Миг-21
Похоже, пилот переволновался, а когда самолет тряхнуло да еще полет за спину, то уж вовсе потерял контроль. Очень жаль! 😦
P.S. Могу и ошибаться.
Удачи Вам!!!
Н-да, юноша, возможно Вы не в курсе, что пилоты с пилотажным налетом хотя-бы вчетверть Олега Захарова даже если и волнуются, то в полете это вообще никак не заметно…
Если еще добавить что на этом аппарате Олег сделал, если не ошибаюсь, не один десяток нормальных полетов, то с волнением вопрос совсем не актуален. За голову модели даже начинающие пилотажники не заводят, а от пилотажных монстров типа Захарова нарушения полетной зоны ни в жисть не дождесси…
Глюкануло шото, и глюкануло так шо вывести было не возможно…Стремная конечно техника…Хорошо не поубивали никого!
Глюкануло шото, и глюкануло так шо вывести было не возможно…Стремная конечно техника…Хорошо не поубивали никого!
Уж не знаю какому святому он свечку поставить должен, наверное сразу всем, что уберегли, судя по толпе на поле, которое даже при взлёте на полосе толпилось…
А вот пилотажный монстр, крепкие нервы, глюк, стрёмная техника и то что на видео как-то между собой не увязываюся ☕
Уж не знаю какому святому он свечку поставить должен, наверное сразу всем, что уберегли, судя по толпе на поле, которое даже при взлёте на полосе толпилось…
А вот пилотажный монстр, крепкие нервы, глюк, стрёмная техника и то что на видео как-то между собой не увязываюся ☕
Насколько можно понять по видео, шел простой горизонтальный проход над взлетной полосой, как полагается по копийному комплексу, т.е. минимум шевеления рулями, основные фигуры комплекса обычно выполняют впереди себя строго по центру, разворотные фигуры впереди себя по бокам,т.е. на прямом проходе над полосой где просто очевидно не планировалось никакого маневра - явный глюк и отказ,а для такой конструкции ероплана вполне достаточно одной отвалившейся половинки руля высоты чтобы никакой Квики Сомензини аппарат из вращения не вывел.Похоже что-то такое и произошло…
Насколько можно понять по видео, шел простой горизонтальный проход над взлетной полосой, как полагается по копийному комплексу, т.е. минимум шевеления рулями, основные фигуры комплекса обычно выполняют впереди себя строго по центру, разворотные фигуры впереди себя по бокам,т.е. на прямом проходе над полосой где просто очевидно не планировалось никакого маневра - явный глюк и отказ,а для такой конструкции ероплана вполне достаточно одной отвалившейся половинки руля высоты чтобы никакой Квики Сомензини аппарат из вращения не вывел.Похоже что-то такое и произошло…
Модная отмазка появилась в России- глюк! К стати глюк по-немецки- счастье 😁
Вот и осчастливились 😁
а если серьёзно, когда-то мне первый раз сунули в руки передатчик и спросили
- …ну… готов 10000 баксов об землю размазать? Если нет, то летать с турбиной не для тебя!
я рискнул, с мыслью в голове, что это дело можно в любой момент размазать…
и мазал, правда позже 😁
Дело в том, что реактивные модели немного другого класса техника чем пилотажки, что дороже само собой,
но есть ещё другие аспекты. Что модель не удалось бы спасти в любом случае, это понятно, но я считаю что
можно было бы избежать полного разрушения! Квики или Олег, какая разница? Управлять реактивной моделью надо научиться прежде всего в голове!
Даже если тебя за глаза Квики Захаров зовут! К стати Олег, видел видео твоих пилотажек в воздухе - восхищает 😃
Надо только с обыкновенной модели переключиться в голове на реактивную.
В одном пока с asw согласен, на счёт стрёмной техники…
Хотя вопросов после просмотра кадров стало ещё больше ☕
Модная отмазка появилась в России- глюк! К стати глюк по-немецки- счастье 😁
Вот и осчастливились 😁
а если серьёзно, когда-то мне первый раз сунули в руки передатчик и спросили
- …ну… готов 10000 баксов об землю размазать? Если нет, то летать с турбиной не для тебя!
я рискнул, с мыслью в голове, что это дело можно в любой момент размазать…
и мазал, правда позже 😁
Дело в том, что реактивные модели немного другого класса техника чем пилотажки, что дороже само собой,
но есть ещё другие аспекты. Что модель не удалось бы спасти в любом случае, это понятно, но я считаю что
можно было бы избежать полного разрушения! Квики или Олег, какая разница? Управлять реактивной моделью надо научиться прежде всего в голове!
Даже если тебя за глаза Квики Захаров зовут! К стати Олег, видел видео твоих пилотажек в воздухе - восхищает 😃
Надо только с обыкновенной модели переключиться в голове на реактивную.
В одном пока с asw согласен, на счёт стрёмной техники…
Хотя вопросов после просмотра кадров стало ещё больше ☕
Не понял я мысли, в чем таком радикально отличается управление реактивным самолетом от пилотажки? Принципы те-же, рефлексы одинаковы, я например за себя на все сто уверен что в таком полете при резком и внезапном ненужном отклонении от траектории мои руки автоматически и без задержки насколько только возможно быстро отреагировали бы абсолютно правильным движением ручек, это рефлекс выработанный налетом, и этим рефлексам абсолютно наплевать сколько стоит модель.Единственное возможно об чем думал бы мозг так это за поддержание нужной скорости и выполнение правильных фигур, за устранение ненужных колебаний и резких отклонений от траектории думать невозможно, это руки пилотажника правят сами, автоматически. За Захарчука в этом плане тем более можно быть абсолютно уверенным, ибо его пилотажный налет в разы поболе моего, его спинной мозг уж точно отдал команду ручонкам погасить возмущение, он даже сам того не осознавал, а руки рульнули стопроцентно верно.Вот только рулевать уже было похоже нечему…
[quote=Wit;539977]
Модная отмазка появилась в России- глюк! К стати глюк по-немецки- счастье 😁
Вот и осчастливились 😁
а если серьёзно, когда-то мне первый раз сунули в руки передатчик и спросили
- …ну… готов 10000 баксов об землю размазать? Если нет, то летать с турбиной не для тебя!
Не согласен с таким подходом! Это все равно что идти в казино заранее желая проиграть, так никогда не выиграть! И с подходом “готов размазать” точно будешь всю жизнь тупо мазать модель за моделью…
Не согласен с таким подходом! Это все равно что идти в казино заранее желая проиграть, так никогда не выиграть! И с подходом “готов размазать” точно будешь всю жизнь тупо мазать модель за моделью…
ответ не правильный! ваши деньги уходят в германию 😁
готовность не размазать, а быть готовым к тому, что модели всё же иногда падают, как в этом случае, и надо быть к этому готовым, а не посыпать голову пеплом и стонать как тут некоторые, ах какое горе! Ах какой кошмар!
Если бы пацанёнок на поле сделал морковку на торике, то его бы похлопали по плечу и сказали делай дальше и лучше!
Здесь же Олегу хоть книгу соболезнований на форуме открывай 😁
Мой ему совет- сделай выводы и делай дальше и лучше и пора у же у немецкий традиционный кубок домой забрать!
что касаемо реакций, на это отвечу немного по позже.
ответ не правильный! ваши деньги уходят в германию 😁
готовность не размазать, а быть готовым к тому, что модели всё же иногда падают, как в этом случае, и надо быть к этому готовым, а не посыпать голову пеплом и стонать как тут некоторые, ах какое горе! Ах какой кошмар!
Если бы пацанёнок на поле сделал морковку на торике, то его бы похлопали по плечу и сказали делай дальше и лучше!
Здесь же Олегу хоть книгу соболезнований на форуме открывай 😁
Мой ему совет- сделай выводы и делай дальше и лучше и пора у же у немецкий традиционный кубок домой забрать!
что касаемо реакций, на это отвечу немного по позже.
Та какое там горе, у нас такое хобби, мы к такому с детства приучены, кому и Торик сокровище, а кому и Челси игрушка, все относительно, я скажу Вам иначе;
Дорогой Герр Wit, не учите нашего Захарчука жить- поможите ему лучше материально!
Как поможите нормально, так он кубок Вам заветный забереть!
Та какое там горе, у нас такое хобби, мы к такому с детства приучены, кому и Торик сокровище, а кому и Челси игрушка, все относительно, я скажу Вам иначе;
Дорогой Герр Wit, не учите нашего Захарчука жить- поможите ему лучше материально!
Как поможите нормально, так он кубок Вам заветный забереть!
а я никого учить жить не собирался!
разницу между критикой и здравым анализом понимаете?
а помочь… помочь можно тому кто этого хочет…
а я никого учить жить не собирался!
разницу между критикой и здравым анализом понимаете?
а помочь… помочь можно тому кто этого хочет…
Ну какой может быть здравый анализ через интернет по полуторамегабайтной видеозаписи?Так терки на лавочке с семечками. Сам разберется, у него своя голова за плечами.
А насчет помощи(матерьяно) так Вы ему предложите, думаю что Олег хочет, просто природная скромность спросить мешает 😒
ох не хотел встревать… не люблю разборки и мерялки “шворцами”…
может всё-таки послушаем, что скажет сам пилот…? когда отойдёт от морального эффекта…
ох не хотел встревать… не люблю разборки и мерялки “шворцами”…
может всё-таки послушаем, что скажет сам пилот…? когда отойдёт от морального эффекта…
А шо такое “шворцы”?
Лично я уже пилота в принципе слушал, ежли он сочтет нужным, то выступит перед общественностью с официальным заявлением, нет, то и так сойдет.
Ну какой может быть здравый анализ через интернет по полуторамегабайтной видеозаписи?
так я тоже уже пилота “слушал” 😉
ну как я понимаю, моледб делалась н совесть, не экономили не на чем… поэто отвалится в полете мало что могло
волнения пилота тоже отпадают…Wit правильно говорил … если мне сунули б передатчик в руки, я бы тоже рискнул полетать…пробывал я на симуляторах летать на джетах…в том же RealFlight понимаю, что … реальнй полет это совсем не то, но вырулить модель на такую траэкторию и увалить ее так у меня не получилось
отмазка - глюк это для себя как я понял да? чтобы самому себе стало легче…только самого себя не обманеш…даже если предаоложить что то была ошибка пилота, то только такого, как я 😃)
Лично мое мнение это сбои в работе серво-приводов, мы шас с товаришем почти закончили пропорциональное управление со своими алгоритмами кодирования. и начинает возникать много технических вопросов вплане надежности самой электроники, а еше, если учесть что это не ДВС а турбина с перегрузками…да элементарно…допустим в прошлом полете в результате перегрузок внутри сервы треснул зуб на шестерне…на земле подергали - нагрузки практически нет…серва отработала…в воздухе нагрузка…зуб отловался - серву климануло…или одна полуобмотка у двигателся оборвалась…вариантов масса…
мне кжется что в джетах самое слабое место это турбина, точнее сам кампутер…и сервы…все остальное отходит на 2 план(при условии что модель изготовлена “на совесть”).
ЗЫ. Wit, За кубком я к вам приеду 😉
на тему сделать на совесть и глюки…
на сколько я понял предыстория полёта:
был “глюк” секвенцера на управление уборкой шасси, был удар по одной плоскости ГО
теперь сам полёт, посмотрел видео после объяснений Олега:
обрыв шарового шарнира, не контролируемое падение, разрушение баллонов с воздухом (а может газа?)
разрушение топливного бака, попадание ещё работающей турбины в облако из воздушно-керосиновой смеси, взрыв.
и впечатления от всего:
- Модель уже на взлёте получает просадку и её уводит в лево
- Делается разворот
- Машина с трудом слушается, но всё равно выравнивается для прохода по прямой
- начинается завал на левую сторону и через 4 секунды удар=> взрыв
теперь вопросы, ответы на которые может дать только сам пилот:
- какие шарниры ипользовались на ГО, пластик или алюминий?
- была ли сделана весовая компенсация ГО?
- как были закреплены баллоны с воздухом и газом (если был газ на борту)
- сколько воздуха было закачено в воздушную систему?
- была ли учтена при расположении баллонов и бака в нутри фюзеляжа креш-зона, зона поглощения энергии при ударе
- был ли включен в топливную систему шад-оф вентиль (клапан аварийного отключения топлива)?
теперь непосредственно по полёту:
Просадка на взлёте- ветер или уже в это время машина вяло отвечала на рули?
Разворот был в лево с возвращением на проход над полосой, машина явно капризно реагировала на рули! Ветер или уже чувствовалось что с управление что-то не то?
По видео, машина заходит над полосой и внезапно пропадает из вида, оператор удивлённо что-то восклицает!
С этого момента пилот пытается выровнять машину, но она падает сразу за зрителями.
Теперь пояснение лично для ASW
Пилоту уже было ясно что машина не управляема, отличие реактивной модели от пилотажки залючается в том, что пилоту надо было не пытаться дальше вытянут машину, а выключить турбину!
Вот какой сигнал должен был послать мозг ручёнкам!
С момента когда машину стало валить на бок, до удара, прошло 4,2 секунды.
Этого времени должно было хватить что бы выключить турбину!!!
Реакция на ситуацию хорошо тенированного пилота составляет в среднем 0,3-0,5 сек!
ещё 0,5 сек, на отключение = одна секунда, ещё 3,2 секунды до удара, за это время температура турбины падает примерно на 200 гр, от одних горячих частей без открытого пламени воздушно-топливная смесь уже бы не воспламенилась! Небыло бы взрыва, было бы меньше повреждений!
Самым быстрым звеном у нас на ладони является указательный палец.
В близи его необходимо разместить выключатель для шад-оф вентиля.
как пример- рычаг управления газом, выключатель для вентиля выше с права
газ брошен, указательный палец просто упёрся в выключатель,
вентиль закрыт!
По видео- в тот момент, когда модель исчезла из поля зрения, уже было ясно что она не контролируемая!
Вот в этот момент и надо было закрывать керосин и выпускать закрылки!
Для чего? Для того, что бы последствия падения были менее трагичными!
Произошёл бы обрыв тяги на 5 градусов раньше при развороте, машина упала бы с лева от киношника и как раз за спиной пилота прямо в толпу зрителей! Тогда бы сейчас мы бы обсуждали как называется статья… нечаянное убийство или несчастный случай!
К такой ситуации пилота надо готовить!
Я на 200% уверен, что Олегу этого ни кто никогда не объяснял!
Первая заповедь с реактивными моделями: если ситуация выходит из под контроля- энджине оф!!!
В этом самое главное отличие реактивных от пропелаторов!
Я видел в прошлом году как летает Олег в живую! Навыки у него прекрасные!
Чего не хватает, это теории именно по таком ситуациям!
Слава богу ему есть к кому обратится в Москве за советом!
Что бы такого больше не произошло, надо просто трезво проанализировать ситуацию и сделать выводы:
- какие недостатки были в конструкции?
- что надо изменить, что бы такого не повторилось?
- как поступать в случае если…?
к слову о глюках… техника работает ровно на столько, как к ней относишся…
про секвенцеры… я знаю Хорста Ленерца примерно лет 12 и знаю как и из чего рождались и делались эти секвенцеры…
глюки у них случаются только от глючного с ними обхождения 😁
Так что Олег, трезвой головы тебе и успехов!
Толково, Герр Wit, Вы тут написали, все правильно и по-немецки четко и однозначно, но тумбер тот равносилен полному капуту такой модели, и в том-то и дело что точка времени, когда дергать этот тумблер очень спорна, ведь в мозгу до самого конца крутится мысль а вдруг это секундный глюк, а вдруг щас все включится и управление вернется, модель сядет, потом разберемся. Это конечно не касается тех случаев когда к примеру в полете оторвало консоль и мгновенно ясно чем все кончится, в данном же случае у меня большие сомнения что лично я бы на месте Олега сразу дернул бы за этот тумблер, а не пытался до конца вывести модель.Герр Wit, Вы сами часто в своей практике за такой тумблер дергали? Расскажите, пожалуйста, интересно послушать…
К сожалению нет времени участвовать в долгих дискуссиях, причины найдены и расследование завершено. Выводы сделаны, виновные понесут ответственность. В карты предполетной подготовки внесены коррективы.
Все остальное домыслы и догадки.
т.е. результаты расследования решено сохранить в тайне?
Почему?
Если пресловутый “человеческий фактор”, то это понятно…
А ежели техническая или эксплуатационная ошибка - ПМНННИМ надо озвучить…
дабы в след. раз кто другой не наступил на те-же грабли…
Ошибка чистой воды эксплуатационная. Не буду вдаваться в подробности, но отмечу лишь один полезный момент:
Необходимо гораздо более бережно и трепетно относиться к самолетам и наземному оборудованию, очень аккуратно перевозить модель в чехлах и ящике. Не лениться разбирать при перевозке модель полностью, не подпускать близко посторонних людей и зрителей. При любой сомнительной ситуации и подозрении на вероятную неполадку немедленно прекращать полеты до выяснения причин. Допускать к модели только предварительно проинструктированных помошников. Тщательно проверять модель во время сборки и после каждого полета, особенно если были не штатные перегрузки в полете или при посадке.
Что касается отказов по радио, то их не было. Все работало в штатном режиме все 19 полетов, чего нельзя сказать о самом секвенсоре,- штука не надежная, и не грамотная в корне своей идеи. Она пошла бы хорошо на таймерку или на планер F-1-A, но не на реактивную модель самолета.
Ошибка чистой воды эксплуатационная. Не буду вдаваться в подробности, но отмечу лишь один полезный момент:
Необходимо гораздо более бережно и трепетно относиться к самолетам и наземному оборудованию, очень аккуратно перевозить модель в чехлах и ящике. Не лениться разбирать при перевозке модель полностью, не подпускать близко посторонних людей и зрителей. При любой сомнительной ситуации и подозрении на вероятную неполадку немедленно прекращать полеты до выяснения причин. Допускать к модели только предварительно проинструктированных помошников. Тщательно проверять модель во время сборки и после каждого полета, особенно если были не штатные перегрузки в полете или при посадке.
Что касается отказов по радио, то их не было. Все работало в штатном режиме все 19 полетов, чего нельзя сказать о самом секвенсоре,- штука не надежная, и не грамотная в корне своей идеи. Она пошла бы хорошо на таймерку или на планер F-1-A, но не на реактивную модель самолета.
Добавлю - было проверено, что файл сейфа не было - сняты показания с электронного блока турбины - он регистрирует кол-во потерь сигнала и общее время когда сигнал отсутствовал.
В данном случае этого не было.
Кроме всего выше перечисленного (это тоже важно) - самое главное что должно соблюдаться и исполняться - это полетная зона, НИКОГДА нельзя лететь на зрителей и участников с таким последующим отворотом. Для того чтобы посмотреть что и как на модели - необходимо просто делать прямой пролет ВДОЛЬ полосы, а не на себя.
Насчет секвенсера - 4 года назад были определенные сложности работы с Futaba, это давно все устранено - вся Европа и весь летает на секвесерах Jettrоnics ( и мы тоже). Эти секвенсеры и электронные клапана разрабатывал Horst Lenerz, который делает мозги для турбин JetCat - я мало знаю людей, которые так бы разбирались в электронике. Поэтому замечания такого рода не очень корректны. Мое мнение как электронщика - есть определенные требования по укладке слаботочных и сильноточных цепей в электронных устройствах и их нужно жестко соблюдать, а не накидывать провода в реактивную модель как попало. Тогда надежность можно очень сильно повысить.
А вообще - каждому кто летает и собирается летать на реактивных моделях - первое о чем нужно думать - это о БЕЗОПАСНОСТИ всех окружающих!!!
я так понимаю скоро первой заповедью любителей джетов будет что-то типа “Без дубляжа никуда”
летать вообше без зрителей
а можно вопрос, как вы определили причину аварии если от салолета осталось практически мокрое место?
электронике турбины как я понял повезло больше всех