правильная посадка самолета

Wherewolf

посадка со скольжением.
в створ полосы завожу кренами, удерживаю газом и кренами…
в основном газом контролирую снижение… а вообще - по ситуации…

в момент касания и до остановки - РН

DraKino
toreo:

Макси, тебе чего надо в нашей песочнице? Ее не для того большие дядьки соорудили, чтобы малолетние таланты в ней гадили. Все и так в курсе, что круче тебя пилота нет.

Да это, дядь toreo, не серчай. Я стойку на посадке подломил, вот, ищу…

toreo
toreo:

от ветра прикрываюсь не креном, а газом. Иногда получается, иногда нет.Получаться стало чаще, когда выставил пологую кривую в первой половине хода газа. Поучится бы у кого, видео с каментами посмотреть. А то на своих шишках как-то накладно выходит. В выходные будем снимать ролик - выложу на обсуждение, возможно будет боковик.

ролик не снимали, погода была совершенно нефотогеничная. Перенесли на неделю.
Зато был бодренький такой ССЗ, ССВ кроссвинд на полосе З-В, отягощенный порывами и роторами за склоном.
Что выяснилось совершенно однозначно:
Модель при полете кроссвиндом старается уйти на ветер, без каких-либо подруливаний руддером.
Чтобы пролететь ровно кроссвиндом фигуру “полет по прямой” нужно отворачивать рудером ОТ ветра. Модель тем не менее, летит со сносом.
Посадка тоже самое - после 4 поворота выходим на осевую впп, устраняем крен, модель саму разворачивает на ветер, причем, чем медленне летим, тем сильнее разворачивает. Играем руддером ОТ ветра, балансируя между углом сноса и осевой. Если не держать руддер, самолет стремится уйти с осевой на ветер. На торце полосы еще сильнее отворачиваем от ветра, и полностью устранив снос, садимся. В этот момент ессно есть небольшой сдвиг от осевой, но он практически незаметен так как высоты над впп уже метр-полтора.
Все попытки рулить руддером НА ветер, для удержания сноса кончались разворотом на ветер и потерей курса.

Как-то так, в целом.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Читаю ваш диспут и немогу вникнуть что у меня не так …
Понятно что первое руки и голова …
Но стоит мне тронуть руль напровления , у меня все модели делают следующее - кивают носом вниз и закладывают крен .
Дальше попытка выпровить крен и и добиться горизонтального полета …
Все это прекрасно на высоте , но на посадке это меня вводит в ступор когда высота всего метр или полтора - имел неудовольствие завалить мелкого Мустанга который на еле заметное движение просто мгновенно отреагировал мордой об землю на малой высоте…
Отсюда обычно завожу моделю выравнивая траэкторию элеронами и потом спокойно сажаю . Ветер если постоянный , не напрягает . Но вот если порывистый и постоянная корекция рудером то туда , то сюда - у меня просто рука каменеет и не слушается , по причине что уже отложилось как ведет себя модель …
А вам просто завидую , вы и туда им и сюда и при этом модель адекватно реагирует…
Как это ?

an2an
ЕВГЕНИЙ-ARM:

…у меня просто рука каменеет и не слушается…
А вам просто завидую , вы и туда им и сюда и при этом модель адекватно реагирует…
Как это ?

Тренеровать руку надо, тогда и каменеть перестанет. В Тушино регулярно наблюдаю обучение новичков, их уже на 2-3 полете учат летать разворотами РН и с компенсацией паразитных тенденций (сваливание на крыло, опускание/поднимание носа). Полагаю это очень хорошая практика.

А сам я, пролетав несколько лет, потом тоже с трудом оваивал руддер. Но потраченного времени не жаль ни капли, т.к. только разобравшись с РН понимаешь, что полноценный полет без него не возможен.

toreo
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Читаю ваш диспут и немогу вникнуть что у меня не так …
Понятно что первое руки и голова …
Но стоит мне тронуть руль напровления , у меня все модели делают следующее - кивают носом вниз и закладывают крен .

Уменьшайте расходы руддера разика в 2. Расход требуемый для корректировки курса значительно меньше, чем скажем для выполнение срывного разворота или висения. Для корректировки курса важнее не расход, а длительность отклонения.

Все выше написаное - это сугубо мое имхо и мой экспириенс. Ни на какие учебные материалы не претендую. Я сам только учусь.

Brandvik

Да не трогайте вы рудер. Не мешайте самолету лететь, 1й способ. Самолет сам сатанет по ветру, вам же останется корректировать только угол сноса(газом,пикированием, кабрированим,…). В этом случае самолет летит без скольжения! Т.к. поток будет по оси самолета. Когда вы выравнивате ось самолета по курсу, то вы начинаете полет со скольжением (это все в случае бокового ветра) при этом надо активно парировать крен элеронами. Посмотрите видео на ю-тюбе посадки больших самиков при боковом ветре. Все поголовно заходят по 1му варианту. И только практически пере самым касанием выравнивают ось по курсу при этом руля элеронами в противоположную сторону. Вы видели как выполняют скольжение на настояших планерах для сброса скорости (ветер при этом обычно слабенький или по курсу) Так вот, планер летит боком, одно крыло внизу второе вверху и вы так бочком, бочком на полосу летите!!! А изнутри впечатления еще круче! А недавно я наблюдал как чел на настоящем пайпере “прикалывался” выполняя скольжение, С короткими крылышками это выглядит вообще страшно, как будто он реально боком летит.
Удерживать самолет в скольжении сохраняя при этом нужный курс задача не тривиальная. Так что тренеровки, тренеровки, тренеровки! Тренеруйте скольжени без ветра, потом будет гораздо легче. 😉

ЕВГЕНИЙ-ARM

Почитав днем и помыслив собрал в охапку свою пилотагу и в поле…
Еще ваших рекомендаций не видел но интуитивно поднял экспоненту побольше и все зароботало - самик перестал кивать так интенсивно.
Дальше пол дня отбивал два упрожнения - медленная бочка с фиксациями и корекцией рудером и заход и выполнение посадки.
Тем более для этого были все предпосылки - боковик примерно градусов 15 относительно расположения моей полосы.
Конечно все сыро пока и и коряво , но что делать учиться надо . Самики давно уже не роняю по причине того что залетался или еще как , бью по раздолбайству только. Но пока выработалась моторика реакции на поведение самика за несколько лет , был упущен момент работы рудером и коректной и красивой посадки именно туда куда надо , а не где прийдется и именно в моторном режиме ( тем более полоса у меня узкая и немного с экстримом приходится садить - физически неуспеваю бороться с травой на такой площади ).
Как ни странно , но в безмоторном режиме с посадкой осложнений нет .
Но в моторном самик более нервозен ( или я ) и поэтому пока тренеруюсь.

ADF

Просто в моторном режиме не надо пытаться снижать самолет по той-же глиссаде, что без мотора - и все будет нормально! В моторном режиме траектория должна быть более пологой, чтобы модель не разгонялась и не делалась более “нервозной”. Двигатель-то тянет.

Насчет руля направления - насколько я знаю, довольно многие осваивают его достаточно поздно, когда приходит время заниматься нормальным пилотажом. Для обычных раздолбайско-любительских полетов РН нах не нужен, ну, разьве что на винте висеть. Но это, опять-же, уже пилотаж.

toreo

вот выложил видео с воскресной тренировки.
Видео не пафосное, к тому же сжатое, не взыщите. 9 метров. Но понять, как летит можно. Особенно последние 2 захода. Кто подскажет ошибки буду только рад.
www.rcuvideos.com/item/T6FWS0GMJX0BFV0K

Wherewolf
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Как ни странно , но в безмоторном режиме с посадкой осложнений нет .

а это у всех, наверное, так… т.к. без мотора шансов на круг нет, потому и более ответственно подходишь к посадке…
а на моторе - сказывается и возможность уйти на круг, и возможность “подтянуть” при провале под глиссаду 😃

Palar
toreo:

вот выложил видео с воскресной тренировки.
Видео не пафосное, к тому же сжатое, не взыщите. 9 метров. Но понять, как летит можно. Особенно последние 2 захода. Кто подскажет ошибки буду только рад.
www.rcuvideos.com/item/T6FWS0GMJX0BFV0K

С такого ракурса сложилось такое впечатление… Первый из 2-х крайних, слишком высокий заход, сразу надо было уходить на второй круг без эквилибристики. Второй, заход уже ниже, но слишком рано прекращено скольжение, самолёт перед касанием успел разогнаться и дал козла. Скажите видеооператору, чтобы камеру всегда держал двумя руками. 😁

При сильном боковике в условиях высокой приземной турбулентности срабатывает такой способ. Заход делается со стороны ветра, 4-й разворот не в створ полосы, а параллельно ей с учётом сноса ветром по напралению к полосе и выравниванием уже над полосой. Снос контролирутся креном и оборотами с удержанием оси самолёта параллельно полосе. При этом вероятность потери скорости на снижении минимальна, самолёт просто сносит ветром почти без скольжения и сохраняется нормальная управляемость… Прекращение сноса коротким скольжением или креном на высоте выравнивания, перед касанием скольжение убирается. Тут конечно желательно сделать пару пробных заходов для уточнения угла сноса, но потом посадка без проблем. Вчера таким манером выполненено 7 посадок на асфальт при порывистом 5-7 м/с почти перпендикулярном полосе боковике. Проблема при любом другом варианте захода была в том, что ветер сдувал самолёт на кусты, забор, столбы и деревья, расположенные вдоль одного края полосы, а посадочная дистанция была небольшая из-за припятствий на подходе.

John63
toreo:

Особенно последние 2 захода. Кто подскажет ошибки буду только рад.

Про заход не скажу, но взлёт точно нештатный! 😃

toreo
Palar:

При сильном боковике в условиях высокой приземной турбулентности срабатывает такой способ. Заход делается со стороны ветра, 4-й разворот не в створ полосы, а параллельно ей с учётом сноса ветром по напралению к полосе и выравниванием уже над полосой. Снос контролирутся креном и оборотами с удержанием оси самолёта параллельно полосе. При этом вероятность потери скорости на снижении минимальна, самолёт просто сносит ветром почти без скольжения и сохраняется нормальная управляемость… Прекращение сноса коротким скольжением или креном на высоте выравнивания, перед касанием скольжение убирается. Тут конечно желательно сделать пару пробных заходов для уточнения угла сноса, но потом посадка без проблем. Вчера таким манером выполненено 7 посадок на асфальт при порывистом 5-7 м/с почти перпендикулярном полосе боковике. Проблема при любом другом варианте захода была в том, что ветер сдувал самолёт на кусты, забор, столбы и деревья, расположенные вдоль одного края полосы, а посадочная дистанция была небольшая из-за припятствий на подходе.

Про козла-то мне как раз все понятно. Я про курс и методику подлета. Я хочу научится подлетывать к полосе строго по осевой, независимо от направления ветра. Варианты со сносом по ветру или вторыми заходами зачастую непрокатывают. На соревнованиях нельзя залетывать за линию безопасности независимо откуда дует ветер, а также нельзя уходить на второй круг. На мой взгляд наиболее копийно смотрится посадка с курсом по осевой, без метаний по полю и маханием крыльями.Вообщем хочу красиво, по самолетному…
Про взлет что тут сказать - сам дурак. Сам всем талдычу про необходимость двойных расходов на носовой стойке, а у самомого все руки не доходили. Теперь сразу дошли, после смены памперсов конечно 😃 Как по рельсам стал взлетать.

Palar

Вообщем хочу красиво, по самолетному…без метаний по полю и маханием крыльями

По самолётному тоже бывает по разному. 😃
www.youtube.com/watch?v=7oKdJVtvMX8

Я про курс и методику подлета

Наверное подразумеваются схемы захода на посадку. Для моделейй это - родная “коробочка” или “ипподром”. Мне больше нравится “ипподром”, суеты меньше. Копийно смотрится посадка, когда торец проходится на высоте масштабной для указанной в РЛЭ или инструкции лётчику прототипа. В РЛЭ можно найти много интересного и применимого для моделей, например об особенностям посадки самолёта с передней стойкой и закрылками. Главное знать - как это в рельности, остальное дело техники и опыта.

toreo

А что такое РЛЭ, где почитать?

Как же много я потерял, что вовремя не научился работать руддером не только на ролинг харриере… Сейчас уделяю этому повышенное внимание в ущерб другим моментам, поэтому посадки немного рассыпались - появились козлы, провалы, уродские вспухания. Но подлеты - к полосе с любой стороны, пофиг на ветер.Это новая степень свободы пилотирования. Вчера подлетел строго против ветра где-то под 30-40 град к полосе, уже над полосой руддером плоско довернул и сел по осевой. Гарантированно и управляемо, никакого экстрима. Ребята, руддер - это весчь!!!

John63
toreo:

Ребята, руддер - это весчь!!!

Есть несознательные, которые в это не верят. 😃

Palar

А что такое РЛЭ, где почитать?

РЛЭ - Руководство по Лётной Эксплуатации, для гражданских самолётов. Для военных самолётов тоже самое называется - инструкция лётчику. Там есть указания по выполнению посадки, использованию закрылков, высоте вырвнивания и т.д. , что для копийного полёта особенно актуально.
Например РЛЭ для Як-52 :
www.avion.ru/info/docs/doc_rle/…/index.html
Инструкция лётчику Як-3:
www.aviation.ru/contrib/…/index.htm

Ребята, руддер - это весчь!!!

Правильная работа РН в любом положении и направлении полёта - это святое . 😁

DraKino
toreo:

Как же много я потерял, что вовремя не научился работать руддером не только на ролинг харриере… <…> посадки немного рассыпались - появились козлы, провалы, уродские вспухания<…>

А еще Чемпион России по копиям… 😃 😒

toreo
DraKino:

А еще Чемпион России по копиям… 😃 😒

Макси, ты опять к дядям пристаешь? пшел вон из нашей песочницы. Давай строгай свой дс3 и пролетика на нем на следующем владимире в такой-же кроссвинд. Тогда посмотрим, кто ЧР, а кто звезда дракино-корякино 😃

horse427
Palar:

РЛЭ - Руководство по Лётной Эксплуатации

Есть для Як-42 в 4-х томах, ненуна? 😃

РЛЭ рлэ, в моделях хоть и аэродинамика та же, но, вот скоростя ну совсем не те, согласитесь?

Palar:

Правильная работа РН в любом положении и направлении полёта - это святое . 😁

На 42 и 154 ниразу в воздухе не пользовал ( не давали, иди, говорят на кукурузник, и там долби педалями 😊 ). Наверное, как пилот плох 😛