Colibri - самолет для F3P

Olegss

Про повышение жескости идея нормальная, получается несущая обшивка.
Не дело таскать неработающую пленку по воздуху.
Еще маленькая тонкость, как положить намазанный клеем каркас на пленку ровно.
Нужно его намазать кисточкой поднять и ровно положить на пленку.
К рукам прилипает, искажается геометрия.
В этой операции можно попробовать наклеить пленку на рамочку и потом уже переместить на положенный ровно каркас. Тогда приклеивать и прижимать её к неровному каркасу будет проще.
С маленькими элементами попроще будет.

OldMan

Первые итоги.
Детали обтянуты и подготовлены к покраске.

Несколько комментариев после обтяжки:

  • пленка ведет себя очень хорошо
  • вес, несмотря на жесткость, хороший
  • как обтягивать без опаски нарушить геометрию есть на фото

Для общего понимания, многие идеи не мои и принадлежат опытным моделистам. В частности Жильвинас дал очень своевременный и дельный совет по обтяжке деталей фюза. Обратите внимание, что детали точно выложены на стапеле и все подвижные элементы установлены. Также были полезны советы Руслана Ермолина по работе с пленкой на стапеле.

Итоговый вес всех деталей ~10.1г.

Результат мне нравится. Для сравнения и понимания - Тривия с размахом на 100мм меньше и на столько же короче на этом этапе весила алогично : ~10 грамм.

Впереди самый красивый этап - покраска.

7 days later
OldMan

Очередной этап позади и традиционно небольшой отчет и некоторые комментарии.

Главный итог - в заданный вес я уложился. Предварительный расчет оказался верным - набрал 2 грамма.

Теперь самолет уже не прозрачная субстанция, а вполне себе пепелац!

Воспользовался советом Донатаса и сделал коррекцию самого рисунка чтобы лучше понимать геометрию и положение модели, также ушел от прозрачных мест.

Surf

Рукастый ты, Дим, и упорный. Восхищаюсь терпением и кропотливостью - здорово получается!

OldMan
Surf:

…и упорный

А я читаю - и упоротый. Думаю, но а чо, так и есть… 😃
Димка, спасибо за поддержку!

Я вот весь в мыслЯх про лого и надпись. Ибо дОлжно быть изюминке, а куда городить никак не решу, да и со шрифтом ещё не разобрался.

gregb

Дим, классно получается. И твой фирменный цвет - “Олдман грин”, очень в тему.

OldMan
gregb:

Дим, классно получается…

Спасибо, Гриш, очень в этом деле поддержка очень помогает, ибо нервная система не всегда выдерживает 😃 .

Сами-то собираетесь подтягиваться в преддверии сезона 2017? Планы же были?

gregb

Планы то были. Но неожиданно с залом возникли сложности, то льзя, то нельзя. После нового года ни разу не получилось полетать. Посмотрим что в этом году получится.

MEN-Yar

Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?

OldMan
MEN-Yar:

Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?

Жень, спасибо! Пока в планах август.
очень много технических вопросов, с которыми нужно повозиться.

21 days later
OldMan

Лето, отпуск… сборка! 😃

Несмотря на небольшой “перекур” на отпуск я продолжаю свою стройку и уже начал сборку деталей.
Обычно я пробую на какой-нибудь небольшой детальке как оно и что, а потом уже делаю что-то более масштабное. У Колибри, в отличии от Тривии, идеология растяжек будет заметно отличаться, а именно - всё будет сделано по максимуму 0.3 углем и сам метод будет двухсторонним. У Тривии большая часть растяжек была углем 0.5 и с одной стороны, что заметно упрощает сборку. Это бооольшой плюс. Но. Минусы также никто не отменял, а это и ассиметричная развесовка и прибавка в весе.

Olegss

Отличная идея с пенопластовыми стапелями для сборки!

OldMan

Элероны они и в Африке элероны. (с) Народная мудрость. 😃
По технологии сборки особых нюансов нет. А что есть? Есть определенный порядок и всё те же пенопластовые опоры для контроля геометрии.

8 days later
OldMan

Знаете, фюзеляж в моём понимание ПОЗВОНОЧНИК всей конструкции и если у вас с рождения сколиоз, то балерина из вас скорее всего не получится. Вот и я в первой попытке собрать детали воедино допустил ключевую ошибку - приложил усилия при сборке. Вроде и выставил всё ровно, и прижал только своим весом, но… тут надо понимать главное - сборка фюза из нескольких деталей скорее всего никогда не даст идеальной геометрии в местах сочленения. Моя искренняя вера в то, что можно подогнать очень точно и, практически, без зазора растаяла аки дым.

Вариант первый:

После проверки аккуратным снятием со стапеля стал ясен диагноз - сколиоз. Не пойдет … 😦

Вариант второй имеет важное отличие, нет стремление к точному стыку. Также я зафиксил саму продольную линию т.к. понял, что по мере установки растяжек не могу точно соблюдать и выдерживать геометрию, а такой “стапель” существенно снижает вероятность ошибки.

Результат после проверки - балериной быть! 😃

Ланцов_Алексей

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?
Ясно ведь что на трубке и собирать быстро и сервы железно стоят .

Olegss

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?
Может нужно было придумать “капитальный” вариант клееный, без прижатия гантелями?
Ведь вся эта затея не на один самолет.

OldMan
Ланцов_Алексей:

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?

Возможность работать с каждой деталью в отдельности. Удобно. Когда всё на трубе некоторые моменты весьма геморойны. Например, покраска и обтяжка.
На будущее теперь понятно, что куда и как стыковать, но первый раз пришлось повозиться.

Ланцов_Алексей:

сервы железно стоят

Лёш, тут нет проблем, закладные (трубочки) я продумал изначально, поэтому стыковка (жесткая) у деталей конечно будет.

Olegss:

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?

Всё верно - второй.

Olegss:

…вся эта затея не на один самолет.

Проект не коммерческий, поэтому вполне допускаю, что на один.
В капитальном стапеле смысла нет. “Кубики” очень удобны т.к. постоянно нужно что-то выставить для склейки или растяжки.
Условно “капитальный” у меня есть - этакая умная подставка, придуманная Скворцовым Валерой. Отличный походный вариант.

OldMan

Узелок завяжется, узелок развяжется… (с)
Наверное самый интересный момент момент процесса сборки т.к. наконец-то в живую ты видишь то, что проектировал и представлял только в виде чертежей и неких эскизов.

Верхняя часть стала “как к себе домой” благодаря подготовке соединений с нижней половинкой. Ну а дальше как по нотам:

Кое-какие новшества в плане стойки шасси. Долго я смотрел на разные варианты того, что строят коллеги и пришел к следующей схеме:

Перед тем, как начать фиксировать сделал небольшую “примерку”, остался доволен, пока всё как и задумывалось.

Итоговый вес фюза без управляющих плоскостей - 10.5г. Что ж, вроде неплохо.

OldMan

Уши?.. Лапы?.. Хвост!
Не то, чтобы Хвост всему голова, но во многом элемент ключевой и потому внимания требует особого.
Даже опытные саксаулы иногда делают эту ошибку, а именно, не учитывают, что растяжки на руле направления могут заметно мешать его отклонению, ну а так как фигуры, где он нужен “на все деньги” присутствуют то, мой совет - собирайте РН последним и смотрите, где и что может помешать его максимальному отклонению.

Отдельно про мотораму. Мой горький опыт научил меня, что мотор должен быть легко съёмным, при этом иметь возможность регулировок выкоса, а сам крепеж ничего не весить. Мне попались на глаза капроновые стендоффы и такие же капроновые к ним винты. Немного дреммелинга и…

Ну, и наконец финальный прикид электроники с целью понимания ЦТ и итогового веса.

Пока выхожу на 42 грамма с батарейкой 160 мАч и не самыми легкими 15" винтами.

shpak

Дима,самолет очень красивый.Украсим его еще и винтиком и резиночкой на вкус.Сегодня полетал еще на висение.Взял и разгрузил немного кончик у лопастей.Стал вроде как-то по другому звучать .Да и смотриться повеселей.

OldMan

Валерий Фёдорович, винтики твои, как и всё, что ты делаешь выглядят просто потрясающе. А ещё хочу в очередной раз сказать тебе Спасибо! за невероятно полезный стапель, без которого я уже, как без рук.

Теперь о самом процессе…
В борьбе с геометрией и сопроматом победила наука и в результате неделя была посвящена не только постройке, но и работе над ошибками.
Итак, что исправлено. Полностью переделано крепление шаровых на управление РН. Если речь об управлении одиночной тягой - не вопрос, первый вариант вполне работоспособен:

Для нормальной работы системы пул-пул всё-таки корректно делать так:

Причина, почему я всё-таки остановился на таком варианте - быстрое и безболезненное перемещение сервы. В случае, когда самолет хорошо известен и его настройки и его ЦТ уже проверены практикой - ни вопрос, ставим серву и летим, а вот в моём случае, когда облет ещё предстоит и ЦТ получем только расчетным способом такая подстраховка не будет лишней.

Про геометрию всё. Теперь о сопромате.
Было: Стало:
Опять же, разрыв “силовой линии” я видел, а вот чем думал в этот момент…, наверное тем, о чем пел Слепаков в одной из своих песен, посвященных мыслительным процессам 😃.

По установке самой электроники особых замечаний нет. Здесь всё уже традиционно и без каких-либо тонкостей, на фото можно посмотреть всё детально.