Стереоскопическое ( 3D ) FPV

Dreadnought

Наличие смысла - дело очень загадочное. Для большинства - нет смысла вообще в двух камерах. Большая база даёт больший стереоэффект. И этого стереоэффекта хватает на большее расстояние до объекта. При пролёте меж препятствий вблизи них - и 5см хватит, а больше 10 м - стереоэффект не будет почти ощущаться- разница между картинками будет очень мала.

Vertu

Коллеги, а можно дурацкий вопрос? Я давно летаю, но с фпв совсем мало возился, педали путаю.
Берем:

  1. Очки Skyzone SKY02 V2 AIO 3D FPV, имущие 2 отдельных канала 5.8 на кажный глаз
  2. ДВЕ микрокамеры любые с передатчиком 5.8 (шарк совместимые), например такие.

Что препятствует (кроме неважного качества камер) поставить эти 2 блочка на 200-250 дрон и летать щастливо с объемным ФПВ?

Неясно мне - как назначить разные передатчики на разные приемники. Это вообще возможно? Или непременно надо как-то сопрягать передатчики между собой? Поясните азы, плз.

Dreadnought
Vertu:

Неясно мне - как назначить разные передатчики на разные приемники.

Я ровно так и летаю. 😃 Правда коптер побольше в силу подвеса. Передатчик с левой камеры стоит на 1м канале, например, а передатчик с правой - на 8м. И всё. Каналы не пересекаются вообще. Ни разу такого не видел. Никакой синхронизации не проводил, картинка отличная. Единственный совет - разнесите камеры в пределах дрона как можно дальше, чтобы объём на большем расстоянии был виден.

Vertu

Ага. Т.е. все же требуется на передатчиках каналы поставить разные? Там обычно есть джамперы, которыми каналы перетыкаются. А на приемниках ловить как поймалось?

Dreadnought

Так ровно так же - номер канала выбирается и на передатчике и на приёмнике. У передатчика и приёмника есть кнопки или джамперы. Я пользую приёмники Boscam RS-305 две штуки - там
джамперы. На 0,6Вт передатчиках боскам- тоже джампер, а вот на 1,5Вт передатчике - уже попонтовее- кнопки и двухцифровой светодиодный дисплейчик.

Vertu

Тут только ньюансы, что на совсем микродевайсах иногда нет этих джамперов (на передатчиках). Ладно, мысль в целом понятна, будем копать. Спасибо.

1 month later
Dreadnought
FlyingSteps:

А о том, что там при этом с аккомодацией глаза происходит и как всё это влияет на зрение, видимо, мало кто задумывается.

Как я понимаю, при просмотре стерео-изображения, глаз изменяет аккомодацию - перефокусируется на ближние или дальние объекты. Полагаю, это более полезно, чем смотреть плоскую картинку.

FlyingSteps:

Проблема в следующем. Чтобы получить минимальное напряжение глаза, ставлю картинку перед выше упомянутой линзой в её фокальной плоскости, т.е. на расстоянии в 138 мм перед линзой, но картинку вижу, почему-то, размытой. Хотя по идее параллельно распространяющиеся от линзы к глазу лучи должны фокусироваться хрусталиком на сетчатке. Чёткое увеличенное изображение объекта я вижу только, если расположить объект перед линзой на расстоянии 105 мм и ближе. Вопрос – почему именно с этого расстояния и как при этом аккомодирован глаз?

Я использую зеркальный стереоскоп наподобие того, что Вы показали ссылку, и 2 монитора на 5". Мониторы находятся на расстоянии примерно 170мм от передней поверхности стереоскопа, и дают в мои глаза чёткую картинку. Никаких линз нет. Зрение примерно -2. Я думаю, можно запросто вычислить длину луча от монитора до глаза, учитывая прохождение света между зеркалами стереоскопа. И, в идее, эта длина должна быть комфортной, как для чтения книги, например.

И, не в тему ответа, а просто по теме стерео, вот недавний полёт.

Напомню, что сейчас, по дефолту, на ютубе включён проигрыватель HTML5, который или показывает анаглиф, или моно-картинку. Он не умеет показывать другие режимы видео. Для удобного просмотра надо включить Flash Player. Для браузеров сейчас есть специальные плагины. Я для Firefox использую Youtube Flash Video Player. Он возвращает полный функционал просмотра видео : хоть перекрёстно, хоть на телеке, хоть со стереоскопом. И можно перетыкать одной кнопкой между Flash и HTML5, если надо.

FlyingSteps
Dreadnought:

глаз изменяет аккомодацию - перефокусируется на ближние или дальние объекты.

В общем и целом, в том абзаце я просто жаловался на то, что в шлемомейкерских темах на форуме, почему-то, мало внимания уделяется оптической подсистеме.
По поводу перефокусировки, честно говоря, не совсем понял, что Вы имеете в виду. Ведь объект в конечном итоге у нас один. Это экран монитора, находящийся на фиксированном расстоянии от глаз. По идее и перефокусироваться некуда. Или я что-то не так понял?

Dreadnought:

Я использую зеркальный стереоскоп

Использовать только стереоскоп мне не очень понравилось, потому что глаз, в этом случае, смотрит не в центр картинки, а так же, потому что в зеркало попадают посторонние объекты, помимо самого экрана. Всё это, как мне показалось, снижает эффект погружения.

Dreadnought:

2 монитора на 5". Мониторы находятся на расстоянии примерно 170мм

При таких размерах фов получается около 26 градусов. Нет ощущения, что хочется видеть картинку пошире?

FlyingSteps:

Вопрос – почему именно с этого расстояния и как при этом аккомодирован глаз?

Описанную проблему я выяснил, задав вопрос на форуме, где офтальмологи тусуются. Если коротко, то всё так и должно быть и объект нужно располагать не в фокальной плоскости, а чуть ближе к линзе. Насколько ближе, зависит от индивидуальности зрения.

С того времени я заморозил проект. Отпишусь, как будет что показывать. Пока, успел прикинуть более или менее оптимальные размеры экрана, зеркал и диоптрии. Схема работает. Собирал “шлем” из лего:)
В погоне за маленьким экраном с большим разрешением наткнулся на такой проект. Как мне кажется, экраны смартфонов были бы идеальным решением для наших самоделок.

Dreadnought:

Я для Firefox использую Youtube Flash Video Player

Спасибо за наводку, а то я с трюком с заменой параметров в адресной строке мучился. Теперь я был на Тургояке 😃

Dreadnought
FlyingSteps:

объект в конечном итоге у нас один. Это экран монитора, находящийся на фиксированном расстоянии от глаз. По идее и перефокусироваться некуда

С одной стороны, да. С другой - в глазах есть мышцы, которые сводят-разводят глаза в зависимости от того, смотрим мы на передний или задний план. Когда смотрим на задний - они становятся параллельно, когда смотрим на что-то прямо под носом - сводятся к центру. И эти мышцы при просмотре стерео активно работают.

FlyingSteps:

Использовать только стереоскоп мне не очень понравилось, потому что глаз, в этом случае, смотрит не в центр картинки,

Теперь я не понял. Когда человек смотрит в стереоскоп на 2 картинки, каждая находится своим центром ровно по оси каждого из “глаз” стереоскопа, который зеркалами расширяет стереобазу, чтобы картинки были побольше. Я до покупки мониторчиков выяснил на распечатанных стереопарах, какой размер и расстояние будут максимально возможными для купленного стереоскопа.

FlyingSteps:

в зеркало попадают посторонние объекты, помимо самого экрана. Всё это, как мне показалось, снижает эффект погружения.

Возможно. У меня , да, в смотрелке видно вокруг мониторов стенки, и, да, возможно, это снижает эффект погружения. Но. Есть 2 разные задачи. 1. “летать, чтобы летать”, и 2. “летать, чтобы снимать”. Я максимизирую выполнение второй, и по возможности, реализую первую.

FlyingSteps:

фов получается около 26 градусов. Нет ощущения, что хочется видеть картинку пошире?

Мы говорим о горизонтальном или диагональном FOV? Ощущение, что картинку побольше - есть. Но, для линз- надо делать стереоскоп с бОльшими зеркалами. Зеркала должны быть с передним отражающим слоем. Это сложно. Я тут писал и приводил ссылку на конструкцию стереоскопа с одним зеркалом. Он может дать весьма большой FOV, будет компактнее. Но нужно, чтобы одна из камер выдавала зеркальную картинку. У меня раньше были камеры boscam, но, как я понял, там контора подсдулась. Сейчас купил Gitup2, очень ими доволен, но функции “зеркальное изображение” там нет. Я на форуме rcgroups связался с разработчиками, описал им свою хотелку. Ведь, как я понимаю, для получения зеркального изображения без задержки - надо изменить направление считывания картинки с CMOP матрицы. Они меня поняли, но что сделают - не обещали. 😦 Поэтому- пока вот так, как есть.

FlyingSteps:

экраны смартфонов были бы идеальным решением для наших самоделок.

Собственно, экраны в природе существуют, и очень красивые. Вопрос - как такой купить не по 500$, и как подать на него аналоговый телесигнал , чтобы он его казал без задержек.
Есть, к примеру, EVF - электронные видоискатели от фотоаппаратов. Там вообще всё шикарно - большое разрешение, и размер в полдюйма. Но их отдельно в продаже по внятной цене и с возможностью приёма телесигнала - нигде не видел.
Опять же, у меня сейчас экраны 800*480 и для просмотра PAL их вполне хватает. Кстати, стереокартинка, за счёт именно объёмности, несёт в себе гораздо больше информации и пиксели так в глаз не лезут. Я как-то гонялся на коптере за РУ самолётами - очень забавно. Мы проводили эксперимент - второй человек стоят с шлемом на той же частоте и смотрел один из моих глаз. Так я видел самолёт на гораздо большем расстоянии именно в силу стереоэффекта.

FlyingSteps
Dreadnought:

, каждая находится своим центром ровно по оси каждого из “глаз” стереоскопа,
выяснил какой размер и расстояние будут максимально возможными для купленного стереоскопа.

Точно, если ширина каждой картинки будет равна расстоянию между центрами передних зеркал стереоскопа, то центры будут совпадать. Я имел в виду, когда картинка шире чем расстояние между центрами передних зеркал.

Dreadnought:

Есть 2 разные задачи. 1. “летать, чтобы летать”, и 2. “летать, чтобы снимать”.

Верно. Есть ещё третий вариант. Получить максимальный эффект погружения:) К чему я стремлюсь:)

Dreadnought:

Мы говорим о горизонтальном или диагональном FOV?

Я измерял горизонтальное. 170мм до передних зеркал, плюс, допустим, 30мм до глаз = 200мм. Если ширина Ваших мониторов 100мм (=>50мм половина картинки), то получается arctan(50/200) = 14° => FOV = 14*2 = 28° для каждого глаза.

Dreadnought:

Но нужно, чтобы одна из камер выдавала зеркальную картинку.
Собственно, экраны в природе существуют, и очень красивые. Вопрос - как такой купить не по 500$
и с возможностью приёма телесигнала - нигде не видел.

Я именно по этим причинам и привёл ссылку на проект. С их адаптером можно будет использовать недорогие экраны от смартфонов. Правда, сам адаптер недешёвый, но у меня не цель сэкономить и всё равно дешевле 500 обойдётся. Я писал им, и они сказали, что собираются во вторую версию прошивки включить возможность использования композитного сигнала, функцию зеркальной картинки, и изменение соотношения сторон, но не раньше начала 2017 года. Уже февраль заканчивается, а у них что-то тишина по проекту.

9 days later
Dreadnought

В комментариях там есть ссылка на сайт suppomodel.com и там чуток подробнее расписаны режимы работы этой штуки. Касаемо стереоскопического режима- ничего не показывают и не пишут. Картинки, которые приведены для демонстрации side-by-side, действительно, стереопары параллельные, но не сжатые по ширине. Судя по 1 каналу передачи видео, я предположу, что эта плата берёт с двух камер картинки, режет из них средние части, склеивает в один кадр, и так отправляет в эфир. Но я могу и ошибаться. Скажите, какие у вас очки ? Мне тоже интересно стало, какой формат сигнала они понимают?

Adekamer

у меня первые соньки синимизер - не олед
просто эта плата дешевле чем покупать черную птицу 2

Dreadnought

Но там же 2 камеры уже в комплекте. Или у Вас камеры есть? Из дешёвых решений, я помню, тут участники дискуссии применяли квадратор для охранного телевидения. Я нашёл инструкцию на более новые сони синемайзеры, и там тоже не смог понять, каков формат их входного сигнала. Вы пробовали смотреть в них 3д, скажем с телевизора? Анаморфная стереопара годится? Где каждая картинка сжата в 2 раза, чтобы впихнуть, скажем, в FullHD 2 кадра.Или этим очкам надо, например, покадрово передавать? Показали левый кадр, показали правый, и так с частотой, скажем, 60Гц, на выходе- 30Гц, но стерео.

Adekamer

камеры одинаковые парные разные в количестве есть
поэтому - да - мне дешевле на попробовать именно это решение
очки у меня первые sony carl zeiss cinemizer
3д там side-by-side
данный режим заявлен у этого решения и также есть у черной птицы 2
но черная птица дороже почти в раза и база там жесткая - а так я могу сам определять базу - например закрепить на краях ЛК , и зд у меня будет не только на нескольлко метров но и значительно дальше
те например у меня база не ненсколько см - а пусть будет 15 см - и тогда я смогу лучше оценивать расстояние до земли при низких полетах …
но если черная птица уже опрбованное решение с понятной русской поддержкой от нашего производителя - то вот эта платка черный ящик

Dreadnought

Вот поддержу. У меня на коптере база 600мм, и для полётов это прекрасно! Если ставить на крылья ЛК - будет ещё лучше! Ведь ЛК летает выше, чем коптер обычно. У меня была идея даже : если поставить стереовидеосистему на самолёт для РУ воздушного боя - то будет гораздо легче ориентироваться в пространстве. 😃 Обратная сторона большой базы (т.н. “гиперстерео”) - это ощущение, что всё игрушечное и маленькое. я не исключаю, что садиться на таком самолёте надо будет по одному из глаз. Иначе - земля сначала будет казаться слишком близко, а при дальнейшем сближении - выйдет из стереоскопического режима. То есть - участки картинки не будут перекрываться. У меня при 600м - это расстояние - пара метров. Всё, что ближе- не получается нормально увидеть. Слишком близко " к носу".
Касаемо квадраторов. Быстрый поиск показал вот такой, к примеру: minivideospectr.ru/…/miniatyurnyy-4-kh-kanalnyy-kv… Цена вокруг 4тыр. Что несколько дешевле хоббикинговской платы.
В теории, можно, наверно, подойти в магазин со своими очками и камерами, предварительно закрепив камеры на планке, снабдив их выходными “тюльпанами”, и проверить - поймут ли очки вход с квадратора.

mejnkun
Adekamer:

а пользовал кто такую штуку ?
hobbyking.com/ru_ru/suppo-3d-2d-multiview.htm

штука интересная, но помойму цена завышена.и поскольку она полностью аналоговая при паралельной стереопаре вы получите разрешение на “на один глаз не более 300х480”.-либо обрезаное либо сжатое по горизонтали,самое главное-ничего не сказано про “синий экран”
про квадраторы-пробовал 2квадртора- первый был аналоговый-да получаеться 3д-дает все тоже что и выше описаная “штучка”-цепляются любые камеры кишки-10битный чип при использовании VGA монитора картинка нормальная без ореоолов свойственных дешовым 5"дисплеям картинка как 3д распознаеться телеком LG55.суммарная задержка 50мс с вга монитором,75мс с аналоговым.
второй квадратор имеет выходы HDMI и полноценныйVGA при соответсвующем дисплее на один глаз разрешение 950х540 какбы супер,но на 3д телеке картинка ратянутая,но при использовании 3Dсмотрелки вы получите стреовизор с нормальным разрешением + дополнительное поле для разной системной информации (либо сверху либо с низу )-задержка на всей цепи - от камеры до дисплея 105мс(по хдми),НО опять же проблема -синий,а точнее чорный екран,хотя и восстанавливающийся почти мгновенно.иногда бывают при частых дропах по радио краткосрочные замерзания картинки и мерцания.

вот первый ru.aliexpress.com/item/…/1073463883.html
вот второй ru.aliexpress.com/item/…/32315448605.html

кстати второй квадратор можно сказать промежуточный этап для цифрового тлинка-можно на большой коптер дополнительно поставить IP камеру и гнать ее на землю по гсм или вайфай и соответственно прямо в “глаза”

Dreadnought

Вот, гляньте, надысь полетал. Опробовал сделанный хедтрекер (DIY-headtracker) одну ось Pitch вывел на аппаратуру, а сам хедтрекер закреплён на ней. это сделал, чтобы удобнее было управлять наклоном камеры. Если видите анаглиф - переключите ютуб на флеш-плеер. Есть к большинству браузеров плагины для этого.

1 month later
FlyingSteps

Бахарев выложил эту ссылку в соседней теме, копирую здесь. Я рассматривал такую схему, но отмёл её, т.к. не знал как решить проблему с наложением двух картинок друг на друга, а они, оказывается, эту проблему поляризацией разрешили. Я поверхностно осведомлён о поляризации, но если есть не слишком дорогое решение, то такая схема была бы, как мне кажется, оптимальна для стерео фпв. Гораздо компактнее и феншуйнее, чем параллельное расположение дисплеев. Ну и по теме: beam splitter

mejnkun

а в каком месте инфа что этот шлем 3Д?

FlyingSteps
mejnkun:

а в каком месте инфа что этот шлем 3Д?

Сам шлем походу не 3D. Мне понравилась идея решения проблемы наложения картинок друг на друга за счёт поляризации, которая позволяет использовать подобное расположение дисплеев (т.е. один сверху, а другой на задней стенке или снизу) для 3D.
Конкретно в этом шлеме для реализации 3D, на сколько я понимаю, не хватает только двух приёмников, каждый из которых передавал бы сигнал на свой дисплей.