Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Продолжил уже на модели, вывел в режим 5800 об/мин - работает… Еще 3 часа наработки на режимах от 4100 до 5800 об/мин. На неделе дефектуем и по результатам продолжим.
Небольшое видео.

alekse

По поводу износа толкателей , думаю там все в порядке . Наработка приличная , плюс частые разборки узла \ притукивание по новому \ . Ну и регламент регулировки , не гидрики,\ гвозди\ простые .

arkadievich

Да, с толкателями пока проблем нет, правда выявилась другая проблема - после 40 минут работы на полном газе лопнул винт М3.5 крепления оси коромысел - потерь нет, но пришлось перерезать резьбу на М4. При этом выявилась такая деталь - при отсутствии коромысел на ходе поршня от ВМТ к НМТ приоткрывается от разряжения в цилиндре впускной клапан. Похоже клапанные пружины слабоваты…
Степень сжатия еще раз измерил, оказалось около 9,3 вместо 10,0 - видимо можно еще немного увеличить до 10 - 10,5.

николай-69
arkadievich:

Степень сжатия еще раз измерил

Тык степень сжатия это расчетная величина, компрессия- измеряемая.

alekse
николай-69:

Тык

Тык сложновато рассчитать объем камеры сгорания сложной формы . Измеряем маслом в ВМТ по второй виток свечной резьбы .

arkadievich
alekse:

Измеряем маслом в ВМТ по второй виток свечной резьбы .

Да, ровно так и сделал.

Мотор собрал, на неделе займемся наработкой на ресурс.

7 days later
arkadievich

Итак на этой паре отработал 18 часов на режиме 80% оборотов - около 4800 об/мин. Коленвал теперь держит, а вот шатун Ст-20 с цементацией не выдержал - начал выкрашиваться твердый слой. Правда еще это может быть связано с тем, что ось цилиндра не перпендикулярна оси коленвала, проверить нечем.
Покрытие, несмотря на “песок” от разрушения шатуна, держится - ни отслоения, ни протертости нет.
Пара фото ниже.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

Ст-20 с цементацией не выдержал

Эксперименты в конечном итоге заканчиваются классикой, хрома и никеля маловато в этой стали.

arkadievich

Однако нижнее ухо выдержало около несколько часов, а к верхнему претензий нет. Возможно надо на бОльшую глубину цементировать, процесс довольно простой и дешевый. Хотя и легированные стали тоже никто не отменял, да и переход на титан в планах.

alekse
arkadievich:

не перпендикулярна оси коленвала, проверить нечем.

Геометрия школьная . Как помочь вам ? Элементарная ситуация . Даже косяк можно вычислить имея штангель с десяткой . Нужны фото мотыля и нижней шейки шатуна по кругу , для анализа . Стоит вспомнить что такое угловая величина .

arkadievich

Все правильно - можно конечно. Собрал мотор во втором картере, он более качественно сделан, без видимых косяков. Продолжили наработку на ресурс - довели до 21 часа, но тут возникли проблемы с соседями по промзоне - стали жаловаться администрации на шум, заводить мотор на территории запретили…

Выход, после долгих согласований, нашли - оборудуем бокс прямо в своем помещении, толщина стен около метра… С понедельника продолжим у себя, а завтра продолжу в полете на самолете.

Сегодня очень жарко - за 30С, решил совместить приятное с полезным (не долго - часа полтора на средних режимах), как на фото, сам процесс на видео.

alekse

Вот именно с таким подходом к делу и будет все отлично .

arkadievich

Видимо тут Вы правы, однако продолжаем на модели в полете.

Странный звук видимо от разваливающегося шатуна… завтра разберем, посмотрим как состояние. Шатун был свежий, на этот момент отработал около 6 часов на оборотах выше 80% максимала, достигнуто 5910 об/мин.

arkadievich

А теперь?

Сегодня разобрал - оказалось отвалился “хвостик” от стопорного кольца поршневого пальца, сделан из ОВС ф0.8мм. Результат: канавки на картере, замятие поршня, огрызки проволоки в картере…
Шатун в порядке, только появился “качательный” люфт, люфта по оси шатуна практически нет. Вал и поршневой палец в абсолютном порядке. Кстати с пальцем ф8.0мм проблем никогда не было - может быть и не надо переходить на бОльший диаметр (ф10мм).
Все поправил, промыл в ультразвуковой ванне в керосине с подогревом, собрал, на неделе попробуем.

23 days later
arkadievich

На сегодня практически без поломок наработал более 45 часов. Вал держит, алюминиевая пара наконец прикаталась и работает…

arkadievich

Да, как это не странно, но пара только прикаталась (после примерно 50ти часов работы) - мотор стал “веселее” крутиться.
Медленно, но верно приближаемся к улучшенной, на основании результатов отработки версии двигателя. Продолжили изготовление небольшой партии - отливки основных корпусных деталей на фото.
Попутно научились отливать из пластика впускной патрубок, “дудку” спрямления потока на входе карбюратора и мотораму. Сейчас задача сделать зажигание в нужных нам габаритах, ну и конечно впрыск…

16 days later
arkadievich

Не могу не похвастаться - начали приходить детали “серийного” мотора…видимо уже не далеко и до сборки базовой версии двигателя. На этой неделе будут готовы распредвалы, первичный вал и задняя щека. Еще через неделю - картер, головка и штатный поршень.

Отработку после очередной разборки продолжим, исправили пару поломок - замена шатуна (Ст-20 с цементированием больше 20 часов не держит). Теперь мотор легко выходит на режим 5950 об/мин и эти обороты держит.
Правда после примерно 35 часов образовался сильно твердый нагар на впускном клапане и вокруг выпускного. По моей оценке мотор работал на высоких оборотах на очень богатой смеси при недостатке кислорода - бокс имеет объем всего пару м3 и очень плохую вентиляцию, зато хорошую звукоизоляцию…

Рашкин

Иван Аркадьевич.Я всё не могу в толк взять.У вас поршень с тремя кольцами,как вы получаете смазку для вала,подшипников,как??

arkadievich

Рашид, наличие канавок еще не означает наличия колец… на фото поршень доработанный от хонды (покрытие днища и тронков). Наш штатный будет иметь одно кольцо или вообще ни одного. Так что масла в картере по опыту всегда достаточно (для игольчатых подшипников на шатуне).

Рашкин

Тогда понятно,масло будет.А вот без колец это очень интересно.

22 days later
arkadievich

После последней переборки с заменой шатуна - выкрашивается твердый слой по игольчатому подшипнику часов через 5-8 работы, мотор стал выходить уверенно на 6000 об/мин. Проверка винта на электростенде показала 3кВт на этих оборотах, что составляет ок. 4 л.с. По программе расчета получалось 3.85 л.с. - неплохое совпадение.

arkadievich

Еще раз убедился, что “техника в руках дикаря груда металла…” - оставил двигатель в одной благородной компании для демонстрации его возможностей, результат на первом фото: сломали вал…
Причина в том, что винт крепили только 6 винтами М4 к опорной шайбе, а саму шайбу на валу не зафиксировали центральным винтом М8. В результате винт открутился и разрушил хвостовик вала.

Надо правда сказать, что и конструкция хвостовика была неудачной - внутренняя резьба, по ней и произошло разрушение. Конструкцию вала пришлось переделать как на втором фото. Думаю теперь будет надежней.