Почтовая доставка БПЛА - реальный проект в Казахстане
Первые итоги.
Детали обтянуты и подготовлены к покраске.
Несколько комментариев после обтяжки:
- пленка ведет себя очень хорошо
- вес, несмотря на жесткость, хороший
- как обтягивать без опаски нарушить геометрию есть на фото
Для общего понимания, многие идеи не мои и принадлежат опытным моделистам. В частности Жильвинас дал очень своевременный и дельный совет по обтяжке деталей фюза. Обратите внимание, что детали точно выложены на стапеле и все подвижные элементы установлены. Также были полезны советы Руслана Ермолина по работе с пленкой на стапеле.
Итоговый вес всех деталей ~10.1г.
Результат мне нравится. Для сравнения и понимания - Тривия с размахом на 100мм меньше и на столько же короче на этом этапе весила алогично : ~10 грамм.
Впереди самый красивый этап - покраска.
Очередной этап позади и традиционно небольшой отчет и некоторые комментарии.
Главный итог - в заданный вес я уложился. Предварительный расчет оказался верным - набрал 2 грамма.
Теперь самолет уже не прозрачная субстанция, а вполне себе пепелац!
Воспользовался советом Донатаса и сделал коррекцию самого рисунка чтобы лучше понимать геометрию и положение модели, также ушел от прозрачных мест.
Рукастый ты, Дим, и упорный. Восхищаюсь терпением и кропотливостью - здорово получается!
…и упорный
А я читаю - и упоротый. Думаю, но а чо, так и есть… 😃
Димка, спасибо за поддержку!
Я вот весь в мыслЯх про лого и надпись. Ибо дОлжно быть изюминке, а куда городить никак не решу, да и со шрифтом ещё не разобрался.
Дим, классно получается. И твой фирменный цвет - “Олдман грин”, очень в тему.
Дим, классно получается…
Спасибо, Гриш, очень в этом деле поддержка очень помогает, ибо нервная система не всегда выдерживает 😃 .
Сами-то собираетесь подтягиваться в преддверии сезона 2017? Планы же были?
Планы то были. Но неожиданно с залом возникли сложности, то льзя, то нельзя. После нового года ни разу не получилось полетать. Посмотрим что в этом году получится.
Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?
Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?
Жень, спасибо! Пока в планах август.
очень много технических вопросов, с которыми нужно повозиться.
Лето, отпуск… сборка! 😃
Несмотря на небольшой “перекур” на отпуск я продолжаю свою стройку и уже начал сборку деталей.
Обычно я пробую на какой-нибудь небольшой детальке как оно и что, а потом уже делаю что-то более масштабное. У Колибри, в отличии от Тривии, идеология растяжек будет заметно отличаться, а именно - всё будет сделано по максимуму 0.3 углем и сам метод будет двухсторонним. У Тривии большая часть растяжек была углем 0.5 и с одной стороны, что заметно упрощает сборку. Это бооольшой плюс. Но. Минусы также никто не отменял, а это и ассиметричная развесовка и прибавка в весе.
Отличная идея с пенопластовыми стапелями для сборки!
Знаете, фюзеляж в моём понимание ПОЗВОНОЧНИК всей конструкции и если у вас с рождения сколиоз, то балерина из вас скорее всего не получится. Вот и я в первой попытке собрать детали воедино допустил ключевую ошибку - приложил усилия при сборке. Вроде и выставил всё ровно, и прижал только своим весом, но… тут надо понимать главное - сборка фюза из нескольких деталей скорее всего никогда не даст идеальной геометрии в местах сочленения. Моя искренняя вера в то, что можно подогнать очень точно и, практически, без зазора растаяла аки дым.
После проверки аккуратным снятием со стапеля стал ясен диагноз - сколиоз. Не пойдет … 😦
Вариант второй имеет важное отличие, нет стремление к точному стыку. Также я зафиксил саму продольную линию т.к. понял, что по мере установки растяжек не могу точно соблюдать и выдерживать геометрию, а такой “стапель” существенно снижает вероятность ошибки.
Результат после проверки - балериной быть! 😃
А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?
Ясно ведь что на трубке и собирать быстро и сервы железно стоят .
Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?
Может нужно было придумать “капитальный” вариант клееный, без прижатия гантелями?
Ведь вся эта затея не на один самолет.
А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?
Возможность работать с каждой деталью в отдельности. Удобно. Когда всё на трубе некоторые моменты весьма геморойны. Например, покраска и обтяжка.
На будущее теперь понятно, что куда и как стыковать, но первый раз пришлось повозиться.
сервы железно стоят
Лёш, тут нет проблем, закладные (трубочки) я продумал изначально, поэтому стыковка (жесткая) у деталей конечно будет.
Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?
Всё верно - второй.
…вся эта затея не на один самолет.
Проект не коммерческий, поэтому вполне допускаю, что на один.
В капитальном стапеле смысла нет. “Кубики” очень удобны т.к. постоянно нужно что-то выставить для склейки или растяжки.
Условно “капитальный” у меня есть - этакая умная подставка, придуманная Скворцовым Валерой. Отличный походный вариант.
Узелок завяжется, узелок развяжется… (с)
Наверное самый интересный момент момент процесса сборки т.к. наконец-то в живую ты видишь то, что проектировал и представлял только в виде чертежей и неких эскизов.
Верхняя часть стала “как к себе домой” благодаря подготовке соединений с нижней половинкой. Ну а дальше как по нотам:
Кое-какие новшества в плане стойки шасси. Долго я смотрел на разные варианты того, что строят коллеги и пришел к следующей схеме:
Перед тем, как начать фиксировать сделал небольшую “примерку”, остался доволен, пока всё как и задумывалось.
Итоговый вес фюза без управляющих плоскостей - 10.5г. Что ж, вроде неплохо.
Уши?.. Лапы?.. Хвост!
Не то, чтобы Хвост всему голова, но во многом элемент ключевой и потому внимания требует особого.
Даже опытные саксаулы иногда делают эту ошибку, а именно, не учитывают, что растяжки на руле направления могут заметно мешать его отклонению, ну а так как фигуры, где он нужен “на все деньги” присутствуют то, мой совет - собирайте РН последним и смотрите, где и что может помешать его максимальному отклонению.
Отдельно про мотораму. Мой горький опыт научил меня, что мотор должен быть легко съёмным, при этом иметь возможность регулировок выкоса, а сам крепеж ничего не весить. Мне попались на глаза капроновые стендоффы и такие же капроновые к ним винты. Немного дреммелинга и…
Ну, и наконец финальный прикид электроники с целью понимания ЦТ и итогового веса.
Пока выхожу на 42 грамма с батарейкой 160 мАч и не самыми легкими 15" винтами.
Валерий Фёдорович, винтики твои, как и всё, что ты делаешь выглядят просто потрясающе. А ещё хочу в очередной раз сказать тебе Спасибо! за невероятно полезный стапель, без которого я уже, как без рук.
Теперь о самом процессе…
В борьбе с геометрией и сопроматом победила наука и в результате неделя была посвящена не только постройке, но и работе над ошибками.
Итак, что исправлено. Полностью переделано крепление шаровых на управление РН. Если речь об управлении одиночной тягой - не вопрос, первый вариант вполне работоспособен:
Для нормальной работы системы пул-пул всё-таки корректно делать так:
Причина, почему я всё-таки остановился на таком варианте - быстрое и безболезненное перемещение сервы. В случае, когда самолет хорошо известен и его настройки и его ЦТ уже проверены практикой - ни вопрос, ставим серву и летим, а вот в моём случае, когда облет ещё предстоит и ЦТ получем только расчетным способом такая подстраховка не будет лишней.
Про геометрию всё. Теперь о сопромате.
Было: Стало:
Опять же, разрыв “силовой линии” я видел, а вот чем думал в этот момент…, наверное тем, о чем пел Слепаков в одной из своих песен, посвященных мыслительным процессам 😃.
По установке самой электроники особых замечаний нет. Здесь всё уже традиционно и без каких-либо тонкостей, на фото можно посмотреть всё детально.
Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?
Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?
На удивление материал оказался очень даже стойким. Во время сборки волей или неволей, но самолету достаётся в плане зацепил-уронил, эта пленка справилась хорошо. Рекомендую.
пленка очень крепкая для таких самолетов! можно было бы кое где и тоньше ,но тоньше вроде бы нет именно такой
Спасибо, значит пленка которую я первый раз заказывал для себя хуже, сильно дырявилась при натяжении без мятости. Мятая вела себя удовлетворительно.
www.homefly.com/products.asp?id=31
Уже заказал Ваш вариант.
www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=electrostatic speake…
И парочка вопросов.
Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?
Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?
Это ведет к неодинаковому отклонению элеронов.
Олег возьми во внимание шаровые наконечники. Дима этого пункта не упустит
Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?
Длина качалки от центра ~22мм. Это в моём понимании оптимум т.к. малая качалка не обеспечит достаточное отклонение, а РН нужно около 45 градусов, а слишком большая - нагрузка на серву. Олег, не забывай, что фото сильно искажает картину т.е. в реалиях на этом фото размер качалок сервы и РН одинаковый и имеет общий размах ~ 44мм:
Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?
Обрати внимание, куда сдвинуты шаровые и прими в расчет искажение на фото.
Расстояние для точки крепления шаровых я нахожу в CAD-е, рисуя тягу на чертеже между кабанчиком элерона и тягой сервы.
Еще работать и работать
всему свое время, отработаем, учтем, и дальше пойдем, не тот силен…
прекрасно помню тамошнюю погоду
Мне тоже интересно, как быть с переменчивой погодой. Ведь в горах, даже в предгорьях погода со штиля может поменяться до шквалистого ветра за считанные минуты. Или когда идет проливной дождь целый день, снег сыпет 2-е суток, или ветер сильный 2 дня подряд. Как быть в таких случаях? Все равно доставляете или пережидаете?
Ребята, а высоту как отслеживает Х8? Просто по барометру по давлению в точке старта? GPS высоту тоже не ахти показывает…Как решили эту проблему? Или просто запас по высоте на все случаи жизни? 😃
Очень интересная тема, сам прожил 20 лет в Казахстане, только в западном) тем вообще почти везде степь, но вот с ветрами там дела очень плохи…
а почему все говорят, что это очень не выгодно?
если сравнивать с чтением газет в электронном виде, то конечно не выгодно. но если сравнить с доставкой на уазике… я бы усомнился, с учетом, что в работу взяты только тупиковые аулы, а таких там хватает, я жил в тупиковом городе))) Актау, это 400 км, от ближайшего железнодорожного и автомобильного узла в п. Бейнеу. т.е. едешь 400 км в тупиковый город, земли то много) чего мелочиться)
так вот, поселок за 50 км. съездить туда на буханке, литров 15-20. примерно 700р(буду считать в рублях, переводить в тенге ни к чему) и износ у уаза буханки я думаю хуже (имеется ввиду, что ломаются они чаще и дороже). Плюс человеко-часы(да водитель дешевле спеца по БПЛА, но водитель на весь день, а специалист нет, а еще скорее всего один спец следить может за 2-3 беспилотниками, все равно же летят все чисто по маршрутам.
конечно, считать нужно более точно, чтобы понять всю суть. и все почему-то удивляются со словами “если государство будет платить за доставку”, так не если, а платит. платит почте, а почта в праве заключать субподряд на доставку…
можно хрусталь теперь заказывать!
да и вообще, человек делится тем, что они делают, я бы наверное только мечтал о такой работе. работа, где ты занимаешься своим хобби как работой, делаешь ее, совершенствуешь, еще и пиарятся. молодцы. не нужно выискивать изъяны и тыкать их. они знают обо всем, и обо всех подводных камнях, так как уже работают.
я лучше предлагаю делиться вашими наработанными навыками.
Расскажитек о тонкостях настройки ваших полетников, раз уж утверждаете, что заставили их работать идеально.
Кому вся эта муть кажется интересной - с удовольствием продолжу повествование.
Алексей, приветствую!
Только сейчас наткнулся на эту тему. Здорово! Чтобы там ни говорили.
Возможно обращусь за консультацией, если у нас по цифровизации займутся этим направлением. Желание вроде у бизнеса есть, задач много, только могут сдрейфить из-за новизны и бюрократизма.
По первому пунку я себя уже предложил. Всяко интереснее работать с дронами, чем текущая работа.
По второму как раз может и помощь понадобится. Если уже есть опыт на юге Казахстана, то почему бы его неиповторить на западе. Закон-то один.
Если можно, то в личку, какие высоты разрешили, сколько времени от подачи заявок до вылета, регистрация, сертификация. Бюрократия в общем.
P.S. Смотрю я на некоторые свои посылки с ХоббиКинга и точно, как с дрона сбросили. 😃
Да ещё и ногами походили сверху. Реально пришёл кит самолёта с чётким отпечатком ботинка. Менталитет.
На коробке красный стикер с рюмкой “Fragile”. Надо китайцам подсказать, чтобы стикер на казахском языке был.
Алексей приветствую!
Можно ли посмотреть аппараты в деле?
У нас есть официальные люди, утверждающие, что вся эта доставка дронами - просто хайп и попса. Ввиду полной коммерческой нерентабельности, на сег день
Единственный плюс - можно разводить инвесторов на бабло.
Если они разведутся.
Но с чисто технической стороны это все бесспорно интересно.
Ну в РБ и территория не такая большая. И практически нет слабодоступных мест.
Учтите - из ЕРР БПЛА в десятки раз дешевле чем из композитов.
На днях прочел что подобное хотят разрешить и у нас в России. В 19ом году. Для юрлиц. Ясно что это будет для крупных служб доставки. По лицензии. Главное чтобы это не с Почты России началось, а то уже все видели их “доставку”…
На днях прочел что подобное хотят разрешить и у нас в России. В 19ом году. Для юрлиц. Ясно что это будет для крупных служб доставки. По лицензии. Главное чтобы это не с Почты России началось, а то уже все видели их “доставку”…
Доброго времени суток. Можете скинуть ссылочку где Вы прочитали что подобное хотят разрешить в России