Open-электро, спор о винтах, продолжаем...

Андрей_Зазулин

Целью современного воздушного боя отнюдь не является разрушение самолета противника , а с ростом мастерства пилотов столкновения становятся значительно более редким событием…Думается , при Вашем опыте , Александр , эта вероятность значительно меньше , чем Вам представляется …А вот без практики - не будет истины . Поверь , Саша , управление ( и возможности) бойцовки , оснащенной известным чешским мотором с винтом 7*4 и аналогичным аппаратом, оснащенным не менее известным мотором от знаменитого отечественного производителя на букву “Х” , различаются очень и очень существенно…

asw
pakhomov4:

А как бы нам узнать? Про батарейки?

Брониславыч, специально для Вас, открываем журнал “Хочу все знать!”. Думаю надо продолжать бойцовые эксперименты в области феррумов, и переносить опыт их удачного использования в других моделях, весьма перспективная хреновина, есть масса преимуществ и естественно немного недостатков. Попробовал тут А123 на планерах… Удивительно , но при удельной массе в полтора раза превышающей полимерки вес ВМГ удается очень значительно снижать без потери мощности… Пример - если моторчик планера имеет мощность около двух-трех киловатт, то питать его нужно примерно от 6-8 очень хороших мощных полимерок емкостью около 5000ма. Вес батарейки более килограмма, меньше емкость брать стремно - вспучит полимерки нахрен… Так вот всю эту килограммовую батарею на планере прекрасно заменяет батарейка А123 емкостью 2300 из 8-10 элементов весом 560-700гр! Ведь этой емкости вполне достаточно для пяти -шести затяжек трехметрового планера со скороподъемностью около 25м.сек.
Ток выдает без проблем до 120Ампер, не пухнет не взрывается и чудненько и быстро заряжается током 10ампер, на практике оказалось что батарейку даже из корпуса планера нафиг не надо доставать, вполне достаточно одной батарейки, прилетел самолет - воткнул зарядку, через пятнадцать минут самолетик снова готов! Надежно и практично… На бойцовку таких нужно штуки четыре или пять, весить будет 280-350гр. Мотор надо типа Хайвольтовского стограммового, шоб был рассчитан под эту напругу и выдавал обороты тыщ восемь, ну десять максимум, пропеллер примерно 10ти - 12-ти дюймовый модель типа Зузулинского Кота шаг пропеллера около 10-ти. Бойцовки стоят, батарейки есть, рег найдется, мотор даже лежит, а времени делать нету, да и биться желания особого тоже нет…

ЕВГЕНИЙ-ARM

Несколько раз lyoha пытался объяснить и был не услышан . Нельзя сравнивать бой с гонками и таймерками .
Совсем другая концепция динамики полета модели . Не делает ни гонка ни таймерка маневра в виде той же петли радиусом 3 метра и причем задача не потерять в скорости на выходе из этой фиги .
Пилотажки опустим по причине что там вообще скорость не нужна.
Вот только эта причина заставляет идти на уменьшение шага и увеличение оборотов.
Пока в радио бое пробел и тут ничего немогу сказать , но попытка в кордовых установить гоночный винт никогда не довала результата даже при использовании компрессионного мотора - модель сразу проигрывала во время боя . По прямой шныряла вполне достойно , но стоит только начать бой и попытаться отрубить ленту , от скорости оставались вооспоминания - скорость тут же терялась и противник уходил от нападающего только потому что тот терял скорость .
Дальше уже на фигурах пара резких еволюций куда не шло , но дальше модель теряла свою скорость так что еле держалась в воздухе.
Но это ДВС , который отличается от электро тем что можит раскручиваться до условно неограниченных оборотов - больше скорость и сильнее раскручивается мотор.
Но электро , там хоть вообще сними винт - мотор больше определенных оборотов не отдаст .
И поэтому раскручивается незначительно.

Ладно допустим нашли компромис и подобрали винт большого диаметра и какого то шага , получив альтернативу скорость\маневр . Но опять засада - винты большого диаметра имеют значительный эффект гироскопа , что тут же скажится по сравнению с моделью с винтом маленького диаметра . Модель с винтом маленького диаметра легче будет изменять траекторию полета и быстрее , чем соперник с винтом большого диаметра выполнять изменение курса полета.

Поэтому и неудивительно что оптимально как раз получилось что электромотор с большими оборотами более конкурентен ДВС .
------------------------------
только сильно не пинайте , и если вдруг захочется , ради бога не по голове…

an2an
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но это ДВС , который отличается от электро тем что можит раскручиваться до условно неограниченных оборотов - больше скорость и сильнее раскручивается мотор.
Но электро , там хоть вообще сними винт - мотор больше определенных оборотов не отдаст.

Вот тут Вы не правы, электромотор имеет момент почти не зависящий от оборотов и конечно способен раскручиваться при снятии нагрузки лучше ДВС. Но использовать эту особенность не так-то просто.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Нет я понимаю что есть момент раскрутки нагруженного мотора и без винта к примеру ( с нулевой нагрузкой) .
Но тот же двс при таком обстоятельстве как минимум в двое прибавляет обороты если убрать нагрузку ( винт ) . Электро же немного.

asw

по ответам уважаемых бойцов я так и не понял каким образом в реале изменилась маневренность электробойцовки при переходе с мелкого шестидюймового винта на 10-12ти дюймовый, про теорию понял, звучит конечно, но требует наглядного практического подтверждения.

vic_bull
asw:

по ответам уважаемых бойцов я так и не понял каким образом в реале изменилась маневренность электробойцовки при переходе с мелкого шестидюймового винта на 10-12ти дюймовый, про теорию понял, звучит конечно, но требует наглядного практического подтверждения.

Вкратце так:
При использовании винтов большего диаметра и моторов с меньшим кв на мелких бойцовка стадионного класса заметен проигрыш в скорости и разгоне по сравнению с меньшим винтом и большими оборотами, причем мотор с меньшим кв нагружен больше.Мелкие винты от 6 до 7, большой 9ка.
На большом самолете большие винты 11,12 не пользовали. Времени мало было, моторы были ограничены, батарейки были либо 3S либо 6S. Сначала попробовали специально намотанный Хайвольт с оборотами около 800 на 6S и винтами от 8 до 9.Лучшим был 8х8 но из-за гигантского шага самолет жутко терял скорость в маневре, что и не требует объяснений. На 9ах либо нехвтало скорости, либо был жуткий перегруз по току, около 45-50 ампер.Обороты 15000-17000. Потом поставили специально выписанную Мегу. Результат описал выше. Летело вполне пристойно. С лентой проигрывали Вжику с Форой в скорости процентов 10-15, что меня уже не напрягало. Можно было расчитывать на 3-4 петли очень узкого радиуса, потом скорость естественно падала, но и это было очень хорошо по сравнению с тем, что получалось до этого.

Андрей_Зазулин

Много букв писать не хочу. Самолет с большим винтом труднее резко загнать в фигуру , появляется несимметричный пилотаж, виснет на 2-3 петле , а в бою прямых участков ,( где можно использовать преимущества , совершенно верно описанные Хайвольтом и Василюком ) , не так много. Хайвольт подбирал ВМУ под мою бойцовку сам , носилась она у него , как угорелая , за 180 вылетала… Ну и что ? Два раза ее флаттером рвало , а в бою - без вариантов , висла , как белье на ветру.Не скорость главное… “Кирпич сдачи не дает…”

lyoha

В бойцовой ВМГ нужно совмещать две вещи: скорость и статику. Скорость понятно для чего, статика надеюсь тоже. Мелкий винт в том числе живее раскручивается, что после потери скорости позволяет аппарату ускорится резко.

MAX-65

Аполагеты мелких винтов с бешеными оборотами, со стороны, выглядят крайне неубедительно!!!

  1. Гироскопический эффект намного сильнее зависим от оборотов нежели массы и диаметра вращающегося тела (точно не помню, во второй или третьей степени, а от массы и плеча, в прямой пропорции)
an2an:

Вот тут Вы не правы, электромотор имеет момент почти не зависящий от оборотов и конечно способен раскручиваться при снятии нагрузки лучше ДВС. Но использовать эту особенность не так-то просто.

Не правда выша. Скорее наоборот, особенно у коллекторников!!! Вы наверное с Дизельным ДВС путаете?! (не путать с КОМПРЕССИОННЫМ ДВС)
3) Наверное экстримальное и не совсем корректное сравнение (так как там нет такой скорости, НО УСКОРЕНИЕ (от ВМГ) И МАНЁВРЕННОСТЬ, бойцовкам и не снилась!!!) Я про высший пилотаж на вертолётах, особенно ДВС… Ну и какой там шаг и диаметр “пропеллера”?! Он конечно переменный, но совсем не мешает, рвать с места и кувыркаться во всех плоскостях как подорваному!!! И это с таким гироскопическим эфектом винта!

asw
lyoha:

В бойцовой ВМГ нужно совмещать две вещи: скорость и статику. Скорость понятно для чего, статика надеюсь тоже. Мелкий винт в том числе живее раскручивается, что после потери скорости позволяет аппарату ускорится резко.

Тут Леха и не сходится! Больший винт на низких оборотах дает не меньшую скорость (шаг ведь больше) а статики и подавно больше с увеличением диаметра, потери на винте меньше.Проблема в другом , элетробойцовка тяжелее чем ДВС, чисто в экспериментальных целях, если загрузить ДВС-ку чтобы уравнять ее с электоходом по массе, ваш маленький быстрый винтик вообще на маневрах тянуть не будет.Маленький винтик ставят на ДВС , не от хорошей жизни, а потому что те маленькие легкие моторчики развивают максимальную мощность только на бешенных оборотах, вот и приходится мириться с потерями на винте. Гироскопический момент пропеллера , реакция винта, это чепуха по сравнению с массой модели.Масса модели влияет на бойцовый маневр на порядок сильнее чем пропеллер. А от больших пропеллеров электроходчики никуда не денутся. Летал я на той бойцовке Хайвольта, на маневрах проигрывала она как раз из-за массы самой модели, и батарейки там на своем пределе работали, того и гляди могли вспучиться.

an2an
MAX-65:
  1. Гироскопический эффект намного сильнее зависим от оборотов нежели массы и диаметра вращающегося тела (точно не помню, во второй или третьей степени, а от массы и плеча, в прямой пропорции)

Именно, причем твое “точно не помню”, очень мягко сказано.

Гироскопический момент прямопропорционален угловым скоростям вращения гироскопа (пропеллера), оси гироскопа (самолет в петле), моменту инерции гироскопа (пропеллера и вала) и синусу угла между осями вращения гироскопа и оси гироскопа (в нашем случае sin(90o) = 1). А вот момент инерции пропорционален массе и квадрату радиуса.

Моент инерции M = J ω1 ω2 sin αв

где J — момент инерции гироскопа
ω1 — угловая скорость вращения гироскопа;
ω2 — угловая скорость вращения оси гироскопа
αв — угол между направлением векторов угловых скоростей.
Когда αв = 90°, формула принимает вид

M=Jω1 ω2

J=1/2 mr2

MAX-65:

Не правда выша. Скорее наоборот, особенно у коллекторников!!! Вы наверное с Дизельным ДВС путаете?! (не путать с КОМПРЕССИОННЫМ ДВС)

Что наоборот? Момент на валу электромотора (коллекторного и бесколлекторного) практически не зависит от оборотов в очень широком диапазоне оборотов. А у любого ДВС зависит очень сильно, и график момента от оборотов не линеен и не монотонен. Ты хочешь с этим поспорить?

lyoha

Саш, летали и на форах с моделью весом в килограмм. Для подобного финта ушами достаточно поставить на вжика стандартные сервы, после чего догрузить морду свинцом до нормальной центровки. Антон Федоров на таком выходил в финалы. И все равно мощность форы на оборотах в районе 1квт. Боюсь сопоставимая по дури электроустановка будет весить существенно больше.

Андрей_Зазулин

Пробовали мы с Быковым… Нет пока таких источников питания - чтобы 6 минут на полном газу отдавать 1КВТ, да еще с большой скоростью отбрасываемого винтом воздуха , да с малым гироскопическим моментом , да еще бы нагрузочку на подшипники поменьше , В общем , лучше АКМ - а и Форы все равно ничего нет - пока…

asw
lyoha:

Саш, летали и на форах с моделью весом в килограмм. Для подобного финта ушами достаточно поставить на вжика стандартные сервы, после чего догрузить морду свинцом до нормальной центровки. Антон Федоров на таком выходил в финалы. И все равно мощность форы на оборотах в районе 1квт. Боюсь сопоставимая по дури электроустановка будет весить существенно больше.

Вот и я тебе о том же, только с боку другого, киловаттная электромотоустановка работающая на всю катушку шесть-семь минут весить будет около полутора килограммов, а фора с бачком наверное весит вчетверо меньше, какие уж тут будут маневры с такой массой

VicF5

Прошу прощения, что вмешиваюсь, но о каких Форах и АКМ-ах речь идет? F2D-шных? Так из них 1кВт не выдавить. Специально на стенде меряли момент и считали мощность и того и другого с разными винтами, к сожалению всего 425-428 ватт. Остальная мощность, наверное, в звук уходит.

lyoha

Ээээ, вы наверное не так их готовили 😉 Форы для РЦ-комбата.

an2an
VicF5:

Прошу прощения, что вмешиваюсь, но о каких Форах и АКМ-ах речь идет? F2D-шных?

Не совсем F2D-шных, для радиобоя нет таких ограничений по сечению впуска/выпуска и нет запрета на подпоршневую индукцию. Так же нет ограничений на состав топлива. Потому форсированный Алексеем Хаткевичем мотор фора, догруженный допиленым им же винтом и на соответствующем топливе, выдавал на 25-35% больше мощности.

VicF5

К сожалению таких не щупал, проверяли Фору. АКМ и Буран те, которые F2D. А если не секрет, какие пропеллеры и до каких оборотов эти моторы раскручивают?

lyoha

Слегка попиленный АКМ-овский крутили до 33000.

VicF5

Как я понимаю, это получается, приблизительно, 7х4. Учитывая, что электро ВМГ потянет на 450-500 гр больше, то до таких оборотов нужно будет раскрутить пропеллер приблизительно 8х4 - 8х4,5. А это ватт 700 - то есть на 6 банках порядка 40 ампер. Полимер такой потянет грамм 600, а то и больше, и моторчик 160 - 180. Тяжеловато получается. 😦