Барометрический регистратор термиков для планеров.
По многочисленным просьбам коллег по хобби родилось некое устройство.
Предназначено для тренировочного процесса в планерном спорте. Устройство позволяет определять изменение высоты полета модели и подает пилоту звуковые сигналы если модель набирает высоту.
По конструкции: На планер устанавливается небольшой “свисток”. В кармане пилота лежит небольшая коробочка с пищалкой. Свисток содержит барометрический измеритель высоты и цифровой передатчик сигнала на 2,4 ГГц. В коробочку установлен приемник и пищалка.
В данный момент реализован следующий алгоритм:
- При снижении высоты модели передатчик выключен, никаких сигналов не передается.
- При увеличении высоты модели на 1 метр устройство подает короткий “ПИК”
- При отсутствии снижения модели за время 3 сек, формируется длинный “ПИК”. Это когда нет снижения и сильного набора высоты не наблюдается.
- Длинный сигнал при отсутствии активности каждые 10 мин. Это фишка 😃
Стендовые испытания прибор прошел. Вчера облетали на маленькой пенопластовой бойцовке. Это не планер конечно. В связи с погодой, все большие модели законсервированы и в поля мы больше не ездим. Летали в школьном дворе. Места там мало, да и ветром модель колбасило очень сильно. Устройство четко определяет набор и снижение, а вот ровный полет зафиксировать так и не удалось. С такой моделью видимо это не реально.
Вообщем работает. Испытания надо продолжать.
Сейчас первый экз планирую отправить в Архангельск. Там ребята более упорные, возможно у них получится более детально потестировать.
Сейчас первый экз планирую отправить в Архангельск
Ждём вариометр для испытаний в Архангельске!
Это уже третий девайс от Вячеслава, который будет проходить тестирование у нас в клубе “Моделист”.
Лимитер проходил испытания в июне-июле этого года rcopen.com/forum/f87/topic536640/27
Испытания прошли успешно, в том числе и в условиях соревнований, где планер с лимитером Вячеслава занял I место))
Второй девайс - логгер для измерения высоты взлёта модели ракеты категории S2 rcopen.com/forum/f87/topic536640/18
Тоже успешно прошёл испытания и изготовлен малой серией в количестве трёх экземпляров.
Теперь на очереди барометрический регистратор (вариометр) для моделей планеров!
Испытывать будем со своими учениками и единомышленниками по моделизму, отцом и сыном Клушиными, оба у меня занимались, вернее Никита сейчас занимается, а его папа Кирилл из самого первого моего выпуска 86-88 годов. Оба летают, делают модели, словом не бросают моделизм!
Ждём устройство! Потом тестирование и подробный отчёт.
При отсутствии снижения модели за время 3 сек, формируется длинный “ПИК”.
Этот сигнал формируется на “приёмной стороне” просто по длительному отсутствию сигнала с передатчика?
В данный момент реализован следующий алгоритм: - При снижении высоты модели передатчик выключен, никаких сигналов не передается. - При увеличении высоты модели на 1 метр устройство подает короткий “ПИК” - При отсутствии снижения модели за время 3 сек, формируется длинный “ПИК”. Это когда нет снижения и сильного набора высоты не наблюдается. - Длинный сигнал при отсутствии активности каждые 10 мин. Это фишка
Алгоритм интересный))
Вопрос - увеличении высоты на 1 метр можно увидеть визуально((
Есть ли возможность уменьшить эту высоту раза в три?
И с какой частотой будет подаваться короткий “ПИК”, при наборе каждого метра высоты, или через определённое время про постоянном наборе высоты?
Вопросы алгоритмов при измерении высоты мною серьезно прорабатывались еще при проектировании лимитеров.
Датчик позволяет улавливать высоту с точностью до 25 см. Но спонтанные колебания давления атмосферы составляют 50 см в тихую погоду и до 1 метра при ветреной погоде. Это реально промеренные значения.
Более того, при изменении атмосферного давления высота может уплывать до 10 метров в час.
Поэтому пока критерием взлета я поставил увеличение высоты на 1 метр.
Любая модель планера летит и снижается. Это очевидно. Сигнализировать пилоту о снижении я не вижу смысла . Поэтому, если высота падает устройство просто молчит.
Часто бывает в жизни ситуация, когда после взлета пилот теряет модель и она начинает резко “ссыпаться”. Возьму себе на заметку, но пока такого режима нет.
Теперь про “пик”. Звуковой сигнал подается при увеличении высоты на 1 метр. При следующем увеличении на 1 метр будет опять “ПИК”. Т.е. если модель взлетает на 10 метров, то мы услышим 10 сигналов. Чем быстрее взлетает модель, тем чаще будут идти сигналы. Ориентируясь на частоту сигналов, пилот может четко понимать как сильно его “засосало”. Полеты на маленькой бойцовке вполне показали жизненность такого решения. Хотя бойцовка очень бешено по высоте скачет.
Ну и третий режим, по сути, является пограничным между первыми двумя. Если высота модели растет, но очень медленно (или нет изменения высоты за установленное время) то устройство подает более длинный “ПИК”. На практике такие ситуации очень часты. Модель вроде не взлетает, но и терять высоты не хочет. Тут нужны испытания, по их результату найдем истину.
Ориентируясь на частоту сигналов, пилот может четко понимать как сильно его “засосало”.
Всё ж таки хотелось бы и сигнализацию как быстро модель сыпется.
А то 10 пиков за минуту-две ни чём не говорят - мы ж не знаем сколько метров потеряли за это время.
Видимо придется подумать над этим вопросом.
Резкое увеличение высоты от 500 до 1000 м в течении 10 мин , вот это для меня показатель для ская например. Без термиков тяжело так проскочить. Отсчёт можно брать от вертикальной скорости. Аномально высокая вертикальная скорость тоже показатель.
Фрскаевский приемник с вариометром пикает при наборе высоты. Чем быстрее тем чаще. при снижении издает непрерывный тон, от скорости зависит частота тона. Если высота не меняется, молчит. Если модель поднимать держа в руке, издает два три пика.
Фрскаевский приемник
Пикает только не приемник, а скрипт загруженный в аппаратуру. Сколько я не искал, такого скрипта мне найти не удалось. Хотя бы ради интереса, посмотреть какой там алгоритм на изменение высоты реализован.
Сколько я не искал, такого скрипта мне найти не удалось.
Судя по коду очень похоже.
Только не смог понять для чего сделан этот код. Скрипты Тараниса пишут на LUA. Здесь процедура на классическом Си. Такая только в прошивку аппаратуры может быть встроена. Т.е. прошивка аппы должна быть скомпилирована специально с этой функцией.
В любом случае спасибо. Посмотрю на досуге.
Только не смог понять для чего сделан этот код. Скрипты Тараниса пишут на LUA. Здесь процедура на классическом Си. Такая только в прошивку аппаратуры может быть встроена. Т.е. прошивка аппы должна быть скомпилирована специально с этой функцией. В любом случае спасибо. Посмотрю на досуге.
Оно встроено в аппаратуру, см. настройки варио в разделе телеметрии. Там настраивается как будет пищать.
Ждём устройство! Потом тестирование и подробный отчёт.
Всех приветствую! Устройство прибыло!!
Устройство в условии помещения работает, все сигналы выдаёт нормально, звук достаточно громкий.
Хотели сегодня выехать в поле, протестировать на пенопластовым планере MULTIPLEX Easy Glider. Однако погода распорядилась по своему((( Со среды стоит плюсовая температура, всё растаяло и на поле через канаву не переехать:(
Прошу всех набраться немного терпения;) Видеоотчёт обязательно будет!!
Сегодня состоялся долгожданный облёт вариометра на планере Алоха))
Выехал на поле, ветер до 9 м/с. Уже при сборке планера возникла мысль отказаться от запусков (чехлы улетали),но всё же полёты состоялись!
Сам вариометра прицепил на место лимитера, сфоткал. Снимать видео к сожалению было не кому, да и подумалось, что смысла нет((
Впечатления. Подъём показывает хорошо, пару раз подхватывало в сильном потоке, однако скороподъёмность сложно оценить по пикам одной тональности.
При спуске датчик замолкает, что несколько напрягает. Даже думалось иногда, что сигнал пропал…
Вячеслав, надо всё таки менять алгоритм сигналов:o
Поднимался сегодня на планере метров до трёхсот, сигнал с борта доходил нормально!
Прибор имеет право на существование, он полностью автономный и не зависит от применяемой аппаратуры управления. Единственное - исправить алгоритм принимаемых сигналов.
Я подумаю.
Возможно в сильный ветер подброса модели могло вообще не быть.
По задумке, хоть пики и одинаковые, частота их появления должна сильно зависеть от скороподъемности. В текущем варианте сейчас стоит 1 пик на 1 метр подъема.
Наверное стоит сделать пик на 0,5 или на 0,25 метра подъема.
Опишите более детально какое ощущение при взлете на моторе и как ощущается попадание в термик.
Пока разберемся с набором высоты, потом будем думать как сделать интуитивно понятным полет и снижение.
какое ощущение при взлете на моторе и как ощущается попадание в термик.
При взлёте обычно на звуки не отвлекаешься, главная задача прилететь в заранее намеченное время, и на это всего 30 секунд))
Чувствуешь, что модель уже в термике и только после этого пики слышишь, видимо дискретность большая, но это всё поправимо.
будем думать как сделать интуитивно понятным полет и снижение.
Моя всё же большая просьба сделать звуковую индикацию как на предложенном видео
www.youtube.com/watch?v=My5yQRo2Fi0&feature=emb_lo…
Кстати звуки точно такие же, как у вариометра в полноразмерном планере, что более привычно.
У меня был аналогичный вариометр от Слона, но к сожалению затерялся при пересылке туда/обратно((
И как уже затрагивал этот вопрос ранее, передавать сигналы на частоте 433 мГц, сигналы можно принимать на обычную рацию, т.е. отпадает необходимость постройки приёмной части вариометра.
На всякий случай прикрепляю ссылку на тему по вариометру на нашем Форуме rcopen.com/forum/f37/topic445329
и на RCGroups www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1749208
Сделать как на видео не получится. Тут принцип другой.
С другой стороны на видео четко видно более высокая дискретность. Наверное я с одним метром сильно загрубил систему. Это поправим.