Импеллерный МИГ-21, полукопия.

сергейz

Всем доброго!
После мучительных раздумий Да или Нет , решил- Да , построить импеллерную полукопию этого легендарного самолёта.Сначала выбор пал на стандартный 21 МИГ , но после прорисовки эскизов чертежей понял что даже при масштабе 1:10 70мм импеллер не вписывается в его фюзеляж так как воздухозаборник у Мига всего 670мм плюс конус , пришлось полазить по его модификациям и вот он МИГ-21-93 бис (BIZON) расширенный воздухозаборник плюс увеличенный гагрот - то , что нужно. Масштаб 1:8.

Продолжу.В качестве мотоустановки хочу использовать вот такой импеллер
Его реальная тяга в статике 2,5 кг.Мотор с ним я получил вот такой

Пока импеллер гдето путешествовал около полу года в Украину потихонечку начал двигать проэкт.
Длина по фюзеляжу от заборника до сопла около 1500мм,размах 920мм. площадь 27.3 кв.дм. Вес хотелось бы уложить хотябы в 2.5кг. если получится .
Самолёт планирую изготавливать по наборной технологии - бальза , фанера , стеклоткань на смоле или химолаке для обтяжки.
Итак, крылья наборные с 13 бальзовыми и двумя фанерными нервюрами ( корневая и средняя)силовые лонжероны из угля 3 трубки 4мм и 2полосы 6x1мм а также бальзовые.Обшивка 1мм бальза.
На модели будут полноценные закрылки и элероны.
И собственно зашитые крылья бальзой , вес одной консоли 140гр.😮 ( ещё без обтяжки стеклом и профилировки передней кромки и законцовки.

сергейz

Теперь самое главное , на болванах выклеил канал импеллера и выпускное сопло . Везде три слоя 18гр. стекла , слой 1мм бальзы и опять один слой стекла на ЛАРИТЕ . Вес всего воздушного тракта 160 гр. ё- маё ещё ничего похожего на самолёт нет а вес уже 440гр. одних дров.Дальше испытание на стенде статической тяги этой всей байды, импеллер дунул на полном газу 2480гр. в принципе я надеялся на хутшее , но при такой тяге на 6S батарее 5000 mA 45-90C он жрёт ток в 127А и мощность 2840 ват. Узкоглазые обещали 2000ват при 80А вот это засада.После минутной издёвки над этим пылесосом двиг и регуль нагрелись градусов до 70 ну и Гавнотеки (новые) слегка припухли. Хотел на ходу подсунуть ему в заборник конус выклеенный из стеклоткани для проверки тяги с конусом так он конус с моей рукой чуть не всосал . хорошо , что конус одел на болванку ели высмыкнул его из заборника.

После испытаний разобрал импеллер и прозрел , на статоре появились зализы от крыльчатки , сам ротор отбалансирован и отцентрован, двигатель и адаптер тоже был отцентрован. Похоже при такой температуре поплыл пластик и двигатель стал на перекос.Вот теперь я в ступоре ,проведена хоть и не большая но работа , потрачено время .Подскажите опытные импеллеровщики , куда копать , что делать, переходить на другой импеллер? или пробовать на этом.

И пока последнее на сегодня. Проэкт будет не быстрый так как времени не особо много.Вопросов будет очень много так, что прошу откликнуться с советами .

vlad_den

Редко, кто строит “Балалайку”. В импеллерах у меня опыта “0”, поэтому подписываюсь в качестве зрителя.

Tungus
сергейz:

на статоре появились зализы от крыльчатки

У меня такая же фигня была. Что интересно это явление происходит в процессе вращения , а после остановки двигателя крыльчатка не касается корпуса(при вращении вручную) Мне кажется это всё же признаки дисбаланса. В какой-то момент происходит нечто типа резонанса масс и крыльчатку начинает кидать из стороны в сторону.Как на машине. Едешь вроде всё нормально и на какой-то скорости начинается вибрация на руле-колесо не отбалансировано. Сбросишь скорость или наоборот прибавишь и вибрация уходит. Сам себе до конца не могу это объяснить до сих пор.

Yurich
сергейz:

Узкоглазые обещали 2000ват при 80А

Это как?!!! Делим одно на другое, получаем 25 Вольт при 100%-но кпд. У 6-ти банок под нагрузкой 20-22В. Ну хоть немножко-то школу вспоминайте!

сергейz:

Подскажите опытные импеллеровщики , куда копать , что делать,

Сначала определитесь, ЧТО Вы хотите иметь, а потом уже и копайте. А так, навскидку, у Вас отдача импеллера менее 1Г/Вт, похоже на слишком большое КВ движка.

сергейz
Viktor1952:

rcopen.com/forum/f101/topic304403 Сюда заглядывали? Желаю успеха.

Спасибо, эту тему я изучил ещё в том году, когда только были первые наброски 21-го , импеллер то точно такой как у Сергея на Су-7.

Хотелось бы услышать импеллеровщиков с реальными характеристиками 70мм не дорогих импеллеров , саму тему читал правда выборочно.На сколько соответствуют характеристики с сайтов продавцов с реалью?
Набросал приблизительно фюзеляж.

сергейz

Ещё вопрос, так как импеллер находится в задней части фюзеляжа ,что бы не было задней центровки сервы хочу расположить поближе к передней кромке крыла. Длина тяги от сервы к стабилизатору около 870мм , можно ли использовать проволочную тягу в боудене это же касается и к рулю поворота.Стабилизатор цельноповоротный как на прототипе.

Рисунок к предыдущему посту.

Alexander53
сергейz:

с реальными характеристиками 70мм не дорогих импеллеров

С тягой 2,5 кГ недорогой - это вряд ли. Даже хвалёные полностью металлические Mercury 74 мм под 6 банок тянут 2,1 кГ.
Надо постараться уложиться в 2 кг. А для этого исключить стеклоткань и эпоксидку. Кроме того, закрылки здесь по-моему ни к чему. Да и к ним ещё + 2 сервы.
Вот посмотрите по 70-миллиметровым импеллерам. Делал выборку, когда себе выбирал.

сергейz

Смотрел и тут, в принципе перелопатил много форумов. Ну почему то многие темы так и не достигли своего финиша.
Ещё немного порисовал , планирую импеллер установить на своих несущих (тополиная фанера 3мм ) между 19-23 шпангоутом , так делают или нет?

Yurich

Да по-всякому делают, но лучше имп поставить в р-не 14-16 шпангоутов, иначе проблематично попасть в центровку. И даже если и удасться сбалансировать модель, большой разнос масс не лучшим образом скажется на управляемости. Которая у этого прототипа и так не очень.

SEAL

Уважаемый Сергей, здравствуйте. Поздравляю Вас с началом интересного проекта.
Что касается Velocity. У меня их аж два, оба обкатаны-испытаны. Проблемы, подобной случившейся с вашим, не было. Во избежание вообще каких-либо проблем,я даже не стал играть в “русскую рулетку” в смысле выбора моторов. Просто приобрел и импеллер, и ГАРАНТИРОВАНО работающий с данным импеллером мотор у одного производителя. Более тяговитого 70мм импеллера я на сегодня не знаю. Если найдете проверенный вариант, со схожими характеристикам- это будет великолепно! В противном случае Ваша “балалайка” при ее размерах и массе попросит очередной Velocity ,но с родным мотором.

По поводу тяг на рулевые поверхности позвольте поделиться соображениями. Корректная работа тяги в боудене обеспечивается полной неподвижностью последнего. Иначе на качалке рулевой поверхности соберется люфт. Боуден должен быть прямой, как струна. В противном случае машинка будет преодолевать сопротивление,пропихивая тягу сквозь криво уложенную трубку боудена. Вот что будет гарантированно достигнуто , так это прирост веса:).
Расположение же рулевых машинок в районе стабилизатора с короткими жесткими тягами, конечно заставит поволноваться о центровке. Однако,если озаботится и найти сервоприводы полегче,при этом с хорошим усилием, то поверьте,Сергей, здоровенная батарея все уравновесит. Тут, главное, нишу под нее нужно как можно дальше к носу увести.

сергейz

Сергей привет . Я в том году списывался с тобой по поводу этого импеллера.Мотор пришёл вместе с имп-ом так ,что это его родной , я ждал комплект пол года , по заявлению представителя сайта они лучше чем были раньше , а теми они уже не комплектуют.
По боудену понятно,Аккумулятор будет расположен внутри гагрота сразу за фонарём над входным каналом импеллера . Почему у меня произошла такая беда с импеллером сам не пойму , всё таки я склоняюсь к перегреву. Тест проводил в гараже , температура в тени у нас сейчас 36-39 градусов а в гараже поболее вот я думаю там я его и поджарил.
Кстати импеллер пришёл без фирменных наклеек и не балансированная крыльчатка, может туфту какую всучили.

Yurich:

Да по-всякому делают, но лучше имп поставить в р-не 14-16 шпангоутов, иначе проблематично попасть в центровку.

Можно и там , но тогда длина выпускного канала увеличится с 170мм гдето до 450мм а это тоже не есть хорошо для тяги.

SEAL

Упс… Исправил😇 Я, Сергей, еще на стадии стендовых испытаний отметил быстрый нагрев и регулятора(держит кратковременный ток до 150 ампер), и мотора. Более того: практически сразу после включения мотора за срезом сопла ладонь ощущает ощутимо теплый поток. Не важно даже:что является причиной нагрева воздуха. Понятно лишь, что на полном газу-буквально секунды потом обороты сбросить надо. Короче регулятор я без охлаждения спалил прям в одном из зимних полетов…
По поводу случившегося у Вас может стоит написать производителям.
Увы, коллега, однако лишившись заложенной геометрии в своих формах, импеллер утратил свои максимальные тяговые характеристики. Нужна полная замена, либо самолет перепроектировать под иной девайс.

сергейz

Ну а я его гонял в трубе практически без перерыва разов пять , секунд по 7-8 на полной дыре. Вообщем проверю ещё раз балансировку крыльчатки и проверю опять тягу - может ничего страшного (сам себя успокаиваю ).

8 days later
сергейz

Всем доброго. Подскажите пж. можно ли использовать карбоновые трубки квадратного сечения для тяг.Может кто пробовал как они работают на изгиб? Нужны тяги длинной около 600мм , хочу попробовать квадрат с сечением 3х3 и 2 мм отверстием внутри, либо 4х4х3.

1 month later
сергейz

Всем доброго.
Товарищи по диагнозу , подскажите не сильно ли я облегчил шпангоуты фюзеляжа?Хотелось бы и не нагнать веса но и не потерять жёсткость.Большая часть шпангоутов будет выпилина из 3мм бальзы , силовые из 3мм тополиной фанеры.

Airliner-rc
сергейz:

не сильно ли я облегчил шпангоуты фюзеляжа?

с таким “дубовым” каналом импелера я бы еще эти шпангоуты раза в два пореже поставил, по крайней мере в начале и в конце фюза.

a_centaurus
сергейz:

…выпилина из 3мм бальзы…

Вопрос некорректный задал. Нужно иметь представление о всей структуре. Но тут сразу несоответствие материала геометрии твоих шпангоутов. Ш. -двухмерный элемент, а бальса однонаправленный материал. Вырезав из такого листа плоскую деталь с таким количеством выемок, получишь нулевую жёсткость вдоль волокон на тонких перемычках. На самом деле шпангоуты ты будешь использовать в основном для несения обшивки, а основным прочностным элементом будет воздуховод. Поэтому логично будет ш. разредить, бальсовые не ажурить (сколько ты на весе окон выиграешь???), а фанерным добавить перегородок. Должно быть 8, иначе большие дуги будут плохо работать на кручение. Зависит от технологии изготовления, конечно, но даже при сборке будет возможность наломать перегородок. Если бальсу все же пилить, то лучше использовать более тонкий лист (1.5 мм, например), делая склейку поперёк волокон.

сергейz

Принял к сведению.Пересмотрел силовой набор фюзеляжа , ну могу выбросить 2-3 шпангоута , остальные все завязаны к силовым элементам .Может я не правильно мыслю , подскажите.

SEAL

Сергей, здравствуйте. Здорово, что продолжаете строить дальше( я, кстати, тоже потихоньку движусь:))
Могли бы Вы схематично обозначить расположение батареи и импеллера? Я видимо упустил: а что будет являться материалом фюзеляжа?

Что железно могу посоветовать, так это убирайте с хвостовой части любой бестолковый вес. Вплоть до каплей засохшего клея😇

a_centaurus

Может быть полезным для твоего дизайна: www.dropbox.com/s/…/mig-21pfm_a4.pdf?dl=0 Правда, этот МиГ 21 был сделан для Jetex Rocket Motors en.wikipedia.org/wiki/Jetex.
Поэтому воздухопровод и положение EDF нужно вписывать и находить самому. Но конструкция скелета вполне воспроизводима. Вместо твоих 22 шпангоутов здесь 11. Даже с учётом масштаба можно поискать более оптимальное решение. Учитывая наличие РЛС на носу у оригинала, закрывающее эффективный забор воздуха с фронтального отверстия.

сергейz
SEAL:

Могли бы Вы схематично обозначить расположение батареи и импеллера?

Компоновка выглядит пока где то так:Но даже сейчас видно что хвостовая часть самолёта сильно загружена, буду перерисовывать , попробую импеллер переставить ближе к ЦТ. Для начала изготовлю и продую длинный выпускной канал.
Материал для постройки в основном бальза , силовые части тополиная фанера ,углепластик,обтяжка стекло на химолаке или смоле ( но это потом).

SEAL

Сергей , добрый вечер. На моем Су 7 импеллер примерно так же располагается, как и на Вашем МИГе. Я отсек батареи сместил максимально к переднему торцу фюзеляжа. В программе SW(где и был начерчен самолет) нарисовал брусок, имитирующий батарею. Вертел чертеж так и эдак, двигая модель батареи, уводя ее вперед от ЦТ. Стенка, отделяющая батарейную нишу от канала воздухозаборника, конечно же оказалась тонкой. Пришлось ее усиливать, что бы батарея не провалилась в канал воздузозаборника. В Вашем случае канал воздухозаборника - жесткое тело. По моему нужно лишь перерисовать часть носовых шпангоутов, замкнув на них батарейный отсек, максимально смещенный вперед. Вон у Вас места в районе кабины же полно. Заодно ЦТ немного вниз сместите. А импеллер лучше не трогать. Он на своем месте, Сергей. Лучше озаботиться минимальным весом хвостовой части, обратив внимание на материалы изготовления. Кухонные весы Вам - в помощь:)