Ламерский ворпос про центровке для 3D

Leshij

Нежданно-негаданно, спустя 5 лет летной карьеры, в разговоре с приятелем (тоже далеко не новичок, а человек на полеты которого я всегда засматриваюсь до слюноотделения) возник тут абсолютно ламерский вопрос про центровку, а именно:
Представим, что есть какой-нить самолет типа СУ, или ЯКа, с нейтральной центровкой, допустим, на 150 мм от передней кромки по корневой хорде.

Внимание, вопрос: С какой центровкой (в мм от передней кромки) самолет лучше полетит на харриере? Желательно дать развернутый вопрос, с объяснением, почему именно так?

В теме не флудить, говорить по ссуществу.

Русинов_Сергей
Leshij:

по ссуществу.

Центровка измеряется в процентах от САХ, а не в мм. Более задняя центровка обеспечит лучший харриер/висение, но создаст сложности при посадке.

Leshij:

почему именно так?

Ответы здесь:
scilib.narod.ru/Avia/Pyshnoff/index2.html

Alfa3

А я думаю, как раз лучше и стабильнее он полетит немного с передней центровкой. Могу объяснить почему.

Сразу скажу, что книгу про аэродинамику не читал и это из собственного опыта.

При задней центровке самолет с хариера на висюк норовит уйти, в связи с этим приходится активнее работать РВ, отклоняя его чаще от максимальных 45 градусов(обычно мах 3Д расход).

А я заметил по своему и другим самолетам, что стабильнее хариер получается, если РВ отклонен на мах угол вверх, а угол наклона регулируется исключительно газом (я так понимаю, при этом верт. стаб обдувается по высоте по максимуму, давя при этом дополнительную стабильность).

Вот как то так. В итоге логика, подтверждаемая практикой: задняя центровка стабильности самолету не добавляет.

Алеша_Татаров

Замикшируйте флапероны вверх при выполнении RH на 15-20 град. И все получится .

Alfa3
Алеша_Татаров:

Замикшируйте флапероны вверх при выполнении RH на 15-20 град. И все получится .

Алеша, ценное замечание за исключением того, что RH - это ролин хариер что ли?

Leshij

Ну, наверное все производителей самолеты, как говорит Антоха Федоров, “Идиоооты”…
Старый пердун Сомензини:
C.G Location
Measuring 8 1/2” from trailing edge forward to wingtip would give you best 3D
and precision flying. However, the furthest you can go from trailing edge to wing
tip is 9” that means you would have a slightly nose heavy model and the aft limit
from trailing edge to wing tip is 8”. We recommend that you fly your model
balanced between 8 ½ and 9” and move the CG back to 8”once you feel
comfortable with the plane. See Figure I & II for recommended CG location.

Кики меряет центровку по законцовке, от задней кромке. Вещает, что центровка 8,5 дюйма - нейтральная (хороша и для 3Д и для паттерна). 9 дюймов от задней кромке - нагружен нос. к 8 дюймам (опять же ближе к ЗАДНЕЙ кромке) Кики предлагает двигаться только если вы уже освоились с самолетом

Итальянский перец Себа Сильвестров:
Recommended CG
The recommended Center of Gravity location is 110mm behind the leading edge of
the wing against the fuselage.
 105mm is good for pattern flying.
 115mm is good for 3D flying.

Можно не переводить?

Если итальяшки нам не указ, вот Аэроворкс тоже идиоты
The recommended CG is (4 1/2” to 4 3/4”) back from the wing leading edge at the wing tip as shown.
Note: During the test flights we found 4 3/4” to be the optimal C.G. location.
For aerobatic flying a more aft balance point is better. For smooth sport flying or precision pattern a more forward CG is better. An aircraft that is too nose heavy does not fly well and is difficult to land. A tail heavy aircraft is uncontrollable and will likely crash.

Перевожу: для аэробатики чуть задняя центровка - лучче. Для спокойного спортивного пилотирования (паттерн) более передняя центровка лучче. бла-бла-бла… Сильно нагруженный на хваост пепелац неконтролируем и скорее всего щаз ебнется упадет

Продолжать? Или достаточно?
Саня, айда седня в Тушино. Я грузиков возьму много разных, и сделаю из тебя тест-пилтта на моем Сбахе. Будем летать на нейтральной центровке, +10мм, -10мм. А потом послушаем 😁

aleksandr_m

Я хорошо их понимаю. Ибо, то что пишут производители, рассчитано на наиболее широкую массу разных пользователей, что-бы было как можно, более понятнее и доходчивее…😃

Алеша_Татаров
Alfa3:

RH - это ролин хариер что ли?

СОРРИ- я хотел сказать - харриер . И действительно помогает.

Alfa3
Leshij:

Ну, наверное все производителей самолеты, как говорит Антоха Федоров, “Идиоооты”…

Саш, я с ними согласен. Но то что они рекомендуют, обычно сильно передняя центровка, расчитанная на новичка, что бы потом он им не говорил, что изза ваших рекомендаций я самоль грохнул.

Мы с тобой говорим не о сильном перемещении ЦТ вперед назад, а в пределах разумного.

Leshij
Alfa3:

не о сильном перемещении ЦТ вперед назад, а в пределах разумного.

Вот то, что я Саше и пытался доказать. Для меня “задняя” центровка - это сдвинутая от нейтрали на 5-7 мм, если мы говорим о размере 50сс.

Хотя, если говорить о производителей, среди них действительно часто встречаются идиоты. Например СУ-29 50сс от Голдвинга по инструкции должен был иметь определенную нейтральную центровку (не помню значения, но она была указана и в мм, и в %САХ). Но в реале эта центровка оказалась ооооочень сильно задней, самолет на посадку заходил только либо на харриере, либо не огромной скорости. Приглось центровку сдвинуть вперед на 20 (!) мм для получения нейтрали и потом отыграть назад на те самые 5мм.
А вот по их же Сбаху информация указана верно.

Alfa3

В Луках за рюмкой чая обсудим 😉

aleksandr_m
Leshij:

Вот то, что я Саше и пытался доказать.

Лёша… блин…😛 Разве я произвожу такое впечатление, что мне нужно доказывать очевидные вещи?! 😃
Для того что-бы понять , задняя или передняя центровка, мне достаточно посмотреть как модель летит…
Не так ли было дело?? …Мы начали обсуждать, что для 3D является наилучшим вариантом …ты сказал что чем заднее, тем лучше . Тут я не согласился, и привёл тебе пример с QQ Яком, где он рекомендует наилучший результат для 3D - среднее значение, - это 188мм от задней кромки. А вообще, предлагается три варианта, задняя 180 , средняя 188 и передняя 200 мм. , в относительно небольших пределах можно балансировать под себя…
Потом встал вопрос - на какой центровке летать более комфортно. Я сказал что на более задней (речь шла именно о примере с QQ яком), ты сказал что на средней, заметь - никаких цифр не приводилось… вот и понеслось…😁
P.S. к стати , мой QQ-Як уже готов лететь…😃

Alfa3

Вопрос вообще был про хариер. Ответ: передневатая.

Вопрос вообще про 3Д - слегка задневатая, но не сильно 😃

aleksandr_m
Alfa3:

Но то что они рекомендуют, обычно сильно передняя центровка, расчитанная на новичка

Только не в случае с QQ Яком… у него указанно всё корректно, это проверено.

Leshij

Сашка, видимо я тебя все-таки неправильно услышал. А ты - меня. Я НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не мог сказать, что чем заднее, тем лучше.
Я услышал тебя следующим образом, что для устойчивого харриера центровку нужно сдвигать вперед. Но я не услышал, ОТКУДА ты предлагаешь ее сдвигать.
Я так понял, что ты будешь ее сдвигать вперед от нейтральной, комфортной, как хочешь назови, центровки. Но судя по всему, ты имел ввиду, что будешь сдвигать ее вперед от той, которая является СЛИШКОМ задней. То есть мы с тобой спорили об одном и том же, просто разными словами.
Так что с тебя шашлык. И с меня шашлык 😁

Сегодня в Тушкино я пообщался с Андреем (ДАВ) плотненько на эту тему. У меня все встало на свои места очень четко.
Причем его мнение от моего абсолютно не отличалось, просто он мне все рассказал предельно детально.

Единственное, с чем я не согласен - это с этим:

aleksandr_m:

Я сказал что на более задней (речь шла именно о примере с QQ яком), ты сказал что на средней, заметь - никаких цифр не приводилось… вот и понеслось…

Ты мне и Косте упорно втирал, что “на более передней”, а мы тебе втолковывали про “более заднюю”. Про среднюю сказал Антоха по телефону.

PS Прошу прощения, предыдущее сообщение отправил я с Кирюхиного ваккаунта

MaestroEv

Блин… какая точность… 188 мм… 5-7. мм сдвинуть на 2 см… на самолете 50 сс.

Я че то ваще не вкуриваю разницу. Центровка на всех самиках в центре крыла ±5 см… для бензо и ±2 см для метровых… и уж точно не в миллиметрах… и меряю просто на руках, на указательные пальцы приподнял и все… примерно в центре - значит все ок.
В полете больше ветер влияет, и моя кривость управления … чем точность центровки до миллиметра.
Заметил каждый мой самик летает лучше и лучше от полета к полету… похоже центровка вкатывается куда нужно. 😃

Alfa3
MaestroEv:

на указательные пальцы приподнял и все… примерно в центре - значит все ок.
В полете больше ветер влияет,

Вы все правильно говорите. Пальцы - лучший инструмент. (В большинстве случаем 😉 ) А ветер больше на скорость влияет. Если против него лететь, то гораздо медленнее, чем повдоль него. Физика, мать ее.

ДАВ

Поскольку истина-таки восторжествовала, предлагаю выделить в “отдельное производство” обсуждение вопроса:

  • куда смещается центровка туловища при употреблении большого количества шашлыка? В сторону комфорта, в зад назад, тянет в нос сон или вообще пропадает?
Leshij:

Желательно дать развернутый вопрос, с объяснением, почему именно так?

yrok39
MaestroEv:

Центровка на всех самиках в центре крыла ±5 см… для бензо и ±2 см для метровых… и уж точно не в миллиметрах…

:)Ой!..

aleksandr_m
Leshij:

Но я не услышал, ОТКУДА ты предлагаешь ее сдвигать. Я так понял, что ты будешь ее сдвигать вперед от нейтральной, комфортной, как хочешь назови, центровки.

Ёпрст…! От туда , где она находится у тебя, а не у меня . Не мне надо ее сдвигать, а тебе! Точнее твоему Сбаху, потому как я видел как он “пытается лететь” на харриере… Я тебе это сказал еще тогда , когда он был в полете…
Могу с большой степенью вероятности предположить , что с такой задней центровкой, какая была на тот момент у твоего Сбаха, определенные маневры будут не доступны вообще… В прочем поступай как хочешь…

Leshij:

Ты мне и Косте упорно втирал, что “на более передней”, а мы тебе втолковывали про “более заднюю”.

Что я тебе и Косте втирал в тот момент ? про то, с какой всетаки лучше лететь 3D, или про комфортный полет?? …ты ни чего не перепутал ??

Leshij:

ОТКУДА ты предлагаешь ее сдвигать

Разумеется , имелось в виду - в приемлемых , рекоммендованых диапазонах !

Leshij:

не мог сказать, что чем заднее, тем лучше.

Ты так и сказал, что лучшая для 3D - задняя центровка, и разумеется я понял, что ты имел в виду максимально допустимую… а не какую-то запредельную - запредельные эксперименты даже не обсуждаются, мы уже давно вышли из этого возраста…

Leshij:

Сегодня в Тушкино я пообщался с Андреем (ДАВ) плотненько на эту тему. У меня все встало на свои места очень четко.

Вероятно, Андрей лучше меня владеет даром понятливо изъясняться, он ведь из военных, летчик с большим стажем, изучавшем и теорию и практику… а шо б…я ты хочешь от меня … музыканта 😁

Leshij:

Так что с тебя шашлык. И с меня шашлык

Это легко, всенепременно замутим…😒

Leshij
MaestroEv:

Центровка на всех самиках в центре крыла ±5 см… для бензо

Евгений, вы ничего не перепутали?
Если нет, то было бы очень интересно посмотреть, хотя бы на видео, как вы будете летать на центровке ±5 см 😁

Саня, предлагаю закончить эту тему, а то в трех соснах заплутаем.

Чиста поржать: Сегодня с Андреем удачно грохнули Сбаха в красивейшем плоском штопоре, с отошедшим от фюза (из-за вновь выкрутившегося болта) и вставшим верткально (провернувшись на трубе) крылом. Падение было метров со 100. Сначала в каких-то невообразимых пируэтах, потом после выключения зажигания каким-то чудом поставил самолет плоско штопорить. Из повреждений - только стойка шасси. Чудо до сих пор болит 😁

И еще: взлетал сегодня на центровке, сдвинутой еще малость назад, из-за снятой машинки чока. Никакого дискомфорта, харриер идеальный, без раскачки, на средних расходах РВ. Правда Андрей его почему-то не увидел 😃

aleksandr_m
Leshij:

каким-то чудом поставил самолет плоско штопорить. Из повреждений - только стойка шасси. Чудо до сих пор болит

Плоский штопор с одним, повернутым на 90 град. крылом !? 😃 … на авто-ротации…? 😁 Это везение, стойку не жалко. 😉

Leshij:

Никакого дискомфорта, харриер идеальный, без раскачки, на средних расходах РВ.

Вот завтра и покажешь свой харриер…

Leshij
aleksandr_m:

Вот завтра и покажешь свой харриер…

На чем???

Сегодня с Андреем удачно грохнули Сбаха

aleksandr_m

Как? Ты же говоришь, что только стойка шасси ? У тебя что, нет чего-нибудь подходящего?😃 Давай, посмотрим что-нибудь у меня… Завтрашнее клубное мероприятине саботировать нельзя ! 😎