Вопросы по зарядке Ni-MH

Andreyvit

Всем добрый день,

Я не электронщик, но вольты от амперов отличить смогу. Авиамоделями увлекся с нового года. Жена подарила китайский Art-tech Cessna-182. Пока вопросы по аккумулятору. Купил зарядник YES I-peak 665 с расчетом на будущие модели и Li-Po, а пока настроил его на свой Ni-MH 1000mAh 7 банок. Установил ток зарядки 0.5А, ток отчечки 5mv на банку. Пустой аккумулятор заливается за 2 часа где-то 820 чего-то (наверное mAh). Температура аккумулятора где-то 30 градусов (к сожалению точно пока не смог замерять). После 2 часов срабатывает таймер зарядника. Далее включаю его повторно, заливается еще около 130 за 15 минут и зарядник заканчивает зарядку, видимо, по току отсечки. Температура аккумулятора поднимается градусов до 60 (опять же на ощупь).

Вопросы следующие:

  1. Нужно ли дозаряжать до срабатывания по току отсечки?
  2. Нужно ли увеличить максимальное время зарядки в настройках зарядника с 2 часов до, хотя бы, 2:30?
  3. Можно ли увеличить ток зарядки - может будет заряжаться быстрее, но не вредно ли это?
  4. Почему в настройках зарядника можно установить ток отсечки только на одну банку? Ведь у меня все банки соединены, и зарядник, по идее, не знает, сколько там банок. На сколько я понял из вычитанного и проштудированного здесь, при 7 банках ток отсечки должен быть 35mv для Ni-MH, но такая величина в заряднике не выставляется. Или я не правильно понял?
  5. И последний вопрос чисто для интереса - что же он все-таки заливает в той цифре, которую показывает зарядник, те же mAh? А то здесь все пишут просто величину, а знать-то хочется.

Извиняюсь за ламерство, кажется проштудировал все, что нашел. Если что, буду благодарен за ссылки, дающие ответы на мои 5 вопросов.

SYM

Ответы по вопросам:

  1. Нужно. Чтобы этого не делать, см п.2;
  2. Выставь в настройках время больше 2 часов, если не возможно - убери контроль за временем заряда. Оставь одну отсечку по дельтапику;
  3. Не рекомендую. Заряжаться будет быстрее, но и циклов потом в итоге меньше пройдёт. А так - читайте на аккумах, что производитель пишет.
  4. А потому что зарядке пофиг. Он сам внутри что нужно отсчитает. В зарядке выставляется дельтапик именно на одну банку.
  5. Да, пишет ёмкость, отданую аккумулятору при заряде. Не факт, что она будет равна той, что он покажет при его разряде. Чем больше разница - тем “более при смерти” аккумулятор
SYM

Да, ещё: “задушите” заряд максимально вливаемой ёмкости в акк - в вашем случае ограничение поставьте на 1150-1200мАч. На тот случай, если не отловится дельтапик.

Andreyvit

что-то не помню такой настройки у себя в заряднике. Посмотрю дома вечером. Спасибо.

Andreyvit

Все нашел в настройках. Теперь уверен, что батарейка правильно заряжается. Спасибо.

MihaD
Andreyvit:

Я не электронщик, но вольты от амперов отличить смогу. … Установил ток зарядки 0.5А, ток отчечки 5mv на банку. …

Извините, не удержался. 😉

Andreyvit

Приключения с Ni-MH продолжаются. Я вчера купил 2 точно таких же аккумулятора, как мой первый. Долго искал, ни в одном магазине запчастей к Cessna вообще найти не мог, а тут недалеко от дома оказались все запчасти, хотя на сайте не указано. На радостях не обратил внимание, что на них дата 04/05/2008. Принес домой, включил один сначала на недолгую зарядку, чтоб потом по циклам погонять. Зарядник указал текущее напряжение 8,6В и вольты быстренько побежали вверх. Дойдя за 3 минуты до 10 с мелочью, зарядник заорал и выплюнул ошибку INPUT VOL ERROR (в инструкции расшифровка Erroneous selection of voltage of Lithium pack, please check the voltage of the battery pack). За это время задуть успел около 30mAh. Со вторым акком та же история. Сначала подумал все, в топку. Потом решил немного пободаться. Прогнал его разрядку - тоже минуты за 2 прошла. Затем снова зарядку. Уже продержался минут 10 и задул около 150mAh. Потом снова 10В с мелочью и та же ошибка. Так как я настройки использовал те же, что и для своего старого акка, решил уменьшить ток зарядки и разрядки. Поставил 0,1А на зарядку и 0,4А на разрядку. Ограничение по времени вывел на 3 часа. На ночь поставил на 1 цикл. Разрядка прошла за минут 10, зарядка отсеклась по лимиту времени. Орет он, зараза, здорово, кроме меня поднял, наверное, весь дом. Задуть успел около 300mAh. Обрадованный таким результатом с утра поставил 5 циклов и свалил на работу.

Какие ваши мнения? Оживет? Или в топку? И что с аккумулятором делается, если он не юзается 2 года? Надеюсь до этого был новый, по крайней мере коробка Art-tech запечатана (правда хреновенько китайцы запечатывают, степлером 😃

Я извиняюсь, что с китайским хламом пристаю, но больно уж упрям и твердолоб. Не хочу идти дальше, пока эту цесну летать не заставлю. Ведь летала же раза 3, пока в снег по крылья не вогнал. После этого то ли центровка сбилась, то ли наклон плоскостей, но после хорошего и прямого броска как утюг садится на пузо через метров 10. Газ при этом на полной. Тягу проверял - 305гр при полном весе модели 680гр. Должно хватать. Вот и готовлюсь на выходных с геометрией и ЦТ эксперементировать, а для этого хотя бы 3 аккумулятора нужно. Правда начать хочу с просто попыток планирования без вкл. двигателя, но все равно, потом гонять движок тоже придется.

Или зря я это затеял, лучше как в магазине посоветовали, просто другой самолет взять и набить его всем своим? Но не люблю я просто перепрыгивать через неудачи.

MihaD:

Извините, не удержался. 😉

Да, через минуту прочитал отправленное - сам себя лохом обозвал 😃

MihaD

А зарядить по инструкции пробовали? 15 часов током 0,1С?

Andreyvit

Мда. Не все еще проштудировал. Сейчас отложил на вечер ссылки на статьи про аккумуляторы в разделе Статьи/Двигатели на этом сайте. А с самими аккумуляторами вообще ничего не было. Хорошо хоть, на пленке, связывающей банки, написан тип и емкость. На самих банках вообще ничего - пустые зеленые бочечки (расковырял пленку на первом аккумуляторе). А с самолетом вообще шел только зарядник в виде блока питания на 9В безо всяких настроек. Правда, в инструкции к самолету было про первые, не 15, но 13 часов зарядки этим самым блоком питания. Так что я ложанулся, признаю. Но как же он там ток зарядки определяет. Не всегда же он этими 1С заряжает.

По любому Спасибо за наставление на путь истинный 😃

Тьфу, опять лажа. 0,1С. Нельзя, все-таки, работу с хобби совмещать.

KOSTOV

Всем привет, я тоже только начинаю осваивать зарядное устройство и у меня есть вопрос по niMH.
Аккумулятор на бортовое питание 1300mAh заряжаю я их по инструкции, а вот ток разрядки и напряжение выставил чисто интуитивно 0,9 и 0,9 соответственно.

Сегодня принес акки аж на 3000mAh, подскажите каким током и напряжением их лучше разряжать и заряжать?

Andreyvit
KOSTOV:

Аккумулятор на бортовое питание 1300mAh заряжаю я их по инструкции, а вот ток разрядки и напряжение выставил чисто интуитивно 0,9 и 0,9 соответственно.

Вот здесь написано, что ток разрядки для NiMH роли не играет, а вот предел разрядки не ниже 0,9В НА БАНКУ, т.е. для 7 банок, например, разряжать не ниже 6,4В. Если я, конечно, не ошибаюсь 😃

6,3В

9 days later
ubd

Или зря я это затеял, лучше как в магазине посоветовали, просто другой самолет взять и набить его всем своим? Но не люблю я просто перепрыгивать через неудачи.

Правильно вам сказали. Лучше переходить на безколлекторник и на Li-po аккумуляторы.

Почитал всё. Скажу сразу, что РАЗРЯЖАТЬ нужно током 0,2-0,3С, не более, и до 0,9В на банку. Если напряжение при разряде не устанавливается, то оно в зарядке автоматически ставиться 0,9В на банку. Если разряжать большими токами, то аккум будет не доразряжаться, и меньше проживёт. И вообще, возьмите за правило, перед ЗАРЯДКОЙ, после полётов, нужно сначала аккум разряджаить до 0,9В на банку, потом только на заряд ставить. Заряжать лучше 0,5С, та кони больше проживут. У аккумов Ni-Cd/MH есть эффект памяти. Про него можно узнать в статьях, и в инете, по этому объяснять не буду.
Скажу только то, что у Ni-Mh эффект памяти не так сильно проявляется, но он есть. У кадмиев, очень сильно может проявляться. Но всё ровно, те или иные аккумы нужно тренировать иногда, и перед зарядом разряжать.

интуитивно 0,9 и 0,9 соответственно

Интерестно что знасит 0,9 и 0,9?
Видимо, 0,9В на банку и 0,9А ток разрядки? С напряжением всё нормально, а ток большиват. 0,2-0,3С нужно ставить.
Я наеюсь вы поняли что сначит C. Это ёмкость, а 0,2 или 0,3 это коэффициент. Если у вас аккумы 1300 мАч, значит ток РАЗРЯДКИ: 0,25 * 1300 = 320мА.

Какие ваши мнения? Оживет? Или в топку? И что с аккумулятором делается, если он не юзается 2 года? Надеюсь до этого был новый, по крайней мере коробка Art-tech запечатана (правда хреновенько китайцы запечатывают, степлером 😃

Эти аккумы, вертвяк полный. Их можно смело выкинуить. И вообще хочу вам поведать, что сейчас в Россию не завозят хороших Ni-MH аккумов. Я разговаривал с поставщиками аккумов, они говорят что сейчас всё китай. Раньше были нормальные аккумы, а сейчас всё что не купи в магазине, всё г… На них может быть написано 1000 мАч, а на самом деле 350мА еле дотягивает. Ещё при этом всём саморазряд сумашедший. Вроде зарядил, а он полежал неделю и сел вхлам. Бывает что заливается то что написано на нём, а на разряде в два раз меньше, а если полежит неделю и в 10 раз меньше берётся. Их нужно как зарядил, сразу использовать. Иначе саморазряд всё схавает.
Так что вот так. С аккумами Li-po получше, в этом отношении. Так что переходие на них и на безколлекторные двигатели. На кооллекторниках уже никто не летает.

Правда, в инструкции к самолету было про первые, не 15, но 13 часов зарядки этим самым блоком питания. Так что я ложанулся, признаю. Но как же он там ток зарядки определяет. Не всегда же он этими 1С заряжает.

Зарядки в таких самолётах, обычно идут “ночные”, т.е. ток они дают 0,1 - 0,2С. Это примерно 12-13 часов зарядки. Там конечно нет никакой сложной схемы и автоматики. Там просто трансформаторный блок питания, диодный мост и сопротивление со светодиодом. Вторичная обмотка намотана так, что бы был ток равный 0,1 - 0,2С. Плюс таких зарядок, это безопасность для аккумов. Т.е. можно аккум отсавить хоть на два дня, и с ним ничего не будет. Т.к. при таких токах, разружение аккума не происходит. По этому 12 или 15 часов, это пофиг. Минус - это большое время разяда.

При больших таках зарядки, нужна обязательно автоматика. Т.к. если прозевать дельта-пик, то происходит разрушение химического сотава аккума и следсвие падение ёмкости или полного умирания. Отключение так же может проиходить и по темперетуре. Во время наступления дельта-пика, аккум начинает нагреваться примерно до 38-46 град. Поэтому в зарядках есть отключение по тому и тому параметрам.
Что такое дельта пик и как он выглядит на диаграмме, можно так же в инете вычитать.

dokl36

Мужики, а я купил себе “умный” зарядник, но из-за того, что глупый я сам- выставил неправильные настройки,и вместо отсечки в 5.4V (6 банок у меня, акк NiMh на 4500мАч, зарядок 6 до этого уже прошел, но тупым зарядником) залепил … Короче, разрядился он до 0.2V у меня… Сейчас заряжаю током в 0.2 . Есть шанс, что выживет?..

ubd

Сейчас заряжаю током в 0.2 . Есть шанс, что выживет?..

Да должен выжить. Это Li-po бояться переразрядки ниже 2,85В, а Ni-Mh более стойкие к этому.
Заряжай смело его током 0,5С, т.е. 2200мА. И результаты напиши.

SYM

Шанс есть. Но больше так не делать 😃

dokl36
ubd:

Да должен выжить. Это Li-po бояться переразрядки ниже 2,85В, а Ni-Mh более стойкие к этому.
Заряжай смело его током 0,5С, т.е. 2200мА. И результаты напиши.

Да ты что- 0.5С! Его теперь пару раз раскачать зарядом-разрядом после такого “стресса” надо… Я вот 0.2 потихоньку даю. Пока заряжает.

SYM

0,2 чего? Ампера? Ёмкости?
Неужели трудно одну буковку (сокращение термина) поставить???

MihaD

Для акка 4500мач ток 200мА - только для компенсации саморазряда. Имеет право не брать заряд.

ubd

Я думаю по больше ему можно дать, хотя бы 0,5А.

dokl36
MihaD:

Для акка 4500мач ток 200мА - только для компенсации саморазряда. Имеет право не брать заряд.

ubd:

Я думаю по больше ему можно дать, хотя бы 0,5А.

Ну вроде берет… Но спасибо, врублю 0.5 .