Далеко и высоко. Тактика и практика

Ильвир
netwind:

Т.к. в режиме планирования он себя показал не плохо, то большую часть маршрута можно планировать… а для этого складной винт, по моему, лучший вариант.

Чтобы не сомневаться в раскрытии лопастей, можно для такого полета поставить не складной винт и настроить тормоз на регуле.

nedz
netwind:

Судя по видео, самолёт свалился в пике и разогнался до такой скорости, когда винт начал работать в качестве парашюта. А 30% газа, включающиеся при FS, видимо, не дали винту сложиться.

в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…
(

F_R
netwind:
  1. Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?

Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.

По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃

netwind:

Я периодически запускаю разные штуки в стратосферу.

Если не секрет, для чего!? 😃

brusse
netwind:

Как выяснилось позже, к этому моменту Х8 был просто планером

Судя по видео, носитель начал пикировать, при этом набирая скорость и раскручивая мотоустановку, в определенный момент обороты стали критичны для данного винта и произошел отстрел лопасти, после чего отрвало мотоустановку из-за страшного дисбаланса.

Андрей#
netwind:

Почему самолёт так нервно себя вёл пока был двигатель и тяга при учёте изначально передней центровки и почему он так стабильно и хорошо полетел без двигателя, несмотря на ещё сильнее сместившуюся вперёд центровку? Возможно, что сервы, находящиеся снаружи, даже при учёте убранной из них смазки, при -60С работали слишком медленно при условии большой скорости под тягой?

Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота.
Почему не получалось выйти в горизонт?
Профиль крыла у вашего л.а. достаточно тонкий и ему нужна большая скорость, соотвтственно есть два варианта выхода на большую скорость.

  1. выключить двигатель ( обязательно должна стоять функция тормоза двигателя ), и начать затяжное пике, с постепенным выравниванием в горизонт, далее просто отпустить ручки управления, (при правильной настройке ЛА должен стабилизироваться сам) далее сам аппарт выберет оптимальный для него угол снижения и начнет спуск стабильно.
  2. Нужен большой винт 14 - 18 дюймов ( плотность маленькая чтобы получить тягу на этой высоте нужна приличная ометаемая площадь) с приличным шагом порядка 10 - 15 , и хороший двигатель ватт на 600, включаем полный газ, ЛА набирает необходимую скорость для полета, выравниваем его в горизонт и подбираем оптимальный газ.
    Разумеется перед высотным полетом необходимо отстроить самолет
    при визуальном контроле, да так чтобы можно было бросить ручки и самолет сам летел.

Для серв сделать небольшой лючек, и закрыть их там теплоизолятором, например пенопластом, при их работе будет выделяться тепло которое не даст им замерзнуть.

nyc73

Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃

Palandreich
netwind:
  1. Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?
  1. Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
  2. В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
  3. Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторну базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).
netwind
nedz:

в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…

Это хорошая опция, но полёт выше 15 км требует ещё массу специфических возможностей, и для их решения нужно использовать либо АП с открытыми исходниками и править их либо АП, разработчик которого готов потратить своё время на дописание этих функций. Большинство АП не рассчитаны на большие высоты и под хранение высоты может быть выделена ячейка размером не более 16000 или как в Шторме 10000, а при переполнении этой ячейки автопилот может начать думать что он на 16 км ниже уровня моря и будет пытаться выгребать вверх. Да и барометры на большинстве АП не умеют мерить выше 10 км. Так что игл тут врядли подойдёт, а вот ардупилот (при условии приложения своих рук) и смалтим (при условии помощи разработчиков) выглядят гораздо перспективней.

F_R:

Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.

По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃

Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?

Да, так и планирую раздобыть ещё один хеликс подлиннее… но вот не могу решить, что важнее купить приёмник получше (лавмейт вместо моего БевРсишного) или антенну подлиннее. На оба пункта пока денег не хватает.

F_R:

Если не секрет, для чего!? 😃

Всегда хотелось посмотреть на землю сверху… А после нескольких запусков выложенных в сеть ко мне стали приходить разные учёные со своими интересными проектами и экспериментами, ну и пару коммерческих рекламных запусков осуществил, что позволило испытать на них дорогую технику.

А вообще это странный вопрос для данного форума 😃

Андрей#:

Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота…

Так загадка в том, что сразу после “отстрела” двигателя самолёт стал очень стабильным (это отлично видно на зелёной траектории полёта на карте) Но тут у меня предположение, что главную роль сыграла получившаяся супер-передняя центровка, в следствии чего качество планера ухудшились но стабильность улучшилась. Это похоже на правду? И может для следующего полёта поставить двигатель, но сместить вес вперёд?

nyc73:

Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃

К сожалению я мало чего понимаю в принципах подбора комплектующих для самолёта и пользовался общими рекомендациями… А теперь понимаю, что нужно вносить коррективы в конфигурацию, но вот что менять и на что это влияет я не знаю.

Palandreich:
  1. Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
  2. В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
  3. Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторону базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).

Вот за этот ответ отдельное спасибо. Почему то я подсознательно был уверен, что у квадрифиляра направленность в виде пончика. Это точно, что основное излучение идёт от верхнего креста? (Яндекс как-то не смог мне быстро помочь.) Это наверно важнее удлинения принимающей антенны.

Из моих 15 стратосферных запусков один был абсолютно вертикальным и шар можно было визуально наблюдать почти до разрыва на 32км. Так что ДН всё-таки должна быть полусферой… вниз.

F_R
netwind:

Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?

Гм… В вашем случае… мб и нету разницы… Тут лучше великие гуру просветят 😃 Я бы вообще поставил коаксиальный диполь, а на земле Яги элементов, эдак, на 20 😃 Мб даже сделал стэк из 2х таких одинаковых Яг. Да, тут придется согласовывать их между собой, но ни че😆, уже проходили 😃 Получится очень мощная антенна, правда с очень узкой ДН. Но, при уделени 30км должно быть, ИМХО, комфортно 😃

netwind:

что важнее купить приёмник получше

Лучше и то и се 😃
Чуйка у этих приемников, почти, одинаковая. Но, киатйские легко забиваются от РУ на 433МГц и не только (из-за того, что промежуточная частота модуля приемника попадает в 433Мгц + SAW фильтр там “не очень” + чатсо кривая пайка, сопли и т.д…). Приемники ЛМ куда более стойкие к наводкам на 433МГц. Там и тюнер более-менее фирменный с известными параметрами (есть даташит на него) и промежуточная там где-то в 470МГц лежит.

Алексей_Сергеевич
Ильвир:

Возможно, при наборе высоты, произошло обледенение моторной установки , из-за чего нарушилась балансировка.

Подтверждаю, лично с этим сталкивался! Шёл сквозь облака зимой и почувствовал полную потерю тяги при полной нагрузке на двигатель, заледенила курсовая камера. До дома не дотянул 500метров, стало сбоить РУ. Обнаружил самолет в снегу в целости и сохранности, но… У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм, будто её мокали в воду на морозе! Передающая видеоантенна была чистая. Камера была спрятана за сферическим прозрачным колпаком, он тоже обледенел. И самое главное пропеллер обледенел! Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм! Поэтому пропала тяга, прегрузился двигатель, и сбился регулятор, в результате чего и сгорел благополучно… Винт был складной 11х6. Поскольку дело было зимой, то всё это хозяйство приземлилось и не оттаяло. Предполагаю, что если бы движок был у меня помощнее, то вполне мог бы стряхнуть лёд с одной из лопастей, и тут же уничтожить себя из за возникшего дисбаланса!

nyc73
Алексей_Сергеевич:

У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм

Алексей_Сергеевич:

Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм!

Смахивает на беллетристику… Сколько времени вы провели в облаке?

nyc73

Жалко, звука нет. По моему опыту, винт обледеневает по задней кромке, то есть слой льда повторяет толщину винта, и если только у винта кромки не толщиной 5 мм (полено такое), то и льда такой толщины нарасти не может. Обледенение создает порядочный дисбаланс, но реву не более чем от обычного плохо сбалансированного винта, так что в отрыв всего хозяйства в результате обледенения я не особо верю, если только там совсем все на честном слове не держалось.

Алексей_Сергеевич
nyc73:

По моему опыту, винт обледеневает по задней кромке, то есть слой льда повторяет толщину винта

Как раз в этом конкретном случае было наоборот- Самая большая толщина гладкого льда была по передней кромке, а рыхлый лед заполнял вогнутую часть лопасти. На видео видно низкое потребление- это срабатывала отсечка регулятора по перегреву. На самом деле видно что пилот тупил не понимая что происходит. Вроде уже около базы недалеко, и высота уже сброшена, а ничего не видать, РУ в 2 Ватта отваливается, движок не запускается, принудительный автопилот вообще попёр самолет в другую сторону… Кстати, похоже передающая антенна видеопередатчика в 1Вт вполне успешно растапливала лёд, может и другие элементы подогревать?

nyc73

С чего это РУ 2 ватта начало отваливаться? В общем, ерунда полная. Ничего подобного не было никогда. И антенны приемника сосульками не обрастали. Может в Нижнем климат радикально другой конечно, но на мою память вроде нет. Сорри если что

Алексей_Сергеевич
nyc73:

С чего это РУ 2 ватта начало отваливаться?

Кроме экранирующего слоя льда вокруг сосиски с антенной больше предположений нет… В этом виде самолет летал и летает на десятки км без проблем, а тут меньше 1км и такое…

alexeykozin

большое спасибо за интересную историю!

под высотные полеты интересно попробовать ardupilot с прошивкой arduplane 2.7.5 в ней реализовали логику коррекции пилотирования на больших высотах, автор пишет что до 35 км.
зы наверное самоль надо обрабатывать антиобледенителем, каждую серву питать отдельного источника с ограничением по току с тем чтобы не пожечь заклинившую и не обездвижить остальные

а по тактике если ветер на уровне верхней кромки облаков позволяет постараться прогреть самолет до входа в облака. охлажденный до -50 предмет при помещении в пар становится сосулькой

на камеру нужен колпак-полушарие, пробовали полеты в облаках в типовой глазок камеры изза ободка собирается вода которая не просыхает очень долго

Necromant
netwind:

Из моих 15 стратосферных запусков один был абсолютно вертикальным и шар м…

Обледенение было не при делах, мотор сорвало из-за разрушения пластикового винта(вырвало сначала лопасть, потом тут же дисбалансом дернуло мотор). На таких температурах нужно использовать НЕСКЛАДНОЙ винт из дерева или карбона, это будет самым надежным вариантом. Размер тоже не стоит сильно большой, лучше больше кв на моторе и меньше винт с хорошим шагом(доказано местными форумчанами при полетах на высоту), нельзя чтобы кончик винта преодолел сверхзвук.

Помомему очень верное предположение насчет срывов на крыле из-за нехватки скорости при такой плотности воздуха - поэтому похоже самолет покачивает так в видео. Нужно разгоняться мотором или сильным наклоном носа вниз.

Да, самоль хорошо полетел с передней центровкой(после отрыва мотора) по причине самостабилизации с носом вниз, он сам разгонялся до нужной скорости и подруливал автопилотом. Я бы тоже порекомендовал Arduplane, хорошая система, надежно пашет, и очень умно самолетом рулит.

16 days later
mexanik2810
Zont:

ждём ноябрьский полет!

Ну вот дождался вчера погоды более менее в выходной день , ветер 4-6 м/с , а до этого как выходной так дождь или ветер более 10 м/с.
Слетал на 52 км , а точнее 52451м. Носитель то же крыло X-7, с предыдущего полета увеличил только емкость аккумуляторов до 20 000мА. Пришлось лететь на удаление по ветру , а на возврат против ветра, что некоторое беспокойстве оставляло на душе до середины обратного полета. Потом больше думал хватит ли акка питающего камеру и бортовое питание , так как по расчету как раз на 2 часа с небольшим запасиком лету. А по ходовым аккам пришел с остатком. израсходовав 17800мА ( определил по зарядке акков дома)

  • носитель - крыло X-7
  • аппа - Futaba 8Fg + Dragonlink;
  • частота РУ - 433МГц;
  • мощность РУ - Бустер 3 Вт;
  • антенна РУ -самодельный яги 4 элемента ;
  • приемник РУ - Dragonlink;
  • передатчик видео - lawmate 1000мВт частота 1280 МГц.
  • приемник видео - lawmate
  • антенна вид. TX - самодельный диполь.
  • антенна вид. RX - самодельный яги 15 элементов
  • АП - Cyclops Storm OSD
  • дальность - 52 451 м;
  • высота при максимальном удалении - 1320 м;
  • акб - 4s 20000 мАч + 2200 3s видео;
  • разряд акб 17800мА
  • Местность Приморский край
  • облачно , ветер ю 4-6 м/с
  • причина возврата : цель достигнута ,предстоящий возврат против ветра

Редактированное видео:

Полная версия полета :

KBV

Ну вы отчаянный пилот)) Лететь на 52 по ветру и с неисправным амперметром- это жестко 😃