"Подхват" на модели - кто-нибудь замечал?

DeltaGold

Решил в субботу выбраться полетать после паузы, fun-fly. Зимой воздух плотнее, модель послушнее.

Чтобы просто не утюжить воздух, хочу попробовать вот что: перевести модель в «подхват», предшествующий сваливанию. Hи разу не замечал этого явления в полете на модели, хотя сваливался много раз (намеренно, конечно). ПМСМ, он должен происходить как на взрослой технике, т.е перед сваливанием модель должно немного «подбросить» вверх, хоть чуть-чуть. У меня же она просто поднимает нос и валится на крыло, никак не «подпрыгивая» перед этим.

Вопрос: как вызвать «подхват» на модели? Классический способ снижения мощности и постепенно штурвал на себя не создавал видимого подхвата.

ДАВ

Мне кажется, Вам в другой раздел. Сюда: rcopen.com/forum/f86 Там и нужных специалистов по аэродинамике найдете.

Concord
DeltaGold:

как вызвать «подхват» на модели

Вообще термин “подхват” означает нечто другое. Например, трансзвуковой подхват - это самопроизвольное увеличение перегрузки на петле. Самолет увеличивает угол атаки и радиус петли уменьшается (его затягивает в спираль). Обычно это приводит к помпажу и остановке двигателя. Лечится своевременным увеличение оборотов (предотвращает падение скорости) или отданием РУС от себя.
Был свидетелем такого случая в своей части. Курсант в полете на МиГ-21 попал на петле в подхват. Потерял от перегрузки в 9 единиц сознание. Двигатель встал из за косого обдува входного устройства. Это было на 6000 м. На 3000 - парень пришел в себя, увидел, что двигатель на авторотации. На автомате нажал кнопку запуска в воздухе и доложил РП, что после остановки, запустил двигатель - задание прекратил, разрешите посадку. На земле все выпали в осадок и пошли встречать героя. Я видел его после полета, когда до него дошло, что в тот день он родился во второй раз. Пацан не мог попасть сигаретой в рот… Когда проверили пленку САРПП все стало ясно. Парень пошел рисовать на себя стенгазету. Обычно за предпосылку к летному происшествию полагалось изображать себя в ЗШ с рогами. Отсюда кличка у курсантов - “рогатые”.
А перед сваливанием в штопор никакого “подбрасывания” вверх быть не должно, ведь срыв - это потеря скорости, т.е. кинетической энергии. Так откуда взяться “подбросу”, если энергии совсем не осталось?

ДАВ

Ну вот, опять началось… И “трансзвуковой подхват” на МиГ-21 на петле на высоте 6000 метров (и откуда только у него такая тяговооруженность, чтобы в верхнюю точку петли прилететь почти на трансзвуке?), и про увеличение тяги, и про вход в спираль, и про “рогатых” курсантов, и про пленку САРПП, по которой ВСЕ СТАНОВИТСЯ ЯСНО, и про потерю сознания от кратковременной перегрузки 9 ед, и про сигарету мимо рта, но с сохранением способности к рисованию…!
Уважаемые модераторы. А нельзя ли наделить правом модерирования ветки непосредственного инициатора её возникновения - господина “aau”?

DeltaGold

Спасибо за внимание к теме.

Concord:

А перед сваливанием в штопор никакого “подбрасывания” вверх быть не должно, ведь срыв - это потеря скорости, т.е. кинетической энергии. Так откуда взяться “подбросу”, если энергии совсем не осталось?

Tоже так думаю, однако практика показывает, что бросок вверх перед сваливанием имеет место - именно это явление именуется “подхват” у лётчиков. Как описывает это летчик-испытатель на Ту-154 в книге «Летчики-испытатели Аэрофлота» (в связи с катастрофой Пулковского Ту-154, www.spbgu.ru/forums/index.php?showtopic=20715):

…отчитывается за проведение облета самолета Ту-154 перед началом перевозки пассажиров.
- Набрали высоту шесть тысяч метров. Задание - управляемость на больших углах при крайней задней центровке.
- А кто у тебя был на правом сиденье? - уточняет ведущий разбор заместитель начальника ЛИКа Валентин Николаевич Кляус»
- Так вот, - продолжал Чемгуевич. - Я был на левом сиденье как летчик облета, а справа сидел летчик из КБ Туполева. Убрал, значит, я газ, начинаю увеличивать угол набора, все идет хорошо,- уже 20°. Я начинаю плавно отдавать штурвал от себя, ну, как положено, растягиваю движение по времени на две секунды и… мощный подхват, самолет задирает нос, небольшой клевок, и горизонт со всей „декорацией" - трубами заводов, деревьями, полями -энергично пошел вправо, ускоряя свой бег. Это был настоящий плоский штопор. Штурвал, конечно, отдаю от себя до отказа - никакого эффекта, рули, как на земле, двигаются свободно…
- А на сколько градусов был подхват? - интересуется Кляус.
- Стрелку зашкалило. Расшифровка записи показала угол до 34°…
- Положение не из приятных, - продолжал Мезох, - тут я услышал голос летчика КБ - противоштопорный парашют! (сам гениальный адыгейский летчик до этого видимо не додумался – прим. Васи)- Так, что, вы покинули самолет, что ли? - не вытерпел кто-то из присутствующих.
- Подожди, не перебивай, все расскажу по порядку. Так вот, услышал я - парашют! И быстро нажал кнопку. Нажали одновременно, как выяснилось. Томительное ожидание раскрытия, а это длилось доли секунды, и… сильный рывок - вращение прекратилось, самолет опустил нос. Быстро нажимаю кнопку сброса парашюта, а дальше увеличиваю скорость. Вывожу самолет в горизонтальный полет. Запускаем два двигателя, которые „погасли" во время штопора. Пришлось их выключить.

Хочу тоже самое на модели. Правда модели такие, что штопорят только если ручку держать вправо-на себя, иначе сразу выходят из штопора. Но вот чтобы их хоть чуть-чуть подкидывало перед сваливанием - не замечал.

Алеша_Татаров
DeltaGold:

Хочу тоже самое на модели.

  • ну , зачем,ВЫ так упорно продвигаете этот стереотип? МОДЕЛЬ и САМОЛЕТ- две-2- Большие разницы!
Concord
DeltaGold:

что бросок вверх перед сваливанием имеет место

Не бросок вверх, а заброс по углу тангажа.
Пример с Ту-154 некорректен, т.к. на больших углах атаки его Т-образный стабилизатор попадает в тень от крыла и становится неэффективным.
На модели можно добиться и подброса, если не дожидаясь торможения резко дать стик на себя. Модель с подбросом потеряет скорость и перейдет в штопор по типу штопорной бочки. Только это будет неправильно с точки зрения правил выполнения этой фигуры.

"5B.8.10. ШТОПОРЫ
Вход в штопоры и выход из них выполняется по прямолинейным участкам. Для выполнения штопора модель необходимо остановить в верхней точке. Вход в штопор осуществляется по горизонтальной траектории полета, нос фюзеляжа должен быть приподнят относительно траектории полета, и подъем должен увеличиваться по мере уменьшения скорости. Небольшое перемещение в этом положении не ведет к снижению оценки, так как она останавливается в почти неподвижное состояние. Однако серьезное отклонение от направления движения или движение по извивающейся траектории ведет к снижению оценки на 1 очко в соответствии с 15-градусным правилом. Если модель до вращения движется с изменением высоты, то оценка также снижается на 1 очко в соответствии с 15-градусным правилом. Затем нос опускается по мере подхода модели к остановке. Одновременно с опусканием носа крыло также опускается в направлении штопора. За некоторое движение во время вращения оценка не снижается, если модель не выходит за пределы зоны пилотирования.
"

DeltaGold

Eсли ничего не помешает, попробую “подхватиться” в эти выходные. Сначала номинал в горизонтали, потом убрать газ и штурвал на себя на пол-хода.

Посмотрим, как фанфлаю это понравится 😃 . Конечно с Ту-154 не сравнить - нет затенения стабилизатора (как упоминали), да и обдувка присутствует. Но попробую. Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

DeltaGold

Можно об этом поподробнее? Немного оффтоп, но для общего развития.

Concord:

трансзвуковой подхват - это самопроизвольное увеличение перегрузки на петле. Самолет увеличивает угол атаки и радиус петли уменьшается

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая), доходит критического тангажа и его «подхватывает», резко увеличивается перегрузка?

А почему он называется трансзвуковым?

Concord:

(его затягивает в спираль).

В спираль – в смылсе в штопор?

У меня такое было на планере (модели), никак не мог выполнить петлю, т.к. планер в середине петли делал какой-то кульбит и поле полувитка и короткого пике выходил в горизонталь. Потом опытные посоветовали уменьшить расход РВ, всё стало на места, а то петля была слишком крутой.

Concord:

Обычно это приводит к помпажу и остановке двигателя… или отданием РУС от себя.

Что такое РУС, никак не могу найти расшифровку? РУД в Миге 21-м, тот, который слева под рукой?

Concord:

Это было на 6000 м. На 3000 - парень пришел в себя, увидел, что двигатель на авторотации.

Hе знал, что у таких двигов существует понятие авторотации! Это у всех, или только у определённых типов ТРД (турбовентиляторных, или других)?

Теперь: что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс. – самолёт штопорил? Видимо нет, если удалось запустить двигатель, т.к. к 3 тыс. штопор уже должен стать плоским и двигатель не запустишь (именно из-за косого обдува). Значит, пикировал (может лёгкая спираль)? Если так, то курсант родился в рубашке – нам в авиашколе преподаватель рассказывал именно такой случай, когда на Миг-21 в их полку отскочил плохо вставленый шлаг подачи воздуха. Лётчик потерял сознание, перешёл в пике, в результате чего прорвало передний обтекатель (не знаю как называется – характерный конус впереди Миг-21) и двигатель встал. Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Concord
DeltaGold:

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая

Совершенно верно, или РУС (ручка управления самолетом) перетянул или РУД не поставил на максимал.

DeltaGold:

А почему он называется трансзвуковым?

Потому, что этот эффект проявляется из за местных околозвуковых скоростей на крыле. Это так называемая неустойчивость по скорости. www.warssau-aero.hut2.ru/g4/8.htm

DeltaGold:

В спираль – в смылсе в штопор?

Нет, я имел ввиду спираль только в плоскости тангажа (затягивание в центр петли)

DeltaGold:

Это у всех, или только у определённых типов ТРД

У всех. Пока ротора не заклинило, они обязаны вращаться от набегающего потока

DeltaGold:

что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс.

Ну ясно, что падал. Не обязательно в штопоре. МиГ меньше чем при 60% РНД (ротора низкого давления) не летит (если я не забыл)

DeltaGold:

прорвало передний обтекатель

Это радиопрозрачный конус ВУ (входного устройства). Под ним находится прицел (радар). Так что если его сорвало, что очень вряд ли (крепится 6-ю спецболтами с фиксатором) то двигатель будет разрушен. И летчика спасет только катапультирование.

DeltaGold:

Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Вот этого точно МиГ-21 не может. Крылья ему проектировали под приличный сверхзвук (более 2-х Махов). Так что нагрузка на площадь там не позволяет порхать как…

Дим_Димыч

Термин “подхват” встречал изучая аэродинамику самолетов схемы Утка и Тандем. У этих схем, подхват может происходить из за срыва потока на заднем крыле раньше чем на переднем, в данных схемах “подхват” считается абсолютно недопустимым, в результате самолет резко задирает нос и переходит в штопор. Один из способов борьбы с этим явлением установка переднего крыла с большим углом атаки чем заднее.

U_L_90
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Немного отступлю от темы. Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта 😃 Как человек в авиациии совершенно не уважаемый, ну худо-бедно имеющий пяток десятков часов налёта на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно. Как “крылышками помахивает” самолёт при выходе на закритическию углы на скорости выше эволютивной - да, видно очень хорошо, на моделях тоже.

Теперь по теме - всякие подхваты и прочие сомнительные радости жизни наблюдаются на самолётах с аэродинамикой, предельно далёкой от моделей - Ту-154, Ту-104, истребители. Наши с Вами модели значительно ближе к небольшим пилотажным и учебным самолётам, на которых ничего подобного не наблюдается. Да, есть тенденции - например, Як-18Т после третьего витка начинает потихоньку уходить в плоский, Як-52 - наоборот начинает пытаться выйти. И ещё, говорят, что модельный штопор не настоящий. Так вот, это не так. На большинстве спортивных и учебных самолётов если штопор не плоский, нужно всю дорогу держать рули по штопору, как и на моделях. Если бросить штурвал и педали - сам выйдет. С большой потерей высоты, бонусным витком-другим, коряво, раскачиваясь - но выйдет.

И да, для своих экспериментов Вы выбрали не ту модель. Из моего опыта - абсолютно копийно сваливается и штопорит классический тренер-низкоплан 60-го класса. Ну и F3A-пилотажки, конечно, вне конкуренции.

____________
С Уважением, давний фанат вторых режимов 😃

Andry_M
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Это если повезет… 😃 Зависит от разных факторов…

U_L_90:

Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта
на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно.

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

U_L_90
Andry_M:

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

Скорее всего это - мелкая раскачка по всем осям, самолёт теряет устойчивость и думает, куда бы ему свалиться. Ну не верю я в возможность увидеть предупредительную тряску модели, такой вот я скептик 😃
Кстати, якобы срывную тряску в процессе штопорения я наблюдал на двух своих абсолютно разных моделях. При детальном разборе сего любопытного явления понял, что это - всего лишь неустойчивый штопор с мелкими рывками. Такие дела 😃