Скручивание на водопаде и обратных петлях малого радиуса.
…да что-жж такое-то?! все на себе, да на сЕбе… а как же чужой бесценный опыт?
Я не даю советов не проверенных на себе. Эффекты от развесовки крыльев на своей шкуре испытал еще лет двадцать пять назад… Если Вам этот опыт интересен, то скажу кратко, грузить законцовки для увеличения устойчивости - бред сив. коб.- на практике результат будет обратный и отвратительный.
Никогда этого не делал, но думаю также - общие характеристики пилотажки ухудшаться - например бочка будет более инерционна, плоский штопор тоже… А вот маневры по тангажу (может быть!) окажутся более чистыми - скручивание (может быть!) уменьшится… и конечно специально догружать законцовки - это бред… А что думаете насчет относительно более длинных крыльев? (это тоже увеличивает момент инерции модели). И насчет более легкого винта?
Никогда этого не делал, но думаю также - общие характеристики пилотажки ухудшаться - например бочка будет более инерционна, плоский штопор тоже… А вот маневры по тангажу (может быть!) окажутся более чистыми - скручивание (может быть!) уменьшится… и конечно специально догружать законцовки - это бред… А что думаете насчет относительно более длинных крыльев? (это тоже увеличивает момент инерции модели). И насчет более легкого винта?
Свинец в законцовках дает непередаваемый эффект. Модель меняется до неузнаваемости. Получаем стремную раскачку консолей, Много свинца не надо и качает так что от попыток просто ровно пролететь волосы на спине дыбом встают… Вам уже бует не до ровности петель, инерционности бочки и плоского штопора…Попробуйте!
Хм. Поменял винт на нормальный АРС 19х10Е (была бензиновая деревяшка 20х8) - все полетело как нужно 😁
Заодно понял, чем плохи бензиновые винты на электричках (хотя у них тяги больше при равных токах)
прошу прощения, что вмешиваюсь - моего опыта явно не достаточно что бы давать какие либо советы, но то, про что говорит lemlem, слышу не впервый раз. Причем, от действующего пилота и руководителя модельного кружка. Правда, мне советовали догрузить (почти дословно) “самую удаленную часть модели”, не в ущерб центровки, а в том разговоре имелся ввиду РН. Обещали более точное управление. Также добавлю, что эксперименты не проводил 😃
Во!!! У меня сейчас вообще мысль появилась - всю массу самолета сосредоточить в носу, в хвосте, и в законцовках, а маневры совсем не делать - ни к чему нам мельтишить!!! И винт снять совсем - а то чего он такой инерционный - еще и полезным маховиком прикидывается…(шутка типа)
Хм. Поменял винт на нормальный АРС 19х10Е (была бензиновая деревяшка 20х8) - все полетело как нужно 😁
Заодно понял, чем плохи бензиновые винты на электричках (хотя у них тяги больше при равных токах)
Так чем же плохи ДВСные винты на электричках? Можно даже в личку, дабы не засорять тему.
Хм. Поменял винт на нормальный АРС 19х10Е (была бензиновая деревяшка 20х8) - все полетело как нужно 😁
Нифига себе! Не думал что проблема может быть на 100% в этом.
У меня на фунтане так и не получилось справиться с этим.
Так чем же плохи ДВСные винты на электричках? Можно даже в личку, дабы не засорять тему.
Не знаю точно. Но поведение самолета совсем другое. Видимо, электрические не такие инерционные - установив 20" на самолет расчитанный на 17-18" сразу получаем большой реактивный момент. Если ставить 20Е - видимо это не так сильно сказывается.
Потом там масса факторов. Зависимости тяги от оборотов, прием, закручивание потока вокруг фюзеляжа может быть другое… Не могу сказать точно, что влияло в моем случае.
Я блоге описал общие ощущения…
Нифига себе! Не думал что проблема может быть на 100% в этом.
У меня на фунтане так и не получилось справиться с этим.
Вот правда странно, у меня фунтана-140 крутилась в водопаде и обратных петлях без проблем.
Сегодня правда тоже не совсем чисто получалось, но был явный признак слишком переднего ЦТ. В целом - радикалько лучше.
…Ну вот, с помощью Кирилла дошли наконец и до реактивного момента от винта… Оценить его порядок также просто: Мощность P расходуемая на вращение равна моменту M умноженому на угловую скорость вращения винта w(в радианах). Возьмем расходуюмую мощность равной например две трети от электрической (например 1500 ВТ). Тогда момент от вращения винта будет равен M=P/w ~=1000 ВТ/628 рад/с = 1.6 НМ. Направлен естественно в сторону обратную вращению винта (перпендикулярно гироскопическому). Характерно что он имеет размер того же порядока что и гироскопический момент в резкой петле. Однако действует все время, но на скорости легко демпфируется крыльями в потоке и триммированием по элеронам. Однако в маневре, на маленькой скорости эффективность демпфирования крыльев резко снижается, что приводит к возникновению бочки против часовой стрелки… при наложении на гироскопический момент(направление которого зависит о направления маневра), возникают различные уводы от заданной траектории… Кроме того дополнительный реактивный момент возникает также и при резкой даче газа (инерционная составляющая), т.е. часто именно в момент выполнения маневра… Вспомните еще и момент возникающий при воздействии закрученного потока на несимметричный в плане киль (также зависящий от скорости модели и скорости вращения винта)… В общем есть поле для размышлений, испытаний и настроек…
…Ну вот, с помощью Кирилла дошли наконец и до реактивного момента … перпендикулярно … гироскопический момент в резкой петле. Однако действует все время, … демпфируется крыльями … что приводит к возникновению …резкой даче газа (инерционная составляющая)… В общем есть поле для размышлений, испытаний и настроек…
Ниасилил многабукф 😵
Со своей стороны, подтверждаю: на Катане '50 заменил винт АРС - на деревяху китайскую и получил совершенно другое качество полета.
Мощность P расходуемая на вращение равна моменту M умноженому на угловую скорость вращения винта w(в радианах). Возьмем расходуюмую мощность равной например две трети от электрической (например 1500 ВТ). Тогда момент от вращения винта будет равен M=P/w ~=1000 ВТ/628 рад/с = 1.6 НМ. Направлен естественно в сторону обратную вращению винта (перпендикулярно гироскопическому).
Еще есть другое распределение массы винта. С большей вероятностью, на электро - она сосредоточена ближе к ступице, на ДВС - вынесена дальше к законцовкам (нужен маховик для холостых оборотов). Из меня, к сожалению, плохой теоретик, но задницей чувствую, что это играет не последнюю роль…
Да, момент инерции ДВС-ного винта наверняка больше электрического и это должно сказыватся при даче газа (особненно на электричке из-за приемистого двига) - инерционная составляющая реактивного момента от винта должна оказаться значительной… кстати ее легко оценить:
например вы меняете обороты с 4000 об/мин. до 6400 об/мин. за секунду.(если конечно хватит мощности энергоустановки для такого рывка)
тогда инерционная составляющая реактивного момента Ми=прирост угловой скрости вращения винта dW (в радианах) умножить на момент инерции винта J (прикинут ранее - 0.0004 КГМ2) и делить на время за которое вы изменили обороты (1сек).
M=dW*J/dt ~= 2512 рад/с * 0.0004 КГМ2 / 1сек ~= 1 HM
Если взять вдвое более инертный винт получим момент 2 НМ, что превышает собствено реактивную (аэродинамическую составляющую) прикинутую ранее…
Т.е. играя газом можно менять реактивный момент от тяжелого винта более чем в два раза, что дает высокие возможности для скрутки любой медленной фигуры в невообразимый крендель…
Вам уже бует не до ровности петель, инерционности бочки и плоского штопора…Попробуйте!
Саш, а ты чего так нервничаешь? Человек чистейшей воды теоретик. Ему только дай тему и он начнет из нее выводить теории.
Просто внимания не обращать и все. Он сам-то и летать не умеет, поэтому на себе пробовать просто не может.
… а по-моему он и не нервничает совсем, а делится пракическим опытом…
…ну хорошо - умолкаю… ато понаписал здесь букав , панимаеш…
Саш, а ты чего так нервничаешь? Человек чистейшей воды теоретик. Ему только дай тему и он начнет из нее выводить теории.
Человек тратит своё время и, что немаловажно знания, для того, чтобы докопаться до сути явления. Вам стоило бы проявить уважение и не писать откровенную глупость.
lemlem, спасибо за экскурс в физику явления.
физика-физика. Самолёт то скручивает по крену!!!. Момент прицессии, о котором тут говорится, возникает вокруг вертикальной(!) оси самолёта. То есть при резкой петле ентот момент должен нос самолёта в сторону уводить а не по крену его скручивать.
Топикстартер жаловался на скручивание по крену вроде как…
Аэродинамика и динамика 3д самолётов вообще трудно поддаётся логике, и винт играет не последнюю роль.
Т.е. играя газом можно менять реактивный момент от тяжелого винта более чем в два раза, что дает высокие возможности для скрутки любой медленной фигуры в невообразимый крендель…
Ну да. Жалко правда, что водопады, петли да кувырки делаются на боль-мень ровном хорошем газу, который достигается собсна за секунду.
Этот эффект хорошо видно на висении, вот там газ играет туды-сюды в широком диапазоне.
Ну да. Жалко правда, что водопады, петли да кувырки делаются на боль-мень ровном хорошем газу, который достигается собсна за секунду.
Этот эффект хорошо видно на висении, вот там газ играет туды-сюды в широком диапазоне.
Ну, как раз в висении, когда самолет стабилизировался - рывков газа уже практически нет - так, плавное покачивание газом. Они делаются, когда самолет пытается куда-то скипнуть против воли пилота 😉
А в водопаде… Я не знаю, может я его неправильно делаю, но первый рывок газа делаю в начале “кувырка”, потом сбрасываю (чтоб уменьшить радиус), а на последней трети опять резко добавляю. Т.е. тут этот момент проявляется довольно сильно… Но…
По субьективным ощущениям это скручивание не совсем связано с реактивным моментом… Я даже не знаю как объяснить… Самолет стал вообще другой. Я умом понять пока не в состоянии. Собссно, отлетал еще сегодня - перемены подвердились и закрепились…
Да не, это я наверно непрально делаю😊
Сегодня победил прямой харриер на себасушке 50е. Поменял для этого АСП 16х10 на 16Х8, руддер держал отклоненным влево на четверть расходов, а элероны немного вправо - и (о чудо) он перестал раскачиваться по крену! Нету никакой мОчи это обьяснить:). Так… к слову о винтах и аэродинамике. С 16х10 такого не получалось.
дело ясное - что дело темное 😁
Да не, это я наверно непрально делаю😊
Сегодня победил прямой харриер на себасушке 50е. Поменял для этого АСП 16х10 на 16Х8, руддер держал отклоненным влево на четверть расходов, а элероны немного вправо - и (о чудо) он перестал раскачиваться по крену! Нету никакой мОчи это обьяснить:). Так… к слову о винтах и аэродинамике. С 16х10 такого не получалось.
интересно получится ли так с винтом 17х8? и при таких отклонениях рулей наверное сама модель идёт слегка правым боком?
у меня та же проблема, хотя в обратном харриере стабильно как по рельсам…