"Подхват" на модели - кто-нибудь замечал?

ДАВ

Мне кажется, Вам в другой раздел. Сюда: rcopen.com/forum/f86 Там и нужных специалистов по аэродинамике найдете.

Concord
DeltaGold:

как вызвать «подхват» на модели

Вообще термин “подхват” означает нечто другое. Например, трансзвуковой подхват - это самопроизвольное увеличение перегрузки на петле. Самолет увеличивает угол атаки и радиус петли уменьшается (его затягивает в спираль). Обычно это приводит к помпажу и остановке двигателя. Лечится своевременным увеличение оборотов (предотвращает падение скорости) или отданием РУС от себя.
Был свидетелем такого случая в своей части. Курсант в полете на МиГ-21 попал на петле в подхват. Потерял от перегрузки в 9 единиц сознание. Двигатель встал из за косого обдува входного устройства. Это было на 6000 м. На 3000 - парень пришел в себя, увидел, что двигатель на авторотации. На автомате нажал кнопку запуска в воздухе и доложил РП, что после остановки, запустил двигатель - задание прекратил, разрешите посадку. На земле все выпали в осадок и пошли встречать героя. Я видел его после полета, когда до него дошло, что в тот день он родился во второй раз. Пацан не мог попасть сигаретой в рот… Когда проверили пленку САРПП все стало ясно. Парень пошел рисовать на себя стенгазету. Обычно за предпосылку к летному происшествию полагалось изображать себя в ЗШ с рогами. Отсюда кличка у курсантов - “рогатые”.
А перед сваливанием в штопор никакого “подбрасывания” вверх быть не должно, ведь срыв - это потеря скорости, т.е. кинетической энергии. Так откуда взяться “подбросу”, если энергии совсем не осталось?

ДАВ

Ну вот, опять началось… И “трансзвуковой подхват” на МиГ-21 на петле на высоте 6000 метров (и откуда только у него такая тяговооруженность, чтобы в верхнюю точку петли прилететь почти на трансзвуке?), и про увеличение тяги, и про вход в спираль, и про “рогатых” курсантов, и про пленку САРПП, по которой ВСЕ СТАНОВИТСЯ ЯСНО, и про потерю сознания от кратковременной перегрузки 9 ед, и про сигарету мимо рта, но с сохранением способности к рисованию…!
Уважаемые модераторы. А нельзя ли наделить правом модерирования ветки непосредственного инициатора её возникновения - господина “aau”?

DeltaGold

Спасибо за внимание к теме.

Concord:

А перед сваливанием в штопор никакого “подбрасывания” вверх быть не должно, ведь срыв - это потеря скорости, т.е. кинетической энергии. Так откуда взяться “подбросу”, если энергии совсем не осталось?

Tоже так думаю, однако практика показывает, что бросок вверх перед сваливанием имеет место - именно это явление именуется “подхват” у лётчиков. Как описывает это летчик-испытатель на Ту-154 в книге «Летчики-испытатели Аэрофлота» (в связи с катастрофой Пулковского Ту-154, www.spbgu.ru/forums/index.php?showtopic=20715):

…отчитывается за проведение облета самолета Ту-154 перед началом перевозки пассажиров.
- Набрали высоту шесть тысяч метров. Задание - управляемость на больших углах при крайней задней центровке.
- А кто у тебя был на правом сиденье? - уточняет ведущий разбор заместитель начальника ЛИКа Валентин Николаевич Кляус»
- Так вот, - продолжал Чемгуевич. - Я был на левом сиденье как летчик облета, а справа сидел летчик из КБ Туполева. Убрал, значит, я газ, начинаю увеличивать угол набора, все идет хорошо,- уже 20°. Я начинаю плавно отдавать штурвал от себя, ну, как положено, растягиваю движение по времени на две секунды и… мощный подхват, самолет задирает нос, небольшой клевок, и горизонт со всей „декорацией" - трубами заводов, деревьями, полями -энергично пошел вправо, ускоряя свой бег. Это был настоящий плоский штопор. Штурвал, конечно, отдаю от себя до отказа - никакого эффекта, рули, как на земле, двигаются свободно…
- А на сколько градусов был подхват? - интересуется Кляус.
- Стрелку зашкалило. Расшифровка записи показала угол до 34°…
- Положение не из приятных, - продолжал Мезох, - тут я услышал голос летчика КБ - противоштопорный парашют! (сам гениальный адыгейский летчик до этого видимо не додумался – прим. Васи)- Так, что, вы покинули самолет, что ли? - не вытерпел кто-то из присутствующих.
- Подожди, не перебивай, все расскажу по порядку. Так вот, услышал я - парашют! И быстро нажал кнопку. Нажали одновременно, как выяснилось. Томительное ожидание раскрытия, а это длилось доли секунды, и… сильный рывок - вращение прекратилось, самолет опустил нос. Быстро нажимаю кнопку сброса парашюта, а дальше увеличиваю скорость. Вывожу самолет в горизонтальный полет. Запускаем два двигателя, которые „погасли" во время штопора. Пришлось их выключить.

Хочу тоже самое на модели. Правда модели такие, что штопорят только если ручку держать вправо-на себя, иначе сразу выходят из штопора. Но вот чтобы их хоть чуть-чуть подкидывало перед сваливанием - не замечал.

Алеша_Татаров
DeltaGold:

Хочу тоже самое на модели.

  • ну , зачем,ВЫ так упорно продвигаете этот стереотип? МОДЕЛЬ и САМОЛЕТ- две-2- Большие разницы!
Concord
DeltaGold:

что бросок вверх перед сваливанием имеет место

Не бросок вверх, а заброс по углу тангажа.
Пример с Ту-154 некорректен, т.к. на больших углах атаки его Т-образный стабилизатор попадает в тень от крыла и становится неэффективным.
На модели можно добиться и подброса, если не дожидаясь торможения резко дать стик на себя. Модель с подбросом потеряет скорость и перейдет в штопор по типу штопорной бочки. Только это будет неправильно с точки зрения правил выполнения этой фигуры.

"5B.8.10. ШТОПОРЫ
Вход в штопоры и выход из них выполняется по прямолинейным участкам. Для выполнения штопора модель необходимо остановить в верхней точке. Вход в штопор осуществляется по горизонтальной траектории полета, нос фюзеляжа должен быть приподнят относительно траектории полета, и подъем должен увеличиваться по мере уменьшения скорости. Небольшое перемещение в этом положении не ведет к снижению оценки, так как она останавливается в почти неподвижное состояние. Однако серьезное отклонение от направления движения или движение по извивающейся траектории ведет к снижению оценки на 1 очко в соответствии с 15-градусным правилом. Если модель до вращения движется с изменением высоты, то оценка также снижается на 1 очко в соответствии с 15-градусным правилом. Затем нос опускается по мере подхода модели к остановке. Одновременно с опусканием носа крыло также опускается в направлении штопора. За некоторое движение во время вращения оценка не снижается, если модель не выходит за пределы зоны пилотирования.
"

DeltaGold

Eсли ничего не помешает, попробую “подхватиться” в эти выходные. Сначала номинал в горизонтали, потом убрать газ и штурвал на себя на пол-хода.

Посмотрим, как фанфлаю это понравится 😃 . Конечно с Ту-154 не сравнить - нет затенения стабилизатора (как упоминали), да и обдувка присутствует. Но попробую. Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

DeltaGold

Можно об этом поподробнее? Немного оффтоп, но для общего развития.

Concord:

трансзвуковой подхват - это самопроизвольное увеличение перегрузки на петле. Самолет увеличивает угол атаки и радиус петли уменьшается

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая), доходит критического тангажа и его «подхватывает», резко увеличивается перегрузка?

А почему он называется трансзвуковым?

Concord:

(его затягивает в спираль).

В спираль – в смылсе в штопор?

У меня такое было на планере (модели), никак не мог выполнить петлю, т.к. планер в середине петли делал какой-то кульбит и поле полувитка и короткого пике выходил в горизонталь. Потом опытные посоветовали уменьшить расход РВ, всё стало на места, а то петля была слишком крутой.

Concord:

Обычно это приводит к помпажу и остановке двигателя… или отданием РУС от себя.

Что такое РУС, никак не могу найти расшифровку? РУД в Миге 21-м, тот, который слева под рукой?

Concord:

Это было на 6000 м. На 3000 - парень пришел в себя, увидел, что двигатель на авторотации.

Hе знал, что у таких двигов существует понятие авторотации! Это у всех, или только у определённых типов ТРД (турбовентиляторных, или других)?

Теперь: что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс. – самолёт штопорил? Видимо нет, если удалось запустить двигатель, т.к. к 3 тыс. штопор уже должен стать плоским и двигатель не запустишь (именно из-за косого обдува). Значит, пикировал (может лёгкая спираль)? Если так, то курсант родился в рубашке – нам в авиашколе преподаватель рассказывал именно такой случай, когда на Миг-21 в их полку отскочил плохо вставленый шлаг подачи воздуха. Лётчик потерял сознание, перешёл в пике, в результате чего прорвало передний обтекатель (не знаю как называется – характерный конус впереди Миг-21) и двигатель встал. Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Concord
DeltaGold:

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая

Совершенно верно, или РУС (ручка управления самолетом) перетянул или РУД не поставил на максимал.

DeltaGold:

А почему он называется трансзвуковым?

Потому, что этот эффект проявляется из за местных околозвуковых скоростей на крыле. Это так называемая неустойчивость по скорости. www.warssau-aero.hut2.ru/g4/8.htm

DeltaGold:

В спираль – в смылсе в штопор?

Нет, я имел ввиду спираль только в плоскости тангажа (затягивание в центр петли)

DeltaGold:

Это у всех, или только у определённых типов ТРД

У всех. Пока ротора не заклинило, они обязаны вращаться от набегающего потока

DeltaGold:

что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс.

Ну ясно, что падал. Не обязательно в штопоре. МиГ меньше чем при 60% РНД (ротора низкого давления) не летит (если я не забыл)

DeltaGold:

прорвало передний обтекатель

Это радиопрозрачный конус ВУ (входного устройства). Под ним находится прицел (радар). Так что если его сорвало, что очень вряд ли (крепится 6-ю спецболтами с фиксатором) то двигатель будет разрушен. И летчика спасет только катапультирование.

DeltaGold:

Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Вот этого точно МиГ-21 не может. Крылья ему проектировали под приличный сверхзвук (более 2-х Махов). Так что нагрузка на площадь там не позволяет порхать как…

Дим_Димыч

Термин “подхват” встречал изучая аэродинамику самолетов схемы Утка и Тандем. У этих схем, подхват может происходить из за срыва потока на заднем крыле раньше чем на переднем, в данных схемах “подхват” считается абсолютно недопустимым, в результате самолет резко задирает нос и переходит в штопор. Один из способов борьбы с этим явлением установка переднего крыла с большим углом атаки чем заднее.

U_L_90
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Немного отступлю от темы. Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта 😃 Как человек в авиациии совершенно не уважаемый, ну худо-бедно имеющий пяток десятков часов налёта на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно. Как “крылышками помахивает” самолёт при выходе на закритическию углы на скорости выше эволютивной - да, видно очень хорошо, на моделях тоже.

Теперь по теме - всякие подхваты и прочие сомнительные радости жизни наблюдаются на самолётах с аэродинамикой, предельно далёкой от моделей - Ту-154, Ту-104, истребители. Наши с Вами модели значительно ближе к небольшим пилотажным и учебным самолётам, на которых ничего подобного не наблюдается. Да, есть тенденции - например, Як-18Т после третьего витка начинает потихоньку уходить в плоский, Як-52 - наоборот начинает пытаться выйти. И ещё, говорят, что модельный штопор не настоящий. Так вот, это не так. На большинстве спортивных и учебных самолётов если штопор не плоский, нужно всю дорогу держать рули по штопору, как и на моделях. Если бросить штурвал и педали - сам выйдет. С большой потерей высоты, бонусным витком-другим, коряво, раскачиваясь - но выйдет.

И да, для своих экспериментов Вы выбрали не ту модель. Из моего опыта - абсолютно копийно сваливается и штопорит классический тренер-низкоплан 60-го класса. Ну и F3A-пилотажки, конечно, вне конкуренции.

____________
С Уважением, давний фанат вторых режимов 😃

Andry_M
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Это если повезет… 😃 Зависит от разных факторов…

U_L_90:

Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта
на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно.

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

U_L_90
Andry_M:

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

Скорее всего это - мелкая раскачка по всем осям, самолёт теряет устойчивость и думает, куда бы ему свалиться. Ну не верю я в возможность увидеть предупредительную тряску модели, такой вот я скептик 😃
Кстати, якобы срывную тряску в процессе штопорения я наблюдал на двух своих абсолютно разных моделях. При детальном разборе сего любопытного явления понял, что это - всего лишь неустойчивый штопор с мелкими рывками. Такие дела 😃

DeltaGold

Я в выходные тоже поехал за тряской и подхватом на аэродром, такая драма была.

Приехал в пятницу (был выходной), холод -7 и ветер, замерз. Мотор не заводится ну хоть тресни (OS 46FX), а погода отличная, как раз для полётов, солнце светит. Что только не перепробовал – чихает, но не заводится. Ну думаю, топливо старое, свеча за полгода закисла. Так расстроился, что решил дома завести мотор в нарушение всех норм. Он дома не завёлся даже со стартёра! Хотя обычно заводится очень быстро «с руки». Pазвёл такую вонь, что жена чуть из дому не выгнала. Но даже это не навело на мысль, видно хватку потерял.

На следующий день перезарядил аккум и поехал снова. На аэродроме валит снег, -5. На аэродроме куча друзей была, пожаловался что мотор не заводится, он посочувствовали, поругали метанолы, сказали что при такой погоде он вообще не заведётся, как они паяльную лампу с собой таскали чтобы завести, и т.п. Я начинаю заправлять топливом и чувствую какой-то странный запах. Понюхал – а-а-а! В канистрах вместо метанола был бензин… Вот почему мотор не заводился!
Пришлось ехать срочно домой. Время было уже позднее, но меня эта неудача так завела, что решил если не полетать, то хотя бы завести самолёт (не в моём харатере бросать всё, не добившись хоть мелочи). Приехал – снег уже валит как не в себя, видимость паршивая. Ну меня уже было не остановить. Залил бак метанолом, поставил накал и… двигатель заревел с первого толчка рукой. Правда повозился с настройкой, но всё кончилось нормально. Потом решил лететь. Немного провозились с винтом: пластик на морозе сильно сжимается и винт начал свободно вращаться на креплении. С трудом решили, подложив под винт шайбу, которая к счастью была там. Завелись, решил взлететь.

Всё прошло на удивление нормально. Видимость оказалась не такой плохой как ожидалось, хотя летящие в лицо хлопья снега мешали (где-то 5 м/с дуло с севера, а ведь стоишь всё время против ветра). Сначала была проблема взлететь – колёса вязли в снегу полностью, ехать самолёт никак не хотел. Приходилось страгивать его с места за счёт тяги в нарушение всех норм РЛЭ, на настоящем самолёте меня бы уже отстранили от лётной работы за такое J. Спасла высокая тяговооружённость модели – этот самолёт летит почти без разбега, взлетел, отпилотировал, в морозном воздухе очень хорошо управляется.

Итак, попытка сорвать в штопор ничего не дала, уж тем более подхвата. Тряску, как верно заметили, увидеть можно наверное только если свалить в штопор прямо перед собой J . Убрал газ в горизонтальном полёте, фан-флай спокойно опустил нос и пошёл к земле. Тогда стал брать штурвал на себя. Эффект как на бумажном самолётике: поднимает нос с потерей скорости, потом опускает, делает «ступеньку», опять подъём носа, «ступенька» и т.д. Никаких трясок и подхватов.

У меня стоит таймер на 11 минут полёта (летом и больше 15 минут летал не напрягаясь). Смотрю, осталось ещё две минуты, думаю, скоро сажусь, сбросил газ и… рев двигателя прекратился, я в воздухе увидел как винт замер. Всё произошло над аэродромом почти по центру, но всё-таки удалось развернуться против ветра. Сел не чисто, с «козлом», но без происшествий.
Как выснилось после посадки, в баке не осталось ни капли топлива. Я конечно знал, что зимой расход топлива выше, но не думал что настолько.

Настоящий штопор я лично замечал только раз на планере Fox (пенопласт): его крылья большого удлинения (размах 1,8 м) срываются во флаттер на большой скорости – например, крутое пикирование больше 3 секунд, или резкий разворот со снижением против сильного ветра (планер натурально машет крыльями!). В этот момент планер совершенно неуправляем по крену. Бывает ещё флаттер не начался, а планер уже не реагирует на элероны, его затягивает в пике и он начинает очень натурально штопорить, почти отвесно. Больше двух витков в таком крутом штопоре с высоты 100 м у меня не выходило. Устал считать сколько раз разбивался пока понял, как выходить из такого положения: дать руль высоты на себя полностью, за счёт этого снизить скорость и восстановить управляемость (даже если планер в этот момент летит «на боку»).

U_L_90

Всё смешалось в доме Облонских 😃 Штопор, парашютирование, флаттер, эффект реверса элеронов, глубокая спираль, в которую и правда затягивает планера.

Очень рекомендую как минимум РЛЭ планера Л-13 Бланик, он же L-13. Там есть ответы на ВСЕ Ваши вопросы. Плюс поправка на то,что у Вас модель. Писать в тему выкладки и практические наблюдения - я понял, что дело неблагодарное. Не заподозрите в сарказме и снобизме, просто всё выше мной написанное осталось без внимания, и боюсь, что обсуждение уйдёт в область альтернативной аэродинамики, а это страшное дело 😃

И да, для штопора нужно дать руль поворота в нужную сторону и в общем случае там его и держать. При обычном перетягивании даже самолёты 1:1 не всякие штопорят.

За сим кланяюсь 😃

DeltaGold
U_L_90:

просто всё выше мной написанное осталось без внимания

Зря Вы так подумали. Прочёл и неоднократно.

U_L_90:

За сим кланяюсь 😃

Очень жаль.