Colibri - самолет для F3P

gregb

Дим, классно получается. И твой фирменный цвет - “Олдман грин”, очень в тему.

OldMan
gregb:

Дим, классно получается…

Спасибо, Гриш, очень в этом деле поддержка очень помогает, ибо нервная система не всегда выдерживает 😃 .

Сами-то собираетесь подтягиваться в преддверии сезона 2017? Планы же были?

gregb

Планы то были. Но неожиданно с залом возникли сложности, то льзя, то нельзя. После нового года ни разу не получилось полетать. Посмотрим что в этом году получится.

MEN-Yar

Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?

OldMan
MEN-Yar:

Димон красава, когда планируешь порадовать облетом?

Жень, спасибо! Пока в планах август.
очень много технических вопросов, с которыми нужно повозиться.

21 days later
OldMan

Лето, отпуск… сборка! 😃

Несмотря на небольшой “перекур” на отпуск я продолжаю свою стройку и уже начал сборку деталей.
Обычно я пробую на какой-нибудь небольшой детальке как оно и что, а потом уже делаю что-то более масштабное. У Колибри, в отличии от Тривии, идеология растяжек будет заметно отличаться, а именно - всё будет сделано по максимуму 0.3 углем и сам метод будет двухсторонним. У Тривии большая часть растяжек была углем 0.5 и с одной стороны, что заметно упрощает сборку. Это бооольшой плюс. Но. Минусы также никто не отменял, а это и ассиметричная развесовка и прибавка в весе.

Olegss

Отличная идея с пенопластовыми стапелями для сборки!

OldMan

Элероны они и в Африке элероны. (с) Народная мудрость. 😃
По технологии сборки особых нюансов нет. А что есть? Есть определенный порядок и всё те же пенопластовые опоры для контроля геометрии.

8 days later
OldMan

Знаете, фюзеляж в моём понимание ПОЗВОНОЧНИК всей конструкции и если у вас с рождения сколиоз, то балерина из вас скорее всего не получится. Вот и я в первой попытке собрать детали воедино допустил ключевую ошибку - приложил усилия при сборке. Вроде и выставил всё ровно, и прижал только своим весом, но… тут надо понимать главное - сборка фюза из нескольких деталей скорее всего никогда не даст идеальной геометрии в местах сочленения. Моя искренняя вера в то, что можно подогнать очень точно и, практически, без зазора растаяла аки дым.

Вариант первый:

После проверки аккуратным снятием со стапеля стал ясен диагноз - сколиоз. Не пойдет … 😦

Вариант второй имеет важное отличие, нет стремление к точному стыку. Также я зафиксил саму продольную линию т.к. понял, что по мере установки растяжек не могу точно соблюдать и выдерживать геометрию, а такой “стапель” существенно снижает вероятность ошибки.

Результат после проверки - балериной быть! 😃

Ланцов_Алексей

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?
Ясно ведь что на трубке и собирать быстро и сервы железно стоят .

Olegss

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?
Может нужно было придумать “капитальный” вариант клееный, без прижатия гантелями?
Ведь вся эта затея не на один самолет.

OldMan
Ланцов_Алексей:

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?

Возможность работать с каждой деталью в отдельности. Удобно. Когда всё на трубе некоторые моменты весьма геморойны. Например, покраска и обтяжка.
На будущее теперь понятно, что куда и как стыковать, но первый раз пришлось повозиться.

Ланцов_Алексей:

сервы железно стоят

Лёш, тут нет проблем, закладные (трубочки) я продумал изначально, поэтому стыковка (жесткая) у деталей конечно будет.

Olegss:

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?

Всё верно - второй.

Olegss:

…вся эта затея не на один самолет.

Проект не коммерческий, поэтому вполне допускаю, что на один.
В капитальном стапеле смысла нет. “Кубики” очень удобны т.к. постоянно нужно что-то выставить для склейки или растяжки.
Условно “капитальный” у меня есть - этакая умная подставка, придуманная Скворцовым Валерой. Отличный походный вариант.

OldMan

Узелок завяжется, узелок развяжется… (с)
Наверное самый интересный момент момент процесса сборки т.к. наконец-то в живую ты видишь то, что проектировал и представлял только в виде чертежей и неких эскизов.

Верхняя часть стала “как к себе домой” благодаря подготовке соединений с нижней половинкой. Ну а дальше как по нотам:

Кое-какие новшества в плане стойки шасси. Долго я смотрел на разные варианты того, что строят коллеги и пришел к следующей схеме:

Перед тем, как начать фиксировать сделал небольшую “примерку”, остался доволен, пока всё как и задумывалось.

Итоговый вес фюза без управляющих плоскостей - 10.5г. Что ж, вроде неплохо.

OldMan

Уши?.. Лапы?.. Хвост!
Не то, чтобы Хвост всему голова, но во многом элемент ключевой и потому внимания требует особого.
Даже опытные саксаулы иногда делают эту ошибку, а именно, не учитывают, что растяжки на руле направления могут заметно мешать его отклонению, ну а так как фигуры, где он нужен “на все деньги” присутствуют то, мой совет - собирайте РН последним и смотрите, где и что может помешать его максимальному отклонению.

Отдельно про мотораму. Мой горький опыт научил меня, что мотор должен быть легко съёмным, при этом иметь возможность регулировок выкоса, а сам крепеж ничего не весить. Мне попались на глаза капроновые стендоффы и такие же капроновые к ним винты. Немного дреммелинга и…

Ну, и наконец финальный прикид электроники с целью понимания ЦТ и итогового веса.

Пока выхожу на 42 грамма с батарейкой 160 мАч и не самыми легкими 15" винтами.

shpak

Дима,самолет очень красивый.Украсим его еще и винтиком и резиночкой на вкус.Сегодня полетал еще на висение.Взял и разгрузил немного кончик у лопастей.Стал вроде как-то по другому звучать .Да и смотриться повеселей.

OldMan

Валерий Фёдорович, винтики твои, как и всё, что ты делаешь выглядят просто потрясающе. А ещё хочу в очередной раз сказать тебе Спасибо! за невероятно полезный стапель, без которого я уже, как без рук.

Теперь о самом процессе…
В борьбе с геометрией и сопроматом победила наука и в результате неделя была посвящена не только постройке, но и работе над ошибками.
Итак, что исправлено. Полностью переделано крепление шаровых на управление РН. Если речь об управлении одиночной тягой - не вопрос, первый вариант вполне работоспособен:

Для нормальной работы системы пул-пул всё-таки корректно делать так:

Причина, почему я всё-таки остановился на таком варианте - быстрое и безболезненное перемещение сервы. В случае, когда самолет хорошо известен и его настройки и его ЦТ уже проверены практикой - ни вопрос, ставим серву и летим, а вот в моём случае, когда облет ещё предстоит и ЦТ получем только расчетным способом такая подстраховка не будет лишней.

Про геометрию всё. Теперь о сопромате.
Было: Стало:
Опять же, разрыв “силовой линии” я видел, а вот чем думал в этот момент…, наверное тем, о чем пел Слепаков в одной из своих песен, посвященных мыслительным процессам 😃.

По установке самой электроники особых замечаний нет. Здесь всё уже традиционно и без каких-либо тонкостей, на фото можно посмотреть всё детально.

Olegss

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

OldMan
Olegss:

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

На удивление материал оказался очень даже стойким. Во время сборки волей или неволей, но самолету достаётся в плане зацепил-уронил, эта пленка справилась хорошо. Рекомендую.

29rus

пленка очень крепкая для таких самолетов! можно было бы кое где и тоньше ,но тоньше вроде бы нет именно такой

Olegss

Спасибо, значит пленка которую я первый раз заказывал для себя хуже, сильно дырявилась при натяжении без мятости. Мятая вела себя удовлетворительно.
www.homefly.com/products.asp?id=31
Уже заказал Ваш вариант.
www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=electrostatic speake…
И парочка вопросов.
Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?
Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?
Это ведет к неодинаковому отклонению элеронов.

MorAna

Олег возьми во внимание шаровые наконечники. Дима этого пункта не упустит