Телеметрия (часть 1)
Я вообще считаю, что для “бюджетного” проекта надо делать самоустойчивые самолеты
Для бюджетного варианта самое лутчее-нарисовать своё поле для симулятора и в ём лятать, а Тимофей пытается реализовать более-менее универсальный девайс, потому такие сложности и возникают. Досмотрел сегодня краш-тест нашего пилота-испытателя скрывающегося под ником maloii (не знаю настоящего имени), познавательно, на мой взгляд нужно вырабатывать процедурную инструкцию для пилотов (как на боингах-если в определённой ситуации вы хотите сделать что то, надо сделать такие то и такие то действия). По моим наблюдениям примерно на 12 минуте начал шуметь звук-это звонок к возврату на базу (к тому же надо учитывать худшую проходимость видеосигнала сквозь облака), суммарное удаление от базы перевалило за обещанную производителями дальность действия аппаратуры, пилот продолжал удалятся и набирать высоту, потом начало шуметь изображение-это уже полный п… На мой взгляд, нужно периодически давать большие круги и контролировть приборную скорость и GPS, и по разнице скоростей прикидывать направление ветра и желательно удалятся от базы именно против ветра, больше шансов вернуть модель. А если уж вставлять в телеметрию всякие моргалки-питюкалки то на параметр “удаление от базы”, но фигня в том что мощность передатчиков у всех разная, у кого то сдохнет раньше, у кого то позже-на всех не угодишь, да и смысла в этом нет , если пилот испытывает максимальную дальность таким способом, ему эти приблуды по барабану. Но всё таки основные признаки к возвращению на базу определить надо, и вставить в инструкцию к телеметрии.
С уважением.
Малого настигла всего-навсего одна беда - севший аккумулятор, который не позволил вернуться на базу против ветра.
Малого настигла всего-навсего одна беда - севший аккумулятор, который не позволил вернуться на базу против ветра.
Я думаю что он слишком далеко улетел и даже нармальный акумулятор не дал бы шансов долететь,зато появился бы возможность найти модель…
Попытки вернутся на базу начались ещё до посадки аккумулятора, проблема была в другом-ветер на той высоте превышал скорость модели и показания стрелки совсем не совпадали с реальным положением модели, он просто не мог понять в какую сторону лететь, в итоге его уносило всё дальше и дальше. Я считаю в такой ситуации спасёт компас, а стрелка вектора скорости только запутывает. Возможно ему стоило выбрать какой то заметный ориентир и попытаться в пикировании превысить скорость ветра и тогда бы можно было понять истинное положение в пространстве, а заодно уйти на меньшую высоту где скорость ветра наверняка меньше. Моё мнение-нужно переходить с пенолётов на электро планеры, диапазон скоростей у них гораздо выше и в пикировании они могут разгоняться до очень приличных скоростей и летают стабильно.
С уважением.
Компас - тоже вещь в себе. Нельзя вот так вот купить датчик, повесить на 2 (3) входа АЦП и опа.
Во-первых, магнитные материалы в самике вносят погрешности, но это ладно, от этого можно откалиброваться.
Во-вторых, магнитный север нифига не там, где географический, и в разных местах нашей необъятной надо разные поправки вводить. Как вводить? Глядеть по GPS координаты и подглядывать в заранее составленную с шагом 10-20 градусов широты/долготы табличку поправок?
В третьих, изменение крена и тангажа самика точно так же влияют на показания компаса, как и изменения курса, особенно вдали от экватора. Пока нет информации о крене/тангаже, придется с этим мириться.
Ну да ладно. Компас как-нибудь с оговорками победим.
Гуру (очень надеюсь на serj и Dikoy), вы лучше вот что скажите:
Поможет ли применение фильтра Калмана оценить систематические погрешности акслерометров и гироскопов? Не, точнее, нифига не систематические, а очень низкочастотные типа температурного дрейфа нуля? Нутром чую, что не поможет, но вдруг есть какие-то варианты? Я тут про всю эту математику начитался, испугался, уже боюсь что-то даже предполагать.
Еще проблема в том, что институт мой мало чего дал в плане обработки сигналов. Геометрия, матричные навороты, линейные всякие численные методы и матстатистика в отдельности - без проблем, но что такое фильтр Калмана я (надеюсь) понял только с третьего раза 😃
Теоретически по идее можно включить в вектор состояния, обсчитываемый Калманом, не только углы ориентации, но и позицию самика, комплексировать то бишь (какое умное слово узнал!) инерциалку и GPS. Только по-моему, нифига это не сработает, у нас не машина, а самолет, который еще и ветром в разные стороны таскает.
Есть в свободном доступе какие-нибудь документы на тему, доступные моему разрушенному пивомбабами мозгу, или лучше не выпендриваться и возвращаться в сад, к пирометрам? 😃
Согласен. Три гироскопа с акселерометрами- гимор. Один нужен полюбому. Курс по GPS будет (у нас тут на 300км вокруг +8) на 8 градусов больше чем с компаса показывать. Калмана фильтрация- это на один параметр два датчика нада- ашипка есть несовпадение сигналов… Если грамотно, на прерываниях, все делать, у меги, тупо таймеров не хватит, о чем я и говорил(128-я тоже не поможет) Хороший вариант- отдельно все это делать и на SPI(TWI), я так понял, он не задействован.
Телевизор на солнце- никак 😃 ближняя ик составляющая от солнца такова, что ик управление, работающее в больших залах и на улице в пасмурную погоду на расстоянии метров 60, (20 мощных светодиодов для ик-подсветки с током каждого 1.2А)
при ясной погоде не работает и на полметра 😦,
Это я как-то для комнатных ИК управление делал. 😒
У меня управляется всегда. Даже когда свет из открытого окна падает прямо на экран.
У GPS приемника не достаточная избирательность (сигнал TV передатчика, расположенный близко от GPS приемника проходит в канал обработки GPS). Решается установкой дополнительных полосовых фильтров в GPS приемник (при наличии соответствующей измерительной аппаратуры).
Прям приёмник сверлить? 😃
Kak mozno tak slomat???
Mordio v Zemliu
Да, именно так. Автопилот на посадке ёк, самолёт входит в штопор, вывести не успеваем. Моськой в землю. Дрова.
Самое смешное, что двигатель выкопали и он потом ещё два таких раза пережил 😃
Да хрен с ней с математикой, но то, что гироскопы принципиально уползают и
всё это еще компенсировать через ж*пу, а то и подогрев с термостабилизацией городить - да ну его нафик.
Подогрев проблему не решает, к сожалению 😦
На том, что можно купить в свободной продаже, автопилот с наскоку не сделать… И уж тем более не сделать доступный для повторения.
Увы…
Пирометры, 3-х осевой компас, GPS. Самое то. Можно ещё простенький аксель поставить, чтобы обойтись 4 пирометрами.
Для более комфортного управления на модели с элеронами можно ставить покупную гиру по крену, кому нравится…
И толку? Эту гиру надо включать в горизонтальном положении. Иными словами, она держит то положение, в котором её включили.
А если при пропадании сигнала самолёт летит боком?
Можно поставить футабовский оптический стабилизатор pilot assist, держит модель в горизонте. Причем чувствительность регулируется - можно включать только при переходе на автопилот. Мой стоил около 1800 руб в Москве
В видимом спектре?
Зимой и при ярком солнце работает через зад. Проверено.
Компас - тоже вещь в себе. Нельзя вот так вот купить датчик, повесить на 2 (3) входа АЦП и опа.
Во-первых, магнитные материалы в самике вносят погрешности, но это ладно, от этого можно откалиброваться.
Во-вторых, магнитный север нифига не там, где географический, и в разных местах нашей необъятной надо разные поправки вводить. Как вводить? Глядеть по GPS координаты и подглядывать в заранее составленную с шагом 10-20 градусов широты/долготы табличку поправок?
В третьих, изменение крена и тангажа самика точно так же влияют на показания компаса, как и изменения курса, особенно вдали от экватора. Пока нет информации о крене/тангаже, придется с этим мириться.
Я же дал Вам конструктив, который без извратов работает с разрешением 0,5 градуса… 😃
- Датчики Honeywell убивают постоянную составляющую автоматицски. Всилу конструктива. Прочитайте в описании главу про полосу подмагничивания. Где домены нарисованы. Там сей принцип подробно описан.
- GPS (некоторые модели) возвращают значение склонения в строке GGA, кажется… Если нет, придётся забивать табличку. Не так уж это и сложно - модели поля в сети есть. Можно вводить значение склонения вручную, через шнур, найдя его в инете за 5 минут. Например, для Тулы оно +7 градусов.
Наконец, если всё это не по силам, можно просто забить 😎 Нам же не север важен, а некое ориентировочное направление. Чтобы по нему вернуться. Ну и пусть он врёт на 20 градусов, главное, чтобы врал одинаково в течение полёта. - Для трёхосевого + аксель == не влияют. Угол вхождения линий в кору также легко найти. Для Тулы 70 градусов.
Поможет ли применение фильтра Калмана оценить систематические погрешности акслерометров и гироскопов? Не, точнее, нифига не систематические, а очень низкочастотные типа температурного дрейфа нуля? Нутром чую, что не поможет, но вдруг есть какие-то варианты? Я тут про всю эту математику начитался, испугался, уже боюсь что-то даже предполагать.
Еще проблема в том, что институт мой мало чего дал в плане обработки сигналов. Геометрия, матричные навороты, линейные всякие численные методы и матстатистика в отдельности - без проблем, но что такое фильтр Калмана я (надеюсь) понял только с третьего раза 😃Теоретически по идее можно включить в вектор состояния, обсчитываемый Калманом, не только углы ориентации, но и позицию самика, комплексировать то бишь (какое умное слово узнал!) инерциалку и GPS. Только по-моему, нифига это не сработает, у нас не машина, а самолет, который еще и ветром в разные стороны таскает.
Есть в свободном доступе какие-нибудь документы на тему, доступные моему разрушенному пивомбабами мозгу, или лучше не выпендриваться и возвращаться в сад, к пирометрам? 😃
Документы есть - я с этим переездом никак не могу найти книжку, которую обещал и сканер. Но всё будет.
Комплексирование GPS и инерциалки это то, к чему мы в итоге пришли. Не так всё просто там, но движемся в этом направлении. Пока результатов нет…
Текнол комплексирует бинсу и компас, у них летает…
Про калмана - врядли. Накопление д.б. очень большое. Уходы гироскопов - прецессионные и температурные - компенсируются коррекцией. Маятниковой или иной. Проблема в том, что шумы гироскопов накапливают ошибку много большую, чем термоуход 😦
В своё время закончил военное училище по специальности “Радиотехнические системы навигации и связи”.
Так вот ещё со времён ВОВ в самолётах для навигации использовался АРК(Автоматический радио компас).
Идея проста: средневолновый радиоприёмник настраивается на частоту широковещательной радиостанции, местоположение
которой известно. Комбинация из вращающейся магнитной антенны и штыревой позволяет однозначно определить направление
на эту радиостанцию. Далее дело штурмана.
Для наших дел можно изготовить радиомаяк(взять готовую радиостанцию), а на борту приёмник-пеленгатор.
Одна загвоздка, как сделать вращающуюся диаграмму направленности а приёмной антенны.
Но на мой взгляд эта задача гораздо проще описанных выше потуг с “применением фильтра Калмана”. 😒
В своё время закончил военное училище по специальности “Радиотехнические системы навигации и связи”.
Так вот ещё со времён ВОВ в самолётах для навигации использовался АРК(Автоматический радио компас).
Идея проста: средневолновый радиоприёмник настраивается на частоту широковещательной радиостанции, местоположение
которой известно. Комбинация из вращающейся магнитной антенны и штыревой позволяет однозначно определить направление
на эту радиостанцию. Далее дело штурмана.
Для наших дел можно изготовить радиомаяк(взять готовую радиостанцию), а на борту приёмник-пеленгатор.
Одна загвоздка, как сделать вращающуюся диаграмму направленности а приёмной антенны.
Но на мой взгляд эта задача гораздо проще описанных выше потуг с “применением фильтра Калмана”. 😒
В качестве маяка можно взять свой собственный передатчик, а с свращающейся антенной проблема, может, несколько разнонаправленных антенн и по разностному сигналу с них определять направление?
С уважением.
Все эти извраты с вращающимися антеннами - для определения положения самика в пространстве. С этим GPS справляется, причем, на ура.
Проблема в определении ориентации, то есть, углов крена, тангажа, рыскания. Тут эти антенны ни при чем.
Ну антенну-то разместить вращающуюся, как раз не проблема…
- для определения положения самика в пространстве. С этим GPS справляется, причем, на ура.
А вот случай с моделью тов. Maloii и разбором причин этого в посте №1242 пункт 3 говорит, что
не всё так просто с этой GPS.
Радиомаяк служит для оптеделения направления на точку, а не положения в пространстве. 😒
А вот случай с моделью тов. Maloii и разбором причин этого в посте №1242 пункт 3 говорит, что
не всё так просто с этой GPS.
Радиомаяк служит для оптеделения направления на точку, а не положения в пространстве. 😒
Ага. Ничего, с компасом всё решится 😃
Коллеги, пока суть да дело, я таки решился заказать много штук пирометров по вкусной цене (в 2-3 раза дешевле мелексисов) и сделать аналог FMA-шной головы…
…perkinelmer.com/…/DTS_TPS333R3.pdf
По цене ориентировочно получится в районе FMAшной головы за 43 бакса, только сильно компактнее и сильно легче.
Если хотите отговорить - пока не поздно это сделать 😃
Кто сам летает, знать должен, как держать горизонт по “пионерке”(указатель скорости разворота). Выдерживаешь режим(если с двигателем), вертикальную в ноль, воздушную- постоянной, разворот в ноль. Кто скажет, что это не горизонт? Вы тут со своей математикой скорее очередной симулятор сваяете! А как турбулентность фильтровать, и зачем? Автопилот- вообще самый элементарный регулятор. В чем вообще проблема то? Прописываешь максимальные отклонения рулей, умножаешь ашипку на коэфф. регулирования(Gain) и прибавляешь к исходному положению серво. Чувствительностью от помех избавляешься… А для возврата модели по GPS и компас не нужен- выдерживай высоту и курс по GPS, ну будет, из-за боковой составляющей угол сноса ИК=GPSк=МК+/-МС+/-УС и че? Для Москвы, например самолетик 45км/ч, ветер, северный 000 15 км/ч УСмакс=(U/V)*60=20 градусов, точка на западе 270 5км, (feedback через GPS) УВ=90 путевая составляющая отсутствует- долетим за 6.66666 минут, при этом магн. компас должен будет показывать 270-8+20=282 градуса. Т.е. вполне можно обойтись только GPS. У меня компас для установки гироскопа используется только+ 2 акселя.
Адаптивная или нелинейная фильтрация, средствами контроллера в трех строчках реализуется, блин! Я год назад еще адаптивную систему охлаждения запустил, ниче не зная про Калмана(температура, конечно медленнее меняется) 😛
Если хотите отговорить - пока не поздно это сделать 😃
У меня только один аргумент против - в 2-3 раза дешевле, а гимора больше… Были б они в 20-30 раз дешевле 😦
А так я тока за. Сам хочу с аналогом поиграться, да жаба душит второй заказ делать 😃
Автопилот- вообще самый элементарный регулятор. В чем вообще проблема то?
Раз вы такие умные, что ж вы строем не ходите? (с)
А вот случай с моделью тов. Maloii и разбором причин этого в посте №1242 пункт 3 говорит, что
не всё так просто с этой GPS.
Радиомаяк служит для оптеделения направления на точку, а не положения в пространстве. 😒
Можно и в пространстве- по двум маякам NDB(1mhz max). Около Шереметьево VOR 114.6mhz- он один у нас 😦 . Здесь рамочные антенны не нужны- только штыревая(вращается сам маяк) определяется радиал и дистанция. Поймать можно китайским приемником за 100р(катушку на контуре раздвинуть).
>Кто сам летает, знать должен, как держать горизонт по “пионерке”(указатель скорости разворота). Выдерживаешь режим(если с двигателем), вертикальную в ноль, воздушную- постоянной, разворот в ноль. Кто скажет, что это не горизонт?
Опишите, пожалуйста, как сделать вертикальную в ноль и разворот в ноль. Спасибо.
>Автопилот- вообще самый элементарный регулятор. В чем вообще проблема то? Прописываешь максимальные отклонения рулей, умножаешь ашипку на коэфф. регулирования(Gain) и прибавляешь к исходному положению серво. Чувствительностью от помех избавляешься… А для возврата модели по GPS и компас не нужен- выдерживай высоту и курс по GPS, ну будет, из-за боковой составляющей угол сноса ИК=GPSк=МК+/-МС+/-УС и че? Для Москвы, например самолетик 45км/ч, ветер, северный 000 15 км/ч УСмакс=(U/V)*60=20 градусов, точка на западе 270 5км, (feedback через GPS) УВ=90 путевая составляющая отсутствует- долетим за 6.66666 минут, при этом магн. компас должен будет показывать 270-8+20=282 градуса. Т.е. вполне можно обойтись только GPS. У меня компас для установки гироскопа используется только+ 2 акселя.
Можно фото готового девайса?
>Адаптивная или нелинейная фильтрация, средствами контроллера в трех строчках реализуется, блин! Я год назад еще адаптивную систему охлаждения запустил, ниче не зная про Калмана(температура, конечно медленнее меняется)
И как, хорошо летает адаптивная система охлаждения?
😮 она не летает- охлаждает, сорри. Алгоритм достаточно интересный получился…(оффтоп- оранжерея)
Как вертикалку мерять? Странный вопрос. Практически, в программе у меня каждому новому измерению, клеится timestamp с разрешением 0.001 сек(обсчет в свободное от прерываний время) 2-я производная- тренд вертикальной скорости. При включении автопилота на удержание высоты, запоминаешь значение с барометра, изменения интегрируешь по времени, умножаешь на gain и плюсуешь к текущему положению серво на тангаж. Тренд так- же можно задействовать, для “плавности”. А вот что бывает при перерегулировке: www.youtube.com/watch?v=Ieef0tLrv9c&feature=relate… -система в разнос!
На разворот, я лично, приделал MURATA-GYROSTAR-ENV-05V(пьезо, случайно достался). Ставишь в самоль вертикально. +/- 60гр.сек, при нуле на выходе 2.5 в, оверсемплинг в 12бит. Пожалуйста, бери ошибку и на серво(можно хоть на паре операционников сделать аналоговый). От температурного дрейфа и шума чувствительность спасает- не нужна такая точность!
Фото завтра ночью выложу,если интересно могу схемы, но это сам пациент и его кишки(на 88% готовы). И вообще это не самолет…
>И вообще это не самолет…
А что?
>Как вертикалку мерять? Странный вопрос.
Вопрос был не про то как мерить, а про то, как поставить в 0.
Впрочем, какова у Вас разрешающая способность и стабильность показаний с бародатчика?
>На разворот, я лично, приделал MURATA-GYROSTAR-ENV-05V(пьезо, случайно достался). Ставишь в самоль вертикально.
В общем, понятно. Самолет, то есть, эээ… девайс самостабилизирующийся?