Чемпионат России 2016

VictorL

Один дядька (фамилия у него Краус 😃 😃 😃 ) рекомендует для снижения трения смазывать хвостовой ремень смазкой всех времен и народов - WD40. Кто имеет практический опыт, боязно как то, я четко знаю, что автомобильные ремни (особенно реиень привода ГРМ, timing belt) страшно не любят попадания масла, финиш им приходит. А здесь как?

hekk
VictorL:

Один дядька (фамилия у него Краус 😃 😃 😃 ) рекомендует для снижения трения смазывать хвостовой ремень смазкой всех времен и народов - WD40. Кто имеет практический опыт, боязно как то, я четко знаю, что автомобильные ремни (особенно реиень привода ГРМ, timing belt) страшно не любят попадания масла, финиш им приходит. А здесь как?

Ремень я не смазывал, а тарелку перекоса - да, стало лучше…
Видел на видео как американцы обильно смазывали ремень на хвосте у t-Rex/

VictorL

Ремень я не смазывал, а тарелку перекоса - да, стало лучше…
Видел на видео как американцы обильно смазывали ремень на хвосте у t-Rex/

А в каком месте ее смазывать? А то и тарелка есть и WD40, а куда капать/лить?

hinkar

Я ей постоянно смазываю слайдер и тарелку. Лью свехру, на шарик по которому ёрзает тарелка

Павел_Б
hekk:

Вот ролик , что и где смазывать !

Это всё здорово, взял баллон пшик и готово, но если летать в поле или на грунте, короче, где много пыли то грязи прилипает немерянно, замучаешься потом отмывать.
Лучше аккуратненько капнуть куда надо.

e2000
VladimirG:

просто лью

Китаец в магазине (который чемпион мира и пр) смазал мою машинку чем-то, похожим на WD40, но из тюбика с иголкой - чтоб попало только куда надо. Вроде лучше стало.

Павел_Б

На самом деле ответ на вопрос: «надо ли смазывать именно ремень» так и не прозвучал.
Так все-таки имеет смысл лить смазку на ремень или нет? Или действовать по принципу
«Лить везде хуже не будет». Я лично пока вообще Тирекс нигде не смазывал и после
приблизительно четырёх часов суммарного налёта необходимость в этом не наблюдается.

IP
Павел_Б:

На самом деле ответ на вопрос: «надо ли смазывать именно ремень» так и не прозвучал.
Так все-таки имеет смысл лить смазку на ремень или нет? Или действовать по принципу
«Лить везде хуже не будет». Я лично пока вообще Тирекс нигде не смазывал и после
приблизительно четырёх часов суммарного налёта необходимость в этом не наблюдается.

Смазка ремня WD40 уменьшает трение. Существенно. Так что смазывать имеет смысл.

Babkin262

В своих машинах смазываю ремни и прочие резиновые детальки силиконовой смазкой для снижения трения.лет 5 так делаю-ни один ремень от этого не пострадал.трение снижается существенно.смазка либо MOTUL либо HI GEAR.
И еще существенный плюс силиконовых смазок-они быстро высыхают после распыления и грязь на неё не налипает

Павел_Б

Скорее всего на видео именно силиконовая смазка. Силиконовый спрей и спрей WD40 - это
два совершенно разных состава.Первый предназначен для обработки именно резиновых деталей
он быстро высыхает и резина после обработки становится сухая и скользкая на ощупь.
Кому удасться разглядеть надписи на флаконе? 😃

VictorL
Павел_Б:

Скорее всего на видео именно силиконовая смазка. Силиконовый спрей и спрей WD40 - это
два совершенно разных состава.Первый предназначен для обработки именно резиновых деталей
он быстро высыхает и резина после обработки становится сухая и скользкая на ощупь.
Кому удасться разглядеть надписи на флаконе? 😃

Что там разглядывать, когда Джейсон прямо говорит - “WD-40”.

Павел_Б
IP:

Смазка ремня WD40 уменьшает трение. Существенно. Так что смазывать имеет смысл.

Терзают меня смутные сомнения……

1.В ременной передаче с таким малым радиусом «шкива» трение в
сумме потерь явно не на первом месте.
2.Смазывая резину керосином c добавлением разных присадок (чем собственно и является
WD-40),по моему сложно уменьшить трение.
3.Эксперимент не проводил, но вряд ли ремень изготовлен из маслостойкой резины
и купание в керосине ему явно не пойдёт на пользу.
4.Если смазывать ремень, то тогда уж специальной смазкой для резины (кроме
силиконовой другой не встречал).

VictorL
Павел_Б:

Терзают меня смутные сомнения……

1.В ременной передаче с таким малым радиусом «шкива» трение в
сумме потерь явно не на первом месте.
2.Смазывая резину керосином c добавлением разных присадок (чем собственно и является
WD-40),по моему сложно уменьшить трение.
3.Эксперимент не проводил, но вряд ли ремень изготовлен из маслостойкой резины
и купание в керосине ему явно не пойдёт на пользу.
4.Если смазывать ремень, то тогда уж специальной смазкой для резины (кроме
силиконовой другой не встречал).

Так в своем первом посте почти именно такие вопросы и задавал. Мнения разделились.

e2000
Павел_Б:

2.Смазывая резину керосином c добавлением разных присадок (чем собственно и является
WD-40),по моему сложно уменьшить трение.
3.Эксперимент не проводил, но вряд ли ремень изготовлен из маслостойкой резины
и купание в керосине ему явно не пойдёт на пользу.

В WD-40 нет керосина. www.wd40.com/Brands/wd40_faqs.html
Я все свои машины (вплоть до газонокосилок) под капотом ею регулярно поливала, резиновым ремням это явно идет на пользу - они меньше трескаются, электроконтакты целее. (сейчас перешла на специализированный автомобильный т-40, он дороже). Никогда не имела проблем с электрикой в результате.
И вертолетик смазываю и смазывать буду.

Павел_Б
e2000:

В WD-40 нет керосина. www.wd40.com/Brands/wd40_faqs.html

Если уж Вы так внимательно подходите к вопросу, то обратите внимание на
то, что в инструкции, которую Вы выложили, нигде не упоминается
смазывание резиновых ремней, а основное предназначение - это зашита от коррозии
и смазка металлических деталей, и как следствие эффекта вытеснения влаги - обработка
электрических контактов. Про резину написано только что “безопасен” правда ниже написано “применяется для разных поверхностей допускающих обработку нефтесодержащими веществами”.

dmitryu
Павел_Б:

Про резину написано только что “безопасен” правда ниже написано “применяется для разных поверхностей допускающих обработку нефтесодержащими веществами”.

Точнее так:

Безопасно для металла, резины, древесины и пластмассы.

Попшикал в балку - при вращении рукой основного ротора разница очень заметна.
Отвисел две зарядки - пока, кроме налипания пыли, проблем не вижу.

Вопрос: а нигде рецепта нету, как ремень от пыли закрывать?

Павел_Б
dmitryu:

при вращении рукой основного ротора разница очень заметна.

Не люблю я замеров на глаз и на ощупь.Мозг наш всегда старается выдать
желаемое за действительное.Ежели так ощутима разница, то должно
увеличится время полёта и уменьшиться ток потребления?

dmitryu:

кроме налипания пыли, проблем не вижу.

Это пока не надоест разбирать весь хвост чтобы прочистить от абразивного
состава - пыль+WD-40. 😃

dmitryu
Павел_Б:

Не люблю я замеров на глаз и на ощупь.Мозг наш всегда старается выдать
желаемое за действительное.Ежели так ощутима разница, то должно
увеличится время полёта и уменьшиться ток потребления?

Тогда приведу цифры.
Пока не брызгал WD-40 - из четырёх выходов, три - с поломками (четыре лопасти, балка, ремень)
Начал брызгать - уже два раза отвисел без поломок
Так что - реально помогает 😃

Ну а померить не могу - нету чистого ремня 😦

Павел_Б:

Это пока не надоест разбирать весь хвост чтобы прочистить от абразивного
состава - пыль+WD-40. 😃

Уже надоело 😒

Павел_Б
dmitryu:

Пока не брызгал WD-40 - из четырёх выходов, три - с поломками (четыре лопасти, балка, ремень)
Начал брызгать - уже два раза отвисел без поломок

Потрясающая оценка смазывающей способности вещества! 😃
Осталось добавить что пульс пилота уменьшился до нормы. 😵

Creator

Не смазываю у себя, но скажу что стоит чем-то, т.к. инертность ротора удручает.
WD40 думаю не вариант, т.к. она маслянистая, тем самым однозначно будет на ремне создаваться образивная паста, что не есть хорошо для шестеренок.

А вот силикон, причем обильно - то что надо. Попробую.

Павел_Б
Creator:

инертность ротора удручает.

Наверное Вы имели в виду инерционность ротора ?
Вас удручает что она большая или наоборот?

На самом деле без эксперимента ответить на вопрос о смазке ремня не удастся.
Сторонники смазки ремня делают основной упор на значительное
уменьшение потерь на трение в приводе хвостового ротора.
У меня это вызывает сомнения т.к., на мой взгляд, потери на трение
в данной конструкции ременной передачи незначительны.
Может быть, я заблуждаюсь, но это легко проверить и, если удастся, то я это сделаю.
Как? Да очень просто! Возьму тахометр , свой Тирекс, ничем никогда мазанный,
отключу режим гувернёра, включу максимальный газ и максимальный расход
хвостового ротора, и обильно пшикну на ремень…Если обороты реально вырастут, то
это будет означать, что трение реально уменьшилось, если нет то звиняйте - всё это полная ерунда.
Ещё можно будет проверить эффективность смазки по времени,
то есть: если обороты вырастут, то продержится этот эффект некоторое время или исчезнет достаточно быстро?
Буду очень признателен тому, кто сделает это раньше меня и тем самым избавит от
необходимости разбирать и чистить всё после купания в WD-40.

Creator

Да, именно инерционность.
Небольшая, в том то и дело. Но у меня X400 (хотя какая разница).

По-крайней мере авторотировать вряд ли удастся (даже не пытаюсь).

Лично я добровольно бы WD40 не лил бы. Собственно и не буду, а вот силикон-спреем обязательно попробую и отпишусь.

Кстати, Павел Б., потери на ременной передаче значительные. Для примера попробуйте поиграть натяжкой ремня и повращать ротор.

Павел_Б
Creator:

потери на ременной передаче значительные.

То что потери есть - сомнений не вызывает.Вопрос только в том являются ли эти потери
результатом трения между ремнём и плоскозубыми шестернями на которые он одет?

Владимир_У
Павел_Б:

То что потери есть - сомнений не вызывает.Вопрос только в том являются ли эти потери
результатом трения между ремнём и плоскозубыми шестернями на которые он одет?

А там потери на трение разве не от того, что болтающийся ремень за стенки задней балки задевает?

Болтающийся - имеется в виду и натянутый, но ведущий себя как струна…

В.Р.

Андрей_КалипсоFPV

Да вспомнил вроде Коля Горчаков еще летал.

Туров лишних не бывает, на ЧМ в Ф5Д вроде 12 туров.

Vlad_Z

Моё мнение -
на Кубках летят пусть по усмотрению организаторов,
а на Чемпионатах и Первенствах, классы из ЕКП должны лететь одинаковое количество туров,
остальные как получится.

Saiz

Похоже страсти начинают угасать. Скучно становится😁
Попробуем возбудить:P
Постараюсь объяснить тем кто походу не совсем понимают организации и проведения соревнований по F3D,квикам и т.д., и почему мы не проводим эти соревнования ежедневно, круглосуточно и в течении всего года?😁
Соревнования проходят не на моем огороде, а на территории действующего аэропорта. Каждый день аренды полосы стоит денег и еще больше разных бумаг-согласований и разрешений.
В отличии от пилотажных стартов в гонке не пять судей, а 18. А еще обязательно настоящий врач и деж.авто. Бесплатно никто из них в поле торчать не будет. Да и судьи, это не подруги жены и не дети из пионерлагеря, а квалифицированные и опытные в судействе, именно гоночных моделей, взрослые люди.
(всплеск эмоций: везите собой судей и пусть они у вас работают хоть 25 часов в сутки, а мы вам безвозмездно огоньки на модельки прикрутим чтобы вам ночью летать удобней было.)
Интересно, как ответят на такие вопросы:
Почему никто кроме Питера и Йошкар-Олы не берется проводить соревнований по F3D?
Почему никто из постоянных участников гоночных соревнований не истерит и не паникует?
😁
PS
Очень хорошо, что в гонках появляются новые имена. Но вместо того чтобы орать –почему и учить, вы бы лучше спокойно поинтересовались –как?😒

Izverg

Никто не орет, и, тем более, не пытается никого учить. Совершенно понятны проблемы организаторов, как организационные так и финансовые. Кстати, в пилотажных стартах не 5 судей. Не буду всех перечислять, но это минимум 13 человек на стартах уровня ЧР. Я не возьмусь сравнивать, что организовать сложнее. Думаю что при хорошей организации это одинаково сложно и затратно. Вообще непонятно, к чему сравнение с пилотажем, его вроде никто не упоминал.
Совершенно понятно так же и то, что общее количество туров в рамках соревнований ограничено временем. Но… почему бы не разделить общее количество туров между классами поровну, в таком случае ? Посчитать это довольно просто. Ведь известно сколько полетов можно сделать в течении дня по опыту проведения предыдущих стартов. Причина того, что старты в F5D проводятся по остаточному принципу только в том, что никто из организаторов не летает в данном классе. Иначе нашлось бы не меньше обоснований того, сто именно в F5D надо лететь 12 туров.
Это нонсенс, когда в классе признанном FAI, и в котором существует национальная сборная, старты проводятся по принципу остаточного времени. Все приведенные причины от лукавого. Понятно только одно, что организаторы не будут делать того, что лично им не интересно.
Никак повлиять на это никто из пилотов электричек не может, это тоже совершенно ясно, хоть оборись. Поэтому не вижу смысла больше сотрясать воздух. Нет и нет.
И да, я не участвовал в гоночных стартах до настоящего времени, при этом интернет пилотом себя не считаю, уж простите.

Saiz

Класс F5 действительно серьезный и сложный не менее чем F3. В Европе и наверное мире, нигде не совмещают соревнования в этом классе с другими. Мы смогли поднять уровень проведения соревнований по F3D на самый высокий уровень в России (мнение спортсменов-бальзам на сердце). Для проведения электрогонки на таком-же уровне мы не готовы. Я был против проведения у нас этого класса. И сейчас мы будем пожинать плоды этой недоговоренности.

Izverg:

Вообще непонятно, к чему сравнение с пилотажем, его вроде никто не упоминал.

Дима, это не про Вас, это я Игоря Губанова возбуждаю😁

A44
Губанов_Игорь:

Не говорите мне что делать и не услышите в ответ куда пойти…

Вот, вот в самую точку.Примените сначала для себя. Всё, что хотел, я уже написал. Спортсменам высоких результатов, преодолеть 70 и 60 сек, писателям - многотысячных сообщений.

Губанов_Игорь
Saiz:

это я Игоря Губанова возбуждаю😁

Сергей, привет! Я чего меня возбуждать?😒 Просто обратил внимание на логическую не стыковку - электрогонка 5 туров, квики 9 туров. Почему не наоборот? Или почему все не 5 к примеру. Только и всего.
Все остальные проблемы абсолютно понятны.

dENISCA
Saiz:

Почему никто из постоянных участников гоночных соревнований не истерит и не паникует?

Saiz:

Мы смогли поднять уровень проведения соревнований по F3D на самый высокий уровень в России (мнение спортсменов-бальзам на сердце).

Saiz:

Я был против проведения у нас этого класса.

Вы сами себе ответили =)

Так и есть, никто из организаторов в F5D не летает. А те кто летают, еще участвуют в F3A, значит F5D в значимо меньшем приоритете.
И Саша один в поле не воин, чтобы со всеми бороться.
Например в Екатеринбурге, в не зависимости от погодных условий, летают все классы одинаковое количество туров. А там в один день бывают все четыре времени года (по погоде).

п.с. Вы бы сразу начали с последней строчки, тогда бы вообще никто не возмущался.

Av_ator
dENISCA:

Например в Екатеринбурге, в не зависимости от погодных условий, летают все классы одинаковое количество туров. А там в один день бывают все четыре времени года (по погоде)…

Ага! Аж целых 4!!! Тура))) а в 14 году все ТРИ тура летели…)))

dENISCA
Av_ator:

Ага! Аж целых 4!!! Тура))) а в 14 году все ТРИ тура летели…)))

Там не ЧР и не Первенство.
Акценты был на том, что ВСЕ классы в равных условиях.

Av_ator

Может стоит для начала приехать и ДОСТОЙНО пролететь хотя бы столько прежде чем устраивать разборки???

sasha2
Saiz:

не совсем понимают организации и проведения соревнований

Все это понятно, но это не объясняет того, почему не хватает времени именно на F5D, а не на классы, которых нет в ЕКП. И что мешает просто увеличить стартовый взнос, чтобы этих денег хватило на полноценное проведение соревнований по всем классам?

Saiz:

Почему никто из постоянных участников гоночных соревнований не истерит и не паникует?

Я не пропустил ни одни соревнования в России с с тех пор, как занялся этим классом 4 года назад - меня можно считать постоянным участником?

Saiz:

Для проведения электрогонки на таком-же уровне мы не готовы. Я был против проведения у нас этого класса. И сейчас мы будем пожинать плоды этой недоговоренности

Пожалуйста, можете объяснить, если не трудно, чем проведение электрогонки отличается от проведения F3D? База та же, судьи те же, правила практически те же…

Av_ator:

стоит для начала приехать и ДОСТОЙНО пролететь хотя бы столько прежде чем

Ездил и летал, но что-то не видно, чтобы к моим словам относились по другому. И раз уж на то пошло - а все ли из тех, кто поддерживает здесь малое количество туров F5D вообще имеют какое-то отношение к этому классу или организации этих соревнований?

Butin
sasha2:

чем проведение электрогонки отличается от проведения F3D

самый сложный в судействе класс. модели все практически одинаковые.летят очень быстро. засечка времени полета отличается от ф3д

Saiz
sasha2:

В что мешает просто увеличить стартовый взнос, чтобы этих денег хватило на полноценное проведение соревнований по всем классам?

Стартовый взнос можно увеличивать до бесконечности, но в нашем случае это не поможет провести большее количество туров в одном временном пространстве. Теоретически это решается просто, разбиваем еще одни старты и проводим параллельно. Находим судей(благо взнос будет увеличен в три раза), но вот оборудование для проведения стартов, только в одном экземпляре.
Это когда сам участник и ждешь очереди, кажется что времени “выше крыши”. И позагорать можно и кофе с шашлычком скушать. А судьям, и пос…ть некогда бывает.
Более 10 часов прошло после последнего комментария. Ветка загибается, становится скучно.
Надо думаю разбудить народ.😁
Поступило предложение и в общем-то справедливое возмущение о дискриминации пилотов F5D. Вариантов развития событий можно предложить несколько:

  1. Всем поровну, 8 туров F5D,F3D и Q500
  2. 12 туров F5D, F3D и 1 тур Q500
    как такой расклад?
Saiz
dENISCA:

Вы сейчас заявляете 5 туров, значит когда мы приедем будет 3.
Я тогда просто развернусь и поеду обратно.

На моей памяти есть соревнования, когда приехавши за тыщи верст, спортсмены простояли два дня под дождем и разъехались не слетав ни одного тура. Так-что с такими настроениями Вам лучше и этот ЧР провести у компьютера. Всяко может быть.

dENISCA
Saiz:

На моей памяти есть соревнования, когда приехавши за тыщи верст, спортсмены простояли два дня под дождем и разъехались не слетав ни одного тура.

под столом
😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂

Saiz:
  1. Всем поровну, 8 туров F5D,F3D и Q500

Если все классы будут в одинаковом приоритете, то нам для СЧАСТЬЯ больше ничего и не надо.
Вся буча только из-за этого.

п.с. в Екатеринбурге четверо мужиков держали палатку чтобы не улетела вместе с ними, и ни один ребенок не отказался лететь в следующем туре, а вы про какой-то дождь говорите.

Izverg
Saiz:

Поступило предложение и в общем-то справедливое возмущение о дискриминации пилотов F5D. Вариантов развития событий можно предложить несколько:

  1. Всем поровну, 8 туров F5D,F3D и Q500

Сергей, как я понимаю, предел это 24 тура за два дня?
т.е. 12 туров за день.
Я ни в коем случае не пытаюсь давать советы, ибо опыта в проведении гонок нет. просто интересно.
Сколько минут уходит, в среднем, на тур и какое количество участников планируется?
Вот, допустим, я точно знаю что в классическом пилотаже ( клянусь больше не упоминать 😃)) предел работы при идеальной организации - 60 полетов в день. Все что больше- почти подвиг.
Конечно, увеличение стартового взноса не может никак повлиять на предельно возможное количество полетов, при сколь угодно идеальной организации.
В F5D, кстати, есть преимущество, там нет проблем с моторами, запуском, самолет заряжен на старте как торпеда на взводе, по идее, тур должен проходить быстрее, Может, просто вклинивать электрички между турами F3D или Квик?

Saiz:

На моей памяти есть соревнования, когда приехавши за тыщи верст, спортсмены простояли два дня под дождем и разъехались не слетав ни одного тура.

Это нормальное явление. Тут уж не на что обижаться.

VLADYO
Izverg:

просто вклинивать электрички между турами F3D или Квик

Обычно так и делали

Saiz

[QUOTE=Izverg;6277512
Сколько минут уходит, в среднем, на тур и какое количество участников планируется? [/QUOTE]
В идеальном варианте, когда нет ни каких сбоев и задержек, 8 минут на тройку. Для планового расчета необходимо брать 10 минут. Планируется 15 участников в большой гонке и 15 в спорте. Если добавить электричку то это еще 6 человек. Итого получается 12 вылетов по 50 минут и два по 20. Вот и получаем два с половиной часа на тур.

Saiz
dENISCA:

под столом
😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂😂

Шутите, ну ну…

dENISCA:

Я уже с 1 января 2016 года еду на ЧР

Коня менять не пробававли😁

dENISCA:

уже более 5 лет уверен что Йошкар-Ола один из передовых городов, который всегда в пример ставил, а тут оказывается не может.

А-абалдеть, а ведь только второй год проводим соревнования😁 Но приятно

dENISCA
Saiz:

Коня менять не пробававли

А зачем? До старта еще 5 месяцев =)

Saiz:

А-абалдеть, а ведь только второй год проводим соревнования Но приятно

Ну ваш город гонкой не ограничивается =)

Butin:

самый сложный в судействе класс. модели все практически одинаковые.летят очень быстро. засечка времени полета отличается от ф3д

Хорошая идея! Предлагаю электрикам обсудить этот вопрос в начале июня.

sasha2
Butin:

самый сложный в судействе класс. модели все практически одинаковые.летят очень быстро. засечка времени полета отличается от ф3д

Согласен. Но это не увеличивает времени, требуемого на проведение тура или материальные затраты. Значимого, по сравнению с другими классами, количества перелетов из-за проблем судейства также не было до этого на соревнованиях.

Saiz:

Стартовый взнос можно увеличивать до бесконечности, но в нашем случае это не поможет провести большее количество туров в одном временном пространстве

Добавить день соревнований - совсем не реально из-за режима аэродрома?

Нет ли возможности первую половину третьего дня отвести для классов с длинной базой? В половинках и квик-хобби запланировано по 6 туров за 2 дня - кажется времени с запасом, или я ошибаюсь и там очень много участников?

Izverg:

В F5D, кстати, есть преимущество, там нет проблем с моторами, запуском, самолет заряжен на старте как торпеда на взводе, по идее, тур должен проходить быстрее, Может, просто вклинивать электрички между турами F3D или Квик?

Преимущества нет, в классах с двс время на запуск четко ограничено одной минутой, кто не успел - тот не взлетает. Задержки могут возникать из-за нерасторопности выхода на старт, но это зависит не от типа двигателя.
Электролеты всегда вклинивали между туров других классов, так как обычно летело 3 группы в F5D, и если туры этого класса будут идти подряд - можно просто не успеть поменять батарейку пока летят 2 других группы.

dENISCA:

Хорошая идея! Предлагаю электрикам обсудить этот вопрос

Какая идея? Какой вопрос? 😃

Butin
sasha2:

количества перелетов из-за проблем судейства также не было до этого на соревнованиях.

проблемы были неоднократно из-за плохой читаемости моделей в воздухе. ф5д судьи путают чаще. перелеты по этой причине на каждых соревнованиях где я судил.

sasha2
Butin:

перелеты по этой причине на каждых соревнованиях где я судил.

Много ли было перелетов? Мне помнится в среднем по паре перелетов F5D (могу ошибаться) на каждых соревновниях, в том числе из-за отказов судейского оборудования. У двс классов тоже нередки перелеты по разным причинам. Нужно признать, что у F5D вероятность необходимости перелета из-за плохой различимости самолетов действительно выше. Но, по-моему, не до такой степени, чтобы это значительно увеличивало время проведения соревнований.