Марка стали шатуна и коленвала ?

Morgot

Добрый день всем!

Мне нужно знать марки стали для изготовления шатуна и коленвала.
если у кого есть такая информация поделитесь пожалуйста.

Может быть у кого есть сломанные шатуны или колена 50 кубового бензинки желательно не китай а именитого производителя как говорится “бренда”. Я лабораторным путем определю химсостав металла и от него определю марку стали.

спасибо.

Alxs

Марки сталей 12ХНЗА или 18ХНВА это из книги Картинг М Р Тодоров.

DmitryB

Можно еще дополнительный вопрос по теме? Почему шатун и сам коленвал отличаются материалом? Ну либо маркой? Или я ошибаюсь, просто шатун обычно совсем другого цвета нежели коленвал.

Morgot
DmitryB:

Можно еще дополнительный вопрос по теме? Почему шатун и сам коленвал отличаются материалом? Ну либо маркой? Или я ошибаюсь, просто шатун обычно совсем другого цвета нежели коленвал.

шатун как правило испытывает другие нагрузки - на растяжение и сжатие как правило в него для снижения трения зафтулены либо втулки либо подшипники либо устанавливаюстся вкладыши в общем его задача не менять размер при нагрузках.
а колено немного по другому… ну я думаю понятно должно быть…

Morgot

вот накопал:

Сталь 40ХНМА применяется: в авиастроении для изготовления валов ротора , коленчатых валов, валов редуктора, шатунов двигателя воздушного охлаждения, ответственных болтов, шпилек, деталей винта, массивных и силовых деталей РД, работающих при температуре до 500°С.
Примечание
Сталь 40ХНМА по сравнению со сталью 18ХНВА менее легир
ована, но содержит больше углерода и нечувствительна к отпускной хрупкости.

SKR
Morgot:

вот накопал:

Сталь 40ХНМА применяется: в авиастроении для изготовления валов ротора , коленчатых валов, валов редуктора, шатунов двигателя воздушного охлаждения, ответственных болтов, шпилек, деталей винта, массивных и силовых деталей РД, работающих при температуре до 500°С.
Примечание
Сталь 40ХНМА по сравнению со сталью 18ХНВА менее легир
ована, но содержит больше углерода и нечувствительна к отпускной хрупкости.

Зачем вопросы задаёшь, если сам всё знаешь?

пионЭр22

прошу не пинать, но если шатун от клона какого-нибудь бензопильного мотора, может есть смысл поискать у тех кто такой техникой торгует?

МАЯТНИКФУКО
Morgot:

вот накопал:

Сталь 40ХНМА применяется: в авиастроении для изготовления валов ротора , коленчатых валов, валов редуктора, шатунов двигателя воздушного охлаждения, ответственных болтов, шпилек, деталей винта, массивных и силовых деталей РД, работающих при температуре до 500°С.
Примечание
Сталь 40ХНМА по сравнению со сталью 18ХНВА менее легир
ована, но содержит больше углерода и нечувствительна к отпускной хрупкости.

Коллега, это принципиально разные железки сороковка прокаливается наскрозь, и чтобы не рассыпалась, требует относительно высокого отпуска после которого поверхностная твёрдость уже может не отвечать жестоким условиям работы кривошипа. 18-я после цементации (встречал инфу что её и азотируют, хотя непосредственно для азотирования она не предназначена) и закалки имеет при попутном ветре до 65 единиц твёрдости, после низкого отпуска около 61-63 считай тот же подшипник, при этом сердцевина мягкая, не склонная к трещинам, практически идеальный вариант для коленвалов.

KGB
Alxs:

Марки сталей 12ХНЗА или 18ХНВА это из книги Картинг М Р Тодоров.

правельно… вот с 12ХНЗА мы точно делали…
шатун … марку стали не помню… но там сама технология важна!!!
без цементации не обойтись 😦

Morgot

у меня есть 40ХН2МА и 45ХГМА. они не подойдут ?
будем искать 18ую

Morgot
KGB:

правельно… вот с 12ХНЗА мы точно делали…
шатун … марку стали не помню… но там сама технология важна!!!
без цементации не обойтись 😦

цементацию непроблема 😉

В состав пасты входят: сажа - 55%, кальцинированная сода - 30%, щавелевокислый натрий - 15%, вода для образования сметанообразной массы. Пасту наносят на нужные участки изделия, дают высохнуть. Затем изделие помещают в печь, выдерживая при температуре 900-920°С в течение 2-2,5 часов. При использовании такой пасты цементация обеспечивает толщину науглероженного слоя 0,7-0,8 мм.

Red_cat

Как человек отдавший лучшие (молодые) годы своей жизни машиностроению, хотел бы обратить ваше внимание коллеги на тот факт что не меньшую важность чем марка стали имеет способ изготовления. Кривошипно-шатунную пару крайне желательно изготавливать исключительно методом ковки. Это благотворно влияет на макроструктуру металла и как результат ведет к значительному улучшению механических свойств. При изготовлении это необходимо учитывать.
Удачи!

Morgot
Red_cat:

Как человек отдавший лучшие (молодые) годы своей жизни машиностроению, хотел бы обратить ваше внимание коллеги на тот факт что не меньшую важность чем марка стали имеет способ изготовления. Кривошипно-шатунную пару крайне желательно изготавливать исключительно методом ковки. Это благотворно влияет на макроструктуру металла и как результат ведет к значительному улучшению механических свойств. При изготовлении это необходимо учитывать.
Удачи!

Вот как раз 45ХГМА у меня кованная есть загатовка…
изготавливать хочу на ЧПУ станках , есть доступ к токарному импортному

Шатун будет Н образным профилем как в автоспорте используют.
Кстати как вариант можно изготовить из автомобильного шатуна…

в общем сейчас расчетами занят… с металлом примерно определился , доделаю печь и зимой буду эксперементировать …

kim51
Morgot:

Вот как раз 45ХГМА у меня кованная есть загатовка…
изготавливать хочу на ЧПУ станках , есть доступ к токарному импортному

По моему мнению- кованая заготовка коленвала это не кусок металла из которого предполагают изготавливать колено,а уже коленвал ,изготовленный методом ковки с припусками под окончательную обработку.В этом случае волокна металла будут не разрезаны на углах,а будут изогнуты по форме колена.

SKR
Morgot:

Вот как раз 45ХГМА у меня кованная есть загатовка…
изготавливать хочу на ЧПУ станках , есть доступ к токарному импортному

Шатун будет Н образным профилем как в автоспорте используют.
Кстати как вариант можно изготовить из автомобильного шатуна…

в общем сейчас расчетами занят… с металлом примерно определился , доделаю печь и зимой буду эксперементировать …

Так, для общего развития. Шатун можно и из 40ХА сделать, толщиной цементации увлекаться не стоит, да она для шатуна и не необходима. А куют все шатуны, вопрос только в технологии, поскольку даже простенький автомобильный шатун куют за несколько циклов, формируя заготовку постпенно, от простой формы к сложной, т.е. ЧПУ тут не особо и требуется, поскольку вырезать шатун из более крупного шатуна, с точки зрения технолога, глупость.

Red_cat
kim51:

По моему мнению- кованая заготовка коленвала это не кусок металла из которого предполагают изготавливать колено,а уже коленвал ,изготовленный методом ковки с припусками под окончательную обработку.В этом случае волокна металла будут не разрезаны на углах,а будут изогнуты по форме колена.

Абсолютно точно!
Даже более того. В шатуне механической обработке подлежат только отверстия под шейку коленвала и палец поршня. Плюс обработка по толщине. Коленвал также протачивается под шатунные вкладыши и опорные шейки. Вся остальная поверхность не обрабатывается как правило, остается черновой. Про цементацию 40Х - улыбнуло 😃.

МАЯТНИКФУКО
Red_cat:

Абсолютно точно!
. Про цементацию 40Х - улыбнуло 😃.

На талках 2.5 был момент, когда на безрыбье, сделали несколько таких моторов.
Ходит легенда, что на одном моторе кок с куском вала после полётов отпал со стуком когда модель на полке стояла.

МАЯТНИКФУКО
Morgot:

Объяснения ??? почему нельзя ???

Да можно, кто сказал, что нельзя? Просто народ напоминает, что при прочих равных некоторые характеристики кованной детали могут быть выше пиленной. Предел усталости, например…
Экономически ковка не всегда оправдана, серийность должна быть приличная.

Morgot

в том и суть что речь не о серийности а просто хочу сделать свой мотор. ради удовольствия ))) это же хобби. хочу и все тут не отговоришь меня)))
пусть будет маленький ресурс и т.п. в чем я сомневаюсь…
притащили мне целую коробку запчастей моторов советского времени: КМд Радуга Полет и т.п. так я уверен на 99,9 % что колена на них выточены из заготовки… конечно моторчики маленькие и тут немного другие нагрузки, но будем изучать и просчитывать…

один из вариантов это пойти по технологии как например хуксварна -делать колено из трех частей составное… они на бензопилах такие делают…

Red_cat

Благодарю за видео! Чуть слезу не накатило, вспомнил былое. 😢
Про нельзя уже говорили, не нельзя а крайне желательна кованная заготовка. На фото - именно такая. Кстати составной коленвал - еще то удовольствие. Очень тщательно нужно подходить к закреплению частей. Отсюда еще один момент - балансировка. Собранный вал нуждается как в статической так и в динамической балансировке. Без нее разлетится на неравные части при том количестве оборотов которое есть.
Вспомнил здесь походу одну технологию. У нас в экспериментальной лаборатории начальник себе купил как-то такое чудо как ЕрАЗ, если кто помнит. Ну и поскольку двигатель все равно был на выброс, то решили переделать коленвал. Сделали разборным. Т.е. взяли штатный, нанесли на шатунных и коренных шейках риски для последующего соединения, затем вал поразрезали на части по всем шейкам. На месте разрезов нанесли торцевые зубья проточили посадочные места под подшипники и в ответных частях нарезали резьбу. Причем резьбу нарезали хитро. В одной части М1, а в ответной - М1,25. При заворачивании винта за счет разности шага части притянулись. Даже не помню уже стопорили ли винты? Таким образом вал стал работать на подшипниках качения по всем шейкам.
Результат демонстрировался с гордостью на лице. После морозной ночи, утром хозяин подходил к машине, через окно вставлял ключ и с полтыка заводил двигатель.
Удачи в ваших начинаниях!

ЗЫ Присмотрелся и не совсем понял - а что там с шейкой шатуна на первом поршне? Почему двойная???

МАЯТНИКФУКО
Red_cat:

ЗЫ Присмотрелся и не совсем понял - а что там с шейкой шатуна на первом поршне? Почему двойная???

Кажись, и ширина шеек разная, может ли быть по 2 горшка?

bob1
Morgot:

цементацию непроблема 😉

В состав пасты входят: сажа - 55%, кальцинированная сода - 30%, щавелевокислый натрий - 15%, вода для образования сметанообразной массы. Пасту наносят на нужные участки изделия, дают высохнуть. Затем изделие помещают в печь, выдерживая при температуре 900-920°С в течение 2-2,5 часов. При использовании такой пасты цементация обеспечивает толщину науглероженного слоя 0,7-0,8 мм.

Если вы никогда до этого цементацией не занимались, то с ней надо поаккуратнее, т.к. глубина цементации зависит от многих параметров. Поэтому обычно с партией деталей кладется образец свидетель, который потом сошлифовывается, и с помощью
серной( точно не помню) кислоты проявлятся толщина цементации. Если процементируете насквозь, вал будет стеклянным. Случалось такое даже в хорошо организованных термичках.

SHULIK

1Древесный уголь 90%
Углекислый барий 10%

2Древесный уголь 90%
Сода или поташ 10%

3Торфяной кокс 85-90%
Сода 15-10%

4Древесный уголь 74-78%
Углекислый барий 12-15%
Мел 3-5%
Сода 1-1.5%
Патока или мазут 4.5-5%

Древесный уголь применяемый для цементации должен быть
мелко истолчен но не до порошка или пыли размер частиц
должен быть с зернышко риса

Продолжительность выдержки при температуре цементации
выбирается в зависимости от требуемой глубины цементации

В среднем для получения слоя толщиной 0.1мм необходима выдержка

в течение 1 часа
Температура 920-930

Red_cat

Я конечно извиняюсь, но не проще ли будет отдать деталь в нормальную термичку если есть возможность? А то по мне эти бабушкины методы с углем и коксом как-то настораживают…