Батискафный самолёт

IL76MD
Илья_МГУ:

Несколько вопросов:

  1. Для БД5 хватает, скорость повыше, чем у Ская.
  2. Закрылки не активизировал, поляна большая.
  3. До срыва не доводил, БДшка любит скорость, не рисковал на посадке, а на маршруте ни разу не срывало.

Вес БД5 с акком 13А/ч около 3х кг. Запуск был с катапульты только. Черное крыло покупал на
fpvmodel.com/skywalker-condor-1880-1880mm-wings-bl…

А-50:

а это точно крыло Кондор?

Летал и на 1900 Скае, против ветра стоит как воздушный шар. А с черным от “Кондора” запросто.
И оно, черное крыло, имеет заметную стреловидность по ср. с 1900.

DrRinkes
Илья_МГУ:

Всё же, это будет гидросамолёт с возможностью посадки на воду. Ближе всего на мою мечту похож Поларис.

Пост #220, два года назад проигнорили? 😃

Илья_МГУ
А-50:

“Правильный” вопрос: а это точно крыло Кондор? 😃

Оно больше похоже на 1900мм, которое оптимизировалось под меньшую удельную нагрузку и меньшую скорость.

О, как 😵 Джентльмены, прошу прощения за дезинфрмацию. У меня таки крыло 1900. Наивно полагал, что это и есть кондор.

DrRinkes:

Пост #220, два года назад проигнорили? 😃

Нет. За два года многое переосмыслил. От Полариса беру компоновку ВМГ и копирую форму днища. В чистом виде Поларис меня не устраивает.

1 month later
Илья_МГУ

Довёл аппарат до испытательного состояния. Увы, первый полёт был коротким, секунд эдак 5. В принципе, я догадывался, что угол установки крыла великоват, но результат получил потрясающий. Самоль с места пошёл в мёртвую петлю. С трудом его выровнял и брякнул с не очень тяжёлыми последствиями.
Что крыло стоит неправильно, это точно. Но ещё не даёт мне покоя угол установки стабилизатора, который я взял с чертежа Полариса без переделок. Он там стоит точно по оси мотора, т.е. мотор -2 и стабилизатор тоже -2. Крыло у Полариса при этом установлено по некоей конструктивной оси. Но оно плоское, в отличии от моего выпукло-вогнутого, т.е. у меня установочный угол должен быть ещё меньше.
Собираюсь перед следующим испытанием поменять все углы, кроме выкоса мотора. Стабилизатор поставлю по конструктивной оси, крыло на +1.5 градуса.
Гуру, избавьте от сомнений!

blade
Илья_МГУ:

избавьте от сомнений!

Ну, тут никаких сомнений и нет- все неправильно:(
Не причисляя к гурам себя, имел честь быть знакомым с А.Ф.Харламовым, к сожалению нас уже покинувшим…
И присутствовать при рождении многих его моделей от рисунка до полета.
Первое, что он делал (а делал он почти всегда самолеты необычных конструкций) rcopen.com/files/529465689970730077f57491 он клеил из потолочки прототип небольшого размера, на котором выяснялись углы, центровка, управляемость: все это в безмоторном режиме. Естественно, прототип должен быть максимально схож геометрически и по профилям с будущим самолетом.
Затем- изготавливался непосредственно ЛА, устанавливалась аппаратура управления и опять же, в безмоторном режиме проводились летные испытания с какого нибудь пригорка- в травку/сугроб.
Пилот в это время- определял степень управляемости уже с пульта.
При этом описанный Вами случай кабрирования и краша- естественно сразу бы вылез, но без последствий?
Малозначительные изменения конструкции, типа выкосов, определялись уже позднее, в процессе нормального полета с двигателем, поскольку правильный/неправильный выкос может привести к уклонению от курса, но не к аварии?

Илья_МГУ:

и стабилизатор тоже -2

Скорее всего в этом- и кроется проблема? Стабилизатор как то принято устанавливать = СГФ?
Иначе самолет будет иметь постоянное стремление задрать нос, что собственно и произошло?
А в Вашем случае ситуация усугубилась тем, что стабилизатор стоит в мощном потоке от движка и ввиду площади, гораздо бОльшей, чем у РВ- создает огромный кабрирующий момент, не компенсируемый рулевой поверхностью?

Илья_МГУ
blade:

Скорее всего в этом- и кроется проблема? Стабилизатор как то принято устанавливать = СГФ?
Иначе самолет будет иметь постоянное стремление задрать нос, что собственно и произошло?
А в Вашем случае ситуация усугубилась тем, что стабилизатор стоит в мощном потоке от движка и ввиду площади, гораздо бОльшей, чем у РВ- создает огромный кабрирующий момент, не компенсируемый рулевой поверхностью?

Мне тоже с самого начала не нравился угол -2 стабилизатора, и даже казалось, что это очевидная ошибка. Поэтому перед принятием окончательного решения я задал вопрос в ветке про Поларис : rcopen.com/forum/f81/topic145973/2681 пост№ #2689. Ответили, что так и надо, вот и сделал тупо по чертежу.

Моделирование в потолочке, это конечно круто. Вы предлагаете мне повторить вогнуто-выпуклое крыло Skywalker 1900 в масштабе и из потолочки? Боюсь, мне проще склеивать после очередного крэша оригинальную модель 😃
Кроме того, не обязательно каждое испытание должно кончаться морковкой. Честно говоря, я просто не ожидал, что у аппарата столько дури. Взмыл так резко, что и мявкнуть не успел. В следующий раз начну с коротких подлётов на малом газу. По снегу самолёт ездит великолепно.

blade
Илья_МГУ:

вогнуто-выпуклое крыло Skywalker 1900

Тут воля-абсолютно Ваша.
Однако, уже упомянутый А.Ф.Харламов все свои модели (а то, что на фото- далеко не самая большая из них) делал по технологии “пенопласт-ПВА-бумага-лак”.
Что не помешало ему сделать самолет 2м с S образным профилем, перед этим сделав прототип.
На самом деле технология прототипирования весьма проста: нужен нож, картонные шаблоны и пара оправок для шкурки: плоская и круглая. Все делается не спеша за пару дней. Пыли правда-много.

Udjin

Вcе поверхности в ноли. У вас не планер.
Т.К. крыло имеет плоско выпуклый профиль, и в нолях будет создавать подъёмную силу.
Тонкую настройку выполните меняя установочный угол стабилизатора.

blade
Udjin:

Т.К. крыло имеет плоско выпуклый профиль

Только “0” на крыле надо не от нижней поверхности выставлять, а от хорды?
ЗЫ:Хотя у меня на крыле CLARC-Y 14 угол получался примерно +3*, поскольку при =СГФ- летало плоховатто:(

Udjin:

Вcе поверхности в ноли.

Но касаемо стабилизатора- абсолютно согласен:)

Илья_МГУ
Udjin:

Вcе поверхности в ноли. У вас не планер.
Т.К. крыло имеет плоско выпуклый профиль, и в нолях будет создавать подъёмную силу.
Тонкую настройку выполните меняя установочный угол стабилизатора.

Евгений, спасибо что подтянулись, я Вас ждал! 😃

Всё в нули? Ок. Но есть ещё и мотор с выкосом в 2 градуса (точнее, в 2.5, ибо у меня консоль повыше чем у Полариса). Его-то не надо в ноль ставить? Или лучше тоже "обнулить"за компанию?
И ещё: конструктивно, мне проще вертеть на разные углы основное крыло, со стабилизатором сложнее. Поэтому, если на взлёте будет тупить, проще повернуть на положительный градус крыло.

Udjin
blade:

а от хорды?

Конечно.

Илья_МГУ:

Но есть ещё и мотор с выкосом в 2 градуса

Чтобы разговаривать предметно, что у вас минус а что плюс?
Накидайте эскизик.

Илья_МГУ
blade:

Только “0” на крыле надо не от нижней поверхности выставлять, а от хорды?////

////Но касаемо стабилизатора- абсолютно согласен:)

Понятно, что от хорды. Только вот найти эту хорду не так просто. Крыло спереди имеет довольно тупой радиус, добросовестно оклеено скеклянным скотчем (крыло б/у-шное), найти самую переднюю точку профиля проблематично. На сайтах магазинов пишут, что там профиль FX-45. Не нашёл я описание этого профиля с координатами. Подозреваю, что там растиражированная опечатка и такого профиля вообще не существует. Придётся гадать, или брать за основу похожий планерный профиль.

Что касается стабилизатора. Там ведь он стоит сразу за винтом. Поэтому установка стаба с углом выкоса винта мне показалась не лишённой некоторой логики. Теперь каюсь, стаб надо было ставить в ноль по конструктивной оси.

ЗЫ: Евгений, рисунок чуть позже, пока только на словах:

  1. Стабилизатор - угол -2.5гр. относительно конструктивной оси фюзеляжа.
  2. Выкос винта - те же -2.5, т.е. параллельно стабилизатору.
  3. крыло - плюс градуса 2-3 (точнее не могу померить) относительно конструктивной оси фюзеляжа.

Таким образом, угол между крылом и стабилизатором получается 4.5-5.5 градусов. Собственно, чему тут удивляться? 😃
“Кто виноват” - понятно. Интересует “что делать” 😃

Udjin

Сделайте скан среза, я вам вычислю профиль и кину его dxf

Илья_МГУ
Udjin:

Сделайте скан среза, я вам вычислю профиль и кину его dxf

Спасибо! Но только вечером, после работы. Больше всего этот профиль похож на MVA-301. Впрочем, поляру MVA-301 я тоже не могу найти 😃

Илья_МГУ

Бредовая идея. Мне совсем просто сделать поворот основного крыла прямо в полёте. Если после испытаний и нахождения оптимального угла окажется бесполезным, можно привод убрать и крыло зафиксировать. А может и оставить 😃

Udjin

Прямо в полёте не нужно. Уроните. Схема питчерона известна, это сверхманёвренные аппараты.
Кстати, перепроверьте центровку. Должно быть в пределах 20% САХ, для вашего случая.

Илья_МГУ

Испытывал с центровкой 25%. Выставлял, разумеется в горизонте. Но такую штуку заметил: из-за высокого центра тяжести (мотор и регуль на консоле) центровка плавает при тангаже. При наклоне на пикирование, центровка сдвигается вперёд, а при кабрировании - назад. Подозреваю, что это не есть хорошо.

Udjin

Илья, центровка, при жёстко закреплённой начинке, - константа. Она не может “сдвигаться”.
Вы что-то другое подразумеваете под сдвигом центровки.
Расскажите, как вы её измеряли, по простому, на “пальцах”.

blade
Илья_МГУ:

Но такую штуку заметил:

Стесняюсь спросить:а зачем Вы вообще пытаетесь изобрести какую то удивительную схему самолета, когда задача пред Вами (насколько я помню начало темы)- проводить видеомониторинг акватории со стартом и посадкой на воду?
Вы уже потратили массу сил на эти исследования, ни на шаг не приблизившись к конечной цели…Не проще взять (или повторить) готовый гидросамолет, поставить на него ФПВ и решать поставленную задачу, не отвлекаясь на побочные проблемы?

Илья_МГУ:

Хочу сделать самолёт для фпв, напичканный всей основной электроникой и способный приводняться на поверхность моря. Запуск предполагается с маломерного судна.

Вот же изначальная формулировка задачи?
Больше двух лет прошло…

Илья_МГУ
blade:

Стесняюсь спросить:а зачем Вы вообще пытаетесь изобрести какую то удивительную схему самолета, когда задача пред Вами (насколько я помню начало темы)- проводить видеомониторинг акватории со стартом и посадкой на воду?
Вы уже потратили массу сил на эти исследования, ни на шаг не приблизившись к конечной цели…Не проще взять (или повторить) готовый гидросамолет, поставить на него ФПВ и решать поставленную задачу, не отвлекаясь на побочные проблемы?

В эту, совершенно незнакомую тему я вошёл совершенно добровольно, о чём ни капли не жалею 😃 Она нисколько не мешает моему основному увлечению - любительскому мореплаванию. Дела на том фронте идут, и совсем неплохо. Вот отчёт о моей последней экспедиции: kotoyarvi.ru/travels/?page_id=7

“Морской разведчик”, который я замечтал гораздо раньше, чем появился на этом форуме, это очередная хотелка, а не жизненная необходимость. Два года вовсе не прошли даром. Я гораздо увереннее стал чувствовать себя в теме, перепробовал несколько разных самолётов и взялся за строительство именно такого, который наиболее отвечает моим задачам. Не сомневайтесь, у меня всё получится. Аналогично, и свою лодку я строил 6 лет до “первой воды”, зато ежегодно получаю огромную отдачу. Главное в затее с “морским разведчиком”, это техническое творчество. Только получение удовольствия от процесса является гарантией конечного результата. Попытки получть такой же результат сразу, выложив кучу денег, уже делались другими людьми, и они были безрезультатными. Так что не торопитесь лить по мне слёзы 😃 Дела идут в нужном направлении.

ЗЫ: схема самолёта которую я выбрал, вовсе не уникальная, а самая что ни на есть “вульгарис”. “Поларисы” с планерным крылом неоднократно делались и успешно использовались.

blade
Илья_МГУ:

схема самолёта которую я выбрал,

Я не ставлю под сомнение Ваше право творить, просто имея за плечами опыт 10 лет разработки/производства ФПВ перебрал сначала кучу схем, пока не нашел оптимум.И вот эта схема с задним расположением ВМГ- самая неудобная и капризная в эксплуатации. Фирма “Русская авионика” (беспилотное отделение “Иркут”), сделала похожий БПЛА, но по результатам испытаний от него- отказалась. Я знаком с их шеф- пилотом, так что сведения- из первых рук, а не с лавочки у подъезда 😃 www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=бла+иркут+…
Кстати, есть живой ,летающий экраноплан с возможностью полета и в самолетном режиме: fotki.yandex.ru/next/users/…/1152049