Скручивание на водопаде и обратных петлях малого радиуса.

collapse

В попытке сделать водопад или обратную петлю малого радиуса стабильно скручивает по крену вправо (с переменным успехом парируется сильной дачей элеронов влево). В чем причина сего явления?
Самолет QQ Yak 1850мм. Все остальное - ровно. Отклонения половинок РВ - синхронное. Геометрия не нарушенная. Все остальныве фигуры - без проблем (вроде бы). Голову сломал уже. Думал уже списать на срыв из за довольно большой нагрузки на крыло, или на его хитрый профиль (максимальная толщина профиля - около 40% хорды), но почему крутит только вправо, а не влево, например?..

Похожая проблема у коллеги на 50сс кукуяке…
Кривые руки винить не спешу, т.к. прошлый самолет (фунтана-140) крутился вокруг фонаря сам, не прикасаясь к элеронам. А тут просто жопа (простите) какая то…

Ланцов_Алексей
collapse:

но почему крутит только вправо, а не влево, например?..

.

Возможно у Вас выкоса двигателя в право слишком много
или скручивает гироскопическим моментом винта ,
попробуйте сорвать без газа .

Алеша_Татаров

У меня тоже сваливает на ЯК-54 2,160 м , раньше была передняя центровка - 30 % - не сваливало , теперь 40 % - валится, это скорее прецессия, как у гироскопа - давиш в одну строну- а он лезет в право.

VolodiaP
collapse:

Отклонения половинок РВ - синхронное.

Это без нагрузки. А в воздухе давит кг 5-6 на машинку. Нагрузить рули весом, и подвигать, может вылезет что.

collapse
VolodiaP:

Это без нагрузки. А в воздухе давит кг 5-6 на машинку. Нагрузить рули весом, и подвигать, может вылезет что.

Угу… Спасибо! Тут мне еще подсказывают проверить развесовку по консолям…
Вобщем, надо ехать в поле, пробовать…

asw
collapse:

Угу… Спасибо! Тут мне еще подсказывают проверить развесовку по консолям…
Вобщем, надо ехать в поле, пробовать…

развесовку проверить можно так: скручивающие фигуры делать с прямого и с инверта, если скручивает то левую, то правую консоль то дело не в развесовке, если все время опускается одна и та же , то на другую можно вкрячить небольшую гирьку и проверить эффект.

Alex
VolodiaP:

А в воздухе давит кг 5-6 на машинку.

Откуда такая информация? Особенно на водопаде.

tt64
collapse:

Тут мне еще подсказывают проверить развесовку по консолям…

У меня такая же история, правда с 25м Эджиком.
Развесовку нужно проверять просто сравнивая вес или, дополнительно, постараться добится равноудаленности центров тяжести крыльев? Аля балансировка вертолетных лопастей?

Alex

Конечно баланс относительно оси.

tt64

Прибежал домой и сразу за весы.
Результаты поразили:
Эджик 45" Пилотаж-Гиперион (скручивает) - 106 и 107.
Экстра 47" 3DHS (все пофиг) - 125 и 130.
“Ничего не понимаю” С 😵

lemlem

Момент от разности весов крыльев очень мал - взяв модель в руки вы его вообще не почувствуете… А попробуйте держа модель за морду(с работающим двигателем) крутануть ее в руке имитируя петлю - сразу почуствуете рывок в сторону - гироскопический момент скручивает модель вправо. Пока у модели большая скорость, этот момент демпфируется оперением. Однако в зените петли скорость мала, а радиус петли минимальный - и гироскопическому моменту ничего не мешает скрутить модель в сторону. Особенно это чуствуется при нулевых скоростях кувыркаясь через фонарь.
Универсальные но трудновыполнимые рецепты:

  1. уменьшить момент инерции ротора двигателя и винта (применять очень легкий по весу винт)
  2. увеличить момент инерции самой модели (применять длинные тяжелые крылья, или например загрузить законцовки)
  3. самый лучший рецепт (от всего помогает) - не делать резких маневров!!!
Alex
lemlem:

Однако в зените петли скорость мала, а радиус петли минимальный

Это как понимать?
Скорость по всей петле примерно одна (по крайней мере должна быть), да и радиус так же. Иначе это уже не петля.
А вообще, все эти нансы в основном зависят от профиля и геометрии в общем.

tt64:

Прибежал домой и сразу за весы.
Результаты поразили:
Эджик 45" Пилотаж-Гиперион (скручивает) - 106 и 107.
Экстра 47" 3DHS (все пофиг) - 125 и 130.
“Ничего не понимаю” С 😵

Потому что мерять надо не вес консолей, продольную балансировку.

lemlem

Это надо понимать так - чем резче маневр и меньше скорость тем ощутимее влияние гироскопического момента… а петля конечно ДОЛЖНА быть идеально круглая и с одинаковой скоростью… а в 3Д получаются все какие-то кривые, маленькие, медленные в верху, да еще и с максимальными оборотами в зените (максимальным гиромоментом)…
Если хотите - “плохая петля” - это обычно хорошая иллюстрация воздействия гироскопического момента - ее еще и скручивает в сторону…

asw
lemlem:
  1. увеличить момент инерции самой модели (применять длинные тяжелые крылья, или например загрузить законцовки)

я не верю что Вы понимаете о чем пишите…😂
попробуйте хотя бы раз в жизни повесить гирьки на законцовки
Модель не узнаете!
для полутораметровой модельки грамм по тридцать-пятьдесят в законцовочки и получите совершенно другую мерзопакостнейшую в управлении модель.
Попробуйте на практике сами, то что советуете людям, может в следующий раз будете давать умные советы осторожнее.

lemlem

А это трудновыполнимый совет, а самый трудновыполнимый и мерзопакостный - третий!

Alex
lemlem:

А это трудновыполнимый совет, а самый трудновыполнимый и мерзопакостный - третий!

Он абсолютно не трудный, он просто совсем неуместный.

lemlem

А вообще гиромомент легко прикинуть:
M=J*w*Q, где J - момент инерции ротора и винта, w-скорость вращения ВМГ в радианах, Q - принудительная скорость прецессии в радианах…
Возьмем момет инерции только винта J=Сумма(M*R*R) = 2*0.02*0.1*0.1=0.0004 КГМ2 (лопасти-2 шт, каждая весит 20 гр и ЦТ лопасти находится на 10 см от оси)
Тогда М=0.0004*628*6.28 =~1.5 НM (для 6000 об/мин ВМГ, и скорости вращения в петле 1 петля/за сек.)
Т.е. скручивающий момент будет около 150 грамм на метре плеча!!!
Сравните это значение с возможным разбалансом по весу крыльев!!!

asw
lemlem:

А вообще гиромомент легко прикинуть:
M=J*w*Q, где J - момент инерции ротора и винта, w-скорость вращения ВМГ в радианах, Q - принудительная скорость прецессии в радианах…
Возьмем момет инерции только винта J=Сумма(M*R*R) = 2*0.02*0.1*0.1=0.0004 КГМ2 (лопасти-2 шт, каждая весит 20 гр и ЦТ лопасти находится на 10 см от оси)
Тогда М=0.004*600*6= 1.44 НM (для 6000 об/мин ВМГ, и скорости вращения в петле 1 петля/за сек.)
Т.е. скручивающий момент будет около 140 грамм на метре плеча!!!
Сравните это значение с возможным разбалансом по весу крыльев!!!

Уважаемый Феликс, давайте Вы не будете раздавать вредные советы.
Начните с себя!
У Вас есть любая пилотажная модель? Пригрузите свинцом законцовки себе сами,
а потом нам тут расскажете как же замечательно полетел самолетик…
С выкладками выступите позже.

lemlem

…что-то Вас так задел мой второй вредный совет? а третий какже? но если они не подходят - обратите внимание на первый… кстати тоже трудно выполнимый но более приемлемый…
…а с пригруженными законцовками пилотажка конечно полетит хуже - зато ее скручивать медленнее будет в резких маневрах (если она на них еще будет способна после загруза и крылья выдержат)…

Alex
lemlem:

…что-то Вас так задел мой второй вредный совет? а третий какже? но если они не подходят - обратите внимание на первый… кстати тоже трудно выполнимый но более приемлемый…

Да все эти советы не к месту, первый в т.ч.
Если Вы не в курсе - винт это еще и маховик.