Почтовая доставка БПЛА - реальный проект в Казахстане

Desmo

Всем привет!
На фоне эпического фейла Почты России, о котором не слышал только глухой и слепой (пресловутое видео шлют мне даже из Штатов и Австралии) захотелось поделится нашими продвижениями на данном поприще.
Скептиков и критиков прошу иметь ввиду, что проект уже запущен полтора года как и успешно исполняется, так что дискуссии о невозможности неуместны. Все остальное с радостью готов обсуждать.
Начнем с того, что пресловутая почтовая доставка давно будоражит умы игроков на рынке логичтики и отрасли БПЛА. Наивно полагать, что гиганты вроде Амазон, ДХЛ или АлиЭкспресс не могут достойно решить эту проблему, с из-то бюджетами и доступом к технологиям.
Все упирается в законодательство, как тот же 107 закон в США, поямо запрещающий доставку чего бы то ни было с БПЛА в коммерческом секторе, кроме экспериментальных полетов.
В данном отношении Казахстан оказалсЯ гибче и пои нашем участии удалось в новых редакциях Воздушного кодекса и Правил пользования ВП прямо РАЗРЕШИТЬ доставку беспилотниками, с условием что груз будет либо доставлен прямо на землю, либо сброшен с парашютом.

Совместно с национальным почтовым оператором Казпочта была разработана концепция внедрения услуги. После анализа мирового опыта и экспериментов пришли к тому, что пока что тупиковый путь закрывать с помощью бпла «последнюю милю» в городах и населенных пунктах. Ибо небо над городами закрыто безусловно, и получение разрешения, а тем более согласование регулярной трассы будет жопоподобно.
Также отказались от идеи посадки на дальней точке, ибо это прямой путь к потере аппарата - не разобьется, так пенделем по морде получит, не забываем про нашу ментальность!! ))
А что можно безболезненно сбросить с высоты 30-50 метров. Только печатную периодику!! Газеты, журналы, рекламные всякие АВоновские каталоги и тд.
Казпочта имеет обязательство по доставке ряда государственнвх газет по принципу «День+0», что означает доставку адресату в день тиража, и пох что живет адресат в условных Бильдяжках в горах Южного Кащахстана.
В таких условиях доставка БПЛА могла бы быть решением, при условии что населенный пункт маленький и общий вес отправлений категориями подходит.
Об этом позже, но скажу, что один борт за смену перебрасывает 8-10 кг газет. А теперь - и 16-20 кг.
Производим анализ существующей логистики - если в населенный пункт едет автотранспорт почтовый, но пункт тупиковый, то это плечо можно купировать и заменить на БПЛА. Населенные пункты транзитные смысла трогать нет.
Далее понимаем удаленность от близжайшего узла распределения газет.
Все села и аулы, удовлетворяющие вышеуказанным критериям и находящиеся на удалении 50-60 км по прямой от узла - это и ест наша фокусгруппа.
Скажу, что в РК таких набралось 119 сел/аулов.

Теперь о технике - Крылу Х8 я памятник готов воздвигнуть, даже рукотворный.
После многочисленных тестов, проб и разработок пришли к тому, что Х8 это «наше все».
Аппарат несет под брюхом 2кг запаянных в вакуумгый пакет газет на 60 км, сбрасывает и умудряется вернуться назад. И так 4-5 раз в день каждый борт. Некоторые из наших уже имеют 300+ полетов и выглядят так, что какбэ говорят «когда я уже сдохну мля». Но летят.
Вся соль в правильном подборе ВМГ, тут мы собаку сьели без ложной скромности могу сказать. Летим на Ионах 5 банок, 35 ампер час на борту. На тестах по прямой легко за 200 км дальности технической если акки в ноль высаживать. То есть реально 120-140 км летать регулярно.
С Июня внедряем второй тип носителя, на 4кг груза. Это классический высокоплан с поямоугольным крылом удлинения 8, 120 дм площади. Мотор 600грамм 380 кв. 6 банок 42ач.

Кому вся эта муть кажется интересной - с удовольствием продолжу повествование.
Также хочу выразить огромную благодарность и респект «широко известным в узких кругах» парням из Смоленска за поддержку, опыт, технику и вообще, за то «что они есть» ))

RAOhnik

Весьма и весьма интересно. С нетерпением жду продолжения, так как кейс интересен не только для Почты

Desmo

С рабочего компа скину несколько промо роликов, коих снято было с десяток, для государственных каналов и пресс службы Казпочты. Нам конечно очень повезло, что руководители Казпочты проект поддержали и поверили, Сакен Сейтжаппарович Сарсенов, глава Казпочты, лично презентовал проект на самых высоких уровнях, поэтому по ряду проблематик нам был дан зеленый свет, в части согласования и разрешений особенно.
Без этого такие проекты остаются на уровне стартапов, как правило.
Вы правильно подметили, что подобные возможности БПЛА были бы интересны не только почтовикам, в этом направлени также ведется работа.
Хотелось бы отметить - в ряде случаев сталкиваемся со скепсисом «профессионалов» от БПЛА отрасли, кратко можно сформулировать «фу, это же пенопластовый Х8 за гроши».
В таких случаях не устаю повторять - каждый инструмент должен быть соразмерен поставленной задаче. Нельзя взять и применить десятки композитных бортов за десятки тысяч долларов, и надеятся на скорый возврат инвестиций.
При прочих равных Х8 оказался вне конкуренции. Справедливости ради - на других направлениях юзаем и очень серьезную технику, начиная с Геоскана и заканчивая Пингвином UAV Factory.
Бывает, на точке вылета работают по 4-5 бортов, 2-3 одновременно в воздухе.
Бригада только успевает баты заряжать. Маршруты пробиты вплоть до метра заранее авангардной бригадой.

Aleksel

Молодцы! Почта России отдыхает!) У нас, к великому сожалению такое бы не получилось, все б запретили, арестовали и конфисковали!

Gnom

Очень интересно и очень круто. Можете дать ссылку на видео. Хотелось бы в живую всё посмотреть.

Андрей_М79

Какие ограничения по погоде? Зимой говорят у вас ветра сильные, примерное соотношение летных дней и вынужденного простоя. Сколько всего аппаратов задействовано, сколько не вернулись с задания? Пишите очень интересно. Меня с Х7 на работу возьмете?

RAOhnik

Интересует как происходит сброс? Под визуальным контролем или в отдельной заранее определённой точке безопасной для окружающих и с ограниченным доступом?

Gayrat

Совершенно Безопасно для окружающих!

RAOhnik
Gayrat:

Совершенно Безопасно для окружающих!

А можно подробнее.

Из видео не до конца понятно как в итоге обеспечивается безопасность окружающих.

dima043

Интересна экономическая сторона.
Во сколько обходится такая доставка газет ? Особенно относительно цены самих изданий. Кто оплачивает доставку ?
Допустим даже сам планер самолета переживет 300 применений это почти год. Но ресурс аккумуляторов тоже ведь истощается. Да и сервы не вечные. Плюс оплата труда квалифицированному персоналу и возможные отказы-потери-поиски. Не дешевле ли организовать доступность электронных версий газет и если надо печатать их на месте на принтере ?

Заявки на ИВП с использованием БПЛА в Казахстане нужно подавать ? Для БПЛА устанавливается местный режим издается NOTAM и закрывается участок неба каждый раз для всех пользователей ?

Desmo
Андрей_М79:

Какие ограничения по погоде? Зимой говорят у вас ветра сильные, примерное соотношение летных дней и вынужденного простоя. Сколько всего аппаратов задействовано, сколько не вернулись с задания? Пишите очень интересно. Меня с Х7 на работу возьмете?

Совершенное верно подмеченно, погодное окно существует, как и в большой авиации. Не только зимой, конечно. Реально при ветре до 12 мс позволяем себе летать. Моросящий дождь - тоже. Зимой бывало ловили обледенение, особенно при влажном воздухе и околонулевой температуре у земли. Борт прилетал с наледью по передней кромке крыла, лопастей, тяжелее на несколько сот грамм )
На данный момент задействованно около 12 аппаратов, но с июня на дежурство встанет еще около 20-30. Дело в том, что реальную нагрузку ежедневную можно узнать только по факту, приступив к эксплуатации в боевом режиме. Где то бывает по полтора килограмма два раза в неделю, а где-то и 20 в день передают.
За все время опытной и боевой эксплуатации было утеряно 3 аппарата, один безвозвратно. Два других находили либо в поле, либо чабаны местные.
Маршруты у нас выстроены в основном вдоль дорог, либо ЛЭП либо иного линейного ориентира, что сильно облегяает поиск в случае чего.
Также не везде одинакова ситуация с радиосвязью. Нам официально согласован диапазон 433МГц до 2Вт мощности. В некоторых локациях всю дорогу видим борт и RSSI не падает ниже 60-70%. А в других - за складками местности теряется линк и часть маршрута летим в радиомодчании.
Условия эксплуатации бывают очень даже непростыми, и еще сильнее удивляешься потенциалу Х8 крыла.
Как пример - горные районы. Поселок Сарыжаз - точка старта. Это 2200 м над уровнем моря. Взлетаем с полной массой до 6500 кг без проблем.
Или например маршрут где точка сброса на 1900 м выше точки старта на дистанции 47 км. При этом по пути два хребта. На дальнюю точку борт летит с постоянным набором высоты и средним тангажом в 1-2 градуса.
Зато назад летит с постоянным снижением, практически не пользуется газом.

На телефоне куча видео ифото, тк КАЖДЫЙ старт документируется коротким видео. Я сейчас переезжаю на новый лаптоп, поэтому пока не могу выложить тут.

dima043:

Интересна экономическая сторона.
Во сколько обходится такая доставка газет ? Особенно относительно цены самих изданий. Кто оплачивает доставку ?
Допустим даже сам планер самолета переживет 300 применений это почти год. Но ресурс аккумуляторов тоже ведь истощается. Да и сервы не вечные. Плюс оплата труда квалифицированному персоналу и возможные отказы-потери-поиски. Не дешевле ли организовать доступность электронных версий газет и если надо печатать их на месте на принтере ?

Заявки на ИВП с использованием БПЛА в Казахстане нужно подавать ? Для БПЛА устанавливается местный режим издается NOTAM и закрывается участок неба каждый раз для всех пользователей ?

Экономика конечно же важна, это прежде всего бизнес.
Оплата в данном проекте производится за удельную единицу 1 кг на 1 км маршрута «туда» (то есть на половину полной дистанции). К примеру, несем 2 кг В село за 50 км от старта, соотвптственно коэффициент к тарифу 100. Стоимость единицы озвучивать не буду, это коммерческая информвция, но она весьма и весьма невелика. Скажу, что некоторые известные игроки из РФ приходили и в ужасе бежали, ожидая кратно или даже на порядки больше цифры.
Здесь возможность зарабатывания кроется в управлении издержками и минимизации капексов.
Именно поэтому это Х8 на Пиксе, а не Суперкам например.
Суть в доведении техники до такого состояния, когда эксплуатация не требует совсем выской квалификации операторов. Нужна базовая техническая граммотность и знание ПК.
Согласитесь, добится такого на Пиксе достаточно сложно, но нам это удалось.
По поводу ресурса и амортизации -
Борт держит 300 циклов, акки - около 500. Конечно, все стоит денег, как и наземное оборудование, а оно включает и автомобиль (мы используем Лады Гранты), инверторный генератор, катапульту, тент, зарядники и прочую лабудень.
То есть это точно не проект из разряда «срубить бабла». ROI достаточно долгий, как и в любом проекте основанном на инфраструктуре.
Мне он интересен в первую очередь охватом территории, возможностью заявиться, обкатать технологии и, в первую очередь, персонал

По поводу печати на местах - так и делается, точек печати десятки по стране. Но это не рашит пробему последней мили. В аул на 20 дворов какой печатный комплекс поставите? И кто заниматься жтим будет, когда там самый молодой житель - механизатор дядя Серик 60 лет от рожу.
А доставлять ряд газет надо - не забывайте Почта это не только про бизнес, это и социалка еще.

Заявки на ИВП конечно нужно подавать. Можно немного упростить процесс, подписав рамочный документ в виде инструкции по применению бпла для конкретной задачи в конкретных локациях. Но флайтпланы НОТАМ исправно и регулярно должны подаваться. Причем задействованы 4 ведомства, включая КНБ (аналог ФСБ), силы ПВО, Комитет Гражданской авиации и Региональные центры по УВД. Фактически у меня работает полноценная диспетяерская служба по подготовке, подаче и отслеживанию оазрешительной документации.
«Вчерную» мы не летаем принципиально

RAOhnik:

А можно подробнее.

Из видео не до конца понятно как в итоге обеспечивается безопасность окружающих.

Безопасность обеспечивается самим подходом к реализации задачи и характером груза.
Летаем мы ТОЛЬКО в села и аулы. Границу населенного пункта не пересекаем никлгжа, условная точка сброса всегда за околицей выбирается. И большой ли ушерб может нанести пакет газет?

RAOhnik

Безопасность обеспечивается самим подходом к реализации задачи и характером груза.
Летаем мы ТОЛЬКО в села и аулы. Границу населенного пункта не пересекаем никлгжа, условная точка сброса всегда за околицей выбирается. И большой ли ушерб может нанести пакет газет?[/QUOTE]

В теме шёл разговор о двух килограммах и мне кажется падение такого веса на ребёнка может привести к неблагоприятным последствиям. Понятно что маршрут просчитан, но ко времени прилета аппарата, его кто то встречает в месте доставки?

tuskan
dima043:

Интересна экономическая сторона. Во сколько обходится такая доставка газет ?

экономическая сторона - обморочная.
Почта это не только экономика, но и обязательства.

либо дрон с тремя газетами на 50км, либо человека с уазиком и тремя газетами на те же 50км.
и то и другое убыточно. Человек дороже.

Desmo
RAOhnik:

Безопасность обеспечивается самим подходом к реализации задачи и характером груза.
Летаем мы ТОЛЬКО в села и аулы. Границу населенного пункта не пересекаем никлгжа, условная точка сброса всегда за околицей выбирается. И большой ли ушерб может нанести пакет газет?

В теме шёл разговор о двух килограммах и мне кажется падение такого веса на ребёнка может привести к неблагоприятным последствиям. Понятно что маршрут просчитан, но ко времени прилета аппарата, его кто то встречает в месте доставки?[/QUOTE]

Конечно, на конечной точке в условленное место и время приходит дежурный сельский почтальон, точнее на велосипеде приезжает. При вылете также оператор дополнительно оповещает почтальона звонком на мобильный.
На точке сброса БПЛА делает пару витков, гася скорость и высоту. Также это нужно для установления визуального контакта почтальона и БПЛА. После сброса почтальон берет посылку и разносит по адресам.

Lazy

Алексей, напишите в личку, если не сложно о батареях. Подробно 😃

P.S.
На полосе в 200-х километрах от Алматы. 😃

Андрей_М79
Desmo:

Все прошло хорошо, проект получил поддержку и дальнешее развитие.

Поздравляю, удачи в развитии. В скором времени может и халтурку брать будете? Сидит теплая компашка, культурно отдыхает, утром- бл… водочку что всю вчера допили? Ща позвоним: друг, по братски, закинь по этим координатам килограм водочки и пивка если сможешь, спасибо жду… Красота.

7 days later
Андрей_Курылев

Единственное, что самое ценное в этой истории с доставкой газет в аулы- это получение практического опыта интенсивной эксплуатации БВС разных типов. То, что братья казахи вляпали в это дело почту своей страны, это очень здорово, это именно то место, где действительно можно обкатать весь процесс, особенно по погодным условиям. С точки зрения экономики, вся эта затея с большим минусом, только если государство готово платить за доставку газет. Одного только не понимаю, если в ауле есть электричество и мобильная связь, зачем туда возить бумагу, вроде в 21 веке живем ? Я жил в Казахстане, в степи Кустанайской области и прекрасно помню тамошнюю погоду, отличный полигон для испытаний…😎

RomanNV
Андрей_Курылев:

зачем туда возить бумагу

Мелкие пакеты с Алиэкспресса и Банга доставлять удобно.