Храниение Li-Pol.. Быть (хранить) или не быть?

dvolkov

Еще наблюдения о влиянии хранения батарей полностью заряженными. На прошлых выходных, так получилось, что пропустил один день полетов из-за ветра. Отлетал две батареи и решил не продолжать - никакого удовольствия. Остальные батареи остались заряжены, соответственно на сутки, до след. дня полетов. На след. день все отлетал. Когда заряжал выяснилось, что на всех батареях, которые пролежали заряженными сутки вн. сопр. увеличивалось раза в полтора. Я еще голову ломал, вроде не “отжигал” сверх меры. Сейчас заряжаю, все в норме, значения вн. сопр. вполне ожидаемые. Я так понимаю, что за сутки хар-ки хранения заряженными хар-ки этих батарей сильно испортились, отлежались неделю в storage mode - восстановились.

Еще такую закономерность заметил. Раньше не заморачивался по поводу storage mode. В промежутке между выходными батареи лежали заряженными. Обычно летал в субботу и в воскресенье. Так вот в субботу, после хранения батарей в заряженном состоянии неделю с ними творилось что-то невообразимое. Трудно сравнить токоотдачу, но то что по субботам случались провалы и заметно падало время полета - это точно. А в воскресенье, свежезаряженные батареи вели себя вполне адекватно. Возникала даже мысль, что после недели хранения они разряжаются и стоит их перед полетами дозаряжать. Теперь вот думаю, что вся проблема была в хранении в заряженном состоянии в течении недели.

Brandvik

А не поделитесь методами измерения вн. сопротивления батареи при зарядке?

dvolkov
Brandvik:

А не поделитесь методами измерения вн. сопротивления батареи при зарядке?

Умные зарядники сами измеряют и сообщают вн. сопротивление после зарядки. А вообще:

Rвн= (E-U)/I, где E- напряжение на акк. без нагрузки, U и I напряжение и ток после подключения нагрузки. Вроде так. Rвн зависит соответственно от нагрузки и от степени зарядки батареи. Извесно, что Rвн существенно растет с разрядом батареи.

Так что вн. сопр., которое измеряет зарядник, в некотором смысле - число “от балды”. Но относительное изменение характеристик батареи это число позволяет оценить.

15 days later
Сергей_Вертолетов

Ну вот, аккумуляторы заряжены на 100% а погода подвела, дождь… До субботы целая неделя, опять юзать режим STORAGE?..

А как поступаете вы?

ADF

Если не совсем ливень - летаем!!

к тому-же в дождь (если это не ливень с грозой), а также до и после дождя - обычно совсем нет ветра, атмосфера как сметана!

Главное регулятор хорошо загерметизировать и передатчик укрыть пакетом, чтобы в отверстия вода не лилась.

Тоже самое в снег 😉

****

Про хранение: так была же инфа, что китайские литиии (т.е. все 😃) лучше хранить заряжеными на половину - тогда риск вздутия сильно ниже. С надуванием полностью заряженных от хранения - да, тоже сталкивался.

также следить, чтобы банка или коробка с акками не попадала под прямой солечный свет - может запросто надуть от перегрева (был и такой опыт).

Skyhawk

Ну, если на неделю, не стоит, ИМХО! Дозарядите - и в полёт! Удачи!

dvolkov:

Rвн= (E-U)/I, где E- напряжение на акк. без нагрузки,

А КАКОВА в данном случае нагрузка?

looka

to Skyhawk
Нагрузка может быть любой. Хоть лампочка или резистор. Важен ток и падение напряжения

dvolkov
Сергей_Вертолетов:

А как поступаете вы?

Вешаю на нагрузку, разряжаю до 3.5V-3.6V на банку, потом заряжать в Storage mode. Можно сразу воспользоваться зарядником - но у меня зарядник позволяет разряжать только слабыми токами - получается долго.

Skyhawk:

А КАКОВА в данном случае нагрузка?

А какая нужна? 😁 Какую зададите нагрузку, такая и будет. Собственно, внутренне сопротивление нелинейно зависит от нагрузки и от состояния заряда батареи.

Сергей_Вертолетов

То есть, если полеты раз в неделю, то лучше прогнать разряд в режиме Storage чем оставить их так? То есть как бы цикл батареи потерять лучше чем старение заряженного в течении недели? Холодильник не предлагайте, нету места, одна едаааааааааааа 😃

dvolkov
Сергей_Вертолетов:

То есть как бы цикл батареи потерять лучше чем старение заряженного в течении недели?

На мой взгляд - лучше. Чего собственно плохого в самом разряде? Li-Po рассчитаны на тысячи циклов, это мы из них выжимаем 20С, и их хватает циклов на 50. Если разряжать током в 1С, не думаю, что это сильно повлияет на состояние батареи. А хранение в течении недели в заряженном состоянии, по моему опыту, влияет ощутимо.

Хотя лишний цикл, конечно тоже не хорошо. Поэтому перед зарядкой, хорошо бы прогноз погоды посмотреть. И решить для себя, будешь летать или нет.

pilot43

Немного не в тему: Недавно выбросил вздувшийся двухбаночник в лужу в предвкушении пиротехнического эффекта. И - НИЧЕГО!!! Одно лишь разочарование… Несколько пузырьков лишь всплыло и тишина.

Concord
Skyhawk:

Ну, если на неделю, не стоит, ИМХО! Дозарядите - и в полёт! Удачи!

Согласен. Все эти ухищрения ничего не дадут. Все зависит от качества химии самих акков и режима их использования по току.
Я стараюсь подбирать рабочие токи в диапазоне 10-15С. Обязательно следить за температурным режимом акков в полете. Зимой закрывать воздухозаборники (паралоном, скотчем), летом - максимально открывать.
Очень важно контролировать побаночное напряжение до зарядки и после. Постоянная запись в тетрадь этих двух цифр дает надежную диагностику состояния каждой батареи.
Точно измерить внутреннее сопротивления банок практически невозможно. Согласно определению - внутреннее сопротивление аккум-ра - это сопротивление в режиме короткого замыкания. ru.wikipedia.org/wiki/Внутреннее_сопротивление
Понятно, что так мерять вменяемые люди не будут 😵. Оценку внутреннего сопротивления можно получить при нагрузке близкой к номинальной - 10С, но вследствии быстрого падения напряжения на начальном этапе разрядной кривой замерить просадку E-Uнагр трудно. Я, обычно, выдерживаю акк. под нагрузкой 10-15 сек и с помощью простейшего монитора www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr… измеряю Uнагр для каждой банке.
Регулярные (через 10-15 циклов) замеры и их запись в тетрадь дают объективную картину состояния аккумуляторов.

Molotov

Многие умные зарядки могут определять внутреннее сопротивление кажой банки в аккумуляторе и самого аккумулятора в целом!!!

Вот мои наблюдения:
аккумуляторы Rhino 2S 610mAh имеют сопротивление от 35 до 37 мОм на банку (проверял три аккумулятора);
аккумуляторы Zippy-K 1300mAh от 13 до 15мОм на банку (проверял один аккумулятор).

Скажите, разница в величине сопротивления между этими аккумуляторами из-за их емкости??? Или здесь играет роль именно качество элементов???

И правда ли, что по внутреннему сопротивлению, то есть по его росту, можно судить о старении аккумулятора???

И какое сопротивление допустимо для аккумулятора???

Сергей_Вертолетов

Все таки я их разрядил ф-ей Storage, ток разряда всего 0,5А. Думаю это более чем щадящий ток для любой литиевой банки и аккума в целом.

looka
Molotov:

Многие умные зарядки могут определять внутреннее сопротивление кажой банки в аккумуляторе и самого аккумулятора в целом!!!

Вот мои наблюдения:
аккумуляторы Rhino 2S 610mAh имеют сопротивление от 35 до 37 мОм на банку (проверял три аккумулятора);
аккумуляторы Zippy-K 1300mAh от 13 до 15мОм на банку (проверял один аккумулятор).

Скажите, разница в величине сопротивления между этими аккумуляторами из-за их емкости??? Или здесь играет роль именно качество элементов???

И правда ли, что по внутреннему сопротивлению, то есть по его росту, можно судить о старении аккумулятора???

И какое сопротивление допустимо для аккумулятора???

Модель реальной батареи состоит из идеального источника и двух сопративлений,
паралельно источнику и последовательно.

Вы измерили то что паралельно. По его величине можно косвенно судить о времени саморазряда батареи. И, ИМХО, абсолютное значение зависит от технологии изготовления, применяемых материалов. Причем чем больше значение, тем лутчше.

Для силовых элементов более важная характеристика величина последовательного сопративления - параметр определяющий токоотдачу, тепловые потери). Параметр с течением времени растет, косвенно можно судить о старании элемента.

dvolkov
looka:

Вы измерили то что паралельно. По его величине можно косвенно судить о времени саморазряда батареи.

Разве? А мне казалось, что зарядки измеряют как раз внутр. сопротивление, т.е. то, что стоит последовательно с идеальным генератором напряжения в эквивалентной схеме (спасибо Concordу за ссылку на статью в википедии, хоть термины вспомнил, а то забылось все со школы-то 😁) Да и значение там у уважаемого Molotov в милли Омах. Как известно у Li-Po практически нет саморазряда. Как-то не клеится.

Molotov:

Скажите, разница в величине сопротивления между этими аккумуляторами из-за их емкости??? Или здесь играет роль именно качество элементов???

Качестово элемнтов. Только одна тонкость есть, связанная с емкостью. Качество элемента рассчитанного на предельный ток 20С емкостью 1Ah хуже чем 3Ah. Потому что в перовом случае предельный ток - 20А, а во втором - 60А.

Molotov:

И правда ли, что по внутреннему сопротивлению, то есть по его росту, можно судить о старении аккумулятора???

Да.

Molotov:

И какое сопротивление допустимо для аккумулятора???

Зависит от применения, нагрузки, нужных токов. Среди моих батарей, например, есть экземпляры с вн. сопр. от 3 до 60 mOhm. На верталете такая разница заметна более чем, а фонарику все равно.
Я для себя определил такую градацию, до 15 mOhm - оч. хор., до 35 - посредственно, но жить можно, до 60 - все плохо, пора менять. Я летаю на вертолете, на T-Rex 500, со стоковым регулятором и двигателем, на 12-ом пиньене, в других конфигурациях, на других моделях может быть другая картина.

looka
dvolkov:

Разве? А мне казалось, что зарядки измеряют как раз внутр. сопротивление, т.е. то, что стоит последовательно с идеальным генератором напряжения в эквивалентной схеме (спасибо Concordу за ссылку на статью в википедии, хоть термины вспомнил, а то забылось все со школы-то 😁) Да и значение там у уважаемого Molotov в мили Омах. Как известно у Li-Po практически нет саморазряда. Как-то не клеится.

Если речь о миллиОмах, а не Мега Омах то все, конечно же верно, измерили последовательное. А саморазряд есть, увы, у всех элементов.

Molotov

Да, зарядка меряет внутренне споротивление аккумулятора в миллиОмах…

Говорят, что саморазряд литий-полимерного аккумулятора в пределах 5%!!!
Решил проверить, оставил аккумуляторы Rhino 2S 610mAh полностью заряженным на 10-ть дней…
По истечении срока, поставил аккумулятор на зарядку, в итоге залилось на аккумуляторах от 20 до 30mA!!! В процентном выражении это составило от 3,3 до 4,9%!!! Так что утверждение о 5-типроцентном саморазряде литийполимерного аккумулятора считаю верным.
Следовательно, аккумуляторы нужно заряжать за несколько часов до полета, или вечером (перед следующим днем полета)…

kvitl7

Говорят, что саморазряд литий-полимерного аккумулятора в пределах 5%!!!

А интересно, за какой срок?10 дней это довольно мало(…