольном), как у тяжелого самолета совершенно с другой собственной частотой, моментами инерции и массой. А релейная система решает эту проблему, она может “загнать” ЛА в тот переходный процесс, который у нее заложен в данной точке высот-скоростей, с правильной перегрузкой, периодом колебаний, и т. д. Разумеется с определенной степенью точности. Полностью смоделировать динамику одного объекта на другом (с другими массово-инерционными характеристиками и другими собственными частотами) - НЕЛЬЗЯ! По определению. Но у релейной системы свои проблемы, связанные в первую очередь с ресурсом и надежностью приводов, вибрацией и сложностью моделирования перекрестных связей, когда задействованы все 12 уравнений. Поэтому ее до сих пор и не сделали. Знаю только, что 2 человека над ней работали, один в ЦАГИ, один на МиГе. Это только те, о ком я знал, про супостатов ничего не могу сказать…
Как раз программным замедлением и ограничением отклонения управляющих поверхностей и тяги.
Не понятно, о чем написано… что и где надо замедлять и как ограничение хода рулей повлияет на собственную частоту и период колебаний ЛА и заставит совершать апериодический переходной процесс, который нужен “по программе” вместо того, котрый заложен по природе или по физике, как больше нравится.
С другой стороны, Як - самолет для первоначального обучения курсантов, а не для повышения мастерства летчиков-испытателей, так что оно вроде и не надо…
А это в корне заблуждение. Весь смысл моделирования динамики другого Ла на УТС именно в том, чтобы курсант оказался “в кабине” более сложного боевого самолета раньше, чем окажется в ней на самом деле, чтобы быть уже подготовленным. Это попытка перенести тренажер-симулятор в небо. Вот тут и начинаются основные трудности, т. к. твердый опоры нет, а объект управления подсунули “не тот”.
“И он прав… И он прав… И ты правы, дорогая…”(с)
Не знаю, под “релейной системой” предполагается система из электрических реле или обладающая релейной характеристикой 😃 но и то и другое - имеет место быть…
Имея электродистанционную систему управления самолетом с соответствущей САУ - сейчас нет ничего невозможного. Если раньше то же самое мастерили на релюшках (а еще раньше - на кулачковых механизмах, читайте Б.Е.Чертока), которые решали дифференциальные уравнения в реальном масштабе времени, то на современном этапе развития компьютерной техники нет ничего сложного в том, чтобы посчитать необходимые отклонения управляющих плоскостей в соответствии с реальной динамикой имеющегося самолета и требуемой динамикой моделируемого (в разумных границах, есс-но). И переходные режимы - в определенных границах - тоже реализовать можно. Только не требуйте тогда, чтобы управляющие плоскости отклонялись пропорционально отклонению РУС - самолет будет жить “своей жизнью”, подстраиваясь под жизнь моделируемого самолета. Пример - поведение ПГО Су-47 при больших углах атаки - оно меняет положение несколько раз в секунду, постоянно в движении. Установи необходимый алгоритм, и такая САУ проведет самолет по траектории, характерной для летательного аппарата заданного, моделируемого типа в соответствии с имеющимся управляющим воздействием пилота.
www.youtube.com/watch?v=7R9A_q8PMdM
время между 1.20 и 1.40.
Высказывание о том, что “обратная стреловидность была реализована только в России” оставим на совести диктора.
Правда, на нем обещают моделировать и Су-27… Если речь про режим с включенной САУ - готов поверить, а вот про всякие экзотические режимы - сильно сомневаюсь.
На Як 130 моделируются до критические режимы другого самолёта. С этим нет особых проблем. За критические срывные режимы не моделируются в принципе, но это не тема для курсантов.
Арфы нет, возьмите бубен (с) В бой идут одни старики
Павел на старика не сильно тянет😁😁😁 Респект РУСДЖЕТУ!
Вот, чистовой вариант передачи Наука 2.0
Приветсктвую! Виталий, расскажи про фольгу для обшивы. ОООЧень интересно. И так же интересно чем вы делаете имитацию расшивы. Интересно.
Ктрил, ГРОМАДНОЕ СПАСИБО !!! Не фильм ,-чудо !!! Жду очередных серий…
Ктрил, ГРОМАДНОЕ СПАСИБО !!! Не фильм ,-чудо !!! Жду очередных серий…
А мне то за что? Это Антону Войцеховскому спасибо, он сделал эту передачу.
А мне то за что? Это Антону Войцеховскому спасибо, он сделал эту передачу.
Тебе,за то что выложил такой материал на общее обозрение…
расскажи про фольгу для обшивы
Честно говоря, вопрос про фольгу уже несколько разподнимался в этой теме. И ответ на него с тех пор не изменился. Покупаетеалюминиевую фольгу типа как для утепления. В нашем случае толщина 0.1 была.Покупаете резиновый контактный клей в баллоне и всё. Распыляете клей нафольгу и на болван и прикатываете деревяшкой. Обрезаете границы листа и давитезаклёпки различными самодельными приспособами. Единственная сложность во всёмэтом процессе - он очень трудоёмкий…
Спасибо Виталий. Я читал всю ветку, и не одну. сдесь упоминалась фольга для бань. думаю прикупить её. есть даже 0,03. в питере торгуют 😃 а вот давилки под имитацию можно где купить или только самопал?
самопал…
У меня фольга алюминевая типографская , производства Китай. Толщина 0,135 мм. Я её термически обработал. Выдержал в печи при температуре 310 град. в течении одного часа. Чеканица великолепно !!! Без термообработки упруговатая…Когда чеканиш, сильно много фольги “тянется” за давилкой ,или чеканом. Хотя резина на подложке довольно жосткая. А термически обработаная, просто песня. Заклёпка как настоящая получается, что выпуклая, что в потай ,очень классно смотрится. Хочу ещё жалюзи попробовать сделать, как на копоте у Су-26М.