Далеко и высоко. Тактика и практика
Шторм на котором я летал в этот раз, в общем, неплохо себя показал,
Если учесть те температуры в которых он нормально функционировал, думаю очень неплохо. Подогрева от ходовой как понимаю не было и герметичность фюзеляжа не была идеальной.
ИМХО мотор оторвало потому что винт не смог раскрыться.
Судя по звуку отрыв произошёл на рабочих оборотах. Думаю не учли низкие температуры и как следствие хрупкость материалов при монтаже.
А что за LRS у вас?
Какой автопилот лучше использовать для таких полётов?
ИМХО Ардупилот. Причем оригинальный, не клоны. Хотя и клоны пойдут, просто на них иногда встречаются врожденные болячки. Лимит высоты там только от ГПСа. И функций куча, в том числе нужные для подобных полетов режимы работы стабилизации.
Думаю не учли низкие температуры и как следствие хрупкость материалов при монтаже.
Возможно, при наборе высоты, произошло обледенение моторной установки , из-за чего нарушилась балансировка. Если бы выдержало крепление, то мотор при работе прогрелся бы и дальше пошло все нормально. Поэтому советую укрепить мотораму: внутри фюзеляжа сделайте ответную пластину из фанеры и скрепите ее с моторамой винтами. Я так сделал у себя, когда при немного жестком ударе об землю на посадке отвалиласть моторама вместе с мотором. Образец на фото:
А нужен ли такой большой мотор и винт? Для горизонтального полета этому аппарату достаточно 100-120Вт. с двойным запасом ну 300Вт и винт соответственно меньше и складной точно лишний.
Без мотора чуть чуть не долетели. Еслиб не проблеммы с видео то и мотор не нужен.
P.S. На подобные полёты я получаю разрешение в нескольких инстанциях, включая зональный и главный центр управления воздушным движением, который устанавливает временный режим до высоты 30 км с ограничением полётов для других Л.А.
Как вам это удается? То есть заходящие например на расположенный в 30км аэропорт самолеты должны следовать другим маршрутом, пока я собрался полетать в субботу?
Или вы это делаете не как частное лицо, а в рамках какой-то работы?
18 км ограничение GPS обойти сложнее, но вроде есть модули , работающие до 30 км.
У меня такие есть.
А не вариант- спиралью спуститься до высоты включения gps (стандартное поведение автопилота), а уже затем возврат по координатам.
В общем- может высотный gps не так уж и необходим?
А какие автопилоты такое делают? Но там наверху ветра более 100 км/ч Лучше сразу пытаться лететь куда надо.
Видео не смотрел. ИМХО мотор оторвало потому что винт не смог раскрыться. Был ли момент, когда двигатель выключался полностью? Стоял ли ограничитель складывания винта? Я это к тому, что есть такие ступицы складных винтов, на которых лопасть может сложиться так, что не сможет принять рабочего положения при включении мотора.
Ну или причиной отрыва ВМГ был некачественный монтаж последней.
Ваш комментарий не читал, но подозреваю, что вы в нём наверняка ошибаетесь 😃 В видео всё слышно и понятно что проблема явно не в неправильном раскладывании. Монтаж то я конечно усилю, но не оторвёт ли пенопластовую опу если причина в чём-то другом?
Если учесть те температуры в которых он нормально функционировал, думаю очень неплохо. Подогрева от ходовой как понимаю не было и герметичность фюзеляжа не была идеальной.
Герметичности не было вообще. Недавно моё оборудование летевшее на стратостате на высоте 40км перегрелось… Так что я и не знаю от чего больше защищаться.
Судя по звуку отрыв произошёл на рабочих оборотах. Думаю не учли низкие температуры и как следствие хрупкость материалов при монтаже.
Вырвало шурупы из фанеры. Фанера не сильно изменяет свойства от температуры.
А что за LRS у вас?
Производитель этой ЛРСки просил ничего о ней не писать т.к. не хочет лишней рекламы 😃
Производитель этой ЛРСки просил ничего о ней не писать т.к. не хочет лишней рекламы
ну тогда скажите отечественный производитель или нет ?
А нужен ли такой большой мотор и винт? Для горизонтального полета этому аппарату достаточно 100-120Вт. с двойным запасом ну 300Вт и винт соответственно меньше и складной точно лишний.
Без мотора чуть чуть не долетели. Еслиб не проблеммы с видео то и мотор не нужен.
Вот тут я и прошу совета какой мотор и винт выбрать? Но кроме полётов сверху вниз он всё-таки должен уметь летать и снизу вверх для отлаживания всего на земле.
Т.к. в режиме планирования он себя показал не плохо, то большую часть маршрута можно планировать… а для этого складной винт, по моему, лучший вариант.
При подъёме шар летит по ветру, а значит возвращаться самолёту всегда придётся против ветра… Думаю, что мотор всё-таки нужен.
Как вам это удается? То есть заходящие например на расположенный в 30км аэропорт самолеты должны следовать другим маршрутом, пока я собрался полетать в субботу?
Или вы это делаете не как частное лицо, а в рамках какой-то работы?
Делаю как частное лицо. Дату и время запуска согласовываю с ближайшими аэродромами и выбираю время, когда у них нет полётов. Правда приходится тащить свою задницу вместе со всем оборудованием километров за 150 от Москвы, туда, где нет больших аэродромов и выбирать точку запуска на отдалении от воздушных трасс.
Вы писали, что поставили винт 13х6.5 ?
Как мне кажется, нужен шаг побольше, а диаметр поменьше. В калькуляторе посмотрите какую макс скорость потока он обеспечивает. Она не должна быть ниже скорости планера (воздушной скорости). А у вас окозалась нааборот… На истину не расчитываю, но мне так кажется.
Т.к. в режиме планирования он себя показал не плохо, то большую часть маршрута можно планировать… а для этого складной винт, по моему, лучший вариант.
Чтобы не сомневаться в раскрытии лопастей, можно для такого полета поставить не складной винт и настроить тормоз на регуле.
Судя по видео, самолёт свалился в пике и разогнался до такой скорости, когда винт начал работать в качестве парашюта. А 30% газа, включающиеся при FS, видимо, не дали винту сложиться.
в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…
(
- Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?
Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.
По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃
Я периодически запускаю разные штуки в стратосферу.
Если не секрет, для чего!? 😃
Как выяснилось позже, к этому моменту Х8 был просто планером
Судя по видео, носитель начал пикировать, при этом набирая скорость и раскручивая мотоустановку, в определенный момент обороты стали критичны для данного винта и произошел отстрел лопасти, после чего отрвало мотоустановку из-за страшного дисбаланса.
Почему самолёт так нервно себя вёл пока был двигатель и тяга при учёте изначально передней центровки и почему он так стабильно и хорошо полетел без двигателя, несмотря на ещё сильнее сместившуюся вперёд центровку? Возможно, что сервы, находящиеся снаружи, даже при учёте убранной из них смазки, при -60С работали слишком медленно при условии большой скорости под тягой?
Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота.
Почему не получалось выйти в горизонт?
Профиль крыла у вашего л.а. достаточно тонкий и ему нужна большая скорость, соотвтственно есть два варианта выхода на большую скорость.
- выключить двигатель ( обязательно должна стоять функция тормоза двигателя ), и начать затяжное пике, с постепенным выравниванием в горизонт, далее просто отпустить ручки управления, (при правильной настройке ЛА должен стабилизироваться сам) далее сам аппарт выберет оптимальный для него угол снижения и начнет спуск стабильно.
- Нужен большой винт 14 - 18 дюймов ( плотность маленькая чтобы получить тягу на этой высоте нужна приличная ометаемая площадь) с приличным шагом порядка 10 - 15 , и хороший двигатель ватт на 600, включаем полный газ, ЛА набирает необходимую скорость для полета, выравниваем его в горизонт и подбираем оптимальный газ.
Разумеется перед высотным полетом необходимо отстроить самолет
при визуальном контроле, да так чтобы можно было бросить ручки и самолет сам летел.
Для серв сделать небольшой лючек, и закрыть их там теплоизолятором, например пенопластом, при их работе будет выделяться тепло которое не даст им замерзнуть.
Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃
- Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?
- Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
- В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
- Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторну базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).
в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…
Это хорошая опция, но полёт выше 15 км требует ещё массу специфических возможностей, и для их решения нужно использовать либо АП с открытыми исходниками и править их либо АП, разработчик которого готов потратить своё время на дописание этих функций. Большинство АП не рассчитаны на большие высоты и под хранение высоты может быть выделена ячейка размером не более 16000 или как в Шторме 10000, а при переполнении этой ячейки автопилот может начать думать что он на 16 км ниже уровня моря и будет пытаться выгребать вверх. Да и барометры на большинстве АП не умеют мерить выше 10 км. Так что игл тут врядли подойдёт, а вот ардупилот (при условии приложения своих рук) и смалтим (при условии помощи разработчиков) выглядят гораздо перспективней.
Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.
По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃
Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?
Да, так и планирую раздобыть ещё один хеликс подлиннее… но вот не могу решить, что важнее купить приёмник получше (лавмейт вместо моего БевРсишного) или антенну подлиннее. На оба пункта пока денег не хватает.
Если не секрет, для чего!? 😃
Всегда хотелось посмотреть на землю сверху… А после нескольких запусков выложенных в сеть ко мне стали приходить разные учёные со своими интересными проектами и экспериментами, ну и пару коммерческих рекламных запусков осуществил, что позволило испытать на них дорогую технику.
А вообще это странный вопрос для данного форума 😃
Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота…
Так загадка в том, что сразу после “отстрела” двигателя самолёт стал очень стабильным (это отлично видно на зелёной траектории полёта на карте) Но тут у меня предположение, что главную роль сыграла получившаяся супер-передняя центровка, в следствии чего качество планера ухудшились но стабильность улучшилась. Это похоже на правду? И может для следующего полёта поставить двигатель, но сместить вес вперёд?
Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃
К сожалению я мало чего понимаю в принципах подбора комплектующих для самолёта и пользовался общими рекомендациями… А теперь понимаю, что нужно вносить коррективы в конфигурацию, но вот что менять и на что это влияет я не знаю.
- Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
- В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
- Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторону базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).
Вот за этот ответ отдельное спасибо. Почему то я подсознательно был уверен, что у квадрифиляра направленность в виде пончика. Это точно, что основное излучение идёт от верхнего креста? (Яндекс как-то не смог мне быстро помочь.) Это наверно важнее удлинения принимающей антенны.
Из моих 15 стратосферных запусков один был абсолютно вертикальным и шар можно было визуально наблюдать почти до разрыва на 32км. Так что ДН всё-таки должна быть полусферой… вниз.
Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?
Гм… В вашем случае… мб и нету разницы… Тут лучше великие гуру просветят 😃 Я бы вообще поставил коаксиальный диполь, а на земле Яги элементов, эдак, на 20 😃 Мб даже сделал стэк из 2х таких одинаковых Яг. Да, тут придется согласовывать их между собой, но ни че😆, уже проходили 😃 Получится очень мощная антенна, правда с очень узкой ДН. Но, при уделени 30км должно быть, ИМХО, комфортно 😃
что важнее купить приёмник получше
Лучше и то и се 😃
Чуйка у этих приемников, почти, одинаковая. Но, киатйские легко забиваются от РУ на 433МГц и не только (из-за того, что промежуточная частота модуля приемника попадает в 433Мгц + SAW фильтр там “не очень” + чатсо кривая пайка, сопли и т.д…). Приемники ЛМ куда более стойкие к наводкам на 433МГц. Там и тюнер более-менее фирменный с известными параметрами (есть даташит на него) и промежуточная там где-то в 470МГц лежит.
Возможно, при наборе высоты, произошло обледенение моторной установки , из-за чего нарушилась балансировка.
Подтверждаю, лично с этим сталкивался! Шёл сквозь облака зимой и почувствовал полную потерю тяги при полной нагрузке на двигатель, заледенила курсовая камера. До дома не дотянул 500метров, стало сбоить РУ. Обнаружил самолет в снегу в целости и сохранности, но… У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм, будто её мокали в воду на морозе! Передающая видеоантенна была чистая. Камера была спрятана за сферическим прозрачным колпаком, он тоже обледенел. И самое главное пропеллер обледенел! Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм! Поэтому пропала тяга, прегрузился двигатель, и сбился регулятор, в результате чего и сгорел благополучно… Винт был складной 11х6. Поскольку дело было зимой, то всё это хозяйство приземлилось и не оттаяло. Предполагаю, что если бы движок был у меня помощнее, то вполне мог бы стряхнуть лёд с одной из лопастей, и тут же уничтожить себя из за возникшего дисбаланса!
ЖЕСТЬ! Все выше прочитанное! А вообще классно, что есть такие попытки!
У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм
Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм!
Смахивает на беллетристику… Сколько времени вы провели в облаке?