flybrain. передатчик + приемник + автопилот. powered by stm32

Drinker

ты положи поделку на стол, засеки 0 по яву и начинай поворачивать. При повороте на 90 по транспортиру, сколько градусов у тебя яв показывает? предположу, что не 90, а больше

по поводу екф и кватернионов. Не пойму как ты типа сам написал код, если не мог определить из кватерниона положение тела? Признавайся из какого проекта брал, и мы оценим полноценность екф.

AlexSneg

Ок, я понял о чем ты. Сегодня сделаю такой тест. Но что бы там ни было, оно вообщем-то не важно для самолета, у которого GPS есть на борту. Я даже уверен , что там будет ошибка, это же от качества калибровки магнетометра зависит. Главное, чтобы ошибка повторялась одинаково.

Oliver
AlexSneg:

Но что бы там ни было, оно вообщем-то не важно для самолета, у которого GPS есть на борту

Эгм? Большинство людей считают, что самолеты не могут летать боком или хвостом вперед. Они ошибаются.

AlexSneg

ошибка курса это разность показаний GPS по курсу и компаса по курсу. Где здесь затруднение в определении летим мы хвостом вперед или боком?

Oliver
AlexSneg:

ошибка курса это разность показаний GPS по курсу и компаса по курсу.

Это ж не ошибка, это разные курсы. И они живут совершенно разной жизнью. Особенно показательно на коптерах и прочих дьявАльских машинах.

kimu
AlexSneg:

ошибка курса это разность показаний GPS по курсу и компаса по курсу.

GPS не может показать курс (Курс судна — угол между продольной осью летательного аппарата и направлением на север). Он может показать направление путевой скорости, что есть курс + угол сноса (Угол сноса — угол между продольной осью летательного аппарата и направлением его движения относительно земной поверхности).
Сравнимая показания GPS и компаса можно найти угол сноса (который зависит от ветра, конструкции модели и её положения в пространстве), но никак не ошибку компаса.

Drinker

Позволю себе включиться в диспут академиков.

kimu:

GPS не может показать курс

ГПС показывает курс в виде угла между вектором перемещения приемника и линией, проходящей через географический север и приемник. Тоесть куда смотрит морда аппарата действительно не узнаешь. А вот компас как раз показывает угол между тем куда смотрит морда и линией, проходящей через магнитный полюс земли. Для Москвы эта линия смещена от географической гдето на 7 градусов.

kimu:

но никак не ошибку компаса.

Прав на 100%

Компас вообще больше полезен для навигации коптеров и прочих зависающих. Но в алгоритмах определения положения незаменим, хотя при магнитных помехах влияет на все углы.

AlexSneg
kimu:

Он может показать направление путевой скорости, что есть курс + угол сноса

Нет. Тут уж дудки. GPS показывает именно истинный курс движения тела относительно географического северного полюса. Чем выше скорость тела, тем точнее оно его определяет. А компас вообще показывает нечто. Я по совету Дринкера попробовал с транспортиром. 90 градусов у него между осями нет 😃)) Врет градусов 10 минимум. Радует только то, что повторяемость вранья с точность до 1 градуса. То есть, предпринять попытки дальнейшей калибровки можно.

Летал сегодня опять. Специально поехал в сильный ветер. Оооооо! Летали 10 килограммовые и я. Непосвященные сначала поржали, когда я порулил на взлет со своими 800граммами, потом долго удивлялись. Весь пенопласт тихо курил в сторонке, пока ветер не утих. Приходил Nedz со своим крылом и фишкой, тоже со мной полетал. К несчастью ветер довольно быстро кончился, редко радовал порывами. В общем, стабилизатор работает просто отменно сейчас, подобрал я все коэффициенты для своего самолета. Я конечно еще не подключил камеру, но специально раскачивал самолет, пытаясь сбить ему горизонт. Ни фига. На вибрацию автопилот похоже так же не обращает внимания, хотя сегодня я специально жестко прикрепил плату к корпусу, фактически приклеил, убрал все виброгасители. Разницы не почувствовал, как летало строго горизонтально, так и летает. Так что, тему борьбы против вибрации я для себя похоже закругляю, математика и вычислительная мощность победила кривые пропеллеры. Руление по кругу более менее стало работать, остался единственный момент - над удержанием высоты в развороте поработать. Сейчас теряет высоту, придется рулем высоты поинтенсивней приподнимать и рудера поменьше. Сегодня займусь доработаками, завтра опять на испытания. Буду проверять стабилизатор в полете кверху пузом и вертикально вверх, сейчас такие маневры самолет не допускает в принципе, ослаблю слегка эту удавку.

Попробовал дома приемник + передатчик видео 1,5Ватта, подносил в плотную. Потери в RSSI (433Мгц) при включеном рядом видео составляет 5 dB. Не смертельно. Допилю полет по кругу и удержание высоты и вплотную займусь установкой камеры.

baychi
AlexSneg:

Я конечно еще не подключил камеру,

Угу, до подключения камеры все фишководы тоже уверены, что это идеальная система стабилизации. 😃 Без OSD видна только работа гироскопов.

Тем не менее рад за Вас. И буду ждать реального видео.

kimu
AlexSneg:

Нет. Тут уж дудки. GPS показывает именно истинный курс движения тела относительно географического северного полюса.

Не хочу показаться излишне заумным, но нет такого понятия в навигации. “Курс” и “направление движения” совпадают только у железнодорожного транспорта. Я ж не зря умную цитату с определением курса вставил…

Для наглядности картинка из интернетов:

Где:

  • линия курса - то, что в навигации называется курсом, и что пытается с дикой погрешностью показать компас;
  • путь судна - собственно направление движения относительно земли, то, что я за неимением более умного слова обозвал направлением путевой скорости, именно его с дикой точностью показывает GPS;
  • альфа - угол сноса, на который (даже при нулевой погрешности) отличаются показания компаса и GPS.

Рад что всё хорошо работает, но если у компаса повторяемость показаний в пределах 1 градуса, не лучше ли его один раз при настройке откалибровать и дальше не трогать?
Направление движения это хорошо, но иногда и курс знать неплохо.

Drinker
AlexSneg:

Летал сегодня опять.

Есть пара вопросов.
На чем летал, какая стадия поделки, какие функции поделка выполняет, какие коэффициенты ты подобрал?

AlexSneg
baychi:

Без OSD видна только работа гироскопов.

Это понятно, я тоже хочу увидеть реальность не меньше вашего. Я в понедельник в командировке, как приеду, займусь подготовкой конструктива самолета для приема камеры на борт. FPV летать не будем, пока в зоне видимости. Этого будет достаточно чтобы понять как себя горизонт ведет в реале.

kimu:

Для наглядности картинка из интернетов

Не вопрос. Я не силен в навигационной терминологии. Главное, что мы поняли друг-друга.

kimu:

но если у компаса повторяемость показаний в пределах 1 градуса, не лучше ли его один раз при настройке откалибровать и дальше не трогать?

Если б мне рассказали как сделать “правильно откалибровать”! Я не уверен, что показание 75 градусов вместо реального поворота на 90 никого не расстроит. И самое поганое, что изменив pitch, тот же самый поворот по yaw будет показывать не 75, а 77 например. Там нелинейность по осям ацкая. Характеристики круговые надо снимать фактически по слоям наклона pitch. Есть в ДШ процедура калибровки 3D компаса в 6 этапов. Нужен вращающийся стол с транспортиром, и понять как работать с матрицами примерно 9х9. И еще в трехэтажной математике разобраться. Только и всего.

Drinker:

На чем летал

пенопласт 800грамм

Drinker:

какая стадия поделки

Закончена отладка стабилизатора на 99%. Все летает, уронить в режиме ассистента самолет можно только одним способом - убрать газ и ждать пока свалится от потери скорости.
1% оставляем на то, чтобы дождаться video доказательства. Хотя уверен, что там все порядке. Не может оно так летать, если есть проблемы с горизонтом. Ни разу я не добился, чтобы на выпрямлении самолет сразу не занял четко горизонтальную позицию, хотя специально старался, думал крылья сложатся от перегрузок.

Drinker:

какие функции поделка выполняет

На данный момент три функции: прозрачность, ассистент, механическое кружение в точке(в процессе доработки сейчас).
Далее планируется возврат домой и полет на цель. Ну это одно и то же практически.

Drinker:

какие коэффициенты ты подобрал?

Тебе в цифрах? Не педставляю как ты сможешь их употребить.
Основных коэффициентов по два на элероны и питч. Один - передаточное усиление, второй усиление демпфирующего сигнала с гироскопа. Вцелом подбираются так, чтобы реакция на крен была мгновенная и переруливание отсутствовало. Соответственно вероятность раскачки минимизирована.

Сегодня летал снова. Вот теперь я могу сказать, что стабилизация работает отменно. Отключал стаб и кидал самолет во всевозможные дурные ситуации, а затем включал стаб. Самолет выруливает в горизонт практически из любого положения за пару секунд. Клал его на спину, ставил свечой, морковил (в том числе с вращением). Ну вообще класс. Из любого положения, просто щелкаем выключатель и вот оно уже в горизонте. При морковке, главное добавить газу, если совсем мало.
Единственная фигура из которой самолет отказался выходить в горизонт, это плоский штопор. Без газа из этой фигуры оно не вырулит. Как только я ставлю газ на 50%, оно тут же выруливает (Чуть подольше чем обычно. Нужно время. чтобы набрать скорость), но это нормально, оно не дает самолету нырнуть, чтобы набрать скорость, а газ нулевой. Можно конечно пойти дальше и начать делать глубокий анализ предыдущей траектории, и рулить конкретно по программе выхода, но это дело будущего.

По виражному непрерывному развороту с удержанием, либо набором высоты, вопросы решились лишь частично. Все таки пока мне не ясны математические зависимости в данном маневре. Здесь надо одновременно всеми тремя рулями да еще с учетом горизонта и высоты. Скорее всего придется делать как задумал, и привлекать историю траектории по высоте за последние 5-10 секунд. Ну еще недельку помучаюсь, если не получится, буду брать помощь клуба.

Ну вот как бы все на сегодня.

Drinker
AlexSneg:

Сегодня летал снова.

Ты хотябы фотку выложи своего сетапа. Как поделка установлена.
Кстати я тоже вчера летал снова. Но будильник зараза прервал мой полет. 😃

AlexSneg

Забрал только что с почты печатные платы. Качество изготовления хорошее. Тестировались платы на e-test 50%. Это означает что тестировалась каждая плата на 50%, а не половина из 10и на 100%. Одна платка дает небольшого винта на 0,5мм в плоскости. Это не страшно, но слать ее никому не буду.
Теперь по поводу рассылки. Есть две группы людей. Одни просто готовы взять пустую плату и собирать самостоятельно, а другие договаривались со мной, что я им соберу. Для нетерпеливых из первой группы, кто собирает самостоятельно, я могу разослать платы немедленно, таковые себя знают, пусть отпишутся мне в личку.

По списку комплектухи. Я подготовлю на выходных полный список компонентов. Выложу их здесь. Брать будем в двух магазинах: chip-nn.ru и elitan.ru Для своих сборок я буду брать централизовано одним заказом, тогда нам дадут скидки и доставка бесплатно будет. Возможно даже экспресом доставят. Для тех, кому я собираю, по списку комплектухи цена определится, в личке договоримся как быть с централизованой оплатой из одного источника.

Теперь несколько замечаний, чтобы не было недопонимания.

  1. Я не занимаюсь коммерцией и не собираюсь собирать данное устройство своими руками пачками, больше 3-4 штук(их я уже обещал) не потяну чисто физически, поэтому без обид. Чувствующие в себе силы паяльщики должны либо сами это сделать, либо найти помощника в своем городе. Я не верю, что невозможно договорится с мастером, который работает в ремонтной сотовой мастерской
  2. Устройство еще пока находится в стадии развития, несмотря на то, что оно реально уже летает, но я его еще программно дорабатываю, и дорабатываться оно будет еще минимум месяц а то и два до того момента, когда можно будет сказать, что вот оно вроде как есть в первом приближении. А некоторых вещей, таких как, например виндовой оболочки, для установки параметров пока нет даже в природе. И скорее всего не будет до тех пор пока либо кто-то добрый сам не возьмется накидать ее, либо пока я не закончу с железкой и сам не возьмусь за это дело. Сейчас все пока тупо текстовыми командами из консоли. Прошивки и под АП и под модуль я буду выкладывать совершенно бесплатно. Ни о каких исходниках АП речи быть не может до стадии летающего релиза. Исходники модуля согласования будут открыты сразу же как только появится кто-то, кто сможет и захочет с ними сделать что-то полезное.
  3. Несмотря на то, что работающий прототип у меня есть, однако внесенные изменения в печатку текущую проверены в реальном спаянном устройстве не были. Я один экземпляр спаяю себе на замену и чтобы проверить схемотехнику окончательно. Кроме того тот модуль согласования, что разведен на плате, хотя и тривиален, как китайские заварные макароны, но также требует чистой контрольной проверки, хотя бы по подбору резистивных делителей, а так же под него реально нет пока прошивки. Прошивку я под него сразу сделаю, как только 1 экземпляр спаяю. Так вот, может все-таки разумно подождать, пока я тестовую сборку не проведу? Решайте сами, кто платы ждет и сам будет собирать. Своим я буду собирать ТОЛЬКО после сборки своего контрольного экземпляра и его всесторонней проверки.
  4. На плате 4 устройства. АП, модуль подключения АП для стандартной аппаратуры, current sensor, мой приемник. Пилить плату по линии раздела придется самим.

Качественные фотки плат выложу вечером из дома, сейчас нет хорошей фотокамеры.

Drinker
AlexSneg:

Качественные фотки плат выложу вечером из дома, с

Выложи лучше фото самолета с поделкой.

AlexSneg:

месяц а то и два до того момента

А какже 1 июля?

И когда ты научился делать всякие бочки-штопоры, если в начале темы летать не умел?

AlexSneg:

Я не занимаюсь коммерцией

Ты бесплатно рассылаешь?

AlexSneg
Drinker:

Выложи лучше фото самолета с поделкой.

Я сделал сетап камеры на самолет. В воскресенье будет момент истины, увидим как ведет себя горизонт искусственный по отношению к реальному. Видео покажу здесь.

Drinker:

А какже 1 июля?

Я тебе не обещал релиз, я тебе обещал, что будет летать и домой возвращаться. Это оно будет делать даже раньше. Фактически уже сейчас делает, за исключением возврата. Но возврат, это в большей степени программная фича.

Drinker:

И когда ты научился делать всякие бочки-штопоры, если в начале темы летать не умел?

А я учусь быстро, и в отличие от тебя не только во сне.

Drinker:

Ты бесплатно рассылаешь?

себестоимость платы, которую я уже заплатил 100руб + стоимость почтовых расходов рублей 100 получится. Я не кладу себе в карман ни копейки за плату.

SkyWorker

С удовольствием потестил бы готовую плату. Благо есть второй Скай для этого - разбить если что не жалко 😃

ViktorDoma

Готов купить плату и набор деталей (кит). Запаяю на месте. Есть на чем тестировать и чё не жалко заморковить.

SGordon

Присоединился бы к покупке, как зарегистрироваться?

AlexSneg
SkyWorker:

С удовольствием потестил бы готовую плату

Боюсь, что квота на сборку мной уже выбрана. Сорри, но в данный момент я не готов брать на себя сборочные обязательства сверх того, что уже взял.

ViktorDoma:

Готов купить плату и набор деталей (кит).

SGordon:

Присоединился бы к покупке, как зарегистрироваться?

Пишите мне в личку. Я прикину что по кол-ву осталось. Скорее всего это будут последние экземпляры.

Если кому-то не хватит, не переживайте. Я готов дать гербер файлы, вы сможете сами скооперироваться и сами заказать у китайцев. Мне пришла от них посылка через 3 недели. Это рекорд в моей практике.

SkyWorker
AlexSneg:

Боюсь, что квота на сборку мной уже выбрана. Сорри, но в данный момент я не готов брать на себя сборочные обязательства сверх того, что уже взял.

Жаль. Я еще с начала проекта высказывал пожелания стать бета тестером.

AlexSneg
SkyWorker:

Жаль

не переживай, я может еще передумаю. Напиши мне в личку свое мыло.

AlexSneg
Dikoy:

С 2005 года так и летаю

Посмотрел, могу сказать только одно - РЕСПЕКТ. Для 2005 года - МЕГА РЕСПЕКТ БЕЗ ОГОВОРОК.
Но на данный момент в таких системах персонально для себя считаю, что наличие ATMega (в качестве головного мозга), пирометров и кучу мелких платок, как самостоятельных модулей, порождающих кучу проводов на борту самолета - системными, неисправимыми косяками для подобных систем 2012 года.

Dikoy
AlexSneg:

Но на данный момент в таких системах персонально для себя считаю, что наличие ATMega

Есно 😉 Там последние платы 2009 года. А сейчас АП собран как раз на стм32 и с гироскопами. Впрочем, и пирометры там присутствуют. rcopen.com/forum/f90/topic279708
Если присмотреться к моим платам, то там виден не только модем, но и 6 ППМ входов. Это я к тому, что лихо забивать на ППМ не стоит. Таки удобно. Первые платы 2005 года ППМ не имели. Я также считал что нафиг надо. Но со временем пришёл к их необходимости.
Насчёт отдельных модулей, там нечто вроде CAN реализовано. Это не баг, а фича. При включении головной модуль опрашивает адреса и конфигурирует струкутуру АП исходя из наличествующих модулей. Такой plug and play. Я могу поставить пироголовку, а могу гиро. Могу поставить ГЛОНАСС, могу ЖПС. Причём на лету в поле. Да и проводов не много - коммуникация по 4 жилам. Всего 3-4 шлейфа.

Ну и про атмегу. Вот тут ресурс атмеги занят где-то на треть: www.dikoy44.narod.ru/projects/pyroavtopilot.htm
2/3 времени она пинает болду. Так что тоже не всё категорично. Хотя, конечно, атмега - отмирающая ветвь эволюции.