Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Поставил на стенд, результат на видео.

По началу крутился совсем плохо, через некоторое время вал крутится стал легче, заводится с третьего тычка. На холостых работает без проблем - оставил часа на два просто притереть части. Люфт в игольчатых подшипниках подшипниках около 1 - 2 градусов ПКВ, думаю вполне допустимо.
Через два часа на холостом крутиться стал легче, температура цилиндра не превышает 80 градусов. Вместе с тем, при переходе на 3500 - 3800 об/мин, буквально через 15 сек работы встает. После остывания заводится весьма легко, на ХХ ок. 1300 об/мин работает без проблем. Александр сделал мне еще два поршня с большим зазором, но тут процесс будет такой - увеличение зазоров поршень/гильза для предотвращения заедания поршня уменьшает компрессию, и как следствие, мощность. Этот эффект был на предыдущей паре - покрытие поршня МС-2000 привело к увеличению максимальных оборотов, при этом было предотвращено затирание поршня и остановка мотора.
Причина остановки - прогрев поршня, и его затирание в цилиндре. Второе - недостаточный притир гильзы-цилиндра, фото поверхности гильзы прилагаю.
Вообще думаю ситуация следущая - материал поршня АК-6 имеет достаточно большой КТР. В дополнение к этому гильза в картер вставляется при нагреве картера до температуры более 150 градусов, то есть достаточно сильно зажата картером. При увеличении оборотов растет растет температура поршня и его просто зажимает в гильзе, то же происходило раньше на Ситах-300. Встает мотор при перегреве моментально - видимо так встают и 2Т моторы при перегреве и неправильно выбранным материалом поршня (слишком большой КТР).

alekse

Конус и холодильник на поршне есть ? Поршень проточить на конус можно . Иван у вас мерительный инструмент есть ? Как такая пара получилась ? Не поршнем компрессию делают , кольца к поршню притирают .

arkadievich

Кольца к поршню я притер, канавки изначально узковаты по размеру были, из мерительного инструмента - соточный штангель, соточная головка и микрометр (микронный, правда на размер до 25мм). Мой недочет - не промерял детали до сборки, прийдется сейчас сделать.

Померял, эскиз прилагаю.

Разница в том (помимо прочего), что на Хондовском поршне от маслосъемного кольца до днища (на расстоянии 9.0мм от днища) имеется конус около 0.30мм, а атлантовский поршень практически цилиндрический. Сам по себе диаметр в норме, разница может быть только в подборе материала поршня.

Насколько я понял, надо привести геометрию атлантовского поршня к хондовскому, только видимо не за один раз - материал поршней разный.

Геометрию гильзы измерю несколько позже, после разборки мотора.

Andry_M
arkadievich:

Померял, эскиз прилагаю.

Оба расширяются книзу. Разве не должны к низу сужаться?

arkadievich:

Люфт в игольчатых подшипниках подшипниках около 1 - 2 градусов ПКВ, думаю вполне допустимо.

Сколько в мм?
Т.к. 1-2 градуса смотря в какой точке движения поршня, даст разницу величины зазора не меньше 10 раз… 😒

arkadievich

Люфт в мм померить нечем - нужны калиброванные пробки, поэтому значение в вблизи ВМТ.

Andry_M:

Оба расширяются книзу. Разве не должны к низу сужаться?

Конечно конус сверху, ведь там температура выше и как следствие размер растет. Дл его компенсации и делают конус.

Andry_M
arkadievich:

Конечно конус

Похоже я перенес замер поршней автомобиля (в месте, как на картинке) не в ту тему…

arkadievich

Мотор после стенда разобрал. Все снялось достаточно просто, возиться не пришлось. Игольчатые сепараторы, которые используются в мото-технике имеют слегка бочко-образные иголки, да и прикатались они немного. Никаких замечаний к состоянию частей, кроме гильзы, нет. Займемся теперь ее доработкой и геометрией поршня.

3 months later
arkadievich

Итак летный сезон похоже завершился, продолжаем работу над Атлантом-48.
По рекомендации Александра взял более слабый поршень и сделал конус выше колец около 0.15мм по диаметру. Гильзу немного дотер для устранения следов шлифовки (не очень гладкой). Палец и шатун карбонитрировал, по результатам проб твердость практически не увеличилась, а вот коэфф. трения, как обещают должен снизиться в 2-4 раза. Посмотрим. Юбку поршня покрыл МС-2000, мне понравилось как это покрытие работает, единственно сушка поршня в духовке вызывает недовольство домашних…
Все собрал в старом картере, его тоже немного потер для менее плотной посадки гильзы - сделал примерно как на ОСах 4Т.
Завтра планирую запустить.

arkadievich

Итак запустил. Стало немного лучше, но проблема осталась - при прогреве обороты падают, мотор встает. Немного покатал, потом снял, разобрал для осмотра. Фото прилагаю. Масла везде достаточно, а полосы на гильзе так и остаются. Если таким образом прикатывать понадобится наверное месяц работы мотора… Решил ускорить процесс - сделал притир для гильзы и продольные канавки вытер (фото до и после притики прилагаю). Поршень трогать не стал, итак зазор стал сверху виден. Промыл керосином, собрал, поставил на стенд.

Заводится со второго тычка, холостые около 1.300 об/мин, приемистость появилась, но максимальные обороты 5.700 об/мин и недолго. Та же песня - от нагрева поршень затирает, хотя головка не греется выше 80С (на улице +5С).
Думаю еще немного покатать, пока гильза не станет зеркальной (если станет? как должно быть), если прихваты будут продолжаться прийдется увеличить конус на поршне еще на 0.1 - 0.15мм по диаметру.

Ну а вообще ничего нового - мощность и прочие полезные параметры мотора в первую очередь зависят от качества пары. В данном случае материал поршня имеет слишком высокий коэфф. термического расширения. В этом случае приходится делать слишком большой конус на поршне, что приводит к потере компрессии на средних режимах, а при меньшем конусе излишним потерям на максимальных оборотах и повышенному износу пары.

NailMan

Когда мой товарищ купил себе БУ паралёт(большой) с отечественным мотором РМЗ-640 и поменял пары(там 2 котла) на новье, то замучался катать его и прикатывать - очень долго! Пара цветная. Тоже что то обтачивал, притирал, но все равно закусывало после больших нагрузок(когда вдвоем на телеге летал), когда один - нагрузки малые и все ОК. Долго очень прикатывались кольца, поршни и гильзы. Так что все нормально! Нужно больше терпения и не рвать. Это не никасил, которому обкатка вообще не нужна по хорошему, ну разве что бачок для успокоения души.

alekse

Господа , пару не должно закусывать , не новую не старую не люминь не некасил не керамику , не какую , если только не бешенный перегрев .

arkadievich

Оно конечно не должно, но происходит.
Не удержался, мотор сегодня разобрал для инспекции после вчерашних тестов, фото прилагаю. Следует заметить, что на гильзе вертикальные полосы опять проявились, хотя теперь и не так явно. На поршне выше верхнего кольца, там где я притиром уменьшил диаметр, заметны “зализы”, а следов притира нет. Думаю в этом месте при прогреве и затирает. На хондовском поршне конус от нижнего кольца до днища поршня более 0.2мм, видимо и тут надо к таким параметрам приближаться.

Andry_M

Добавлю 3 копейки… закусывает по причине алюминия “не той системы” или перегрева.
Со вторым понятно, а с первым был такой случАй:
Ремонт 1:1 авто. В старые цилиндры установлены новые поршни. Зазор хороший. Собрали обкатали. Начали ездить. Без фанатизма. Но поездки не давались… несколько км и перекур… За городом на скорости <80 не больше 5-7 км… падают обороты, движок дохнет… 😦 Не прокручивается… После остывания снова в путь.
Разобрали. Задиры на поршнях. Заменили поршни внешне на такие же (но из другого киоска) и машина полетела аки ласточка. 😒

Метод напильника показал разный алюминий. 😃 По другому поршни не сравнивали…

alekse
Andry_M:

Заменили поршни внешне на такие же

Один размер поршня имеет разные группы . Помните как муж пришел в магазин бюстгальтер жене покупать ? Мерить, блин , все надо .

AkimovichN
Andry_M:

В старые цилиндры установлены новые поршни.

alekse:

Один размер поршня имеет разные группы

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут. А вот с с такими поршнями хрен знает из чего сталкиваться приходилось.

alekse
AkimovichN:

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут

Старые цилиндры имеют эллипс и конус. болтаться будут но и работать нормально не будут , да и на поршни веселые попасть можно , согласен , как не крути мерить надо , и делать согласно документации .

arkadievich
Andry_M:

Добавлю 3 копейки… закусывает по причине алюминия “не той системы” или перегрева.

Готов согласиться с утверждением, что алюминий не тот - АК-6. Это достаточно хороший конструкционный материал, но повышенный КТР приводит к необходимости делать слишком большие зазоры и конус к днищу. На старом поршне (мной допиленным в районе пальца и юбки) зазор был большой, но покрытие юбки МС-2000 привело к уменьшению трения, а большой конус не приводил к закусыванию. По этой причине мотор выходил за 6.000 об/мин, правда пока не развалился игольчатый подшипник на мотыле. Сейчас думаю пока пойти тем же путем - сделать лыску в районе пальца, еще дотереть гильзу и сделать несколько больше конус от третьего кольца. В дальнейшем достал пару кусков АК-4Т1, попробую из него поршни сделать.

Andry_M
alekse:

Один размер поршня имеет разные группы . Мерить, блин , все надо .

Если быль внимательным, ответ здесь и здесь.

AkimovichN:

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут

Не расточенные. Остальное неверно.

arkadievich:

Готов согласиться с утверждением, что алюминий не тот

Иван, я не утверждал. Просто всякое может быть… и очень похоже на то…

arkadievich

ОК, то что всякое может быть это правда, особенно при ослабленном входном контроле материала заготовок.

Сергей_Калашников

Затронули автомобильную тему, - двигатель “ЗАПОРОЖЦА” воздушного охлаждения, рабочая температура 80-120град., по каталогу любая группа поршней -цилиндров имеет монтажный тепловой зазор 0,07мм на диаметр. Ставили жигулевские поршня , бензин 92, при правильном зазоре все работает.

Поршень 48см в зоне колец имеет нормальный тепловой зазор (фото по эл. штангелю 41,64мм), а юбку необходимо дотереть до размера 41,73мм (-0,01-0,015мм). Не надо натирать пастой 2000 свежие- новые детали и будет положительный результат.

Рашкин

Иван Аркадьевич.Колечки в канавках полностью скрываются?Еще не понятна фраза от третьего кольца к днищу поршня конус.От третьего кольца к доношку поршня конус,тогда зачем?Геометрию при нагреве поршень меняет в районе пальца.Поэтому и делается юбка поршня эллипсом,что-бы компенсировать этот момент.

Сергей_Калашников:

Не надо натирать пастой 2000 свежие- новые детали и будет положительный результат.

Вроде как про пасту не чего и не писалось.Покрытие МС-2000,да было.

Сергей_Калашников:

Поршень 48см в зоне колец имеет нормальный тепловой зазор (фото по эл. штангелю 41,64мм), а юбку необходимо дотереть до размера 41,73мм (-0,01-0,015мм).

Того же мнения.