Двухмоторный FPV-замутил

Brandvik

Флапики вы ему так и не поставили? Зря 😃 очнь полезная штука
Вот моя последняя игрушка, грузовичок.

Размах полтора
Моторчик КV 800 ток до 40А
Винтик 12Х8
Батарея 5А\ч
Вес взлетный пустой 1.8 кг
Полезная нагрузка до 1.5 кг. (при этом нагрузка на крыло составит 100гр\дм (правда надо будет или винт больше ставить или 4S батарею), а так +0.5 кг догруза таскает легко(бутылка с водой в конце клипа), потащит и больше, но совсем вяло)

ЗЫ кто нить может объяснить что значит маркировка двигателей типа “Пилотаж 3013” ?

NailMan

Щитки будут(там вырезы ниш видны - значит должны появиться), завтра или послезавтра склею - тут с ними просто заморока в связи с обеспечением их жесткости. Пленка гнет в бараний рог такие тонкие наборные конструкции как два пальца об асфальт. Думаю по задней кромке щитка пустить угольную рейку 1х3мм вертикально, чтобы не сгибало ее по длине. Привод обоих щитков от одной 3мм железки согнутой буквой П и посередке в запил припаянной стальной качалке с резьбой. П загибы будут входить в торец щитка и передавать усилие на тонкие стеклотектсолитовые пластинки которые будут приклеиваться снизу и сверху шитка в районе торца образуя с ним паз. Так у планеристов часто привод делается при съемных консолях, тока они загибы П торсиона не вклеивают в пазы.

Brandvik

А почему бы их не сделать просто цельно бальзовыми с круглыми отверстиями для облегчения, а сверху пленочка?

NailMan

Если волокнами вдоль, то может сгибать поперек в итоге сломать под нагрузкой, да и все равно будет сгибать вдоль. Вобщем думать надо.

Громовержец

Скажите, у Вас оба двигателя вращаются в одну сторону или в разные, с применением разных винтов? И если в одну, то какой выкос у двигателей?

Я сейчас начинаю строить мелкий двухмоторник под ФПВ, на основе ЕПП тренера “Ситабрия”, поэтому очень интересно поведение ВМГ.

NailMan

Вращаются в одну сторону. Пропы обычные(тянущие). Выкосы нулевые пока и думаю такие и оставлю. Компенсировать моменты легко элеронами, хотя если потребуется можно и вправо(точнее влево) закосить на градус. Вся система тут компактная достаточно, а крыло большое потому реактивные моменты от винтов будут ничтожные. Вверх(поток вниз) выкашивать не буду вообще ибо не пилоны, и не вижу особого смысла.

Brandvik:

Вот моя последняя игрушка, грузовичок.

Размах полтора
Моторчик КV 800 ток до 40А
Винтик 12Х8
Батарея 5А\ч
Вес взлетный пустой 1.8 кг
Полезная нагрузка до 1.5 кг. (при этом нагрузка на крыло составит 100гр\дм (правда надо будет или винт больше ставить или 4S батарею), а так +0.5 кг догруза таскает легко(бутылка с водой в конце клипа), потащит и больше, но совсем вяло)

Грамотная тема. Была идея построить такой грузовичок, но у нас тут в последнее время менты напрягать стали и вообще стрёмно такое делать - хрен отмажешься что не возил наркоту или бомбы не доставлял на теракт. 😃

ЗЫ кто нить может объяснить что значит маркировка двигателей типа “Пилотаж 3013” ?

30 - диаметр набора “железа” (статора)
13 - длина набора “железа” (статора)
через дробь еще надо бы количество витков указать, но я его не помню чесно говоря, а посмотреть на моторе - забываю все.

Wasja
NailMan:

Вращаются в одну сторону. Пропы обычные(тянущие). Выкосы нулевые пока и думаю такие и оставлю. Компенсировать моменты легко элеронами, хотя если потребуется можно и вправо(точнее влево) закосить на градус.

Где-то на форуме писалось про выкосы, чтобы двухмоторник летел прямо даже на одном двигателе. А то регуляторы всегда отсечку в разное время дают (а иногда даже и без предупреждения).

Brandvik

Вообще то в двух моторнике выкосами прямой полет на одном движке можно сделать но… По нормальному выкосы должны быть как колеса у машины. Но для того что бы лететь на одном движке выкос должен быть наружу, что при работе двух движков будет вызывать рыскание по курсу. Поэтому выкосы все же делают внутрь (оси движков должны схоиться где-то впереди самолета)
Кстати, как то мы совсем про это позабыли, а ведь и вправду движки будут отрубаться в разное время! А если мне память не изменяет хвост у вас не управляемый! Это черевато!
Я бы мог посоветовать, перевести регуляторы в режим гидрат\кадмий или же отсечку на самом низком уровне выставить. А потом подключить к батарее девайс который меряет ее непряжение, к этому девайсу подключается канал газа с приемника с одной стороны, а с другой Y сигнального кабеля на движки. При снижении напряжении ниже нормы сигнал газа переводится в состояние стоп.
Вот линк, правда там тольок для 2S но гланое принцип поймете.
http://cgi.ebay.fr/Li-Po-Battery-Deep-Discharge-Protector-Free-Gift_W0QQitemZ180334929967QQcmdZViewItemQQptZFR_YO_Jeux_RadioComRobots_VehiculesRadiocommandes?hash=item180334929967&_trksid=p3286.c0.m14&_trkparms=72%3A1526|66%3A2|65%3A12|39%3A1|240%3A1318
Еще хочу добавить что если винты вращаются в одну сторону то самик будет все время утаскивать в бок, как будно его сдувает боковым ветром 😃, принципе это не страшно, но правильнее было бы найти винты разных направлений.

Спасибо про разъяснения о маркировке, если честно то дурацкая маркировка, о параметрах двигателя говорит очень мало 😦, но все упорно пишут эти циферки, как будто все знают и летают на пилотажах и акселях…

NailMan

Ну что касаемо контроля напряжений - мониторинг его будет на телеметрию от Smalltim, как и пака бортового, да и вообще я не привык подолгу летать - устаю. Электролетов у меня лично не было(отец на них лётает), но все таки полет у меня как правило максимально 10мин. Моторы тянут суммарно под 3кг и вобщем-то огого, так что думаю в полгаза ему за глаза будет, а с таким потреблением до отсечки будет далеко при посадке.

Принципиально можно будет потом троса кинуть и на руддер - не вопрос, машинка хоть и в носу, но место позволяет это сделать.

Concord

[quote=Brandvik;1177045]
Вот моя последняя игрушка, грузовичок.

Андрей! Посмотрел всю твою видеотеку, как в кино на Индиану Джонса сходил.
Особенно впечатлили твои итальянские приключения!
ЧУМА!

Brandvik

Константин спасибо 😍

Вобще я писал не столько о контроле напряжения, сколько о одновременной отсечке двух двигателей при снижении наряжения. Иначе на малой скорости рискуете свалить самолет из за того что один двиг может встать раньше другого. Ну да по началу можно и так полетать.

NailMan

Сваял наконец-то щитки. Бальза 5мм легкая, сплошная с круглыми дырками. В торец корневой с двух сторон приклеены карбоновые полоски образующие паз - это для захода в него П-железки.

На П-железке по середине проточена лыска и обжат кусок электрода с резьбой - это кабан.

Отклоняются на 35-40° максимально - пока этого думаю хватит.

Сегодня работаю над тягами и тросами - завтра подкосы и укладка кишок, а в субботу стэнд с бензинычем и заряжаемся весь день.

Фоты со 124 до 130
picasaweb.google.ru/nailalex/Fpv_twin_plane#531236…

Зеркало с 125 до 131
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Видео как это работает(1.66 мб)
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/Spoilers.avi

Brandvik

Супер! Только если хотите реально тормозить, тогда бы я посоветовал увеличить угол отклонения щитков до 55-60 градусов, будт тормоза, можно производить посадку с пикирования, да и пикировать можно будет без опаски…
Но вообще дело хозяйское 😉

NailMan

Посмотрим, попробуем - может и этого хватит, а вообще пропы на малом ходу будут в разы эффективней как тормоза, так что х.з. что получится. Опробуем и подумаем нужно ли увеличивать отклонения до 60.

NailMan

Сегодня закончил тяги-шняги делать - все теперь работает как надо. При протяжке тросов на машинку высоты не обошлось без гинекологии - места мало, а руки внутри почти не лезут.😁

Вобщем протянул копийные тросики 0.6мм медненые и в защитной пленке. Позже будут фоты.

Тяги и всякую фурнитуру снял с Буратины, вобщем он пошел на сало, а потом либо в помойку, либо энтузиастам. Привод шасси получился как проектировался - без нареканий. 35° поворота дает разворот на земле почти на месте.

Сделал из ляминиевых N-стоек биплана своего, подкосы. Полосы 1.5мм ляминя шириной 12мм. Других вариантов приемлемых не нашел. Вышло достаточно легкое и надежное устройство. Крыло стало значительно жестче. Прогибается теперь на ушах, как и положено(задумывалось). Фото также позже.

Проекту дано официальное название, которое потом отобразится в виде буковок на поверхности - “NAV-8 Supervisor”.

Завтра укладываю кишки, настраиваю и заряжаю паки для воскресного облета!

ГРИНЯ

[Класный грузовичёк Андрей я восторге,флапероны это просто супер.Александр, я сам жду когда полетит твой самолёт,успешных полётов и хорошей погоды!!!

NailMan

Наконец-то двухмоторный FPV-проект помесил обоими винтами небо!

Итого сделал 2 полета.

Я конечно не электролетчег, а закоренелый бензинщик(и остаточно метанольщик), так что не обошлось без взрывоопасных курьезов из области ламерства и невнимательности.

Вобщем перед полетом положил в лоно оба пака, коллеги по полю заговорили меня и я по ошибке подключил ходовый пак к бортовому 😃. Вобщем оно задымилось и погорело…разъемы. Не успело взорваться и даже нагреться и литийполимерства. Слава богам, с собой были реципиенты: для пластмассовой части разъема - ваттметр(в этот день оставшийся не у дел), для контакта типа “папа” осташийся целым у бортвого пака), а бортоым паком послужил тот самый дуалски 1800, вместо найденого в закромах Фуллимакс 1300 маленького и легкого. Вобщем оперативно горелочкой газовой перепаяли разъемчик, точнее один контакт из двух.

Массовые ТТХ немного огорчили сперва - 3150г с нагрузкой 60.5г/дм2. Тут есть что похерить(бортовой пак заменить на фуллимакс 1300 и 60г долой. Трубу подпилить для центровки(еще 20г), ну и по мелочи. Мона закрылки убрать - 100г уйдет.

Центровка ~30% с балластом 180г в носу имитирующим видеокамеру, передатчик и телеметрию.

Теперь что касаемо самого волнующего - полеты.

Взлет. Несмотря на вес в 3150г взлетает с разбегом в метра 4. Легко, плавно. Так как я привыкший к массивным пепелацам(бензиныч мой 6550г весит), так что к инерции был готов. Поворачивает плавно. Тяги на взлете давал пол-газа.

Моторы и безмоторие. Тянут равномерно. Выкосов не делал и менять не буду это положение дел - все в ажуре и в равновесии. При полном газе слегка начинает набор высоты.

При выключении тяги(забыл взять инструкцию к регам и запрограмировать в них тормоз) пропы малька крутятся, а самолет по планерному планирует. Качество конечно как у паршивого планера, но оно планирует неплохо на мой вкус. Вобщем экономия эпиздричества имеет место жить.

Полет. Летает нормально на 1/3 газа. На 1/2 уже “тянет”. Скорость максимально ~60 км/ч в горизонтальном полете. Телеметрия в будущем эту цифру подкорректирует. Так примерно 30-40 км/ч летит неспеша и плавно. Руля высоты нада по максимому ставить как заложены расходы. двойных не трэба, бо не пилотажный сомоль.

Элеронов хватает нормально, но бочку сделать пока стремно.

На крыло не сваливается даже в очень крутых виражах(не могу отвыкнуть к разворотам почти на месте как на бензофане делаю постоянно).

Щитки.
В первом положении(~19°) - Работают как закрылки. Снижают скорость до 30-35кмч без задирания носа.

Во втором положении(35°) - работают как тормоз, заметно тормозя самолет и немного задирая нос.

В обоих положениях не приводят к крену, хотя летал сегодня в полный штиль(что есть очень хорошо - ветер не влиял на наблюдаемые характеристики полета).

Посадка.
Сажал на полосу нашу, которая в горку(1 из четырех) на утоптанный заледенелый наст.

Заводилось на глиссаду легко - летучий очень, потому издалека(как привык бензиныча заводить, ибо у него нарузка дает о себе знать). Планирует очень не по самолетному(но наверно и не по планерному).

Первая посадка на первом положении щитков - сел стремаясь немного, потому в снежный неутоптанный наст. Свернул стойку носовую(тяги выскочили из зажималок. Потом поставил их на место).

Вторая посадка без щитков, но на последних метрах, на высоте метра где-то 2.5 решил выпустить на максимум и самик резко потерял скорость. и конечно клюнул вниз без последствий, ибо я его подсадил у самой земли.

Выводы: Самик несмотря на излишний вес оказался удачным. Летает плавно(что и надо), тяги моторов >3кг(где-то 3500, потом померяем точно), на полном газу прет вверх легко и можно даже вертикально свечкой. Планиурет приемлемо после бензиныча-фана 😈 , летает умеренно быстро(как и хотелось), ибо как летает легкий пеноизик мне совершенно не нравится(лететь долго очень, если далеча засобрался отлететь), а быстро мой твин лететь не может конструктивно - Сх большое и пропы тормозят. Ветер ему будет глубоко до попы - уверен на 109%.

Вобщем жду когда с асфальта у нас сойдет все на нет и будет сухо(нынче были ледяные колдоебины не позволявшие взлететь или сесть даже большим бензам - ломало карбоновые стойки, да и тачкам проехать было стремно, даже джыпам) - тогда будет сажать превосходно куда и предполагалось по ТЗ проекта. По получении необходимых погодных условий продолжим полеты уже с видео, а пока в аэрофлае подгоню какой-нить самик похожий и буду учиться летать на такой технике и в очках и без.

Фоты на поле c 131 до 146:
picasaweb.google.ru/nailalex/Fpv_twin_plane#531347…

Зеркало с 132 до 147:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Видео(жало мало было общих планов где был бы виден масштаб скорости полета и фон монотонный 😦):

rutube.ru/tracks/1633551.html?v=388cb06056d032fc5d…

new225

При выключении тяги(забыл взять инструкцию к регам и запрограмировать в них тормоз) пропы малька крутятся

Неплохо бы сделать полетный режим холостого - при убирании газа в ноль - пропы оставлять на минимальном газу - чтоб не тормозили поток - это на случай если планеризмом решишь занться 😉
А тормоз - ну не знаю тебе то по идее не нужен…

NailMan

нада включить в регах функцию тормоза - их на ветру крутить не будет уже 😉 А пропы свободные или слегка вращающиеся и есть самые тормозистые тормоза.

5 months later
NailMan

Прошло много времени с крайнего полета Надсмоторщика, наконец то руки дошли до аппарата и решил разобраться почему установленное видеооборудование давало жуткие помехи на управление.

Срань была вычислена - это серва HES-488(HobbyElectronics, металлоредуктор, миниформат). Как только она воткнута - помехи жуткие, центр сервы уходит - ниче не пашет, как только отключаю - все зашибись.

таким образом все теперь робит и готово к полетам, тока ферриты отовсюду кроме элеронов нада снять, и заэкранировать сервы привода головы. Взамен HES-488 на повороте головы вправо-влево поставлю новособранную из хайтека и санвы серву стандартного формата также с металлоредуктором(других свободных нету увы).
Ее уже проверил на совместимость.

Так что в следующие выхи(жалко эти пропускаю по объективным причинам) - самолетко полетит в небо с видеоглазом и на новых 5А акках!