Модели для СОЮЗ-500

Андрей_Зазулин
Van_Der_Graaf:

Но это же только начало…

Нет , Антон . Специфика нашего спорта предопределяет технологии производства снарядов для оного . Я лично убеждён , что выиграет это соревнование паренёк , у которого в команде будет практик-боец , конструктор по ЛА с хорошим стажем , технолог по газонаполненным пластмассам и несколько вакуум-формовочных машин с хорошей универсальной пенорезкой , пресс-формами и задувочной головкой ППУ . Стоит это неслабо , но если грамотно продавать продукт , можно за пару лет занять весьма тёплую нишу на рынке . Разумеется , АСЕS и “Союз-500” здесь выступают в качестве бесплатного демонстратора . …Господи , зачем я это пишу ???

a_centaurus

Антон!
Спасибо за конкретику. Много и пространно говорилось и, наконец, свершилось: полетали, повоевали, подвели итоги. В принципе, ничего неожиданного Вы не сообщили, но важна позиция человека в теме. Технология интересная, перспективная и ей нужно заниматься целенаправленно. В смысле дизайна, технологий и выбора тактических средств. Модели 3Dlab print ориентированы на завоевание рынка не очень креативных пользователей 3D printers.Тех кто уже подсел на additive в плане простоты, дешевизны, доступности и абсолютной прозрачности метода (всё по Инету). Но noblesa nos obliga, в том смысле, что дизайн их прекрасных моделей адптирован к очень среднему уровню их клиентов. И это маркетинговый закон, который эти ребята прекрасно знают и целенаправленно используют. Поэтому их модели-копии имеют конструктивные особенности, которые их делают очень похожими на оригиналы, но не дающими им необходимый эксплуатационный запас прочности. И за счёт экономии веса, и за счёт заложенной философии технологического процесса. А философия эта - репродуктивность. Причём как узлов, так и 100% аппаратов. Разбил - напечатал-собрал-разбил-напечатал… Ну, в общем:“у Попа была собака…”!
Для dog fight, конечно нужна другая философия дизайна и другая технология производства. Я их называю “гибридными”, то есть, это additive + классические материалы и технологии. В конечном итоге 3D print сейчас широко используется во всем мире и на всех уровнях как дешёвый и эффективнейший техпроцесс создания прототипных и мелкосерийных матриц для композитов. То есть это уже не “начало”, а сильно продвинутая вперёд отрасль новых возможностей. Так что тут надо думать, как совсем не отстать, а не о том “признавать или не признавать”.

Андрей_Зазулин
a_centaurus:

Так что тут надо думать, как совсем не отстать,

Напечатать молоток - можно . А надо ? Напечатать хоккейную клюшку ? Ну , наверно тоже можно . Только вот возьмёт её в руки Александр Овечкин , ухмыльнётся , и положит на борт . Здесь - другая специфика . И отстаивать свой взгляд на мир придётся волшебноголовым ребятам , погрязшим в 3-Д моделях виртуального мира , ни разу не сделавших ничего своими руками , не изучавшими Сопромат , ТММ и Гидрогаз . Тем , которые размеры ставят на чертежах от виртуальной точки . Тем , которые не знают , что такое “база” . Для которых “Инженерная Графика” - пустой звук . Тем , которые живут в придуманной реальности . Для них есть сложившееся определение - “Диванные Воины” .

Van_Der_Graaf

Мне кажется, не стоит горячиться. Эти модели совершенно явно делались при участии чешских бойцов АСЕС, уши там торчат однозначно, как и в ролике с Илом. Поэтому насчет виртуального мира и диванных теоретиков – это, подозреваю, малость неверно. Они ставили себе задачу сделать то, что ПОЛЕТИТ как бойцовка, и будет ВЫГЛЯДЕТЬ, как файтер 1:12. С чего-то начать ведь надо. И с чего еще, как не именно с этого. Ведь если нет этого – нет и бойцовки. Это – первый шаг. То, что это хрустальный … – конечно, он. Но в европах, как мы знаем, немало народу воюет на пенопласте в крафтбумаге, а это тот же …, только бумажный, а не стеклянный, но от этого не лучше. Но в их картине мира – это нормально. В нашей – нет, но, возможно, стоит хотя бы задуматься, в чем тут дело. Они совсем дауны? Мне почему-то так не кажется.

Я что-то всё думаю и думаю про эти самолетики – зацепила тема. Да, для тренировки, когда каждая третья посадка – авария, они подходят чуть менее, чем никак. А для соревнований? Вот если я ни строить, ни чинить – не могу и не хочу? Сколько стоит более-менее пригодный АСЕСовский планер? Ну сто долларов же точно стоит? За старты пара-тройка моделей поучаствовала в таранах, минус 300 долларов (толку, что оно, может, даже бой долетало, все равно чинить, а я не имею ни навыка, ни возможности) – в наши паршивые времена могут себе позволить не только лишь все. ЗД-шная модель – стоит четыре копейки за материал (ну, если у тебя доступ есть, но популярность и доступность растут). Никогда никакая коммерческая продукция конкурировать с ТАКОЙ стоимостью – не сможет. Даже с десятитысячными тиражами.

Скажу больше: возможно, ключ к популярности боя лежит именно здесь. Не тогда станет он популярным, когда придет и начнет “грамотно продавать”

Андрей_Зазулин:

практик-боец , конструктор по ЛА с хорошим стажем , технолог по газонаполненным пластмассам и несколько вакуум-формовочных машин с хорошей универсальной пенорезкой , пресс-формами и задувочной головкой ППУ . Стоит это неслабо , но если грамотно продавать

,

а когда будет “счастье для всех, ДАРОМ, и никто не уйдет обиженным” (с). Когда расколотить модель не будет стоить НИЧЕГО. Ну, практически. В европах дорогие вечные иглы для примусов – не прижились. А бойцов там (в копийных классах) – малость побольше. Не подумайте, что я вдруг переобулся и стал Европе в рот смотреть – но опыт надо всякий учитывать. И такой тоже.

a_centaurus:

Для dog fight, конечно нужна другая философия дизайна и другая технология производства.

Материал нужен другой. Эластичный. А в перспективе – использование разных материалов и многоголовый принтер. Я в этом слабо понимаю, к сожалению. Надо расширять кругозор. Но говоря о философии дизайна, хочу напомнить, что сейчас и такие хрустальные люстры – тяжеловаты. Так что просто брать и усиливать их – ни разу не получится.

a_centaurus

Два мира - две системы. Понимание не достигнуто: контакт 2 рода не получился. Я писал совсем о другом.

IKAR

Антон. Когда года два -три назад я пытался привлечь внимание к этой теме , у всех как то прошло мимо.

За это пришли новые материалы, появились более качественные принтера за приемлемые деньги. Открываются центры печати итд. К этому уже не относишься как к экзотики.
Но!!! проблема все рано будет и не столько в самой 3Д печати сколько в идеологии ее применения. В “качественных” а точнее в правильно выстроенных моделях заточенных именно под бой а не парковый полет.
Именно в в этом стоит ждать как прорыва так и гонки вооружения. То, что 3Д печать претерпевает существенные изменения будь это точность, много сопельные или много ниточные экструдеры на фоне общего снижения цены на оборудование, повышения скорости печати, дает большую надежду на прорыв в этом направлении. Но до тех пор пока программное обеспечение будет заточено только как инструмент для “прототепирования” а не инструмент создания 3Д - “Изделия” с заданными свойствами мы будем идти по пути “просто брать и усиливать” в этом ничего плохого нет , но делать это тоже нужно грамотно. Посмотрите какой путь прошли моделисты занимающиеся тетрис моделями. Они почти достигли предела в этой области, Все что их сейчас ограничивает, так это материал использовать который можно для моделей. Но они в своей гонке уже перешли к применения трех четырех материалов, разработали конструкторско -технологические приемы позволяющие ка обеспечить легкость так и прочность и удобство сборки модели. Тоже предстоит пройти и здесь.

Van_Der_Graaf
Андрей_Зазулин:

отстаивать свой взгляд на мир придётся волшебноголовым ребятам , погрязшим в 3-Д моделях виртуального мира , ни разу не сделавших ничего своими руками

Андрей_Зазулин:

выиграет это соревнование … практик-боец , конструктор по ЛА с хорошим стажем

К вопросу о поспешных категорических суждениях… Кто же такие эти диванные воины:

Stepan Dokoupil – профессиональный архитектор и авиаконструктор с более чем 15 годами стажа. Помимо увлечения авиамоделизмом, он – пилот малой авиции, и летает на Zlín 142, Cessna 172 и 152, Tecnam JS92 по Европе и Северной Америке.

Соучредитель Patrik Svida также энтузиаст аэронавтики и авиамоделизма, чемпион мира по воздушному бою, свой титул он завоевал на моделях собственной постройки. Имеет степень магистра в области структурного дизайна (я не уверен, как это правильно у нас называется, что-то типа “проектирования конструкций”, возможно, но слово “сопромат” тут явно где-то рядом)) и более чем 20-летний опыт конструирования самолетов.

Текст с сайта 3D Lab. Перевод мой.

a_centaurus:

Два мира - две системы. Понимание не достигнуто: контакт 2 рода не получился. Я писал совсем о другом.

Так поясните. Здесь нет врагов и даже оппонентов. Это, как ни крути, наше будущее. Давайте разбираться вместе.

EЖ
Van_Der_Graaf:

Эти модели совершенно явно делались при участии чешских бойцов АСЕС

Посмотрите, кто у них тест-пилот. И сразу вопрсы про бойцов Aces отпадет.

На самом деле применение этой технологии позволит отработать на простой, быстроизготавливаемой и дешевой в изготовлении модели детали самой модели. А потом сделать из нее болван (а не точить буратино) и сделать матрицу. По всем правилам изготовления матричных моделей Aces. И не будет сложности со всякими расшивками и т.п. для любителей.

Van_Der_Graaf
:

Посмотрите, кто у них тест-пилот.

я выше написал. Даже не пилот, а учредитель )

:

На самом деле применение этой технологии позволит отработать на простой в изготовлении модели детали модели. А потом сделать из нее болван

Как-то из пушки по воробьям получается. То, о чем ты пишешь, может сделать 3Д-фрезер, и даже лучше. К чему все эти пляски со внутренней структурой, сопряжением частей, тонкой настройкой оборудования и т.д.

:

И не будет сложности со всякими расшивками

Будет. Эта технология не дает возможности сделать расшивку и другие микроминиатюрные элементы, как пресс-форма.

Van_Der_Graaf
Van_Der_Graaf:

Будет. Эта технология не дает возможности сделать расшивку

насчет расшивки я погорячился, они ее все же делают. Не на всех, но делают. Там проблема в том, что поверхность изделия неидеальная, фактура слоев проступает. И ее надо ну там если не шпаклевать, то хорошо грунтовать хотя бы, чтобы эту фактуру скрыть. Поэтому мне казалось, что вместе с фактурой и расшивка уйдет. Но они ее, видимо, делают просто поглубже и погрубее, поэтому ее все же под грунтом видно, а фактуру – почти нет.

EЖ
Van_Der_Graaf:

Как-то из пушки по воробьям получается. То, о чем ты пишешь, может сделать 3Д-фрезер, и даже лучше. К чему все эти пляски со внутренней структурой, сопряжением частей, тонкой настройкой оборудования и т.д.

Это потому, что без внутрянки они не смогут проверить КАК полетит модель (пусть и перетяжеленная). И продавать чертежи без внутрянки тоже не получится.

Van_Der_Graaf:

Там проблема в том, что поверхность изделия неидеальная, фактура слоев проступает.

Если очень нужно гладкую поверхность - ABS печать (для примера) и потом ацетоновая ванна.

a_centaurus
:

…На самом деле применение этой технологии…

А вот этот пост и есть пояснение моих непонятых рассуждений. Ну, изьясняюсь, как умею. Добавлю только что модели 3D lab print изначально расчитаны на способ печати стаканного типа, с однослойным заполнением оболочек и использованием внутренних поддерживающих структур - infill. Способ позволяет адаптировать дизайн под неопытного юзера 3D принтера. Но есть и другие техники, например monocoque которые в производстве требуют более тонких настроек и опыта, а в дизайне, дополнительных технологических аддитивов, в виде фланцев и поддерживающих элементов, которые после печати нужно убирать механически. Также существует возможность комбинаций плоскопечатных (более прочных) деталей, например - шпангоутов и сборочных лонжеронов крыла, нервюр, элементов оперения с самонесущими оболочечными (без infill). Я работаю в этой технике уже более 10 лет и как проектировщик и как пользователь 3D принтеров. И современные тенденции этой техники всё больше заворачивают в матрицерию. Мог бы показать оснастку для производства сложных по профилю крыльев и стабилизатора для hydrofoil (водный планер для kitesurf) rcopen.com/forum/f36/topic484179/3313. Или пилонов и фюзеляжей для FPV носителей То есть из пластика (специальный PLA) делается печатная матрица и доводится до кондиций мелкосерийного производства композитных реплик. В случае авиамоделей все большее применение имеет техника эжектирования расширяющися заполнителей на базе вспенивающегося ПУ и casting деталей из тех же ПУ компаундов. Резюме: на базе адаптированных для dog fight моделей, сделанных в аддитивной технике создаётся комплект (виртуальный, прежде всего) матриц для производства реплик, позволяющих иметь стабильный и гибкий механизм репродуцирования и ремонта бойцовок. Если что не поняли, лучше спросите, а не делайте выводов по непонятке. В качестве иллюстрации - дизайн модели Ла 5 (1:15) адаптированной для начальных стадий обучения воздушному бою. Конструкция гибридная: монококк фюз на бальсовой силовой балке, сьёмное оперение трапециидального профиля и крыло с креплением на резине. Крыло также имеет гибридную конструкцию: сборный центроплан с силовым штырём-лонжероном и посадочным местом для сервы, печатные переднюю кромку, элерон и законцовки с 3 плоскопечатными нервюрами, образующими коробку консоли, в срединную часть которой закладывается профильная вставка из FOAM. Крыло и оперение обтягиваются плёнкой или другим типом покрытия. Имеются люк с крышкой для размещения электрооборудования, верхний гаргрот для проводки тяг и сьёмный капот.

Van_Der_Graaf
a_centaurus:

модели 3D lab print изначально расчитаны на способ печати стаканного типа, с однослойным заполнением оболочек и использованием внутренних поддерживающих структур - infill. Способ позволяет адаптировать дизайн под неопытного юзера 3D принтера.

Так ведь именно в этом и суть. Вся концепция ИМЕННО ЭТИХ моделей в том, что множество юзеров отдали один раз $20 за файлы, настроили свой китайский клон Прусы, и дальше каждый новый самолет обходится в стоимость пластика, циакрина, ну и подождать часиков 15-10 )

a_centaurus:

Если что не поняли, лучше спросите, а не делайте выводов по непонятке.

Скажу честно и откровенно – не понял почти ничего. Но это ладно, в процессе разберемся. Давайте просто оттолкнемся от бойцовских реалий и от имеющихся сейчас технологий. Реалии понятно какие – модели бьются. И сильно, и не очень. И должны хорошо и, очень желательно, одинаково летать. А технологии есть такие:

  1. Нарезанная струной пена (кроме епп), обтянутая чем-нибудь (скотчем, бумагой, когда-то и шпоном). Доступно хоббисту с минимально обустроенной мини-мастерской (дача, гараж, угол на лоджии).

“+” дешевизна материалов, изрядная простота изготовления и сборки

“-” не слишком хорошая живучесть, не самый низкий вес, низкая копийность

  1. То же, но из епп

“+” низкий вес, лучшая живучесть и ремонтопригодность

“-” дороже материал, несколько бОльшая многодельность, определенная нестабильность характеристик, как от модели к модели, так и в принципе при эксплуатации, непригодность технологии для крупных тяжелых моделей

  1. То же, но с “бутылочным” фюзеляжем (примерно те же требования к оснащению)

“+” отличная живучесть, лучшая копийность

“-” бОльшие трудозатраты, обязательно использование краски (предыдущие могут без нее обойтись)

  1. ПЭТ, но с формовкой из листа

“+” лучшая возможность тиражирования, усиливаются характерные плюсы использования ПЭТ

“-” требует серьезного оборудования

  1. Матрично-стеклянные дела. Технология применяется обычно для более крупных моделей и почти всегда с прицелом на коммерческие цели.

“+” живучесть (для крупных моделей недостижимая другими технологиями), повторяемость и стабильность характеристик (и сами эти характеристики), хорошая копийность (если заморочиться, конечно))

“-” технология недоступна простому хоббисту, ремонт тоже вызывает определенные сложности, покупать – недешево по сравнению с остальными вариантами.

Вот это примерно то, что есть.

Печать от 3ДЛаб, при очевидных минусах веса и живучести, имеет очевидные плюсы: простота, доступность, высокая копийность и дешевизна при идеальной стабильности характеристик.

Теперь скажите, вот это вот

a_centaurus:

монококк фюз на бальсовой силовой балке, сьёмное оперение трапециидального профиля и крыло с креплением на резине. Крыло также имеет гибридную конструкцию: сборный центроплан с силовым штырём-лонжероном и посадочным местом для сервы, печатные переднюю кромку, элерон и законцовки с 3 плоскопечатными нервюрами, образующими коробку консоли, в срединную часть которой закладывается профильная вставка из FOAM. Крыло и оперение обтягиваются плёнкой или другим типом покрытия. Имеются люк с крышкой для размещения электрооборудования, верхний гаргрот для проводки тяг и сьёмный капот.

при очевидном минусе в неимоверной, по меркам боя, сложности конструкции и требованиям к оборудованию, КАКИМИ ПЛЮСАМИ относительно перечисленных технологий обладает?..

a_centaurus
Van_Der_Graaf:

КАКИМИ ПЛЮСАМИ относительно перечисленных технологий обладает?..

По сравнению с техникой 3D lab конструкция упрощена в её печатной части, за счёт введения силовых элементов с анизотропными свойствами (бальса и плоская печать). Это, конечно, усложняет производство фюзеляжа, но только в необходимости приобретения стандартной номенклатуры бальсовых и сосновых профилей. Всё остальное тривиально. Сегменты ф. имеют опорные фланцы отбортовки, которые используются для последовательного монтажа. Причём монтаж производится на балке-направляющей. В конструкции фюза не так много элементов, по крайней мере сравнимое с с любым другим. После склейки блок ф. по критерию прочности становится сравнимым с фюзом из PET. A по ремонтопригодности бьёт все остальные тенологии. Внутри конструкция сегментов предусматривает палубы (deck), которые служат как для усиления жёсткости конструкции, так и для размещения RC оборудования. Удобство доступа к нему обеспечивает люк с откидной крышкой. Так же как капот делает удобным обслуживание мотора и служит ему надёжной защитой. Крыло, как можно понять из способа крепления - опциональной конструкции. Легко заменяется на полно-пенопластовое (например). Причём, как резаное по классике, так и экструдированное из самовспенивающегося ПУ компаунда. Собственно это уже связка с будущей трансформацией этой прямопечатной модели в матричный набор, сделанный по 3D print технологии для ejo производства и воспроизводства в композитных или ячеистых материалах. Собственно, пишу всё это вовсе не для того, чтобы УБЕДИТь одного конкретного оппонента (вполне, кстати доброжелательного и заинтересованного), а прежде всего, чтобы самому осмыслить и м.б. скорректировать идею проекта с учётом замечаний практиков. То, что подобная идея будет востребована, у меня нет сомнений. Не в России, так в Южной Америке, где у людей совсем другие взгляды на подобные проблемы. Собственно, в той или иной форме этот проект (3D print molds for composite technique, прежде всего) интенсивно развивается,а конкрeтный продукт для производства, это уже производная от его общего уровня. Всё сказал. добавить пока нечего. За сим, Adios!
P.S. Наверное понятно, что автор хорошо знаком с продукцией 3D lab, а также с общими принципами дизайна для аддитивных технологий. И с самой техникой производства. Также была изучена подборка технологий для dog fight, используемая в мировой практике.

Van_Der_Graaf
a_centaurus:

Собственно, пишу всё это вовсе не для того, чтобы УБЕДИТь одного конкретного оппонента

Да тут разговор вовсе не об УБЕЖДЕНИИ, а о ПОНИМАНИИ. С одной стороны, возможностей и горизонтов, а с другой – целей и задач. Поэтому тут надо формулировать максимально четко и просто. Вот епп – это малый вес и эластичность, следовательно, живучесть, но нестабильность характеристик и муторно; экструда/пена – это дешево и просто, поэтому очень доступно, но большой расход моделей; бутылки – дешево и прочно, но заметно морочнее; стекло – круто, только дорого и для мелочи не очень годится; 3Длаб – еще более выраженный вариант экструды, совсем просто и дешево, но совсем не живет. Вот это Ваше – как его в нескольких словах назвать? Ну и такой вопрос: вот эти Ла в реальности как модели – уже существуют? Может, как-то перейти от разговоров к практике и проверить их в деле? Я даже готов участвовать в расходах… Не в виде перелета в Аргентину, конечно, хотя я бы и с удовольствием посетил родину Борхеса и страну вкусного мяса, но, увы, не прямо сейчас – а в виде стоимости модели и пересылки ее к нам ))

a_centaurus
Van_Der_Graaf:

родину Борхеса и страну вкусного мяса,

Приятно иметь дело с культурным человеком. Мир обычно вспоминает Марадону и Лео Месси, tango да генерала Перона с его Эвитой. А Вы что, не знаете вкуса аргентинского Malbec (vino tinto)? Которым знатоки запивают asado (мясо по-аргентински, a la parilla). Попробуйте обязательно. В Москве есть.
Ла-5 пока только в пробных оттисках. Стоит в очереди на производство. Существующая модель - Як-3 (есть в ветке Модели из 3D printer) (есть вариант полуконтурный, тренировочный), но в М=1:12. И получилась тяжёлой - 700 г. Но послужила аналогом для модернизации дизайна для Ла-5. В том же масштабе 1:15 собирается биплан 1WW -Sopwith Snipe, который также дал пищу для Лавки.
Конечно, без предварительной сборки модель пока только перспективный вариант. Но после этого этапа можно вернуться к теме лётных испытаний на месте. Можно и переслать готовую, но ведь прелесть этой техники в её виртуальности. Архивы stl и Process для печати в SimplyFi. Я думаю, что в Москве найдутся оч-умелые руки, чтобы распечатаь и собрать несколько образцов. Да и Як-3 можно доработать до того же стандарта. Чтобы была пара советских истребителей (к ним в перспективе Me-109 i FW-190) Опыт такого межконтинентального обмена есть, так, например Як-1 моей разработки (1:8) для лазерной резки сейчас собирается в Питере. Да и ранее были контакты с российскими организациями для производства на расстоянии продуктов hi tech.

Van_Der_Graaf
a_centaurus:

Приятно иметь дело с культурным человеком. Мир обычно вспоминает Марадону и Лео Месси, tango да генерала Перона с его Эвитой.

…или штурмовики “Супер Этандер” с ракетами “Экзосет”, что несколько ближе нашей тематике ))

a_centaurus:

А Вы что, не знаете вкуса аргентинского Malbec (vino tinto)?

…тысяча извинений, но при всем уважении предпочту исторический оригинал из Бордо, региона Haut Medoc. Это чуть ли не единственное приличное вино такого типа, что может купить у нас человек скромного достатка )) Но мы что-то много отвлекаемся ))

a_centaurus:

Существующая модель - Як-3 (есть в ветке Модели из 3D printer) (есть вариант полуконтурный, тренировочный), но в М=1:12. И получилась тяжёлой - 700 г.

а вес пустого планера сколько из этого?

a_centaurus:

В том же масштабе 1:15

15-й масштаб, конечно, тоже имеет право на существование, в Питере Денис Махалов культивирует 250-граммовый класс в таком масштабе, но с 12-м все сравнения, конечно, были бы попроще и понагляднее. Может, пока до производства дело не дошло, переделаете Ла под 12-й?

a_centaurus:

прелесть этой техники в её виртуальности. Архивы stl и Process для печати в SimplyFi. Я думаю, что в Москве найдутся оч-умелые руки, чтобы распечатаь и собрать несколько образцов.

Возможно, но живой экземпляр, именно как его видит автор – это интереснее.

a_centaurus
Van_Der_Graaf:

…штурмовики “Супер Этандер” с ракетами “Экзосет”

Ну, лучше вспомнить, как аргентинские пилоты на 7 SE 5 ракетами Exoset потопили пару-тройку британцев. Super Etendard - это один из моих кумиров в авиации времён холодной войны. Obra de Arte Марселя Дассо. Их парк, кстати, подновили, поставив новую авионику и сейчас на боевом дежурстве что-то около 12 единиц. Кстати, у меня лежит в папке наполовину сделанный для 3D печати Super Etendard в М1:8. Под EDF 70. Когда-нибудь закончу. Планер, Як-3 что то около 400 г. Причём крыло 100 г набрало. Правда крыло было увеличено до 850 мм вместо 700 по масштабу. Так что, если ему поставить крыло из пенопласта 700 мм и почистить конструкцию фюза, то в 500 г полётного веса, наверное, можно
вогнать. Нужен стимул. Задача. Ла-5 первоначально разрабатывался под М1:12, чтобы составить пару Як-3. Так что его просто нужно доработать до производственного состояния.

Van_Der_Graaf
a_centaurus:

Планер, Як-3 что то около 400 г.

Это очень, очень много по нашим меркам. У нас тут Георгий Головин из Челябинска главный специалист по якам, думаю, в 200г он планер должен укладывать. Это если под класс собственно СОЮЗ-500 (мы ведь в ветке про него сейчас пишем). Для более крупных самолетов 12-го масштаба под класс ACES можно, конечно, и чуть побольше, но, тоже для справки, 3ДЛаб-овские Спитфайр и Мустанг пустые выходят что-то порядка 480-490г., но они-то насколько больше Як-3 по размерам. Это все, разумеется, не в упрек – но чтобы показать, на что надо ориентироваться.

Moonlight_Dreamer
Van_Der_Graaf:

думаю, в 200г он планер должен укладывать.

У меня одноразмерные с Гошиными Яками Мустанги, где то 170 грамм без начинки выходят…

Андрей_Зазулин
Moonlight_Dreamer:

У меня одноразмерные с Гошиными Яками Мустанги, где то 170 грамм без начинки выходят…

Блестящий результат . Осталось проверить жизнеспособность и ремонтопригодность . У Димы Шаманова до сих пор летает в тренировочном режиме ЕРР-шный “Биркет” , на котором было выиграно с десяток Стартов . Буду благодарен Шамановым , если выложат актуальное фото .