Как я сделал из 7-каналки 9-каналку

wws

Здравствуй, уважаемый читатель!

Раз уж ты зашел в эту тему, значит или тебе стало любопытно, или ты являешься обладателем рабочей лошадки современного авиамоделизма Futaba 7C либо Spectrum DX7. И в том и в ином случае при мысли о полетать от первого лица, ты столкнешься с проблемой нехватки каналов на бюджетном 7-канальном приемнике. Столкнулся с этой проблемой и я.

Исходная постановка задачи.

Имею 2-х метровый планер ASW-28 EPO, на котором размещена поворачиваемая от хэд-трекера камера. Камера размещена под фонарем, что в контексте темы, никакой особой роли не играет. После загрузки всем FPVшным барахлом, в виде телеметрии от Иглов, камеры и передатчика, я получил нагрузку на крыло аж под 34 гр/дм^2, что ясно мне сказало:

- Слышь ты, наивный чукотский юноша! Если не хочешь угрохать свой планер при первой же посадке, делай спойлер или еще какие-то тормоза.

В результате ASW-28 превратился в ASW-27, перейдя таким образом из стандартного класса в 15-метровый. Потому как, в стандартном классе закрылки не положены, а именно их я в планер и врезал. Врезал так, чтоб имеющийся мощный гипперион тащил оба закрылка вверх, и ставил их аж под 90 градусов к плоскости консоли. Собственно тормоза - первое о чем надо беспокоиться в любом подвижном агрегате.

Но градусов на 5-7 вниз закрылки, как и положено закрылкам, ход получили. Теперь пришла пора посчитать каналы.

1-й элероны (ailerons), и про отдельный 6-й канал для правого элерона нужно твердо забыть, поскольку тогда каналов точно не хватит. Ну и ладно, на настоящем планере тоже такого нет.

2-й - РВ (elevator)

3-й - у меня газ (throttle), что у вас не знаю. Но вот ведь незадача. Летая и на безмоторных планерах, привык уже стиком газа гнуть камбер (профиль крыла). Посетила шальная мысль перевесить газ на крутилку, что у меня на 6-м канале и назывется FLAPS (закрылки).

4-й - РН (rudder)

5-й - в принципе AUX1, на который можно повесить или первую кнопку управления телеметрией или одну из плоскостей вращения телекамеры.

6-й - закрылки (flaps), которые пока не определились… То-ли газом они будут, то-ли теми закрылками, которые этой самой крутилкой - ну стасть как неудобно крутить.

7-й - это AUX2, на который мы тоже вешаем или поворот телекамеры или управление телеметрией… Ибо в телеметрии одна кнопка это перемещаение по меню, а другая - выбор.

Всё, каналы кончились, дальше надо более дорогие аппаратуры покупать ибо уже всякие кампабилити-сложности с передачей PPM, по радиоканалу начинаются.

Но ведь не надо мне на планере одновременно и газом манипулировать и камбером/тормозом. Да, наверное, не надо и одновременно и башкой крутить (телекамерой) и кнопки на телеметрии нажимать. Озадачился я этой проблемой и за несколько дней обдумывания и день работы, проблемку эту решил.

Навыки программирования микроконтроллеров были потеряны мной лет15-назад, зато на антресоли нашлось Шило и собранный на кроватках Синклер, который поделился со мной парой КП11-х.

Все решение на схеме. Нужно тольо чуть-чуть приложить голову на тему того, какие каналы сделать в передатчике прямыми, а какие пустить в реверс. Работает все чрезвычайно просто. Потенциометром ломанной сервы выставляешь тот уровень крутилки, при котором надо поменять значение стиков. В режиме 0 мы держим на ручке газа закрылки, которые до середины настроены на аппе так, что работают с самого низа, до выпрямленного профиля, а вот выше середины - начинают резко ползти вверх, превращаясь в интерцептор. В этом нулевом режиме можно спокойно планировать, пользоваться закрылком, обозревать окрестности поворотом башки. Садиться, тоже нужно в этом режиме, поскольку планер выдерживает глиссаду именно спойлером, и не как иначе. У кого аппа покруче, тот может крокодилом тормозить (элероны вверх, закрылки вниз), но мы это счастья лишены. Нам надо просто микшер спойлер->РВ подогнать так, чтоб при торможении не надо было тангаж на ручке не держать.


(Увеличить изображение)

Главное во всем этом, выставить уровень крутилки не слишком высоко. Схеме же где-то надо брать эталонный PPM сигнал, соответствующий примерно нулю или чуть-чуть выше. Этот сигнал нужен, чтоб камеру повернуть четко вниз (у меня это прямо по курсу). Сигнал же, соответствующий положению камеры “по центру” (в горизонтальной плоскости), напросился сам-собой. Это же в чистом виде руддер.

Итак, стоит чуть-чуть крутнуть крутилку из крайне левого положения, так сразу стик газа возвращает себе первородную функцию. Чтоб мотор ненароком сам не начал вращаться, надо на регуле правильно задать минимум, исключающий всякие случайные инциденты. У меня регуль Маркус, и он позволяет калибровать ручку газа.

Итак, мы чут-чуть крутнули крутилку и за этим чуть-чуть, она опять становится закрылком/спойлером. Но на кой черт нам спойлер, когда мы перешли на моторный режим? Повернули чуть, увидели что камера дернулась, бросаем крутилку.

5-й и 7-й каналы тут-же перешли в полный контроль телеметрии, а вот камера опустилась вниз, точнее по закрылку/спойлеру и стала поворачиваться одновременно с руддером.

Вот собственно и вся работа мультиплексора, стоимость деталей которого не превышает 100 рублей по ценам самого дорогого магазина.

Да…,
хитрожопия с сигналом идущим на 1-ю ногу КП11-х обусловлена тем, что ломаная серва бывшая в моем распоряжении, была цифровой и шибко умной. Эта падла, после 5-10 секунд вращения выброшенным мотором (в попытках занять потенциометром нужное положение) начинала думать, что у неё что-то застряло. Вследствии этого она начинала дергать двигло туда-сюда, что приводило к флаттеру всей схемы управления. Благо дергала она по чуть-чуть, и все легко вылечилось нарисованным резистором, диодом и конденсатором. У вас, возможно будет чуть иначе.

В общем, господа хорошие, идею и реализацию я показал. Все довольно просто и может быть реализовано и по чуть иной логике. ВСЁ - в меру вашей фантазии. Главное, это помнить что в сервы идет PPM-сигнал, и коммутируя, надо заботиться о том, чтобы что-то туда все же пришло.

Схему специально оставил мультиязыковую… Вдруг она кому и на RC-групсе глянется.

P.P.S.
Конструктив - дурацкий, ибо монтажки в доме не нашлось и микрухи были спаяны одна над другой, навесным монтажом.

baychi

Интересуюсь немного не по теме.
Виктор, а не покажите фотки, как Вы всю аппаратуру в ASW-28 запихнули?
Насколько я понимаю вот это тоже он pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_20/RC8006/.
Взял себе недавно. Сегодня попробывал погонять в голом (исходном) виде. При весе 600 гр (с акк 170 гр) тяговоруженность около 1, и взлетает вроде неплохо. Летал в ветер 5-6 м/c. В полете показался резковатым, что лечится, чувствительным к ветру и скоростным, что мне не нравится. Во втором полете для эксперимента догрузил над ЦТ 170 гр. свинца. Взлетать стал хуже, да и планировать лучше стал.
При посадке тормоз не помешал бы (метров 20 по насту катился).
Теперь вот сижу и думаю, что с ним будет если я ему еще 200-250 гр. электроники запихну? И главное, как ее там разместить?

wws

Вот про него тема rcopen.com/forum/f37/topic128534
А вот то, как всё размещено… rcopen.com/forum/f90/topic146474/336
Только, Александр, Вы это уже видели… С тех пор мало что поменялось… Но, вроде, все влезает. По крайней мере дырку под камеру в элапоре я уже проковырял. Приемник в нос, под приборный щиток, разъемами вниз (у меня R617FS). Иглы лежат на самом дне, разъемами друг к другу. Датчик скорости в правой консоли, GPS будет в левой. Передатчик в хвосте.

Но я еще не облётывал, поскольку GPS-модуль так и не успел перенести в крыло (сгорел гад). Думаю, что придется грузить чуть свинца в хвост, а может и обойдется. Я ща болею чуток - не до облётов. Да и сперва надо убедится в работоспособности всего (у меня еще дальность видео не проверена). А то будет Сизифов труд.

baychi
wws:

Только, Александр, Вы это уже видели…

Действительно! Вот что значит, пока сам не попробуешь, ничего не запомнишь. 😃
А в качестве тормоза можно использовать штатную мотоустоновку. При половинной тяге, винт естественным образом будет ограничивать скорость полета на уровне 8-12 м/c. 😃
Кстати, какуой аккумулятор Вы в него ставите? Я хочу использовать большой: на 2100-2200 мАч (пр меньшей энергетики, считаю, что АП и телеметрия треяют смысл.)
А это вынуждает использовать кабину не только под камеру…

wws

В попытке вчера собрать самолет, чтоб облетать в воскресенье, обнаружил неприятность. Регуль у меня почему-то лопает инверсный сигнал (или футаба реверсит)… А регуль - не серва, не перевернешь. Машинку же даймонд Д47, что делает TILT -камеры, ввиду её мелких размеров, совершенно не хочется курочить, чтоб заставить работать в другую сторону. Уж больно маленькая, да и дорогая.

Пришлось искать и заказывать серво-реверсер. Попутно нашел вот такую интересную лабораторию Dionysus Design со всякими шелобушками очень маленького размера. Заказал себе про запас пару реверсеров и на попробовать - замедлитель на 4 секунды, стретчер (чтоб FPV камера на больший угол крутилась), и управлялку камерой (или чем еще). За доставку всего 6 баксов взяли.

Barim

Хм. А инвертнуть настройками канала на пульте не канает?

wws

Нет, не выходит. По схеме связаны закрылок, газ и камера. Вся суть в том, что или канал газа или канала флаппов дают эталонный PPM сигнал, близкий к нулю, для тех устройств, которые отключены от приемыша. Сервы можно или качалкой перевернуть или инвертнуть внутри (провода перепаяв), а вот канал газа, т.е. регуль - нет 😦 Итог - мне надо или в серву с паяльником лезть или реверс канала на газ ставить.

А если просто канал газа инвернуть (3-й), то см. схему. - надо инвертить и 6-й канал. Чтоб при мультиплексировании получить равные уровни. А иначе, будет или мотор резко взревать или тормоза выпускаться. Т.е. 3 и 6-й каналы должны быть настроены одинаковы ибо поперменно управляют газом. Но, как я уже написал, точка перключения 6-м каналом режимов мультиплексера - это как-раз

  1. нулевое положение закрылков
  2. пока еще не запущенный мотор
  3. опущенная в горизонт (а не задранная наверх) камера

Если я инверчу 3-й и 6-й, то придется инвертить и серву камеры… А её-то направление выставлено одновременно под хэдтрекер и под нулевой горизонт. Короче, все взаимосвязано. И лучше убедиться сразу, что все у вас поворачивается в нужную сторону. Еще до сборки и установки в модель.

Prikupets

Хм. Прикольная схема. Я бы только вместо детали Trash Bin поставил пищалку (HCM1205), чтобы была индикация включения вторичных каналов. А то может понадобиться садить и визуально, а там не увидите, как дергается камера при переключении.

wws
Prikupets:

А то может понадобиться садить и визуально, а там не увидите, как дергается камера при переключении.

А при посадке крутилка закрылка крутиться в нулевое положение… У меня до упора влево. Т.е. визуальность для перехода из моторного режима в планирующий/посадочный нафиг не нужна. В планерном режиме подъем стика газа сперва просто разгибает камбер, а еще выше - превращает закрылок в спойлер.

Соответственно визуальная ловля нужна только при переходе из планера в самолёт, что обычно происходит

  • или на земле (запуск)
  • или в режиме управления по-камере (добор высоты).
  • или прижелании поползать по менюхам ОСД (значит тоже видеокартинка есть)

А вообще, если собрался просто мотор включить, то проще сперва стик газа приподнять, а уж потом крутилку крутить до того состояния момента пока мотор не стартанет. Это и будет точкой переключения.

А любые индикаторы, светодиоды и т.п. легко можно вешать на 7-ю и 4-ю ноги нижней КП-шки. Надо только завести на пары входов A и B нужные уровни/сигналы, которые и будут коммутироваться. Сейчас тьам все на ноль опущено, а можно хоть ППМ туда, хоть +5В, чтоб светодиод загорался… Можно посадочные огни зацепить. Только, что мигать без спец. схемы не будут. Надо еще большой электролит, резистор в десяток килооом и хоть один инвертор где-то надыбать (или на транзисторе изобразить). Тогда и мигать будет. Т.е. зеленый с красным - на 7-ю лапу. А белый-мигающий - на 4-ю. Генератор тогда зацепляем на 3-ю ногу, а 6-ю на +5В.
Т.е. моторный режим будет сопровождаться красивой подсветкой.

1 month later
wws
wws:

Попутно нашел вот такую интересную лабораторию Dionysus Design со всякими шелобушками очень маленького размера. Заказал себе про запас пару реверсеров и на попробовать - замедлитель на 4 секунды, стретчер (чтоб FPV камера на больший угол крутилась), и управлялку камерой (или чем еще). За доставку всего 6 баксов взяли.

Пришли железки. Вчера игрался и на планер ставил. Отчет тут rcopen.com/forum/f37/topic128534/53

РД00

Красиво. А чего не RC-Switch вместо сервы, раз уж Синклер раскурочили - там ТМ2 навалом ? 😃

wws

Свитча не было, а ломаных серв - сколько хочешь.С сервой и тригер ТМ2 не нужен. Да и зачем мне лишний корпус на борту возить. Хотя… Вместо одной сервы - RC-свитчик + TM2. Может то на то и выйдет. Если кому надо будет - можно дорисовать левый нижний угол схемы с вариантом на свитче.

Да… На поверку управляющий сигнал у меня вышел инвертным. Т.е. крутилка, управляющая мультиплексом работает так:

  1. Слева эти самые 5-10% крутилки это “Моторный полет”
  • Ручка газа - обороты двигателя

  • Крутилка - одновременный ход флаппов (от чуть вниз, до центра) и камеры - от чуть вниз, до горизонтально.

  • В этом же режиме камера ходит влево-вправо вместе с руддером. Т.е. куда летим, туда и смотрим.

  • 5-й и 7-й канал (или тумблеры на аппе или положение головы взятое от хед-трекера) - полностью управляют EagleTree OSD. Трекер пока до меня не доехал, потому оценить удробство управления телеметрией при помощи головоджойстика, пока оценить не могу.

  1. Как только проходим границу 5-10 % (при вращении по часовой) - “Планерный режим”
  • Ручка газа - Управление флаппами (от низа до середины - ход вниз), от середины до верху - флапп поднимается почти до 90 градусов, чтобы работать тормозом.

  • Крутилка - становится газом. Т.е. если начать критить её дальше - то включается мотор. Чем дальше - тем быстрее, но крутить её далее 50% не стоит, поскольу это именно безмоторный режим и по проходу 50 % она еще подаст сигнал переключения на оба канала телеметрии. Если есть возможность ограничить её максимальный ход в аппаратуре - лучше это сразу сделать, чтоб не думать и крутить от края до края.

Если этого не сделать, то визуальный индикатор переключения режимов именно - включение двигла. Если включился, то чуть назад - и все ОК. В режиме полета по камере, все видно сразу, поскольку камера делает или рывок вбок - туда куда стоит ручка на аппе. Или просто, становится послушной голове. Все зависит от состояния тумблера тренер/ученик.

Из последних доработок.

  1. Было лень переставлять на другой бок серву управляющую камерой (вверх-вниз) и я воткнул между моим девайсом и сервой - сервореверсер.
  2. На вторую серву поставил сервоэкспандер, чтобы PAN-серва камеры крутилась почти на 180 градусов.