Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich
Рашкин:

Мотор проработает 1 максимум 2 минуты и начнёт задыхаться.Вентиляция картера должна быть просто обязательно

Рашид, зависит от мотора - многие конструкции, например ОС, Ямада, спокойно работают и не задыхаются.

Рашкин:

На ROTO-85 мы всё это отрабатывали.Могу что получилось показать фото

По вашему короткому сообщению не совсем ясно, что конкретно отрабатывали, но причина разрушения коренного подшипника явно не закрытие сапуна. К сожалению не смог определить, что за коренной подшипник стоит на разрушенном шатуне. Думаю однако, что там стоял игольчатый с внешней обоймой - я такой ставил на А-48, результат был такой же, хотя шатун стальной, а не алюминиевый и масла в бензине более 8%.
Причина скорее всего следующая - эти подшипники плохо смазываются из-за того, что торец практически закрыт. Второе это его низкая несущая способность - иголки ф1.5мм, длиной 8мм (или даже 6.5мм) для 40см3 цилиндра маловато. Ну и третье - КТР алюминия (тело шатуна) слишком большое для стальной обоймы подшипника, в результате от начинает вертеться в ухе, как следствие перегрев и обрыв шатуна.

Второе фото - да мотор работает, но как долго и на каком режиме? основная беда Саит при длительной работе на оборотах близких к максималу, обрыв выхлопного клапана и заднего шатуна (алюминий по стали). У Вас уже есть опыт длительной эксплуатации этого мотора в таком режиме? Было бы интересно узнать результат.

Третье фото - Валлах (чехи, Vallach на немецком), в начале года общался с новым владельцем этой фирмы - ныне Fiala. Не знаю остался ли на фирме бывший конструктор моторов, но в конструкции моторов широко применены детали от Хондовсих 4Т мелкомоторов для бензоинструмента (я тоже запланировал использование поршневых колец). И кстати, сейчас эта контора сертифицирует 120-й (или 200-й) мотор для нашего беспилотья…Моторы красивые, за исключением 60-го, но не сильно радуют параметрами - ни удельным весом, ни мощностью. Ресурс правда может быть приемлемым, но по этому параметру гораздо лучше моторы от Кольма - 100 часов полного газа на топливе с 1% масла выдерживает без проблем. Да и линейка моторов гораздо шире Валлаха.

Четвертое фото - мотор на базе цилиндровой группы от звездообразных Моки. Моторчик и вправду не очень - эти ребята пытались отдать Кольму головку на доработку, но видимо не сошлись по цене. Конструктивно мотор ничего из себя не представляет ни по какому параметру, особенно для Ваших целей.

Небольшой комментарий по деятельности с А-48 - по существу это попытка отработки конструктивных решений и технологии для создания своего мотора (картинку я ранее выкладывал). Некоторый опыт есть, например сделали с Масленкиным пару алюминий/хром/алюминий без колец на ОС ФТ-120II - мотор с 8% масла крутил винт МА 16х8 более 9.300 об/мин (это около 3 л.с.) при весе окло 1кг. Были и другие эксперименты…

arkadievich

Долго тер и допиливал запчасти, но в конце концов собрал мотор с иголками. Посмотрим, на что он способен, после прикатки конечно.

arkadievich

Поставил на стенд, результат на видео.

По началу крутился совсем плохо, через некоторое время вал крутится стал легче, заводится с третьего тычка. На холостых работает без проблем - оставил часа на два просто притереть части. Люфт в игольчатых подшипниках подшипниках около 1 - 2 градусов ПКВ, думаю вполне допустимо.
Через два часа на холостом крутиться стал легче, температура цилиндра не превышает 80 градусов. Вместе с тем, при переходе на 3500 - 3800 об/мин, буквально через 15 сек работы встает. После остывания заводится весьма легко, на ХХ ок. 1300 об/мин работает без проблем. Александр сделал мне еще два поршня с большим зазором, но тут процесс будет такой - увеличение зазоров поршень/гильза для предотвращения заедания поршня уменьшает компрессию, и как следствие, мощность. Этот эффект был на предыдущей паре - покрытие поршня МС-2000 привело к увеличению максимальных оборотов, при этом было предотвращено затирание поршня и остановка мотора.
Причина остановки - прогрев поршня, и его затирание в цилиндре. Второе - недостаточный притир гильзы-цилиндра, фото поверхности гильзы прилагаю.
Вообще думаю ситуация следущая - материал поршня АК-6 имеет достаточно большой КТР. В дополнение к этому гильза в картер вставляется при нагреве картера до температуры более 150 градусов, то есть достаточно сильно зажата картером. При увеличении оборотов растет растет температура поршня и его просто зажимает в гильзе, то же происходило раньше на Ситах-300. Встает мотор при перегреве моментально - видимо так встают и 2Т моторы при перегреве и неправильно выбранным материалом поршня (слишком большой КТР).

alekse

Конус и холодильник на поршне есть ? Поршень проточить на конус можно . Иван у вас мерительный инструмент есть ? Как такая пара получилась ? Не поршнем компрессию делают , кольца к поршню притирают .

arkadievich

Кольца к поршню я притер, канавки изначально узковаты по размеру были, из мерительного инструмента - соточный штангель, соточная головка и микрометр (микронный, правда на размер до 25мм). Мой недочет - не промерял детали до сборки, прийдется сейчас сделать.

Померял, эскиз прилагаю.

Разница в том (помимо прочего), что на Хондовском поршне от маслосъемного кольца до днища (на расстоянии 9.0мм от днища) имеется конус около 0.30мм, а атлантовский поршень практически цилиндрический. Сам по себе диаметр в норме, разница может быть только в подборе материала поршня.

Насколько я понял, надо привести геометрию атлантовского поршня к хондовскому, только видимо не за один раз - материал поршней разный.

Геометрию гильзы измерю несколько позже, после разборки мотора.

Andry_M
arkadievich:

Померял, эскиз прилагаю.

Оба расширяются книзу. Разве не должны к низу сужаться?

arkadievich:

Люфт в игольчатых подшипниках подшипниках около 1 - 2 градусов ПКВ, думаю вполне допустимо.

Сколько в мм?
Т.к. 1-2 градуса смотря в какой точке движения поршня, даст разницу величины зазора не меньше 10 раз… 😒

arkadievich

Люфт в мм померить нечем - нужны калиброванные пробки, поэтому значение в вблизи ВМТ.

Andry_M:

Оба расширяются книзу. Разве не должны к низу сужаться?

Конечно конус сверху, ведь там температура выше и как следствие размер растет. Дл его компенсации и делают конус.

Andry_M
arkadievich:

Конечно конус

Похоже я перенес замер поршней автомобиля (в месте, как на картинке) не в ту тему…

arkadievich

Мотор после стенда разобрал. Все снялось достаточно просто, возиться не пришлось. Игольчатые сепараторы, которые используются в мото-технике имеют слегка бочко-образные иголки, да и прикатались они немного. Никаких замечаний к состоянию частей, кроме гильзы, нет. Займемся теперь ее доработкой и геометрией поршня.

3 months later
arkadievich

Итак летный сезон похоже завершился, продолжаем работу над Атлантом-48.
По рекомендации Александра взял более слабый поршень и сделал конус выше колец около 0.15мм по диаметру. Гильзу немного дотер для устранения следов шлифовки (не очень гладкой). Палец и шатун карбонитрировал, по результатам проб твердость практически не увеличилась, а вот коэфф. трения, как обещают должен снизиться в 2-4 раза. Посмотрим. Юбку поршня покрыл МС-2000, мне понравилось как это покрытие работает, единственно сушка поршня в духовке вызывает недовольство домашних…
Все собрал в старом картере, его тоже немного потер для менее плотной посадки гильзы - сделал примерно как на ОСах 4Т.
Завтра планирую запустить.

arkadievich

Итак запустил. Стало немного лучше, но проблема осталась - при прогреве обороты падают, мотор встает. Немного покатал, потом снял, разобрал для осмотра. Фото прилагаю. Масла везде достаточно, а полосы на гильзе так и остаются. Если таким образом прикатывать понадобится наверное месяц работы мотора… Решил ускорить процесс - сделал притир для гильзы и продольные канавки вытер (фото до и после притики прилагаю). Поршень трогать не стал, итак зазор стал сверху виден. Промыл керосином, собрал, поставил на стенд.

Заводится со второго тычка, холостые около 1.300 об/мин, приемистость появилась, но максимальные обороты 5.700 об/мин и недолго. Та же песня - от нагрева поршень затирает, хотя головка не греется выше 80С (на улице +5С).
Думаю еще немного покатать, пока гильза не станет зеркальной (если станет? как должно быть), если прихваты будут продолжаться прийдется увеличить конус на поршне еще на 0.1 - 0.15мм по диаметру.

Ну а вообще ничего нового - мощность и прочие полезные параметры мотора в первую очередь зависят от качества пары. В данном случае материал поршня имеет слишком высокий коэфф. термического расширения. В этом случае приходится делать слишком большой конус на поршне, что приводит к потере компрессии на средних режимах, а при меньшем конусе излишним потерям на максимальных оборотах и повышенному износу пары.

NailMan

Когда мой товарищ купил себе БУ паралёт(большой) с отечественным мотором РМЗ-640 и поменял пары(там 2 котла) на новье, то замучался катать его и прикатывать - очень долго! Пара цветная. Тоже что то обтачивал, притирал, но все равно закусывало после больших нагрузок(когда вдвоем на телеге летал), когда один - нагрузки малые и все ОК. Долго очень прикатывались кольца, поршни и гильзы. Так что все нормально! Нужно больше терпения и не рвать. Это не никасил, которому обкатка вообще не нужна по хорошему, ну разве что бачок для успокоения души.

alekse

Господа , пару не должно закусывать , не новую не старую не люминь не некасил не керамику , не какую , если только не бешенный перегрев .

arkadievich

Оно конечно не должно, но происходит.
Не удержался, мотор сегодня разобрал для инспекции после вчерашних тестов, фото прилагаю. Следует заметить, что на гильзе вертикальные полосы опять проявились, хотя теперь и не так явно. На поршне выше верхнего кольца, там где я притиром уменьшил диаметр, заметны “зализы”, а следов притира нет. Думаю в этом месте при прогреве и затирает. На хондовском поршне конус от нижнего кольца до днища поршня более 0.2мм, видимо и тут надо к таким параметрам приближаться.

Andry_M

Добавлю 3 копейки… закусывает по причине алюминия “не той системы” или перегрева.
Со вторым понятно, а с первым был такой случАй:
Ремонт 1:1 авто. В старые цилиндры установлены новые поршни. Зазор хороший. Собрали обкатали. Начали ездить. Без фанатизма. Но поездки не давались… несколько км и перекур… За городом на скорости <80 не больше 5-7 км… падают обороты, движок дохнет… 😦 Не прокручивается… После остывания снова в путь.
Разобрали. Задиры на поршнях. Заменили поршни внешне на такие же (но из другого киоска) и машина полетела аки ласточка. 😒

Метод напильника показал разный алюминий. 😃 По другому поршни не сравнивали…

alekse
Andry_M:

Заменили поршни внешне на такие же

Один размер поршня имеет разные группы . Помните как муж пришел в магазин бюстгальтер жене покупать ? Мерить, блин , все надо .

AkimovichN
Andry_M:

В старые цилиндры установлены новые поршни.

alekse:

Один размер поршня имеет разные группы

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут. А вот с с такими поршнями хрен знает из чего сталкиваться приходилось.

alekse
AkimovichN:

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут

Старые цилиндры имеют эллипс и конус. болтаться будут но и работать нормально не будут , да и на поршни веселые попасть можно , согласен , как не крути мерить надо , и делать согласно документации .

arkadievich
Andry_M:

Добавлю 3 копейки… закусывает по причине алюминия “не той системы” или перегрева.

Готов согласиться с утверждением, что алюминий не тот - АК-6. Это достаточно хороший конструкционный материал, но повышенный КТР приводит к необходимости делать слишком большие зазоры и конус к днищу. На старом поршне (мной допиленным в районе пальца и юбки) зазор был большой, но покрытие юбки МС-2000 привело к уменьшению трения, а большой конус не приводил к закусыванию. По этой причине мотор выходил за 6.000 об/мин, правда пока не развалился игольчатый подшипник на мотыле. Сейчас думаю пока пойти тем же путем - сделать лыску в районе пальца, еще дотереть гильзу и сделать несколько больше конус от третьего кольца. В дальнейшем достал пару кусков АК-4Т1, попробую из него поршни сделать.

Andry_M
alekse:

Один размер поршня имеет разные группы . Мерить, блин , все надо .

Если быль внимательным, ответ здесь и здесь.

AkimovichN:

Если имелось ввиду не расточенные цилиндры то туда хоть последнюю группу ставь все равно болтаться будут

Не расточенные. Остальное неверно.

arkadievich:

Готов согласиться с утверждением, что алюминий не тот

Иван, я не утверждал. Просто всякое может быть… и очень похоже на то…