Li-Ion аккумуляторы типоразмера 18650
Lg 30c 1,5aч точную маркировку не помню. Бмс-нет. Перезаряд по одной сборке 4,6 вольт. Зарядник ругался. Пришлось перед балансировкой подразрядить батарею. Ограничений по напряжению нет. Стоит высокотоковый бошевский контактор. Он и на 8 вольтах сработает. Батарея в 0 не высаживается. Максимальный разряд 50%.
Подбор как таковой не делался. Батарейки с нкон из одной партии…
Перезаряд по одной сборке 4,6 вольт.
Да, очень опасно! Лучше проверить банки в перезаряжаемой секции, возможно есть “трупы”.
Причины “трупов” могут быть из-за нескольких причин.
- Изначально некоторые банки были такие. 2) При сборке получились такие “трупы”. 3) Если батареи с разными характеристиками подключались параллельно, возможен резкий переток большим током. 4)У ЗУ слабый балансир, плохо заряжает батареи с “кривыми” секциями (токи заряда как понял тоже большие были).
И по поводу напряжения заряда, если не так принципиально напряжение и емкость, может лучше заряжать как старый тип Li-Ion, до 4,1 вольта на секцию. При условие , что не будет в батареи “дохлых” банок, меньше вероятность перезаряда.
Понял. А можно как то определить «трупы» не распаивая секцию?
У шульца не плохой балансир… на момент окончания заряда секции были отбалансированы. Правда заряженные батареи два дня в машине простояли…
У шульца не плохой балансир
В общем-то, не имеет значения, какие у нас у всех балансиры - хорошие или плохие… Балансиры работают только в процессе заряда батареи. Я еще не видел в природе устройства, которое бы включалось между батареей и нагрузкой, и позволяло бы контролировать именно процесс разряда батареи в нагрузку. Батареи неконтролируемо разбалансируются именно в процессе разряда. Это приводит к постепенной порче батареи и её деградации. Конечно, потом при заряде мы “вытаскиваем” батарею обратно балансировкой, но ведь это только пол-дела…
А можно как то определить «трупы»
Если у вас есть измеритель внутреннего сопротивления - можете попробовать.
Ну и по поводу вашей батареи… Вы пишите, что ток стартера до 600 А. В сборке 14 ячеек, соединенных параллельно. Это значит, что максимальный ток, протекающий через единичную ячейку (при условии их абсолютного равенства по внутреннему сопротивлению), может достигать до 600/14=43 А. Опять же, если я вас правильно понял, батарея у вас собрана из 18650. Какие-бы они не были супер-пупер высокотоковыми (по бумажкам), такой ток через ячейку мне представляется просто убийственным. Даже если батарейки изначально были идеально подобраны в сборке по внутреннему сопротивлению, работа в цикле разряда на таких токах вызовет их довольно быстрый “разбег” по этому параметру. Со всеми вытекающими последствиями… На мой взгляд, 14 ячеек в параллель мало для таких токов разряда.
А можно как то определить «трупы» не распаивая секцию?
Если визуально не видно пробоя изоляционного кольца на “+”, налёт от разгерметизации, тогда только банки по отдельности можно проверить в секции.
Для этого надо хотя бы отпаять параллельную шину на “-”. В параллельной сборке не выявить по сопротивлению “дохлую” банку, если запараллелены банки шинами.
В сборке 14 ячеек, соединенных параллельно. Это значит, что максимальный ток, протекающий через единичную ячейку (при условии их абсолютного равенства по внутреннему сопротивлению), может достигать до 600/14=43 А.
Я понял совсем другое.
Имею две высокотоковых батареи 3s14р для стартера.
Предполагаю, что 600А для 3S 28P, в принципе ток не предельный для высокотоковых банок на 1,5Ач.
Другой момент , что такой ток идет по шинам и перемычкам, вот они могут греться сильно и плавить изоляторы.
Наверно, Дмитрий всё таки рассчитывал сечение проводников под такие токи.
Тут ещё один момент…
Правда заряженные батареи два дня в машине простояли…
А вообще как устроена схема подключения в машине, есть ли подключение к генератору или дополнительно основной аккумулятор?
Я понял совсем другое.
Я был невнимателен и пропустил слово “две” в вопросе автора. Тогда мы можем предполагать следующие варианты использования батарей:
- Одна рабочая, вторая запасная. ТС меняет их местами при использовании, чтобы обеспечить равномерный износ. В любом случае по такому сценарию в каждый конкретный момент времени работает только одна батарея, и мы имеем 3s14p. Перегрузка по току в ячейках.
- Автор использует обе батареи одновременно, подключив их параллельно. В этом случае имеем 3s28p, и в таком варианте вроде как держать будут ток (до) 600А, т.к. 600/28=21 А на банку, что тоже, на мой взгляд, многовато, даже для высокотоковых 18650. В коптерах это не столь существенно, потому что коптер раньше разобьется, чем ячейки отработают свои циклы. А в машине батарейка может кончиться раньше, чем то, что она питает.
- Автор использует обе батареи одновременно, подключив их последовательно. В этом случае имеем 6s14p, и в таком варианте опять получаем перегрузку в ячейках по току.
Полагаю, что все же верно 2, т.к. если это для автомобиля, то там должно быть 3s28p, и попытка воткнуть в машину 6s14p приведет к появлению в бортовой сети напряжения 4,2*6=25 В, что может вызвать выгорание бортовой электроники автомобиля (если эти стартерные батареи используются в легковом автомобиле с бортовым напряжением 12 в, а не 24, как в грузовиках).
Полагаю, что все же верно 2…
Я задавал наводящие вопросы сначала, для выяснения использования батарей.
Стоит высокотоковый бошевский контактор. Он и на 8 вольтах сработает. Батарея в 0 не высаживается. Максимальный разряд 50%.
Тут вроде всё нормально.
По поводу применяемых банок…
Lg 30c 1,5aч точную маркировку не помню.
Скорей всего это из HB 2,3,6 они спокойно выдерживают постоянные до 30А, кратковременно и больше могут.
По томам всё должно хватать, если конечно банки не убитые.
А вот как они убились, пытаемся выяснить.
У меня был случай, при разборе аккумулятора от шуруповерта, обнаружил пробой изолятора на “+”, соответственно банка была дохлая.
Перемычка устроила КЗ, то ли при сборке брак, то ли расплавилась от большой температуры.
Кстати… Меня внезапно торкнуло! А почему считается, что объединение двух батарей параллельно автоматически удваивает их P? Ведь если не объединять их балансирные разъемы, это ж не чистый P получается? Вот пример в виде параллельного соединения двух 3S2P батарей в одну (без объединения балансирных разъемов). 3S4P-то по такой схеме не получается 😦. Да, внешние концы батарей электрически соединены между собой, но внутренние-то банки - нет. И, соответственно, нет перетоков между банками внутри такой сборки…
Я почему-то всегда считал, что объединение двух силовых липошек вместе переходником XT60 объединяет их P 😦.
Меня внезапно торкнуло!
По сути это не существенно, в любом случае увеличиваются емкость и токоотдача.
А вот с перетоком тут засада и я так думаю, что совсем не из-за не соединения балансировочных разъёмов.
Судя по описанному Дмитрия, я подумал, что он сделал самодельный джамп-стартёр на 3S.
Если так, то всё нормально пока не начнёт генератор фигарить повышенное напряжение после запуска.
Вот ту и получаются неконтролируемые перетоки.
Есть идея, чтобы в дальнейшем не гробить такое пусковое, но для этого надо знать авто (какое напряжение допускается для электроники).
И, соответственно, нет перетоков между банками внутри такой сборки…
ну и что что их нет? каждая из этих сборок способна отдать свои 2Р, следовательно вместе они способны отдавать 4Р ёмкости…
ну и что что их нет? каждая из этих сборок способна отдать свои 2Р, следовательно вместе они способны отдавать 4Р ёмкости…
В общем-то, вы правы, хотя это - нюанс, о котором я раньше не задумывался. Да и этот нюанс легко устраняется путем объединения балансирных разъемов между собой, и тогда получается настоящее сложение P. Чтобы точно установить истину, нужно рассчитать полное внутреннее сопротивление в обоих случаях, и тогда станет ясно, что мы теряем, не выполняя запараллеливание внутренних ячеек между собой. Но мне лень это делать. Наверное, там все равно 1-2% разницы будет.
Да и этот нюанс легко устраняется путем объединения балансирных разъемов между собой, и тогда получается настоящее сложение P.
Не существенно, если в батареях банки одного типа, и конечно если нет совсем убитых банок( если батареи с разными характеристиками .
Балансирные с параллельным подключением, могут помогать, когда используются разные емкостью аккумуляторы, чтобы усреднить характеристики на секции.
Коллеги, огромное спасибо за внимание к вопросу.
Поясню. Аккумуляторы используются на лебедке привод которой от эл мотора стартера. В цепи нет генератора и какой бы то ни было электронники. 600 ампер пиковая нагрузка очень кратковременная. Силовые шины медь 8*1 мм.
Греться они не успевают. (Номинальный ток 250-300 а.) используются по отдельности, т.е 3s14p в чистом виде. Из того что я прочитал, и мне пришло в голову, что при пайке такой массивной шиной, мог подогреть клеммы… вопрос сколько и каких аккумуляторов…
Поясню…
😂
А мы тут в экстрасенсов играем 😃
В любом случае лучше “прозвонить” банки, что то намудрили со сборкой.
Перезаряд на пустом месте не бывает.
Всё!
Хотя не всё, если хотите снизить токи и не гробить аккумуляторы, просто сделайте 4S и не заряжайте до конца.
Не будет такой сильной просадки и лебёдка будет справляться.
У вас "умная"ЗУ, наверняка есть возможность настройки напряжения заряда ( допустим 3,9-4,1 вольт на банку).
Таки заморочился с расчетами 😁. Как и предполагал, разница между двумя вариантами схем несущественная. Если все ячейки обладают абсолютно одинаковым внутренним сопротивлением, то схемы абсолютно тождественны (перетоков нет, внутренние перемычки не нужны). Но если между ячейками есть разбаланс, то возникают небольшие перекосы, и тут батарейка с полной схемой чуть-чуть выигрывает у простой. Разница 0…2%. Ради 2% городить огород и соединять балансирные разъемы нет смысла.
Собрал две сборки 4S2P на Sanyo NCR18650GA. Банки кстати пришли 3,5В на банку, сентябрь 2018го. Поставил сборки на зарядку. Поставил по 3 ампера на сборку (по даташиту 1.6А вроде можно для одной банки). После гдето 40-50% начали понемного теплеть. Это нормально или ток слишком большой и они не должны греться?
начали понемного теплеть
Нормально. Если “теплеть” и “понемногу”…
Если все ячейки обладают абсолютно одинаковым внутренним сопротивлением
Они чаще всего таким и обладают.
Вначале…
Есть разница на аймаксе в режимах Li-Po или Li-Ion заряжать?
Sanyo NCR18650GA по своим характеристикам заряда соответствуют Li-Po, так и заряжайте.
Режим Li-Ion их недозарядит…
Sanyo NCR18650GA по своим характеристикам заряда соответствуют Li-Po, так и заряжайте.
Режим Li-Ion их недозарядит…
кто то же недавно хардкорил, заряжая как LiHV
и вроде даже без последствий
кто то же недавно хардкорил, заряжая как LiHV
Это в другую тему, про пожар ЛиПо…
По даташиту для Sanyo NCR18650GA:
Charging Voltage 4.20 ± 0.03V
Т.е. полностью соответствует LiPo…